"Мастер класс для педагогов района"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

ПОЗНЯКОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

"Рукоделие как сфера развития творческих способностей детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_dlya_pedagogov.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

 

Мастер-класс

для педагогов района

«Рукоделие - как сфера развития

творческих способностей

детей».

 

 

                                                                         Воспитатель

                                                                             Познякова Т.А.

                                                                                        МДОУ №55 «Росинка»

г.Новоалександровск 2014 г.

 

 

Поистине увлекателен приносящий большое удовлетворение процесс освоения отдельных приемов художественного ремесла, тайн мастерства, и конечно приносит большое удовлетворение дальнейшая творческая работа, фундаментом которой становится традиционное национальное искусство. Процесс познания и радость творчества в народном искусстве не отделены друг от друга, а тесно переплетаются, именно поэтому особенно велика его роль в эстетическом и трудовом воспитании подрастающего поколения.

Традиционное и современное искусство плетения из тесьмы, нитей, и шнура получило широкое признание в декоративно-прикладном искусстве.

Художественное ручное ткачество- своеобразный вид народного мастерства, издавна известный в России. В старину домашнее ткачество имело широкое распространение в крестьянском быту. Для ткачества использовалось различное сырье :лен, шерсть ,конопля которая в ручную обрабатывалась в каждом крестьянском дворе. Процесс ткачества был почти ритуальным, растянутым во времени. Летом выращивалось сырье для тканья, зимой, когда полевые работы приостанавливались, его обрабатывали. Девушки собирались вместе, свивали нити на ручных прялках, им помогали в работе младшие. На домашних деревянных станках, которые имелись в каждом крестьянском доме, начинали неторопливо ткать холсты. Ближе к весне их раскладывали на зеленой прогретой солнцем траве для отделки. Из этих тканей шили различные одежды, белье, изготавливались предметы для украшения домашнего быта-полотенца, скатерти, занавески, подзоры. Подлинным искусством ручного художественного ткачества можно считать старинную одежду русских крестьянок многих областей России.

В русском крестьянском убранстве доминировал красный цвет со множеством оттенков, составляющих цветовую симфонию-символ красного солнца , красоты, радости. Он встречался всюду -в нарядных вышивках, в тканях, в украшении изб, царских палат, его воспевали в устном народном творчестве. В фольклоре слово красный означает «красивый»,»прекрасный».Красный цвет главный, а дополнительный к нему были золотистый, черный, зеленый.

Великолепие красочных тканей, узоров создавались руками простых крестьянских женщин, которые из поколение в поколение передавали секреты своего мастерства.

Принципы народного художественного ткачества не угасают, они развиваются в современном декоративном искусстве, приобретая все большее значение в сохранении и развитии национальных традиций, в появлении новых видов изделий, формирующих предметный мир современного человека.

В наши дни мы смотрим на этот вид прикладного искусства, как на живой неиссякаемый источник народного мастерства, мудрости и красоты. Специалисты считают ,что в современном народном искусстве именно ткачество относится к числу наиболее творческих, много вариативных видов. Не случайно оно привлекает и захватывает многих людей, не зависимо от их профессий.

Изучив литературу решила организовать кружок «Мастерская волшебной ниточки» .Тема над которой работаю «Рукоделие- как сфера развития творческих способностей детей».С преобразованиями происходящими в Российском обществе наиболее значимую роль занимает возрождение национальных традиций, заложенных в народной педагогике. Чтобы точнее оценить ориентиры в будущее следует обратиться к своим истокам.

Показать духовное богатство человека- одна из задач кружка. Искусство в любой форме учит детей видеть и чувствовать глубже ,оно воспитывает в них эстетический вкус, развивает творческие способности.

Программа кружка составлена так ,что при реализации целей и задач можно варьировать формой, содержанием деятельности кружка.

Мною составлены планы тематический, перспективный, определены цели и задачи по всем возрастным группам. Главная цель-это создание условий для художественно-эстетического развития. Развитие потребности ребенка в самовыражении через процесс плетения. Раскрыть разнообразие видов плетения. Стремится выражать свое внутреннее состояние и творчество. Задачи старшей и подготовительной групп вытекают из этих целей.

При составлении тематического плана учитывала, что моя программа состоит из трех разделов:

1.Мир человека в искусстве.

