"Земля на краю света" , Мы живем на севере"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Интегрированное занятие: ознакомление с окружающим и ручной труд. Ознакомление детей с бытом, традициями и культурой народа саами (Кольский полуостров).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemlya_na_krayu_sveta.doc53 КБ
Файл my_zhivem_na_severe.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Земля на краю света»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ

(познавательное развитие и ручной труд)

в старшей дошкольной группе

детского дома № 3 г. Апатиты.

                               

        

Воспитатель старшей

дошкольной группы

Патченская И.А.

                                       Апатиты 2009г.

Цель: на основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю.

Задачи:

- вызвать у детей интерес к прошлому родного, к жизни саамов: их быту, традициям, искусству; воспитывать чувство симпатии и уважение к другим народам, их культуре;

- развивать ручную умелость, координацию движений, путем совершенствования мелкой моторики;

- развивать у детей познавательную активность, творческое воображение, память, наблюдательность, аккуратность.

Оборудование:

- на доске карта мира и карта Кольского полуострова,

- на отдельном столе разложены картинки с изображением предметов одежды и быта русского, саамского народа, горцев,

- на каждого ребенка игла с нитью, ножницы, образец саамского бисерного орнамента,

- бисер красного, желтого, белого, синего, зеленого цвета.

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, которые тоже хотят узнать больше нового и интересного.  Давайте поприветствуем гостей и пройдем к своим стульчикам (стулья стоят полукругом на ковре).

     

  1. Вступительная беседа.

- Сегодня мы с вами снова отправляемся в увлекательное путешествие в удивительную страну. А что это за страна, догадайтесь сами. Сядьте, пожалуйста, поудобнее, закройте глазки и представьте…

(Звучит тихая саамская музыка.)

- Далеко-далеко там, где край земли со студеным морем сходится, есть удивительная страна. Летом солнышко там не заходит – и ночью светит. А зимой вовсе не показывается, наступает долгая холодная ночь. Зато зимой здесь дивное сияние. Словно радуга многоцветная в черном небе колышется. До чего красиво – глаз не оторвать, с места не сойти!

- Представили? Откройте глазки. Как вы думаете, где это мы с вами оказались, о какой стране я говорила? (Предположения детей)

- Все правильно! Уточните, как называли этот край в старые времена и какое современное название? (Лапландия, Кольский край, Кольский полуостров.)

- Так где же эта сказочная Лапландия? (Это наш край, где мы живем. Наш родной край.)

- Покажите на карте мира наш край. (Ребенок показывает на карте Кольский полуостров.)

- Ребята, какой народ с древних времен населял наш край и является коренным народом? (Ответы детей)

 - Да, с древних времен на этой земле жили саамы. О Лапландии рассказывал       ещё Ганс Христиан Андерсен в сказке «Снежная королева»: « - Старая лапландка нацарапала письмо на сушеной треске». Лапландцы, лопари кто это, ребята? (Ответы детей)

-Да это саамы. А лопарями их называли другие. По-шведски: лопь - свет, арр - край, то есть «народ, живущий на краю света». Молодцы, как много вы уже знаете!

- Отгадайте, ребята, мою загадку: «Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый красавец».

3. Физкультминутка «Северные олени».

1) «Гордый северный олень» (руки подняты над головой и скрещены – ветвистые рога).

2) «Олень добывает ягель из-под снега» (бить вытянутым носком одной, затем другой ноги о пол, будто олень раскапывает снег).

3) «Олени бодаются» (дети изображают, как олени могут бодаться).

4) « Прыжок через расселину в скале» (прыжки в длину через две веревочки, расстояние между которыми 50 см).

5) «Олени бегут» (легкий бег с высоким подниманием коленей).

- Замечательные получились олени, позже мы еще так поиграем.

- А теперь я предлагаю вам игру «Угадай, где чье?» Я попрошу вас по очереди выйти к столу, посмотреть и выбрать среди многих картинок только те, которые относятся к жизни и быту коренных жителей нашего края и рассказать о том, что выбрали. (Кувакса, вежа, каньги, саамы в национальной одежде, кережи.)

- Молодцы. Теперь вспомните картинки, которые остались на столе, которые вы не выбрали. Какому народу принадлежат все эти предметы? (Русская изба, «тройка» лошадей, девица и молодец в русских костюмах, валенки).

- Да. Все это относится к быту русского народа. Подойдите все к столу, осмотрите ребята, осталось ещё несколько картинок. Какому народу принадлежат эти предметы? (Джигит на коне, кубачинский кувшин, сакля.)

- Да. Все эти предметы принадлежат народам, которые живут в горах, их называли – горцы.

- Сейчас в Кольском Заполярье живет много разных народов: русских (как мы с вами), украинцев, саамов и людей других национальностей. Но в стародавние времена на этой земле жили только саамы.

- Мы с вами уже знаем, что главными занятиями саамов всегда были..?

- Да, рыбная ловля, охота и оленеводство. Саамские женщины ловили рыбу наравне с мужчинами. Но в большей мере они занимались шитьем одежды, обуви, головных уборов. И часто украшали их красивыми орнаментами.

