НОД. Роспись осетинского кувшина
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Фатима Тибилова

Цели:
1. Приобщение детей к традиционному Декоративно - прикладному искусству, народным промыслам Осетии.
2. Развитие чувства композиции, творческих способностей детей.

Задачи:
1.Знакомить с декоративно прикладным искусством осетинского народа.

2.Развивать творчество, самостоятельно выбирая элементы узора, подбирать цвет.

3. Совершенствовать творческие способности детей посредством художественно- изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования, тампонирования, на основе осетинского орнамента
Вид занятия:
Декоративное рисование.
Материал:
На доске расположить репродукции образцов декоративно -прикладного искусства Осетии.
Организовать небольшую выставку изделий осетинских мастеров
Наглядное пособие в виде таблиц - рисунков:

а) изображение этапов работы над рисунком

б) изображение характерных элементов росписи нац. тарелок,кувшинов.

Предварительно сделанные кувшины (тонированные), гуашь желтого цвета, кисточки, баночки с водой, салфетки. Предварительное рассматривание альбома « Культура и быт Северной Осетии».Мотивы росписи посуды осетин.
 

Ход занятия:

1.Педагог:
читает строки из стихотворения
Посмотри какое небо голубое над тобой
Это горы, это реки,это все наш край родной.
Мы в Осетии живем песни звонкие поем
Говорим мы,, раисом хорж ,,лучше края не найдешь.

-Ребята,как вы думаете, о каком родном крае эти стихи?
     ( О Осетии).
-А в какой республике мы живем?
    (Северная Осетия- Алания..)
-Правильно, и мы знаем что наша республика многонациональна.
-У каждого народа свой язык, своя культура.
-И, заметим, что на такой маленькой земле все они живут дружно.
-Дружба между народами -самое большое богатство Осетии.
-А это богатство держится на культуре Осетии. Она очень богата.
 -Скажите дети, люди каких национальностей живут в Северной Осетии
 ( Осетины, русские, армяне, грузины, кабардинцы, азербаджанцы …).

- Правильно. Они живут в нашей республике, любят ее и почитаю наши традиции, обычаи  и культуру Осетинского народа.
- А что такое культура народа?
- Культура - это все что создал человек: орудие труда, обычаи, образ жизни. И культура постоянно совершенствуется. 
Например: древние люди вытаскивали коренья простой палочкой, потом изобрели лопату, потом комбайн.
Другой пример: Древний человек рисовал цветной глиной, а мы рисуем карандашами, красками.
-Ребята, а что такое ремесло?
-Это профессия с помощью которой человек зарабатывает себе на жизнь.
-Ремеслами в основном занимались бедные люди, чтобы заработать себе на хлеб.
-Подойдите пожалуйста к столу, перед вами разные изделия сделанные руками человека.
2.( Рассматривают репродукции работ ручной работы).
-Вот все эти изделия перед вами.
-Посмотрите, какие они красивые, какие у нас люди талантливые.
-Когда на них смотришь, сердце переполняет чувством гордости за свой народ.           

3.Сюрпризный момент:  
входит гостья –Нана (девочка одетая в нац.одежду).

- Дети, к нам пришла в гости Нана. Здравствуйте уважаемая Нана.
   (дети здороваются).
-Нана, что случилось, почему ты такая грустная?
-НАНА:
-Я готовилась к приходу гостей, хотела напоить гостей молоком,
  но мой любимый кувшин разбился
-Кувшины у меня есть, но они не раскрашены.
- Я пришла к вам , чтобы вы мне помогли.
Педагог:
-Поможем Нана украсить кувшины? Да.
-Тогда подойдите к доске и посмотрите на доску, я покажу вам, какими орнаментами  украшали осетины посуду.
-Эти повторяющиеся узоры называют орнаментом.
-С древних времен осетины разрисовывали предметы одежды, мебели, посуды, жилища национальным для своего народа орнаментом.
-Человек подсмотрел узоры для орнамента у природы, от условий жизни.
-Осетины жили в горах, охотились на горных туров, содержали овец.
-И поэтому в орнаментах они используют :
-зиг-заг- это вершины снежных гор.
-завитки- это рога горного тура ,барана.
-волнистая линия- это горные реки.



