Перспективный план по образовательной области Художественно - эстетическое развитие. Конструктивно - модельная деятельность. Средняя группа
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему

Кушнир Наталья Владимировна

Перспективный план составлен из учета 1 занятие в неделю, содержит указание источников литературы, подробное описание целей и задач. Составлен с учетом требований ФГОС  ДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план

по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Конструктивно – модельная деятельность.

Средняя группа.

МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №223» г. Саратова

2015 - 2016 уч. год

Сентябрь

Тема

Цель

Литература

1.

« Домики, сарайчики».

(деревянный конструктор)

Упражнять в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в различении и назывании цветов.

Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада Конспекты занятий», с. 5

2.

«Лягушка».

(конструиро-вание из бумаги)

Учить сгибать лист бумаги пополам, совмещать стороны и углы; учить следовать инструкции. Учить работать по словесной инструкции и показу. Упражнять детей в сгибании бумаги в разных направлениях, приглаживании линии сгибов. Воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно.  Способствовать выработке навыков работы с различными материалами,  развитию конструкторской деятельности. Развивать внимание, память, воображение, эстетическое восприятие, творческую фантазию.

Комплексные занятия. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева,

стр.59.

«Жучки-паучки»

(природный материал)

Учить соблюдать правила работы с природным материалом. Формировать умение преобразовывать каштан (круглый камешек) в жучка или паучка с помощью дополнительного материала ( пластилина, кусочков проволоки.). Развивать фантазию, внимание, аккуратность во время выполнения работы. Способствовать выработке навыков работы с различными материалами,  развитию конструкторской деятельности. Воспитывать аккуратность, умение находить нестандартные решения творческих задач.  Вызвать интерес к экспериментированию в художественном творчестве.

Комплексные занятия. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева,

стр.72

«Дом высокий и низкий»

(деревянный конструктор)

Учить делать постройки высоких и низких домов с помощью строительного набора. Развивать аккуратность, внимание, умение доделывать свою работу до конца. Закреплять полученные раннее навыки и умения работы со строительным материалом. Формировать обобщённые представления о домах.

Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада Конспекты занятий», с. 8

Октябрь

Тема

Цель

Литература

1.

«Загородки и заборы»

(деревянный конструктор)

Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). Закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок); учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения.

Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада Конспекты занятий», с. 6

2.

«Дерево»

Учить работать ножницами, соблюдать пропорции деталей. Учить работать по словесной инструкции и показу. Упражнять детей в сгибании бумаги в разных направлениях, приглаживании линии сгибов. Воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно.  Способствовать выработке навыков работы с различными материалами,  развитию конструкторской деятельности. Развивать внимание, память, воображение, эстетическое восприятие, творческую фантазию.

Комплексные занятия. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева,

стр.68.

3.

«Домик для Мишутки»

(деревянный конструктор)

Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в различении и назывании цветов. Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению.

Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада Конспекты занятий», с. 6

4.

«Заборчики для домиков зверюшек»

(деревянный конструктор)

Упражнять в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок). Продолжать учить детей анализировать постройки. Совершенствовать конструктивные навыки детей, преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать по словесной инструкции.

Л.В. Куцакова «Конструиро-вание и художествен-ный труд в детском саду», с. 48

Ноябрь

Тема

Цель

Литература

1.

«Конструи-рование зоопарка»

(деревянный конструктор)

Упражнять детей в сооружении загородок разной конфигурации и площади, в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур. Способствовать выработке навыков работы с различными материалами,  развитию конструкторской деятельности.

 

Л.В. Куцакова «Конструиро-вание и художествен-ный труд в детском саду», с. 47

2.

«Кроватка для куклы»

(деревянный конструктор)

Учить детей делать постройки, соразмерные игрушкам; различать длинные и короткие кирпичики, правильно называть их; самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки; выполнять постройку по готовому образцу, воспитывать интерес к конструированию.

Л.В. Куцакова «Конструиро-вание и художествен-ный труд в детском саду», с. 49

3.

«Будка для собачки»

(конструиро-вание из бумаги)

Учить  изготавливать простые поделки из бумаги на основе нового способа конструирования - складывания  бумаги пополам. Учить анализировать бумажную поделку: выделять части, их пространственное расположение относительно друг друга, расположение деталей на плоскости, учить складывать лист бумаги пополам (вдоль, поперек).  Учить закруглять у квадрата два угла, таким образом,  чтобы получился полуовал; продолжать учить аккуратно работать с клеем, салфеткой;

Комплексные занятия. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева,

стр.33

4.

