ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», Тема «Шуршат по дорогам веселые шины, спешат по дорогам машины, машины …»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Ишкильдина Кадрия Равиловна

Открытое занятие по художественному конструированию из мягкого конструктора Г.Урадовских  в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn.karta_nod.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по освоению    образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

МАДОУ «Детский сад «Родничок»

Группа старшая

Воспитатель Ишкильдина Кадрия Равиловна

Тема «Шуршат по дорогам веселые шины, спешат по дорогам машины, машины …»

Цель: Познакомить детей с конструктивными свойствами и функциональным назначением деталей универсального конструктора Г.В. Урадовских

Задачи: Учить конструировать грузовые машины по схеме из деталей универсального конструктора Г.В. Урадовских. Помогать анализировать сделанную воспитателем грузовую машину, после чего на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной грузовой машины по схеме. Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми объектами ( грузовыми машинами) и тем, что они видят в окружающей жизни. Закрепить знания о геометрических фигурах и свойствах ткани.

Предварительная работа: чтение детской литературы о городском транспорте, рассматривание иллюстраций, наблюдения, экскурсии.

Этап, его продолжительность

Задачи

этапа

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Методы, формы, приёмы,

Возможные виды деятельности

Результат

Психологический настрой,

1 мин.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у меня хорошее настроение, и я хочу поделиться им с вами. Хотите? Тогда ловите! Чтобы сохранить хорошее настроение на весь день положите его в кармашки.

- А теперь, дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. (Дети стоят в кругу)               

-  У нас гости. Давайте  подарим им  свои улыбки, и поздороваемся. (Дети здороваются с гостями).

Посадить детей на стулья

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребёнка

Приветствие, доброе пожелание, установление зрительного, тактильного контактов и т.д.

Приветствие,

Психологический этюд

Психологичес-кая готовность

Вводно-организационный,

1-2 мин.

Предлагаю детям послушать запись «Шум транспорта на улице».

-Что за шум вы услышали? (Ответы детей. При затруднениях- повторное включение)

- Как вы догадались?

- Действительно, это шум  городского транспорта.

-Как вы понимаете слово -  «транспорт»? (Ответы детей)

Организация направленного внимания

Организация образовательного пространства

Занимают свои места, готовят рабочее место при необходимости, задают и отвечают на вопросы и т.д.

Беседа.

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Мотивационно - побудительный,

1-2 мин.

Какие виды транспорта вы знаете? (Ответы детей)

-Что означает «пассажирский транспорт»? (Ответы детей)

Слайд №1

- Для чего нужен специальный транспорт? (Ответы детей)

Слайд №2   ( спец сигнал)

- Как вы понимаете словосочетание  - «грузовой транспорт»? (Ответы детей)

Показ слайдов№3

Формирование представлений о предстоящей деятельности

создание проблемной ситуации, требующей разрешения

Осознают и принимают поставленную задачу

Создание проблемной ситуации. Просмотр слайдов.

Внутренняя мотивация на деятельность

Актуализация, 3 мин.

У грузового автомобиля, самое главное – грузоподъёмность. Поэтому ей нужен мощный мотор, большой и прочный кузов. А где можно увидеть грузовые автомобили? (На улице, на стройке).

Машин существует не мало, есть машины, которые перевозят песок, кирпич, гравий, у этих машин кузов открытый, и похож на прямоугольный железный ящик.

А есть машины, которые перевозят продукты питания, у этих машин кузов закрытый, как вы думаете, почему?

( ответы детей)

Действительно, это для того чтобы на эти продукты которые они перевозят, не попадало солнце, пыль, грязь, дождь и снег, так как они могут быстро испортится.

Ребята, это говорит о том, что у каждой машины есть своё назначение, и каждая машина сконструирована так, чтобы выполнять определённую работу.

(показ слайда №4)

- Шуршат по дорогам

Весёлые шины,

Спешат по дорогам

Машины, машины.

А в кузове – важные,

Срочные грузы…

Цемент и железо,

Изюм и арбузы.

Работа шофера

Трудна и сложна,

Но как она людям

Повсюду нужна!

К. Чалиев

 -О какой машине мы сейчас будем говорить угадаете разгадав загадку:  

«И на завтрак, и на ужин

Хлеб к столу, ребята, нужен.

Летом – в зной,

зимой – в мороз

Хлеб развозит хлебовоз.

Слайд №5

рассматриваем, анализируем  объект по плану:

1. рассматривание объекта в целом (фургон -грузовая машина);

2. установление его практического назначения ( перевозит груз - в данном случае хлеб);

3. Выделение основных частей (кабина, кузов – фургон, мотор или двигатель, колеса);

4. определение их функционального назначения в соответствии с назначением объекта в целом  (для чего предназначены);

5. установление пространственного расположения этих частей;

6. выделение деталей, составляющих основные части  (окно, фары, диски);

7. установление пространственного расположения этих деталей по отношению друг к другу.

-Грузовая машина с фургоном (фургон), перевозит грузы – продукты питания, в данном случае – хлеб;

Основные части: кабина, где  сидит водитель и капот, под которым спрятан двигатель; за кабиной - кузов (фургон) для груза, количество колес зависит от грузоподъемности машины: чем больше груза везет машина, тем больше колес.

Что еще есть у машины?

(Есть окна, дверца, фары, диски).

- У меня есть картинки машин, помогите мне выбрать ту, которая соответствует нашей грузовой машине – фургон.

Дети из 6 выбирают картинку, соответствующую образцу (схематичное изображение 6 разных машин)

Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость  получении новых представлений, умений

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами

Участвуют в диалоге, высказывают своё мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы

Беседа, игровые и занимательные приёмы, упражнения, моделирование, наблюдение и т.д.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений) 5-8 мин.