-Люди верили, что изображения элементов растительности и животного мира поможет им уберечься от злых духов.
-Цвета они использовали в основном красные, зеленые, желтые.
-У осетин красный цвет означает тепло и радость, зеленый цвет-цвет вечной зелени, желтый -цвет солнца.
-Эти краски мы и будем использовать. Для этого пройдем за столы.
Педагог:
- Дети, а чем мы обычно рисуем. (карандаши, кистью).
-А вы заметили, что на столах нет кисточек?
-Потому что сегодня мы работать будем новым методом рисования, который называется тампонирование трафаретом.
-Краску мы будем наносить не кисточками, а губками.
-Для этого я приготовила для вас трафареты.
- Вы их будете прикладывть к кувшину и аккуратно промакивать  вырезанную часть.
-Чтобы орнамент получился с красивым, не размазанным краем, трафарет нужно придерживать .
-Краски нужно брать немного, а то она будет растекаться.

-Посмотрите, как это делаю я.( Показ воспитателя)
-Видите, получился узор? Вы тоже можете создать свои узоры.

-Перед тем как приступить к работе, сделаем зарядку для наших пальчиков:

 4.     ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА:

Нана  за водой ходила,     (пальчики ходят)
Полные ведра набрала
И домой их принесла.        (сделать ладошками чашу)
Всю посуду перемыла,        (моют)
Кашу внукам наварила,     (мешают кашу)
Пол в избе подмела,          ( подметают)
И присела у окна.                (сели на корточки)
Было время потрудиться,(сжимают-разжимают)
Нам пора повеселиться.
Вот нана и в пляс пошла.
Нас с тобою позвала.         ( пляшут)

Работа детей:
(Во время работы звучит осетинская мелодия).

На шаблон в виде кувшина (чаши)  кладут трафареты орнамента, берут кусочек губки, опускают губку в краску и прикладывают ее к трафарету. Методом примакивания заполняют всю поверхность трафарета. И так повторяют несколько раз, пока не заполнят цветами весь узор.

-Дети, пока наши работы сохнут, пригласим Нана поиграть с нами.
 

 

 

 

5.ИГРА: « ЧЕПЕНА».
Ой, ой, Чепена!  Галиу къахай чепена!
Ой, ой, Чепена!  Рахиз къахай чепена!
Ой, ой, Чепена!  Цомут разма чепена!
Ой, ой, Чепена!  Цомут фастама чепена!
Ой, ой, Чепена!  Цай арбадам чепена!
Ой, ой, Чепена!  Цай, сыстам чепена!
Ой, ой, Чепена!  Цай, скафам, чепена

 

Педагог:   
 
(подходят к своим работам, показывают Нана).
 -Молодцы. Ну вот и мы постарались вложить кусочек своего сердца в свою работу и расписали  кувшины Осетинским орнаментом.
- А теперь ребята давайте покажем Нана наши кувшины.

Нана:
-Спасибо вам большое, дети!
-Теперь у меня столько красивых кувшинов!

6.Рефлексия.

- Ребята вы большие молодцы, хорошо потрудились.

-Чем мы сегодня занимались?

-Чем мы украшали кувшин?

-А что вам сегодня понравилось больше всего?

-Нана очень довольна, а за то, что вы ей помогли, вот вам от нее подарок.

Под осетинскую мелодию Нана прощается и уходит …


 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие + осетинский язык в старшей группе ТЕМА: «Дом» - Винегрет из сказок /обучение осетинскому языку

Конспект занятия  по речевому развитию с элементами обучения роднму языку в старшей группе...

Речевое развитие + осетинский язык ТЕМА: «Дом» - Винегрет из сказок /обучение осетинскому языку

Речевое развитие + осетинский языкТЕМА: «Дом» -  Винегрет из сказок /обучение осетинскому языку...

Роспись кувшина - декоративное рисование в подготовительной группе.

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию. Цель: учить детей использовать упражнять в изображении по всей поверхности листа.Вид: продуктивная деятельность (декора...

Конспект НОД по рисованию "Роспись кувшина"

Учить  детей расписывать глиняные изделия....

Конспект ОД в старшей группе по «Изобразительной деятельности» (рисование) На тему « Роспись осетинского кувшина»

Цель: Знакомство детей с Декоративно – прикладным творчеством, на основе осетинского орнамента....

Конспект занятия, приуроченный Фестивалю дружбы народов о народном промысле Дагестана по ИЗО в средней группе «Балхарская роспись кувшина»

Познакомить детей с  народным промыслом Дагестана -роспись балхарской керамики;развивать навыки декорирования заданной формы на основе элемента балхарского узора...

Балхарская роспись на кувшине.

Цель: Познакомить детей с некоторыми элементами балхарской росписи. Формировать умение выполнять несложные узоры кистью на бумаге. Развивать наблюдательность, чувство ритма в процессе выполнения ...