Главные вкладки

    Конспект занятия с детьми старшего школьного возраста по теме "Вепская кукла"
    методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

    В этом конспекте дети познакомяться и научаться делать тряпичную народную куклу "Вепская"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon izgotovlenie_kukly_vepskaya_konspekt_zanyatiya.doc245 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия с детьми старшего школьного возраста по теме

     «Обереговая вепсская кукла»

    Тема занятия: «Обереговая вепсская кукла», изучается в разделе «Народная игрушка»

    Цель: познакомить с русской народной куклой и научить изготавливать одну из разновидностей этих кукол – вепсскую куклу.

    Задачи: Образовательная: научить изготавливать народную куклу.

    Развивающая: развивать познавательный интерес детей к народному искусству, его истории; активизировать творческий потенциал обучающихся. 

    Воспитательная: прививать уважение к русским традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.

    Тип занятия: формирование новых знаний.

    Виды деятельности: беседа, самостоятельная практическая работа.

    Методы обучения: словесный (беседа, загадки);

    - наглядные (фотографии, иллюстрации, образцы поделок, просмотр слайдов);

    - практические (изготовление вепсской куклы);

    - вале логические (физминутки).

    Формы работы: индивидуальная, коллективная.

    Технические средства обучения – ПК, мультимедийный проектор.

    Меж предметные связи: история, литература.

    Материалы и инструменты:

    - лоскуты белой и набивной ткани 20x20 см для туловища и костюма;

    - нитки для перевязывания;

    - тесьма, кружево для украшения;

    - вата для набивки;

    - ножницы для отрезания ниток.

    Подготовительная работа:

    - изготовить образцы народных и современных кукол;

    - подобрать интересные факты о русской народной кукле;

    • написать новые слова: оберег, обряд, вепсы;

    Наглядный материал:

    - образцы народных и современных кукол;

    - иллюстрации, фотографии русского народного костюма;

    - словарь терминов;

    - инструкционная карта по изготовлению вепсской куклы.

    Литература:

    1. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М: Культура и традиции, 2007;

    2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006;

    3. Народный костюм и обрядность на Русском Севере: Материалы VIII Каргопольской научной конференции/ Науч. ред. Н.И.Решетников; сост. И.В.Онучина. – Каргополь, 2004;

    4. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками.-  ООО Белый город, 2010.

    Ход занятия

    I. Организационный этап: (2мин)

    Приветствие:  

    В светлу горницу войду,

    Взглядом все тут обойду.

    Сразу видно – эта хата

    Мастерицами богата!

    Здравствуйте, красавицы!

    Мне здесь очень нравится!

    – Я рада приветствовать вас у себя на занятии.  За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте возьмемся   за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.

    Спасибо за прекрасные улыбки. Прошу всех занять свои рабочие места. (Дети берутся за руки, улыбаются, занимают свои рабочие места).

    Мотивационный настрой: тренинг «Подари улыбку»: 

    • Ребята, а хотите сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в прошлое.  Нет ничего проще! Нужно только произнести таинственные слова: «Раз, два, три -  прошлое  приди»! И мы окажемся в далеком прошлом. Ну что, отправляемся?! Тогда все вместе повторим слова. Все запомнили?  «Раз, два, три -  прошлое приди»!
    •  (Ответы детей. Дети повторяют слова «Раз, два, три - прошлое приди!»))

    – И я рада приветствовать вас в далекой стране прошлого! А знаете ли вы, ребята, какое любимое развлечение было у девушек и девочек в те времена – песни петь, да хороводы водить. Давайте вспомним сказку «Снегурочка»: «Пошли подружки в лес, стали Снегурку с собою звать: - Пойдём да пойдём, Снегурочка!.. … Подружки по лесу ходят, венки плетут, хороводы водят, песни поют.

    – А теперь отгадайте о какой игрушке говорится в загадке?

    Платья носит,

    Есть не просит,

    Всегда послушна,

    Но с ней не скучно.

    (Ответы детей: «Кукла»)

    Сообщение темы и цели:

     – Правильно!

     Об одной из народных куклах сейчас вам расскажу.

    А если вам понравится, - как сделать подскажу.

    К вам пришла я не одна,

    Со мной помощница моя –

    Куколка – красавица, красная девица.

    Куколка – красавица, чудо мастерица!

    - Красивая кукла у нас?

    (Демонстрируется образец вепсской тряпичной куклы.

    Ответы детей)

    Читая разные сказки, можно узнать новое об обрядах русского народа. Оказывается, что во многих русских сказках встречаются куклы, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев, например:

    II. Основная часть: 

    – Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Кукла не рождается сама: создает ее человек.

    – Мы с вами уже говорили, что по своему назначению куклы делятся на три большие группы: игровые, обрядовые, о береговые.

    Сегодня мы поговорим о о береговой кукле.

    – Что означает слово «оберег»?

    «Оберег — предмет, обладающий способностью оберегать его владельца от разных бедствий.» 

    – Посмотрите, вы можете здесь увидеть различные обереговые куклы, которые несли в себе обереговую силу.  Некоторые куколки изготавливались не только для себя или для своих близких, но и "для выкупа".  Купить такие куклы было нельзя, так как существовало поверье, что она силу потеряет, а вот выкупить - запросто. Главное - выбрать душой из массы куколок именно ту, которая ваша! Только тогда эта кукла будет оберегом для вас. Ну а на место, где лежала эта куколка, клали выкуп - деньги, товар, пищу.