«Моя улица»

 (конструиро-вание из геометричес-ких фигур)

Называть предметы круглой, квадратной, треугольной формы. Запоминать расположение фигур на рисунке. Моделировать дома с помощью плоских геометрических  фигур по образцу воспитателя. Способствовать выработке навыков работы с различными материалами,  развитию конструкторской деятельности. Развивать внимание, память, воображение, эстетическое восприятие, творческую фантазию

Л.В. Куцакова «Конструиро-вание и художествен-ный труд в детском саду», с. 126

Декабрь

Тема

Цель

Литература

1.

«Ранним утром, на заре,

Вырос терем на горе».

 (деревянный конструктор)

Развивать конструкторские навыки детей; упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая надстройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями; упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур, в штриховке. Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия.

Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада Конспекты занятий», с. 10

2.

«Веселые снеговики»

(конструирование из бумаги).

Закрепить понятия детей о приметах зимы, о зимних забавах. Обогащение словарного запаса, развитие ассоциативного мышления, подбор признаков к предмету. Продолжать учить ориентироваться на плоскости, закрепить понятия «в правом, левом верхнем и нижнем углу», «посередине». Закрепить умение пользоваться ножницами и клеем, делать детали снеговиков сминанием салфеток, составлять композицию из отдельных деталей. Учить передавать настроение. Убирать после работы свое рабочее место.

Л.В. Куцакова «Конструиро-вание и художествен-ный труд в детском саду», с. 49

3.

«Домик для друзей»

(конструиро-вание из геометричес-ких фигур)

Развивать умение детей отыскивать внешние сходства между строением тела животного и комбинацией определенных геометрических фигур; развивать умение создавать условные схематические образы фигуры некоторых животных по готовому образцу; развивать умение  "читать"  схемы-развертки  деталей;  развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.

Л.В. Куцакова «Конструиро-вание и художествен-ный труд в детском саду», с. 118

4.

«Елочка»

(конструиро-вание из бумаги).

Формировать умение на основе анализа незнакомой игрушки «узнавать» знакомый способ конструирования и переносить его в новые условия. Формировать умение соотносить размеры геометрических фигур (квадратов и треугольников) друг с другом. Продолжать воспитывать аккуратность в работе.

Л.В. Куцакова «Конструиро-вание и художествен-ный труд в детском саду», с. 128

Январь

Тема

Цель

Литература

1.

«Лесной детский сад» (деревянный конструктор)

Учить детей организовывать пространство для конструирования; планировать деятельность, моделировать; конструировать различные предметы мебели; объединять постройки единым сюжетом. Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек, приобщать к совместной деятельности, развивать конструкторские способности, формировать представления о геометрических фигурах, развивать пространственное мышление.

Л.В. Куцакова «Занятия по конструирова-нию из строительного материала в средней группе детского сада Конспекты занятий», с. 16

2.

«Паровозик для ребят»

(деревянный конструктор)

Воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помогать им. Учить детей анализировать образец, развивать умение различать и называть отдельные детали, строить паровоз и вагоны, обыгрывать конструкцию.

З.В.Лиштван «Конструиро-вание», с.32

3.

«Конструирование грузового автомобиля»

(конструиро-вание из геометричес-ких фигур)

Дать детям обобщенные представления о грузовом транспорте; упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям; дать представление о строительной детали – цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском); уточнять представления детей о геометрических фигурах; побуждать к поиску собственных решений; развивать способность к плоскостному моделированию.

Л.В. Куцакова «Занятия по конструирова-нию из строительного материала в средней группе детского сада Конспекты занятий», с. 17

4.

«Перевозим грузы»

(деревянный конструктор)

Закрепить представления детей о грузовом транспорте; упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям; расширять представление о строительной детали – цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском); уточнять представления детей о геометрических фигурах; побуждать к поиску собственных решений. Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия.

Л.В. Куцакова «Занятия по конструирова-нию из строительного материала в средней группе детского сада Конспекты занятий», с. 18

Февраль

Тема

Цель

Литература

1.

