Технология развития конструирования из природного материала в старшем дошкольном возрасте.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Сошникова Лариса Александровна

Реформирование  системы дошкольного образования в России и введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, позволяет пересмотреть отношение к дошкольному детству, как первой ступени общего образования.

Конструирование из природного материала -  возможность развития личности ребенка в естественных условиях в процессе сбора и обследования разнообразного природного материала,  игр и экспериментирования с ним, обращая внимание на особенности его фактуры, цвета, формы. 

Технология дает возможность развить творческий потенциал детей в партнерской совместной деятельности с педагогами и родителями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_na_sayt_sentyabr_2015.docx263.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

Методическая разработка.

Технология развития конструирования из природного материала в старшем дошкольном возрасте.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\АЛЕНА\ДИПЛОМ - Алена\FOTO\IMG_0072.JPG

Автор: Сошникова Лариса Александровна

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Актуальность технологии развития конструирования из природного

материала в старшем дошкольном возрасте.

  1. Цели и задачи технологии развития конструирования  из природного

материала старших дошкольников.

  1. Этапы развития конструирования из природного материала, способствующие развитию творчества в старшем дошкольном возрасте.
  2. Заключение.

Актуальность технологии развития конструирования из природного материала в старшем дошкольном возрасте.

        Изменения в жизни современного общества послужили реформированию  системы дошкольного образования в России и введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что позволяет пересмотреть отношение к дошкольному детству, как первой ступени общего образования и включением в единый ряд с начальным общим, основным общим и средним общим образованием (согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ). Дошкольное детство является отправной точкой овладения разнообразными формами активности ребенка, передачи и развития общественных норм и ценностей, способствующей позитивной социализации в поликультурном обществе и позволяющей творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Это поможет в дальнейшем человеку быстро адаптироваться к новым условиям, активизировать свой творческий потенциал, сохранив свою уникальность и самоценность.

        Что же послужило причиной для разработки технологии по развитию конструирования из природного материала?

Первой причиной является, как было уже выше сказано, преобразования в системе дошкольного образования в России, которое должно обеспечивать развивающий характер образования детей дошкольного возраста, способствовать формированию ценностных ориентиров и строить общение с каждым ребенком с ориентацией на его достоинства, индивидуальные особенности, его характер, интересы, предпочтения. Но зачастую, организованная совместная деятельность воспитателя ДОО с детьми ведется с позиции «над ребенком», а не «рядом с ребенком», под девизом : «Делай как я», что затрудняют с одной стороны закладку ценностной установки развития личности детей, а с другой - развитие творческого потенциала воспитанников детского сада.

        Второй причиной является то, что в процессе реализации Основной образовательной программы дошкольного образования воспитатели, организуя образовательные ситуации с детьми дошкольного возраста, широко используют разные виды конструирования. Но чаще конструирование из природного материала присутствует в образовательном процессе либо сезонно (осенью) и направлено на технологическое повторение образца, что  практически исключает самостоятельность в создании образа при изготовлении поделок, либо этот вид конструирования исключается педагогом из видов детской деятельности.  

Цели и задачи технологии развития конструирования  из природного материала старших дошкольников.

Во время поиска эффективной технологии развития конструирования из

природного материала в старшем дошкольном возрасте были намечены цель и задачи развития у детей данного вида детской деятельности.

Цель технологии. Учить создавать выразительные художественно-конструктивные образы из природного материала и выражать свое отношение к ним.

Задачи технологии. 1. Формировать эстетическое отношение к миру, выделять  в нем многообразие форм, цвета, фактуры.

2. Учить детей использовать специфику природного материала (богатство его форм, цвет, фактуры, его многофункциональности) для построения художественного образа и развития детского воображения и творчества.

3. Использовать синтез искусств (игра-драматизация и конструирование; художественное слово и конструирование) для совершенствования конструктивных умений.

4. Развивать умение создавать динамические образы, для передачи характеров, состояний и настроений в поделках из природного материала. (грустный крокодил, задумчивый зайчик).

Этапы развития конструирования в старшем дошкольном возрасте.

        В процессе разработки этапов развития конструирования из природного материала были намечены к каждому из трех этапов: цели, задачи, методы и приемы их реализации.

I этап.   Цель. Развитие и расширение у детей ассоциаций для построения оригинальных образов на основе  восприятия конфигураций природного материала.

Задачи. 1. Обучение анализу природного материала.

2.Формирование у детей приемов построения образов из природного материала.

Методы и приемы. 1)Изменение пространственного расположения, достраи-вание, убирание лишнего.

