Конспект занятия с детьми старшего школьного возраста по теме "Вепская кукла"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Иванова Елена Александровна

В этом конспекте дети познакомяться и научаться делать тряпичную народную куклу "Вепская"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izgotovlenie_kukly_vepskaya_konspekt_zanyatiya.doc245 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми старшего школьного возраста по теме

 «Обереговая вепсская кукла»

Тема занятия: «Обереговая вепсская кукла», изучается в разделе «Народная игрушка»

Цель: познакомить с русской народной куклой и научить изготавливать одну из разновидностей этих кукол – вепсскую куклу.

Задачи: Образовательная: научить изготавливать народную куклу.

Развивающая: развивать познавательный интерес детей к народному искусству, его истории; активизировать творческий потенциал обучающихся. 

Воспитательная: прививать уважение к русским традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.

Тип занятия: формирование новых знаний.

Виды деятельности: беседа, самостоятельная практическая работа.

Методы обучения: словесный (беседа, загадки);

- наглядные (фотографии, иллюстрации, образцы поделок, просмотр слайдов);

- практические (изготовление вепсской куклы);

- вале логические (физминутки).

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Технические средства обучения – ПК, мультимедийный проектор.

Меж предметные связи: история, литература.

Материалы и инструменты:

- лоскуты белой и набивной ткани 20x20 см для туловища и костюма;

- нитки для перевязывания;

- тесьма, кружево для украшения;

- вата для набивки;

- ножницы для отрезания ниток.

Подготовительная работа:

- изготовить образцы народных и современных кукол;

- подобрать интересные факты о русской народной кукле;

  • написать новые слова: оберег, обряд, вепсы;

Наглядный материал:

- образцы народных и современных кукол;

- иллюстрации, фотографии русского народного костюма;

- словарь терминов;

- инструкционная карта по изготовлению вепсской куклы.

Литература:

1. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М: Культура и традиции, 2007;

2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006;

3. Народный костюм и обрядность на Русском Севере: Материалы VIII Каргопольской научной конференции/ Науч. ред. Н.И.Решетников; сост. И.В.Онучина. – Каргополь, 2004;

4. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками.-  ООО Белый город, 2010.

Ход занятия

I. Организационный этап: (2мин)

Приветствие:  

В светлу горницу войду,

Взглядом все тут обойду.

Сразу видно – эта хата

Мастерицами богата!

Здравствуйте, красавицы!

Мне здесь очень нравится!

– Я рада приветствовать вас у себя на занятии.  За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте возьмемся   за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.

Спасибо за прекрасные улыбки. Прошу всех занять свои рабочие места. (Дети берутся за руки, улыбаются, занимают свои рабочие места).

Мотивационный настрой: тренинг «Подари улыбку»: 

  • Ребята, а хотите сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в прошлое.  Нет ничего проще! Нужно только произнести таинственные слова: «Раз, два, три -  прошлое  приди»! И мы окажемся в далеком прошлом. Ну что, отправляемся?! Тогда все вместе повторим слова. Все запомнили?  «Раз, два, три -  прошлое приди»!
  •  (Ответы детей. Дети повторяют слова «Раз, два, три - прошлое приди!»))

– И я рада приветствовать вас в далекой стране прошлого! А знаете ли вы, ребята, какое любимое развлечение было у девушек и девочек в те времена – песни петь, да хороводы водить. Давайте вспомним сказку «Снегурочка»: «Пошли подружки в лес, стали Снегурку с собою звать: - Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. … Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют.

– А теперь отгадайте о какой игрушке говорится в загадке?

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

(Ответы детей: «Кукла»)

Сообщение темы и цели:

 – Правильно!

 Об одной из народных куклах сейчас вам расскажу.

А если вам понравится, - как сделать подскажу.

К вам пришла я не одна,

Со мной помощница моя –

Куколка – красавица, красная девица.

Куколка – красавица, чудо мастерица!

- Красивая кукла у нас?

(Демонстрируется образец вепсской тряпичной куклы.

Ответы детей)

Читая разные сказки, можно узнать новое об обрядах русского народа. Оказывается, что во многих русских сказках встречаются куклы, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев, например:

II. Основная часть: 

– Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Кукла не рождается сама: создает ее человек.

– Мы с вами уже говорили, что по своему назначению куклы делятся на три большие группы: игровые, обрядовые, о береговые.

Сегодня мы поговорим о о береговой кукле.

– Что означает слово «оберег»?

«Оберег — предмет, обладающий способностью оберегать его владельца от разных бедствий.» 

– Посмотрите, вы можете здесь увидеть различные обереговые куклы, которые несли в себе обереговую силу.  Некоторые куколки изготавливались не только для себя или для своих близких, но и "для выкупа".  Купить такие куклы было нельзя, так как существовало поверье, что она силу потеряет, а вот выкупить - запросто. Главное - выбрать душой из массы куколок именно ту, которая ваша! Только тогда эта кукла будет оберегом для вас. Ну а на место, где лежала эта куколка, клали выкуп - деньги, товар, пищу.