«Веселые зверушки»

(конструирование из бумаги)

Закреплять навыки выполнения базовой формы «Треугольник». Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, складывать квадрат по диагонали. Развивать пространственное воображение, память, творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление.  Развивать мелкую моторику рук.  Развивать у детей умение наблюдать, описывать, строить предложения. Развивать вариативность мышления.  Расширять коммуникативные способности детей. Воспитывать художественный вкус, культуру труда, стремление делать работу аккуратно, до конца, конструктивно правильно. Воспитывать самостоятельность, любознательность.

Конспект №1

2.

«Открытка в подарок папе»

(конструирование из бумаги)

Учить детей складывать в технике оригами галстука из квадрата. Совершенствовать навыки работы с клеем и ножницами. Развивать воображение, мышление, творческие способности. Вызвать у детей интерес к подготовке подарков и сувениров. Воспитывать уважение к папе.

Конспект №2

3.

«Записная книжка»

(конструиро-вание из бумаги)

Учить работать по словесной инструкции и показу. Упражнять детей в сгибании бумаги в разных направлениях, приглаживании линии сгибов. Учить сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. Воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно.  Способствовать выработке навыков работы с различными материалами,  развитию конструкторской деятельности. Развивать внимание, память, воображение, эстетическое восприятие, творческую фантазию.

Конспект №3

4.

«Мост через реку»

(деревянный конструктор)

Дать детям представление о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов; закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстрации; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их. Познакомить детей с трафаретной линейкой (с геометрическими фигурами), упражнять в работе с ней, в сравнении фигур, в выделении их сходства и различия.

Л.В. Куцакова «Занятия по конструирова-нию из строительного материала в средней группе детского сада Конспекты занятий», с. 21

Март

Тема

Цель

Литература

1.

«Букет роз»

(конструирование из бумаги)

Учить изготавливать розу из бумаги, симметрично располагать цветы и листья. Воспитывать аккуратность, желание сделать поделку качественно.  Способствовать выработке навыков работы с различными материалами,  развитию конструкторской деятельности. Развивать внимание, память, воображение, эстетическое восприятие, творческую фантазию.

Комплексные занятия. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева,

стр.267.

2.

«Корабль для путешес-твий»

(мелкий строитель)

Дать детям представление о разных видах судов; о том, что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба; упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности; развивать конструкторские навыки; упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу

.

Л.В. Куцакова «Занятия по конструирова-нию из строительного материала в средней группе детского сада Конспекты занятий», с. 26

3.

«По морским просторам корабли плывут»

(конструрование из плоскостных геом. фигур)

Развивать умение детей отыскивать внешние сходства между строением корабля и комбинацией определенных геометрических фигур; развивать умение создавать условные схематические образы фигуры некоторых кораблей по готовому образцу; развивать умение  "читать"  схемы-развертки  деталей;  развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.

Конспект №4

4.

«Чудесная веточка»

(конструиро-вание из бумаги)

Закреплять конструкторские навыки, развивать умение комбинировать детали. Продолжать учить детей конструировать из бумаги, действовать по образцу.  Совершенствовать элементарные навыки пространственной ориентации; развивать творчество, эстетический вкус.

Конспект №5

Апрель

Тема

Цель

Литература

1.

«В гости к старичку Боровичку»

(конструирование из природного материала)

Учить детей конструировать поделку из природного материала, соединяя детали кусочками пластилина. Развивать воображение, внимание, усидчивость. Формировать художественный вкус, развивать творчество и интерес к созданию образа.  Расширять словарный запас, развивать разговорную и диалогическую речь, эмоциональность и выразительность. Способствовать выработке навыков работы с различными материалами,  развитию конструкторской деятельности. Воспитывать аккуратность, умение находить нестандартные решения творческих задач.

Конспект № 6

2.

«Самолёт»

(мелкий строитель)

Дать детям представление о самолетах, их видах, зависимости их строения от назначения; подвести к обобщению: у всех самолетов есть крылья, салон, кабина пилота, хвост, шасси; упражнять в конструировании самолетов по образцу, преобразовании образца по определенным условиям, в плоскостном моделировании по схемам, в придумывании своих вариантов построек; развивать умение намечать последовательность строительства основных частей, различать и называть геометрические фигуры, рассуждать, делать самостоятельные выводы.

