ПРОЕКТ по художественно-эстетическому развитию «МИР ОРИГАМИ. МИР ВО ВСЁМ МИРЕ».
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Михаленко Ия Викторовна

Цель: Влияние оригами на эмоции и чувства человека, на его творческую активность и самовыражение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

по художественно-эстетическому развитию

«МИР ОРИГАМИ.

МИР ВО ВСЁМ МИРЕ».

 

                             Выполнила ученица 4 «В» класса

                        МБОУ гимназии г. Гурьевска

             Михаленко Елизавета

Руководитель-

                        Михаленко Ия Викторовна,

                                                    воспитатель

                                    МАДОУ «Детский сад №21 «Алёнка»

«МИР ОРИГАМИ.

МИР ВО ВСЁМ МИРЕ».

         Давно смотрю влюбленными глазами

Предмет

Трудовое обучение

Возрастная категория

4 «В» класс

Тип проекта

Творческо-исследовательский

Название проекта

«Мир оригами. Мир во всём мире»

Руководитель проекта

Михаленко Ия Викторовна, родитель; воспитатель МАДОУ «Детский сад №21 «Алёнка» города Гурьевска

Исполнитель проекта

Учащаяся 4 «В» класса

МБОУ гимназии города Гурьевска

Михаленко Елизавета

Цель

Влияние оригами на эмоции и чувства человека, на его творческую активность и самовыражение.

Задачи

1.Узнать, историю возникновения техники «Оригами».

2.Познакомиться с основным приемом складывания базовой детали - модульного треугольника.

3.Освоить технику «Модульного оригами».

4. Научиться выполнять композиции в технике «Модульное оригами»

Объект исследования

Поделки, выполненные в технике оригами, в частности в технике «модульного оригами».

 На древнее искусство - Оригами.

       Здесь не нужны волшебники и маги,

Здесь нечего особенно мудрить,

        А нужно просто взять листок бумаги

       И постараться что-нибудь сложить.

Н.Д.Киселёва

Проблема исследования:

Где можно использовать изделия оригами. И как влияет оригами на общение между людьми.

Гипотеза

Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?

В каждой стране на эти вопросы находится свой ответ. Для японцев оригами является частью культуры, традиции, истории, философии жизни. Оригами для британцев - еще один вид клубной деятельности, так же как для американцев. Сами фигурки - только повод для общения. Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками используют оригами, как чисто прикладное искусство. Даже несложные модели, сделанные из качественной бумаги, в умелых руках голландских домохозяек превращаются в украшение интерьера.

В России свой путь развития. Большинство взрослых отечественных оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики. Можно предположить, что оригами в России в ближайшее время быстрее всего будет распространяться именно в среде преподавателей и будет рассматриваться ими как прием обучения и развития многих навыков у ребят.

Но я хочу понять, как оригами влияет на общение между людьми, удовлетворяет потребности человека в самооценке и самовыражение, и проявление любви к близким людям.

Актуальность проекта

Вещи, сделанные своими руками, приносят в наш дом уют и красоту. Как приятно дарить подарки близким и друзьям, зная, что вместе с презентом ты передаёшь частицу своего хорошего настроения, капельку любви и внимания. Чтобы достичь этого, не всегда нужно затрачивать много средств. Существует много творческих работ, сделанных руками детей и взрослых, а мне понравилось модульное оригами.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

I ЭТАП – ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ:

- узнать историю оригами;

-легенда о журавлике;

-«Сад Мира» Садако Сасаки;

-возникновение «модульного оригами».

- узнать какие материалы используются для изготовления оригами.

-ИСТОРИЯ ОРИГАМИ

Работу над проектом начала с того, чтобы узнать историю возникновения оригами.

 С древних времен оригами выполняло разную роль в жизни японцев. Бумажные фигурки сопровождали ритуальные шествия в храмах, изящные бабочки украшали свадебный стол, самураи развлекали, дам на средневековых балах, складывая нехитрые фигурки. Заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых духов. От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки.

Из бумаги же изготовлялись и разнообразные полезные в быту вещи, вроде знаменитых подвесных фонариков. При их изготовлении использовался и прием складывания. Но складывание фигурок из квадратных листов бумаги не получило в Китае такого же мощного развития, как в Японии. Вероятно, это объясняется тем, что японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды, но и для наглядной демонстрации мировоззренческих идей философии дзен - буддизма.