2.Мир предметов в плетении.

3.Предметы созданные человеком.

Каждый раздел включает в себя ряд занятий направленных на изучение теоретико-познавательного курса,1 раздел ,обучение техническим навыкам 2 раздел, практические умения 3 раздел. Разделы не существуют сами по себе, а тесно взаимосвязаны между собой.

Обучение художественному ткачеству можно начинать с пяти лет. Чтобы освоить это интересное и увлекательное дело, надо иметь представления о самом процессе ткачества. Чтобы увлечение носило не эпизодический характер, нужно создать оптимальные условия для творческой деятельности .то есть создать и открыть «Мастерскую».Например «Мастерская добрых дел»,»Рукодельница» и т.д.

Необходимо выявить тех детей, которые склонны к рукоделию, инициативны, аккуратны. Такие дети могут помочь организовать остальную группу детей ,проявивших желание в течении года заниматься в мастерской.

С помощью родителей собрать материал необходимый для занятий .Перед открытием посетили музей, провели беседы и выяснили ,что многие дети бывают на выставках, где демонстрируются различные красивые вещи для дома. Дети делятся своими впечатлениями. После таких бесед обязательно возникает желание заниматься в такой мастерской.

В процессе занятий дошкольники научатся определять эстетически значимую цель, предвидеть конечный результат, реализовать свой замысел, овладеть техникой, научиться умело обращаться с разными материалами, а самое главное разовьют творческие способности.

Занятия строятся на основе личностно-ориентированного подхода, при этом учитываются психологические особенности ребенка. Имеет место и вариативность заданий по степени сложности. От того насколько ребенок умеет работать на занятиях самостоятельно, во многом зависит и самостоятельность его действий в часы досуга. Занятия ткачеством развивают мыслительные процессы, зрительную память, мелкую моторику рук .

Мастерская должна быть оснащена необходимым оборудованием и материалами: образцы выполненные народными умельцами иллюстрации, книги, подборка русского народного фольклора, нитки различной фактуры, цветовая гамма яркая, привлекающая, ленты ,тесьма, рамки(круглые, квадратные),челноки и т.д.

Для поддержания интереса к таким занятиям необходимы встречи с мастерами, походы в музеи, на выставки.

Процесс освоения ткачества проходит в несколько этапов, и осуществляется на ручном ткацком станке или рамке с использованием двух групп нитей-»основы»и»утка»,которые формируют ткань .Самым простым способом плетения является «полотняное»,в котором нити переплетаются поочередно эта техника получила название «шахматная». Именно с этого плетения стоит начинать обучение детей. Насыщение занятий художественным словом, фольклором, хороводами, загадками, закличками, русскими народными играми создает определенные условия для формирования эстетического восприятия.

На основе кружка мною была разработана диагностика уровней творческих способностей детей в рукоделии. Диагностика состоит из двух блоков: познавательный, практический. Познавательный блок - характеризуется знаниями детей в области декоративно-прикладного искусства, народного фольклора, разновидностей ткачества, сырья для тканья. Практический блок- включает в себя умения и навыки построения тканых линий и узоров, цветовой характеристики изделий, способы плетения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Увлекательное путешествие на пруд с. Смолькино Сызранского района".

Проведение опытов для педагогов в рамках окружного Фестиваля педагогических идей....

Мастер-класс для педагогов района «Использование метода песочной терапии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями».

Презентация, содержание мастер-класса, описание игр и упражнений в песочнице, на световом столе, с кинетическим песком....

Мастер-класс для педагогов в рамках районного конкурса «Лучший педагог дошкольного образования - 2018» Тема: «Рисование в технике монотипия, с использованием пены для бритья»

Мастер-класс для педагогов в рамках районного конкурса«Лучший педагог дошкольного образования - 2018»Тема: «Рисование в технике монотипия, с использованием пены для бритья»...

Районный Мастер-класс для педагогов

Мастер-класс по физической культуре  на районном методическом объединении (РМО)«Использование нестандартного спортивного оборудования на занятий по физической культуре в ДОУ» Фор...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ РАЙОНА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «МЫ ВМЕСТЕ»

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ РАЙОНА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ«МЫ ВМЕСТЕ»...