4. Беседа о творческой работе.

- Чем же украшали саамы одежду? (Вышивкой бисером).

- Какие цвета использовали саамы для своих  узоров? (Белый, жёлтый, синий, зеленый, фон в основном красный).

- Вы уже создали саамские орнаменты. Скажите каким способом вы вышивали? (Бисерными «дорожками».)

- «Дорожками» - набрать на иглу сразу 5 бисеринок и пришить всю «дорожку» сразу. Сегодня вы закончите свои саамские узоры.

Пальчиковая гимнастика.

- Но сначала давайте разогреем пальчики, приготовим их к работе:

- Мальчик с пальчик, где ты был? (Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)

-Долго по лесу бродил. (Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)\

- Встретил я медведя, волка, зайку, ёжика в иголках. (Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)

- Встретил белочку, синичку, встретил лося и лисичку. (Большой палец левой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)

- Всем подарки подарил, всяк меня благодарил. (Четыре пальца последовательно сгибаются – кланяются.)  И. Лопухина

- А сейчас пройдите и сядьте за свои столы.

5. Правила техники безопасности.

- Перед началом работы вспомним правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами:

1) вкалывать иглу только в игольницу;

2) шить только в направлении от себя, нельзя вкалывать иглу в рот или вкалывать в одежду;

3) ножницы держать и класть на стол острыми концами от себя.

6.  Продуктивная деятельность.  

1) Инструкция к деятельности.

- Сейчас будьте очень внимательны и аккуратны. (Целевая установка в деятельности.)

- Вы знаете как прошиваются бисерные «дорожки». Приступайте к работе

2) Самостоятельная творческая деятельность детей.

«Парад работ».

- Сейчас выложите свои работы  на фланелеграфе и давайте рассмотрим их.

- Какая работа вам понравилась и почему? (Ответы детей).

- Я благодарю вас за старание и за умение.  И я  очень рада, что вы так много знаете уже о нашем родном крае.        

Список литературы.

1. Киселёв А. А., Киселёва Т.А. Советские саамы: история, экономика, культура. Изд. 2 – е, перераб. и доп. – Мурманск: Кн. изд-во, 1987. – 208с.

2. Литвин В. Б. Краеведение Земли Кольской: Учеб. пособие для учителей начальных классов. – Мурманск: МГПУ, 2005. – 120с.

3. Мечкина Е. И., Мозолевская А. Е. Саамское рукоделие. Методическое пособие. – Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2003. – 112с.

4. Наука и бизнес на Мурмане: Науч.-практ. журнал – Мурманск: Кн. изд-во, №4 (37): Лапландия и саамский народ. – 2003. – 72с.

5. Наука и бизнес на Мурмане: Науч.-практ. журнал – Мурманск: Кн. изд-во, № 5 (62): Культура саамского народа. – 2007. – 84с.

6. Цветет над куваксой  звезда. О саамах для самых маленьких. – Мурманск: МГОДЮБ, 2003. – 15с.

7. Чарнолуский В. В. В краю Летучего камня. Записки этнографа. Отв. ред. Т. В. Лукьянченко и Ю. Б. Симченко. – М.: Мысль, 1972. – 117с.



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ

 «МЫ ЖИВЕМ НА СЕВЕРЕ»

Воспитатель младшей                                                                                                           школьной группы

                                                          Апатитского

                                                     детского дома

                                                                                                                   Патченская Ирина                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                               Алексеевна

АПАТИТЫ

2010 г

ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ

 «МЫ ЖИВЕМ НА СЕВЕРЕ»

- Гости дорогие и ребята! Садитесь все поудобнее, закройте глаза и представьте, наш край, нашу землю много-много лет назад: нет городов, нет многоэтажных домов, нет фонарей, нет асфальтированных дорог. А что же вокруг? Бескрайние просторы тундры, заснеженные вершины гор, тишина и мрак долгой полярной ночи, да лишь изредка небо расцвечивается необычайным сиянием. Представили?

- Скажите мне, как называли наш край в те давние времена? (Лапландия)

- Сказочная Лапландия. Первые мореплаватели так писали об этой стране: там люди ходят в звериных шкурах, из лука стреляют без промаха, и даже умеют колдовать – даже летом могут вызвать снежную бурю…

(Свет моргает, звучит саамская музыка, появляется колдунья.)

- Колдунья: Что, хотели попасть в нашу страну? Вот вы и попали! Только теперь вы в моей власти: что хочу, то с вами и сделаю, во что хочу в то и превращу!

- Что ты такое говоришь, колдунья? Зачем же нас превращать?

- Колдунья: На земле северной живёте, воздухом этим дышите, а сами - то безграмотные – ничего об этой земле не знаете!

- Нет, колдунья, ты ошибаешься, наши ребята о своем родном крае очень много знают. Вот садись на стульчик и послушай.

- Ребята, какой народ населял этот край с давних времён? (Саамы, лопари)

- Саамы и лопари это разные народы или это один народ? (Саамами эти люди называют себя сами, а лопарями называли их раньше другие народы:          по-шведски «лопь»- свет, «арр» – край, конец. Свет, край. Лопь, арр – лопарь – живущий на краю света.)