Именно буддисты обратили свое внимание на всё, что непрочно,

 на миг, на мельчайшую малость, с замечательной целью – чтобы поймать в ней, в мелочи, дыхание вечности, ибо в мире всё со всем связано.

Но не будем углубляться в идеи философии, важнее то, как оригами вышло за пределы храмов и достигло императорского двора, а затем простого народа. 

Периоды Камакура (1185 — 1333 гг.) и Муромати (1333 — 1573 гг.)

Вначале оригами увлеклись аристократы и придворные. Они должны были обладать определенными навыками в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека.

Периоды Адзути-Момояна (1573 — 1603 гг.) и Эдо (1603 — 1867 гг.)

Позже оригами превратилось в популярное времяпрепровождение. Тогда же бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяться и среди простого народа. Именно тогда, триста - четыреста лет тому назад, изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими. Среди них и японский журавлик. 

Мне очень понравилась ЛЕГЕНДА О ЖУРАВЛИКЕ:

Легенда повествует о бедном добром мастере, который делал различные фигурки из бумаги и раздаривал их детишкам. Как-то он шел и встретил монаха. Мастер поздоровался с ним и подарил ему бумажного журавлика. Монах от такого подарка был сильно растроган. Он сказал мастеру о том, чтобы тот продолжал заниматься своим любимым делом, чтобы даже в войну он был верен своему искусству. И тогда искусство вознаградит его, сделает его богатым и известным. Как и говорил монах, вскоре началась война. Все мужчины ушли сражаться. И только мастер сидел сутками в своей мастерской и творил фигурки. Люди разозлились на него и решили сжечь его мастерскую. Но когда вошли внутрь, тут же замерли. Они были поражены красотой и разнообразием бумажных фигурок. Мастер подарил каждому фигурку, а затем быстро сделал журавля и выпустил его. Птица тут же взлетела.

Люди вдохновились от увиденного и победили в войне. После этого журавль считается вестником мира.

Вот так, оказывается богатство и известность не в количестве денег и золота, а качестве любви, веры и надежды на мир, и не важно на каком языке ты говоришь, любовь к близким и знакомым одинакова на всех языках.

В связи с этой легендой хочется вспомнить и

ИСТОРИЮ О ДЕВОЧКЕ САДАКО САСАКИ

Садако Сасаки (佐々木 禎子) родилась

7 января 1943 года в Хиросиме. Ей было два года, когда 6 августа 1945 года на город была сброшена первая атомная бомба.

Дом её семьи располагался приблизительно в 1,7 км от эпицентра. Хотя он был разрушен взрывом, девочка не получила ожогов и внешних ранений. Однако она и её мать попали под радиоактивный "чёрный дождь".

Не смотря на пережитую бомбардировку и послевоенную бедность, Садако росла энергичной и здоровой девочкой. Она увлекалась спортом и бегала быстрее всех в классе.

Но в 1954 году в возрасте 11 лет у неё возникли проблемы со здоровьем. В больнице Садако был поставлен диагноз лейкемия, "атомная болезнь". Доктор сказал её отцу, что ей осталось жить не более года.

 21 февраля 1955 года она была помещена в госпиталь с диагнозом лейкемия.

3 августа 1955 года ее лучший друг Чизуко Хамамото принес ей листок золотистой бумаги и свернул из нее журавля, напомнив японское поверье о том, что желание человека, сложившего тысячу бумажных журавликов, исполнится.

Легенда повлияла на Садако, и она, как многие пациенты госпиталя, стала складывать журавликов из любых попадавших в её руки кусочков бумаги. Садако надеялась, что сложит тысячу журавликов и снова станет здоровой. Она продолжала складывать бумажных журавликов до самой смерти.

25 октября 1955 года она умерла. По легенде из книги «Садако и тысяча бумажных журавликов», она успела сделать лишь 644 журавлика. Ее друзья закончили работу, и Садако была похоронена вместе с тысячей бумажных журавликов.

Преждевременная смерть Садако стала шоком для её одноклассников, многие из которых также пережили атомную бомбардировку. Друзья и одноклассники Садако стали думать об установке памятника, ей и всем детям, умершим в результате ядерного взрыва. Молодые люди со всей Японии помогли собрать деньги на этот проект.

В 1958 году в Парке Мира в городе Хиросима была установлена статуя,

изображающая Садако с бумажным журавликом в руке. На постаменте статуи написано: «Это наш крик, Это наша молитва, Мир во всем мире».