2)Целенаправленные экскурсии в парк, наблюдения;

3) Совместный поиск природного материала, расширяя представления детей о многообразии материалов, обсуждение находок – ассоциации детей ;

4) Экспериментирование с природным материалом определение его  скрытых возможностей, выявления его свойств и развития сенсомоторики (согласованности работы глаза и руки, совершенствование координации движений): гнется или ломается, закручивается; мягкий  или твердый и т.д.

5)Пластические этюды «Прими позу животного».

6) Игра «На что похоже?»

II этап.   Цель. Побуждать детей к рассмотрению предложенного природного материала, как возможную часть вариативных целостных образов.

Задача. Формирование у детей способов построения образа с помощью приемов опредмечивания и достраивания.

Методы и приемы. 1) Ассоциации (загадки «Чье ушко?»- косточка от арбуза; «Кто потерял глазки?»-маленькие ракушки).

2) Экскурсии и наблюдения, накопление опыта безопасного и бережного обращения с природой, самостоятельный поиск природного материала.

3)Продолжение экспериментирования с природным материалом: изменение света при разном освещении, гнется или ломается, а если намочишь, то будет  гнуться, придание шишкам разной выразительности (открытые и не открытые шишки, изогнутые), способы работы с разными материалами и т.д.

4) Практическая работа : определение тематики работы- животные, подбор стихов с выразительными образами животных; картинок животных для опоры на воображение «Какому животному подойдет такой хвост?. Побуждать детей использовать один и тот же материал и как основу и как деталь образа.

5) Игровые приемы. Использование поделок в играх-драматизациях (знакомые сказки, стихи, потешки). Пластические этюды, помогающие понять динамичность будущей работы из природного материала.

 III этап. Сюжетные выставки работ, объединенные 1-ой тематикой.

 Цель. Стимулировать творческое применение детьми полученных знаний и умений с учетом новой деятельности, связанной с сюжетом.

Задача. 1) Расширение возможностей использования основных способов и приемов построения образа.

2) Формирование у детей умения строить замыслы с учетом 2-х моментов:

- общие сюжеты детализация и обогащение образа;

- учет специфики природного материала.

Методы и приемы.   Ведущие методы: игровые и практические.

1) Игровые–пластические игры «Испуганные зайцы» (прижатые уши, прижимается к земле);

- подбор материала для заячьих ушей (желуди, кленовые «носики», семена ясеня, скорлупа от фисташек, косточки от фиников);

- создание сюжета по художественному произведению;

- использование сюжетов в играх-драматизациях.

2) Практические  – моделирование (построение плана работы, выбор материала для работы и приемов для создания выразительности образов).

- экспериментирование (продолжение работы по освоению свойств и способов работы с природным материалом, закрепление навыков практической деятельности).

3) Наблюдение, экскурсии, сбор природного материала.

4) Организация ярмарок и выставок детских работ; работ сделанных родителями вместе с детьми.

Заключение.

Реализуя технологию развития конструирования из природного материала

в старшем дошкольном возрасте, были определены условия, которые способствовали развитию творческих способностей  воспитанников.

Ими являются:

      - организация совместной деятельности воспитателя ДОО с детьми построено на основе партнерства (сотрудничества);

- насыщение предметно-образовательной среды разнообразным природными

материалами (по цвету, фактуре, по форме и т.д.);

      - активное включение ребенка на этапе сбора материала, обращение внимания на особенности его фактуры, цвета, формы, возможность сенсорного обследования, игр и экспериментирования с природным материалом;

     - использование методов и приемов активизирующих детей на поиск выразительности природного материала, освоение способов построения образов и приемов творческого воображения при создании сказочных персонажей, самостоятельность детей  (система игр на создание выразительных возможностей материала, создание проблемных ситуаций); в ходе конструирования из природного материала;

  • стимулирование активности, инициативы детей, включение их в самостоятельный поиск способов выразительности образов поделок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Игровые технологии развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка       Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количес...

Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста

Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста...

Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста

Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста...

Презентация "Развитие творческой и познавательной активности дошкольников посредством конструирования из разного материала в старшем дошкольном возрасте"

Презентация "Развитие творческой и познавательной активности дошкольников посредством конструирования из разного материала в старшем дошкольном возрасте"...

САМООБРАЗОВАНИЕ "Теория и технология развития словотворчества и речетворчества у детей старшего дошкольного возраста"

Одним из основных компонентов структуры содержания дошкольного образования, согласно ФГОС: является познавательно – речевое развитие. К целевым ориентирам данного компонента относятся: ребенок д...

Педагогическая технология «Развитие игровой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки»

Педагогическая технология«Развитие игровой деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки»...

САМООБРАЗОВАНИЕ "Теория и технология развития словотворчества и речетворчества у детей старшего дошкольного возраста"

Одним из основных компонентов структуры содержания дошкольного образования, согласно ФГОС: является познавательно – речевое развитие. К целевым ориентирам данного компонента относятся: ребенок д...