Программа по дополнительному образованию "Ручной труд.Макраме.Волшебный узелок"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Полещук Ирина Ивановна

Данная программа разработана для детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_kruzhku.makrame.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено: Приказом МБДОУ № 25 «Умка» муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №25 "Умка" муниципального образования

_______________________________г. Саяногорск_____________________________

655602,р-ка Хакасия,г.Саяногорск,Ленинградскиймик-он, дом 42,телефон/факс8(390426-14-77),e-mail:25umka@mail.ru

ПРИНЯТО

На педагогическом совете №1

МБДОУ Д/с № 25

Протокол №    от                   2015г.

 Рабочая программа

                                        Совместной деятельности с детьми 3-4 лет

УТВЕРЖДАЮ:

заведующий МБДОУ д/с № 25                                                                                                                                                 ______________Н.В.Астапова

Приказ № _________________  

От «_____» ____________2015г    

Рабочая программа

Дополнительного образования

Художественно-эстетического развития

«Ручной труд. Узелковое плетение»

«Волшебный узелок»

Составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство»

Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе,

основной общеобразовательной программы

МБДОУ № 25 «Умка»

Срок реализации программы 2015-2016 учебный год

образовательное учреждение Детский сад № 25 «Умка

Автор  Полещук И.И.

 воспитатель 1 к.к.,

Саяногорск - 2015 г.

Целевой раздел

Пояснительная записка

стр. 3

Цель и задачи организации образовательного процесса

стр. 3

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

стр.4

Планируемые результаты освоения Программы

стр.4

Содержательный раздел

Учебный план

стр. 5

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

стр.5

Взаимодействие с семьей, социумом

стр.5

Календарно-тематическое планирование ООД

 стр. 6

Организационный раздел

Оформление предметно-пространственной среды

стр. 6

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности

стр.7

Пояснительная записка.

Узелковое плетение, или макраме,  один из древних видов прикладного искусства.

Примитивное плетение знали еще первобытные охотники и рыболовы. Умение вязать узлы ценилось очень высоко, считалось родовым достоянием и передавалось от отца к сыну. Постепенно плетение усложнялось и совершенствовалось.

В наши дни это старинное искусство благодаря красоте узоров и прочности изделий опять вошло в моду: плетут кулоны, пояса, сумочки, оригинальные воротники и манжеты, сногсшибательную бахрому для любой одежды. В макраме применяется около ста узлов, но для того, чтобы выполнять красивые нужные вещи, достаточно знать всего только несколько основных. Узлы в макраме — «кирпичики», из которых складываются узоры всевозможных изделий.

Много интересного можно создать и для украшения интерьера - настенные панно, шторы, скатерти, забавные и причудливые авторские вещицы. А сколько радости принесут сплетенные своими руками игрушки -  цветы, черепахи,  собачки, или вовсе невиданные зверушки!

 Самодельные плетеные вещи - один из самых лучших подарков, которыми можно порадовать друзей, родителей, дедушек и бабушек, и  конечно, себя, ведь делать подарки своими руками не менее приятно, чем их получать.

Техника макраме способствует развитию мелкой моторики. Помогает  развить левую руку, как правую, так как в работе участвуют обе руки.  

Данная программа разработана в соответствии с с основной общеобразовательной программой «Детство» соответствии с введением в действие ФГОС ДО и рассчитана на 28 недель.

Рабочая программа составлена с учётом интеграции, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год. Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей различных видах деятельности. Данная программа охватывает следующие, направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. .При организации образовательного процесса используются комплексные и парциальные программы:

-комплексная программа

-Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под ред.Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе.

-парциальные программы

«Конструирование и ручной труд в детском саду» ( автор Л.В. Куцакова.)

 Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами Сан ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Основной общеобразовательной программой «Детство»
  • Уставом МБДОУ  - д/с №25 «Умка.

.

Цель – создание условий для  развития  детского творчества,  формирование  интереса к прикладному искусству.