– Ребята, а чем эти куклы схожи? (Ответы детей: «Они все без лица.»)

– У кукол нет лица. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.

Вот как показана в русской сказке «Терешечка» молитва родителей о потомстве, продолжении рода: «У старика со старухой не было детей. Век прожили, а детей не нажили. Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, стали качать да прибаюкивать. Качали так, качали да прибаюкивали, и вместо колодочки стал расти сыночек Терёшечка - настоящая ягодка.»

– Конечно же, я рассказала далеко не все о куклах - оберегах.  Сегодня мы с вами познакомимся с обереговой куколкой Вепская.

Но наша куколка грустит:

Не с кем хоровод водить.

Сделаем подружек ей.

Кукле будет веселей!

–Да, я вам хочу показать, как можно изготовить вепсскую куклу.

– Обратите внимание на очередное новое слово «вепсы». Из словаря мы узнаем, что

«Вепсы – люди северной народности.» 

–Давайте вместе повторим это слово. Для того, чтобы изготовить такую куклу, не нужно быть большим «кукольным мастером». Главное - иметь желание и немного времени.  Эти старинные вепсские куклы - обереги изготовлялись из подручных материалов, лоскутков ткани, из старой одежды без использования иголки очень быстро и с душой. Может поэтому они такие настоящие и красивые. Нет у этой куклы красивого лица, да и одежда простенькая, а сколько в ней характера, здоровья. Глядеть на неё одно удовольствие! Куклу использовали как оберег, как символ женского здоровья и плодовитости, символ благополучия и достатка, а её большая грудь - символ сытого, здорового ребенка.

Исследование: 

– Сейчас внимательно рассмотрите образцы кукол и скажите мне, какие материалы и инструменты нам понадобятся?  Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для изготовления этой куклы.

(Ответы детей: «Ткань, нитки, вата, ножницы.»)

Подготовка к практической части:

 Итак, для изготовления этой куклы вам понадобится:

- один квадрат белой ткани размером 20х20 (для головы и рук)

- три квадрата красной ткани размером 15х15 (для сарафана)

- квадрат ткани для платка

- лоскут 4х7 см – для передника,

- нитки белого цвета – для связывания деталей

- шерстяные нитки двух цветов – для пояса
- вата для объема головы и грудей

Техника безопасности:

Прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности. Посмотрите на экран и вспомните правила безопасной работы с ножницами. 

III. Практическая часть

– А сейчас можно приступить к практической работе.

– Ребята, сейчас мы с вами изготовим верхнюю часть туловища куклы.  Для этого возьмите вату и скатайте  из неё шарик, это у нас будет голова. Положите шарик на середину белого квадрата и затяните его ниткой, тем самым формируя голову.

Точно также из ватных шариков меньшего размера делаем верхнюю часть сарафана.

(Идет практическая часть занятия.)

А теперь немного отдохнем.  Приглашаю всех на физкультминутку. Встали, стулья задвинули. .

Проводится   физминутка (2 мин).

(Дети выполняют движения под музыку.)

– А теперь потрем ладошки!  Чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам.

– Сейчас куклу нужно собрать. Посмотрите на то, что лежит перед вами. Верхнюю часть туловища мы уже изготовили.    Поднимите и покажите мне два маленьких шарика.  Это части сарафана.  К верхней части туловища прикладываем части сарафана и крестом перевязываем их.  (Дети выполняют работу поэтапно.)

– Кукла почти готова, осталось ее нарядить.

Для этого из приготовленной ткани завязываем платок и фартук. Завязываем пояс (обматываем вокруг талии два раза), затем делаем узелок на поясе под левой грудью.

Вепсская кукла готова!

IV. Заключительная часть

Самоанализ:

– Ребята, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

Какая кукла на ваш взгляд самая красивая и аккуратная?

(Самоанализ)

Повторение нового материала: 

Давайте сейчас повторим:

– Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)

– Какую обереговую куклу вы изготовили? (Вепсскую)

– Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?

– Чему научились? (Ответы детей)

– Где вам это может пригодиться? 

(Дети делятся впечатлениями.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.

У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится  строить....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"

Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...

«Где живет вода?» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Материал нацелен на знакомство детей со свойствами воды, на необходимость бережного ее использования, привития навыка экологически грамотного поведения в быту....

Использования конструктора LEGO на занятиях с детьми старшего школьного возраста посредством музыкально-дидактических игр

Методическая разработка по практике внедрения LEGO конструирования на музыкальных занятиях у детей старшего школьного возраста...

Конспект занятия с детьми младшего дошкольного возраста "Прогулка с куклой Машей" (ФЭМП)

Данный крнспект занятия предназнасен для детей 3-4 лет. Может быть полезен воспитателям младших и средних групп ДОО. Основной задачей занятия представленного в конспекте является закрепление ранее про...