    – Ребята, а чем эти куклы схожи? (Ответы детей: «Они все без лица.»)

    – У кукол нет лица. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.

    Вот как показана в русской сказке «Терешечка» молитва родителей о потомстве, продолжении рода: «У старика со старухой не было детей. Век прожили, а детей не нажили. Вот сделали они колодочку, завернули ее в пеленочку, стали качать да прибаюкивать. Качали так, качали да прибаюкивали, и вместо колодочки стал расти сыночек Терёшечка - настоящая ягодка.»

    – Конечно же, я рассказала далеко не все о куклах - оберегах.  Сегодня мы с вами познакомимся с обереговой куколкой Вепская.

    Но наша куколка грустит:

    Не с кем хоровод водить.

    Сделаем подружек ей.

    Кукле будет веселей!

    –Да, я вам хочу показать, как можно изготовить вепсскую куклу.

    – Обратите внимание на очередное новое слово «вепсы». Из словаря мы узнаем, что

    «Вепсы – люди северной народности.» 

    –Давайте вместе повторим это слово. Для того, чтобы изготовить такую куклу, не нужно быть большим «кукольным мастером». Главное - иметь желание и немного времени.  Эти старинные вепсские куклы - обереги изготовлялись из подручных материалов, лоскутков ткани, из старой одежды без использования иголки очень быстро и с душой. Может поэтому они такие настоящие и красивые. Нет у этой куклы красивого лица, да и одежда простенькая, а сколько в ней характера, здоровья. Глядеть на неё одно удовольствие! Куклу использовали как оберег, как символ женского здоровья и плодовитости, символ благополучия и достатка, а её большая грудь - символ сытого, здорового ребенка.

    Исследование: 

    – Сейчас внимательно рассмотрите образцы кукол и скажите мне, какие материалы и инструменты нам понадобятся?  Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для изготовления этой куклы.

    (Ответы детей: «Ткань, нитки, вата, ножницы.»)

    Подготовка к практической части:

     Итак, для изготовления этой куклы вам понадобится:

    - один квадрат белой ткани размером 20х20 (для головы и рук)

    - три квадрата красной ткани размером 15х15 (для сарафана)

    - квадрат ткани для платка

    - лоскут 4х7 см – для передника,

    - нитки белого цвета – для связывания деталей

    - шерстяные нитки двух цветов – для пояса
    - вата для объема головы и грудей

    Техника безопасности:

    Прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности. Посмотрите на экран и вспомните правила безопасной работы с ножницами. 

    III. Практическая часть

    – А сейчас можно приступить к практической работе.

    – Ребята, сейчас мы с вами изготовим верхнюю часть туловища куклы.  Для этого возьмите вату и скатайте  из неё шарик, это у нас будет голова. Положите шарик на середину белого квадрата и затяните его ниткой, тем самым формируя голову.

    Точно также из ватных шариков меньшего размера делаем верхнюю часть сарафана.

    (Идет практическая часть занятия.)

    А теперь немного отдохнем.  Приглашаю всех на физкультминутку. Встали, стулья задвинули. .

    Проводится   физминутка (2 мин).

    (Дети выполняют движения под музыку.)

    – А теперь потрем ладошки!  Чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам.

    – Сейчас куклу нужно собрать. Посмотрите на то, что лежит перед вами. Верхнюю часть туловища мы уже изготовили.    Поднимите и покажите мне два маленьких шарика.  Это части сарафана.  К верхней части туловища прикладываем части сарафана и крестом перевязываем их.  (Дети выполняют работу поэтапно.)

    – Кукла почти готова, осталось ее нарядить.

    Для этого из приготовленной ткани завязываем платок и фартук. Завязываем пояс (обматываем вокруг талии два раза), затем делаем узелок на поясе под левой грудью.

    Вепсская кукла готова!

    IV. Заключительная часть

    Самоанализ:

    – Ребята, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

    Вот все куколки подружки.

    Не похожи друг на дружку.

    В сарафанах распрекрасных

    Эти куклы наши!

    Какая кукла на ваш взгляд самая красивая и аккуратная?

    (Самоанализ)

    Повторение нового материала: 

    Давайте сейчас повторим:

    – Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы детей)

    – Какую обереговую куклу вы изготовили? (Вепсскую)

    – Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?

    – Чему научились? (Ответы детей)

    – Где вам это может пригодиться? 

    (Дети делятся впечатлениями.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.

    У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

    План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»

    План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

    Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится  строить....

    Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"

    Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...

    «Где живет вода?» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

    Материал нацелен на знакомство детей со свойствами воды, на необходимость бережного ее использования, привития навыка экологически грамотного поведения в быту....

    Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (группа ОНР) "Прекрасная щедрая осень"

    Представлен конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи. В нем дан материал  на закрепление знаний об овощах и фруктах, об осенних явлениях в природе, задания по согласованию прилагател...

    Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому и нравственному воспитанию "Знакомство с символикой России"

    Знакомство детей старшего дошкольного возраста  с разными видами российских флагов : Знамя Победы, Андреевский флаг, штандарт Президента Российской Федерации....