Задачи:

  •  Способствовать изучению приемов плетения в технике макраме;
  • Расширять представления  о  простейшей технологии  изготовления различных изделий ручного труда;
  • Расширять представления о различных направлениях народного творчества;
  • Формировать и активизировать у детей проявления эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях;
  •  Способствовать формированию гуманистического стиля взаимоотношений с товарищами;
  • Формировать  трудолюбие, любовь к труду и людям труда
  • Развивать ценностное отношение к труду.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:

  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников, эмоциональное благополучие и своевременное всестороннее развитие каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и способностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

  1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
  2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
  3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму») .
  4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста
  5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
  6. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании. 

Планируемые  результаты освоения Программы

  • Ребенок владеет основными знаниями    узлов макраме, приемами  плетения  косичек
  • ребенок достаточно хорошо владеет приемами  крепления  нитей на основу,
  • ребенок овладевает основными способы  плетения  цветка, черепашки  собачки, украшений, деталей интерьера
  • ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания
  • проявляет инициативу и самостоятельность  в умении составлять простейшие  узоры из разных узлов
  • активно взаимодействует со сверстниками взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты

 

Содержательный раздел

УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2015 - 2016 учебный год.

Дополнительное образование.

Количество часов   в учебном году  

Количество часов

в неделю

Количество  часов

 в месяц

«Волшебный узелок»

28

1

4

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

 Формы организации непосредственно образовательной деятельности: для обучающихся 6-  7 лет, фронтальные

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования  к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).

Непосредственно образовательная деятельность с детьми осуществляется во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят динамическую паузу - не менее 10 минут.

     Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Взаимодействие с семьей, социумом

Задачи взаимодействия педагога с семьями воспитанников

-Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность.

-Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка  к народным промыслам.

- Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка ко взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения.

- Показать родителям возможности творческого развития ребенка в семье.

- - Помочь родителям развивать детское воображение и творчество в художественной деятельности.

- Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.

Календарно-тематическое планирование ООД «Художественно-эстетическое развитие»

Содержание тематического плана

1 год обучения.

Содержание

Кол-во занятий

№ занятия

Октябрь

Вводное занятие. Повторение техники безопасности., крепления нитей на подушке булавкой.

Плетения тесьмы  ранее изученным приемом  на выбор.

Знакомство с плоским узлом. Плетение  цепочки плоским узлом  влево, вправо.  

1

1

2

1

2

3, 4

Ноябрь

Плетение  трехлепестного цветка витыми цепочкам

4

5,6,7, 8

Декабрь

Знакомство с квадратным узлом. Цепочка из квадратного узла .

Цепочка из квадратного узла цветными нитями.

Счет квадратных узлов.

Подготовка к плетению «Черепашка».Нарезание и навешивание нитей на основу.

1

1

2

9

10

11,12

 Январь

 Плетение головы черепашки

 Плетение лапок черепашки

Плетение панциря черепашки.

1

1

2

13

14

15,16

Февраль

Плетение задних лап и хвоста.

Плетение цепочки «Горизонт»

Плетение цепочки «Горизонт» разноцветными нитями.

Знакомство с узлом «фриволите». Плетение цепочки узлом «фриволите».

1

1

1

1

17

18

19,

20

Март

 Плетение трехлистного цветка диагональными узлами.

4

21,22,23,24

Апрель.

Плетение закладки для книг, используя разные узлы  

Подготовка изделий к выставке Выставка работ.

3

1

25,26,27,

28

Организационный раздел

Оформление предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Предметно-пространственная среда содержательно-насыщенна,  доступна и безопасна. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы)..

В группе имеются:

Технические средства обучения:

  • пеньковая веревка,
  • нить синтетическая, полумягкая подушка,
  • швейная булавка с головками для крепления,
  • ножницы, иголка швейная,
  • клей.

- Демонстрационный материал.

Методическое обеспечение и средства организации образовательного процесса

1.Соколовская М.М. Узелок на память. –М.: издательство «Прометей»,1990.

2. Кузьмина М. Азбука макраме. - М.: Легпромиздат, 1993.

3.Исполнева Ю.Ф. Секреты макраме.- М,: Астрель, 2002.

4. Коломейцева Т.П. Альбом по плетению макраме. – К.: ВIПОЛ, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет

Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы -  педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"

Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....

Программа по дополнительной программе «Логика»

«Логика»(Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики). Программа по дополнительной образовательной программе  «Логика» разработана на основе программ «Детство» а...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»

Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа разработана для детей средней  группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...

Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша....

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...