Л.В. Куцакова «Занятия по конструирова-нию из строительного материала в средней группе детского сада Конспекты занятий», с. 28

3.

«Белая птица

По небу мчится»

(конструрова-ние из плоскостных геом. фигур)

Развивать умение детей отыскивать внешние сходства между строением самолета и комбинацией определенных геометрических фигур; развивать умение создавать условные схематические образы фигуры некоторых кораблей по готовому образцу; развивать умение  "читать"  схемы-развертки  деталей;  развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.

Конспект №7

4.

«Волшебный цветок»

(конструиро-вание из бумаги)

Закреплять конструкторские навыки, развивать умение комбинировать детали. Продолжать учить детей конструировать из бумаги, действовать по образцу.  Совершенствовать элементарные навыки пространственной ориентации; развивать творчество, эстетический вкус.

Конспект №8

Май

Тема

Цель

Литература

1.

«Друзья Кубика»

(конструирование по замыслу из мелкого строителя)

Упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности; развивать конструкторские навыки. Формировать художественный вкус, развивать творчество и интерес к созданию образа.  Способствовать выработке навыков работы с различными материалами,  развитию конструкторской деятельности. Воспитывать аккуратность, умение находить нестандартные решения творческих задач.

Л.В. Куцакова «Занятия по конструирова-нию из строительного материала в средней группе детского сада Конспекты занятий», с. 28

2.

«Преврати фигуру»

(из геом. фигур)

Учить детей конструировать из плоскостных геометрических фигур по собственному замыслу; упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу. Способствовать развитию конструкторской деятельности.

.

Л.В. Куцакова «Занятия по конструирова-нию из строительного материала в средней группе детского сада Конспекты занятий», с. 29

3.

«Три медведя»

(конструрова-ние из мелкого строителя)

Способствовать овладению действиями замещения с помощью условных заместителей персонажей; совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе.  Закреплять умение детей соотносить реальный объект (конструкцию) со схемой, развивать конструктивное, вербальное, пространственно-образное мышление; воображение, крупную и мелкую  моторики. Формирование представлений об опасных для человека  ситуациях в лесу  и способах поведения в них.

.

Конспект №9

4.

«Цепочки из колец»

(конструиро-вание из бумаги)

Учить сенсорному анализу. Развивать мелкую моторику. Научить  разрезать бумагу несколькими движениями ножниц. Научить склеивать из полосок бумаги кольцо – баранку. Развивать аккуратность, внимание, умение доделывать свою работу до конца. Усвоение математических понятий «один», «много», «по одному»

Конспект №10

Список используемой литературы:

  1. Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», Москва, ТЦ «Сфера», 2009
  2. Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада Конспекты занятий», Москва, Мозаика – Синтез, 2011
  3. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева  Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Средняя группа. Автор – составитель: З.А. Ефанова; Волгоград, 2014.
  4. З.В.Лиштван  «Конструирование»   – М.: Просвещение, 1981


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (Конструктивно - модельная деятельность)

Календарно-тематический план по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (Конструктивно - модельная деятельность) в подготовительной к школе группе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Конструктивно-модельная деятельность»

Настоящая программа описывает курс подготовки по конструированию детей младшей группы (3-4 года) и разработана на основе методического пособия Куцаковой Л.В. «Конструирование и художественный труд в д...

Календарно-тематический план непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - «Конструктивно-модельная деятельность».

Конструирование из строительных материалов и строительные игры занимают видное место в воспитательной работе с детьми всех возрастных групп. Игры со строительным материалом являются ценным воспитатель...

Конспект занимательной деятельности по образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" (конструктивно-модельная деятельность) в старшей группе по теме "Роботы"

Форировать умение детей самостоятельно моделировать и конструировать на заданную тему, в умении находить собственное решение....

Перспективное тематическое планирование по освоению образовательной области «художественно – эстетическое развитие» (Музыкальный модуль) в средней группе (4 – 5 лет)

Перспективное тематическое планирование по освоению образовательной области  «художественно  – эстетическое развитие» (Музыкальный модуль) в средней группе (4 – 5 лет...

Перспективно-тематический план по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие " (аппликация) для детей средней группа

    Занятие по аппликации с детьми 4 - 5 лет проводится 2 раза в месяц и длится 20 минут. В перспективно-тематическом плане включено всего 16 занятий рассчитанных на учебный год (с се...