- Как называют саамы своё поселение? (Погост)

- Как называются саамские жилища и чем они отличаются? (Кувакса, вежа.)

- Колдунья, а ещё наши ребята знают, как тебя зовут. Ребята скажите, как называли колдунью саамы? (Нойда)

- Колдунья: Удивили  – удивили, но заколдовать мне вас всё равно очень хочется.

- Нойда, посмотри внимательно, у наших ребят есть саамские медальоны. (Дети показывают медальоны, вышитые бисерными саамскими узорами.)

- Медальоны эти не простые – любая народная вышивка несла глубокий смысл: помощь в жизни, защита, оберег.

- Расскажите, ребята как вы вышивали, какие цвета использовали? (Техника шитья  –  «дорожками».  Цвета:  белый  – цвет чистоты, света, синий – цвет озер и рек, зелёный – цвет трав и листвы, красный – это огонь в очаге, жёлтый – цвет солнца.)

- Какой цвет не использовали саамы, он был под запретом? (Чёрный) Подумайте почему?

- Колдунья: Да - а! Дети русские, а о народе древнем знают, и даже вышивать умеют саамские орнаменты.

- Вот видишь колдунья,  ребята наши много знают и умеют. И сейчас мы предлагаем тебе с нами поиграть. Саамы – ловкие охотники, оленеводы, рыбаки. Скажите, ребята, как назывались саамские сани и чем они отличались? (Керёжи – лёгкие сани в форме лодочки.)

Игра «Перепрыгни через керёжи». (Дети перепрыгивают через санки.) В игре участвует нойда.

Игра «С кочки на кочку». Что бы преодолеть «болото» и не утонуть, необходимо перепрыгивать из обруча в обруч. (Соревнование проводится между двумя командами.)

- А теперь нойда, мы предлагаем тебе игру нового времени – кроссворд: ответы на вопросы необходимо вписывать в клеточки по горизонтали и, если все ответы будут правильными, то мы сможем прочитать слово в красных клеточках, расположенное по вертикали.

- Кроссворд:

1. Любимый  корм северных оленей? (Ягель)

2. Как называли саамы маленького олененка? (Пыжик)

3. Небольшая горушка, поросшая лесом? (Варака)

4. Олениха, самка северного оленя? (Важенка)

5. Полоски ткани, которыми обвязывали обувь или оборачивали вокруг ноги, как портянки? (Обора)

6. Священный камень, которому поклонялись саамы? (Сейд)

- Что же мы можем прочитать в красных клеточках? (Гирвас – вожак северных оленей)

- Молодцы, ребята, так легко вы справились с трудными заданиями.

- Колдунья: Вы меня и удивили, и порадовали: обычай древних жителей земли Кольской вы знаете, узоры саамские своими руками вышиваете! Молодцы! Знайте, сколько помнят прошлое, столько помощи и подсказок жизненных получают от мудрости древней в сказках, в пословицах, в рукоделии народном. Ладно, не буду вас заколдовывать, хорошие дети, умные дети.

- Приходи к нам, нойда, ещё в гости. (Нойда уходит.) И всех гостей мы ещё пригласим, когда придумаем ещё что-то интересное.

- А теперь, ребята,  послушайте саамскую музыку, представьте, что вы олени (скрещенные руки высоко подняты над головой, бег с высоко поднятыми коленями). Можете побегать как олени, бодаться как олени, бить копытом, как - будто олени добывают корм из - под снега. (Звучит саамская музыка, дети бегают, играют.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в рамках проекта "Земля - наш общий дом" "Знакомство с животными севера и жарких стран"

Во время "путешествия" дети  расширяют и углубляют свои представления о животном мире севера и жарких стран....

Карта педагогического сопровождения образовательного процесса с детьми «Земля- планета, на которой мы живем».

Продолжать знакомство с глобусом; формировать у детей понятие, что наша планета огромный шар, покрытый морями и океанами, материками, окруженные слоем воздуха; расширять знания детей об экосистемах, я...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ»

Цели:—                закрепить понятие «Солнечная система», уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, их осо­бенно...

Досуг "Мы в любимом крае дружно все живем"

Досуг для детей старшего дошкольного возраста....

Обучающая ситуация "На край света"

Познакомила детей с картой и глобусом, вместе с детьми обсудили вопрос о форме Земли. Интересным и познавательным оказался фильм реж. Н.Червинской "Край земли". Эксперимент "За горизонт...

Консультация для родителей средней группы. Мы живем на Севере.

У детей недостаточно знаний о природе родного края, хотя интерес к познанию есть, ведь детей этого возраста часто называют «почемучками», у них велика потребность в познании, им интересно ...

Викторина «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» для старшей группы с целью закрепления знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера

Викторина «Мань Ӈэрм ями՚ - Мой Северный край» для старшей группы с целью закрепления знаний детей о родном крае, культуре, быте коренных народов Севера.  Занятие провели в рамка...