Существует так же статуя Садако в Парке Мира городе Сиэтл, США. Статуя в натуральную величину также изображает девочку с бумажным журавликом в руках. На постаменте написано:

SADAKO SASAKI

PEACE CHILD

SHE GAVE US THE PAPER CRANE

TO SYMBOLIZE OUR YEARNING FOR

PEACE IN THE WORLD.

«Садако Сасаки. Дитя мира.

Она подарила нам бумажного журавлика,

символизирующего наше стремление к миру во всем мире».

В глубине сада стоят камни, на которых вырезаны журавли.

Сад Мира Садако (англ. Sadako Peace Garden) был открыт 6 августа

1995 года к 50-летию атомной бомбардировки Хиросимы и назван в честь Садако Сасаки. 30 июня 2002 года парк вошел в сеть «Сады Мира».

Так, обычная японская девочка Садако стала символ неприятия войны, насилия, жестокости.

Новый этап развития начался после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Йошизава. С помощью изобретенных им несложных условных знаков процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков - чертежей. Акиро Йошизава изобрел сотни новых, ранее неизвестных, фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению. В течение нескольких лет Японское министерство иностранных дел посылало его в многочисленные поездки по странам Европы, и традиционное японское искусство стало международным средством мира и дружбы без слов.

ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ о модульном оригами относится к  середине 18 века в одной японской книге.         Что же это такое?

 Модульное оригами — техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются, путем вкладывания их друг в друга, что позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой.

II ЭТАП — ПРАКТИЧЕСКИЙ:

- узнать какие материалы используются для изготовления оригами;

- техника сложения модульного оригами;

-освоить технологию изготовления изделия в технике модульное оригами.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТЫ:

БУМАГА

Для оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть чистой, не мятой. Лучше использовать белую и цветную бумагу для ксерокса или обыкновенную цветную бумагу для ручного труда.

НОЖНИЦЫ

Желательно иметь ножницы с закругленными концами. При пользовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности: не размахивать ими, при работе, следить за положением левой руки, не работать ножницами с ослабленными шарнирами, класть ножницы на стол так, чтобы они

не свешивались за край

КЛЕЙ

Клей должен отвечать следующим требованиям: быстро высыхать, не быть слишком жидким (чтобы бумага не размокала), не обесцвечивать краски,

не оставлять пятен на бумаге. Лучше всего использовать клей ПВА.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Иногда для изделий могут понадобиться зубочистки или ватные палочки.

ТЕХНИКА СЛОЖЕНИЯ МОДУЛЬНОГО ОРИГАМИ:

Модуль складывается из прямоугольника цветной или белой бумаги. Соотношение сторон прямоугольника должно быть примерно 1:1,5. Можно получить нужные прямоугольники делением формата А4 на равные части.

ВЫБОР ИЗДЕЛИЯ

Первую свою работу я выполнила по готовому набору, который мне купила мама. Вот что у меня получилось. Первые впечатления самые запоминающиеся. И, конечно, помощь мамы была неоценима. Самым же трудным – это было собрать в кольцо и вывернуть его в обратную сторону.

III ЭТАП – ТВОРЧЕСКИЙ:

- изготовление изделий в технике модульное оригами

IV ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:

- защита мини-проекта;

- оформить выставку «Мир оригами» в классе; по окончании проекта поделки передать в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая Программа совместной деятельности воспитателя с детьми 5 – 7 лет по художественно-эстетическому направлению: «Волшебная бумага-Оригами»

Представляю вашему вниманию Рабочую  Программу совместной деятельности воспитателя с детьми 5 – 7 лет по художественно-эстетическому направлению: «Волшебная бумага-Оригами»...

Презентационный материал к Программе художественно эстетической направленности "Забавные фигурки - Оригами"

Вопрос использования «Оригами» в развитии познавательной активности является актуальным  на современном этапе развития отечественной педагогики, однако роль использования данной техни...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

Рабочая программа художественно-эстетической направленности "Удивительный мир оригами"

Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению "Удивительный мир оригами"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно - эстетической направленности «Ловкие пальчики» (оригами) для детей ЗПР

Основным направлением Программы является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с ЗПР в соответствии с ФГОС ДО. Программа "Ловкие пальчики» как средство дополнительн...