- Ребята, я  хочу вас познакомить с мягким конструктором. (предлагаю потрогать элементы конструктора, провести по руке, слепить детали между собой,  пока я рассказываю).

-Все его детали – это геометрические фигуры разных размеров, выполненные из ворсистой ткани. Детали этого конструктора легко выкладываются и прикрепляются на другую шершавую ткань, которую мы называем фон. Таким образом, мы можем создавать разные конструкции из плоскостных геометрических фигур.

 -Хотите посмотреть,  как я по схеме соберу грузовую машину?

-Тогда, я возьму вот этот рисунок машины, он называется «схема» и внимательно рассмотрю нарисованную машину. Как вы думаете, почему этот рисунок называется «схема»? ( ответы детей)

-Машина на схеме собрана из геометрических фигур.  На схеме не прорисованы мелкие детали и цвет машины. Но при этом, на схеме видно, какую именно машину надо сконструировать.

Усвоение опредёлённого объёма знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т.д.

Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности. Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций. Организация взаимодействия в достижении результата.

Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждении, экспериментах. Отвечают и задают вопросы.

Наглядный показ образца, способа действия. Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов.

Осознанные, усвоенные понятия, сформированные  представления, закономерности, умения, навыки и т.д. возрасту. Любознательность и активность

Динамическая пауза, 1 мин.

«Мы - шоферы»- 1 мин.

Едем, едем на машине (движение рулем)

Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)

Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)

Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)

Дворники считают капли

Вправо, влево – чистота! («дворники»)

Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)

Мы шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх)

Дети садятся

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Проведение физкультминутки,

выполняют физические упражнения,

Игровые приёмы

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта

Практическая работа, 5-10 мин.

-Ребята, а вы хотели бы сами сконструировать машину по схеме при помощи мягкого конструктора?

 

Предлагаю детям подойти к столам, обращаю внимание детей на схемы грузового транспорта и непосредственно на элементы конструктора. Обращаю внимание детей на характерные особенности плоскостного конструктора, на то, как он крепится на основе.

Звучит музыка.

Дети по схемам конструируют из мягкого конструктора на столе грузовые машины.

Овладение способами действиями, применение знаний, навыков и умений

Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата

Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия в сотрудничестве и т.д.)

Упражнения конструктивного, творческого характера. Выполнение практических творческих работ и др. Групповые, парные, индивидуальные формы организации деятельности

Овладение определённым объёмом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Рефлексивно - коррегирующий этап (для образовательной деятельности, в которой преобладает практическая работа), 3 мин.

- Ребята,  получились ли у вас машины, как на ваших схемах?

-Проверьте себя ещё раз, сравните схему и машину, у вас есть еще время поправить.

Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами

Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок

Самопроверка (возможно с помощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок

Фронтальная, индивидуальная работа

Сформированность элементарных навыков самоконтроля. Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (один из планируемых итоговых результатов освоения ООП ДО

Заключительный этап. Рефлексия,

3 мин.

- Ребята, понравилось ли вам  конструировать грузовые машины?

- Что именно вам удалось больше всего?

- Были ли у вас трудности в конструировании? Какие?

- Хотели бы вы у себя в группе иметь такой конструктор?

-Как вы думаете, что можно еще конструировать при помощи этого необычного конструктора?

- Какое настроение у вас сейчас?

- Сегодня, вы как настоящие конструкторы смогли по схеме собрать уже существующий автомобиль.  Я желаю вам развивать свои способности и в будущем изобрести свою собственную, не похожую на другие, нужную и полезную для людей грузовую машину. Поэтому я дарю вам этот конструктор в группу вместе со схемами различных машин.

Наше занятие подошло к концу, давайте сфотографируемся вместе с вашими творческими работами.

Дети фотографируются на рабочих местах, фотографии  выставляются в уголке творчества в группе.

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребёнком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки

Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоциональной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы

Высказываются  по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т.д.

Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально-коллективная

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки

 

Список используемой литературы: Г.В.Урадовских «Художественное конструирование как развивающий вид образовательной деятельности дошкольника»,

http://dob.1september.ru/article.php?ID=200800408;

http://ru.calameo.com/books/001092313b3819852de05.

http://ru.calameo.com/read/001092313b3819852de05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организованной образовательной деятельности Область «Художественно-эстетическое развитие » Тема «Зимние забавы. Снеговик» (Лепка) Средняя группа

Технологическая карта по теме « Зимние забавы. Снеговик»Педагогические цели: уточнить знания детей о зимних природных явлениях, выявить их взаимосвязь с жизнью человека; учить детей замечать красоту з...

Технологическая карта НОД по образовательной области " Художественно-эстетическое развитие" "Цыпленок"

Технологическая карта ,может быть использованна,  для проведени НОД по художественно - эстетическому развитию при закреплении лексической темы домашние животные....

Шуршат по дорогам веселые шины, спешат по дорогам машины, машины...

Интерактивная беседа по теме "Транспорт" "Шуршат подорогам веселые шины, спешат по дорогам машины, машины..." с использованием мультимедийных средств. НОД по речевому развитию для ...

Технологическая карта НОД по образовательной области « Художественно – эстетическое развитие »с детьми старшей группы. Автор: Янченко Ольга Леонидовна, воспитатель. Тема: «Увлекательное путешествие » 08.12.2021г

Тема: «Увлекательное путешествие »Форма организации: подгрупповаяФорма проведения: интегрированноеВид НОД:квест – игра.Тип занятия: расширение, уточнение и углубление знаний.Программ...

Технологическая карта ООД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) во второй группе раннего возраста «Украсим шапочку для куклы Кати»

Технологическая карта ООД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) во второй группе раннего возраста «Украсим шапочку для куклы Кати»...