Использование дидактических игр в старшей группе
статья (старшая группа) по теме

Викторова Екатерина Евгеньевна

Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Использование дидактических игр в старшей логопедической группе

1. Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка с взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм. Это игры обучающие и способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.

Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

2. Виды дидактических игр, используемых в старшей группе (три вида)

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольные печатные игры;

- словесные игры.

3. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания).

4. Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами.

5. Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, ЛОТО, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.

6. Словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно» и др.) не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

 7. Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используют большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность.

Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Используются игры-занятия в младших и средних группах, в старших группах даются как часть занятия.

8. Некоторые виды дидактических игр

1.Найди по описанию

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.

Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.

Материал: карточки с изображением растений.

Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.

2. Горячо — холодно

Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.

Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж.

Правило: нельзя переворачивать карточки.

Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.

Ход игры: Ведущий прячет персонажа (Капитошку, Гномика и т.п.) под карточку с изображением одного из растений. Дети в это время стоят, закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: «Тепло, холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под деревом», «Капитошка спрятался среди луговых растений». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.

3. ЛОТО «Что, где растет?»

Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.

Игровая задача: заполнить игровое поле.

Материалы: игровые поля — луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.

Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.

4. Скорая помощь (экологическая игра на природе)

Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.

Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.

Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.

Ход игры: дети обходят участок детского сада — «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.

5. Юные художники

Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.

Игровая задача: нарисовать портрет растения.

Материал: любые изобразительные материалы.

Ход игры: Игра проводится на прогулке. «Художник» принимает заказ — нарисовать «портрет» того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида. По окончании работы организуется выставка детских рисунков.

6. Следопыты

Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.

Игровая задача: разгадать тайну природы.

Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.

Ход игры: Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты. Например: как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена, каких растений и откуда принес ветер?

7. ИГРА «С какого дерева листок?», «Чьи детки?»

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида дерева, их листьев и семян. Развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность.

Игровая задача: найти листья и семена определенного дерева.

Материал: карточки с изображением деревьев, их листьев и семян.

Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного дерева, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Потом находят листья этого дерева и его семена. Побеждает тот, кто первым правильно найдет верные листья и семена дерева.

Познавательные вопросы

Для активизации детской любознательности используется прием познавательных высказываний, которые отличаются краткостью и, как правило, начинаются со слов «А знаете ли вы, что...». Этот прием можно использовать как на занятиях, так, и на прогулках, и в свободном общении с детьми. Можно создать целую копилку интересных фактов. Замечательно, если к этой работе вы подключите своих воспитанников и их родителей.

Проблемные вопросы

Психологи считают, что побудительным стимулом мыслительной деятельности ребенка выступает познавательная задача, которая определяется как противоречие между знанием и незнанием и решается путем поиска ответа на возникающий вопрос. Воспитатель создает ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя имеющиеся знания и навыки. Каждое новое знание должно возбуждать интерес и вызывать новые вопросы. Воспитатель может использовать разные типы вопросов: вопросы-сравнения, вопросы-провокации, вопросы-предположения, вопросы этимологического характера, вопросы на классификацию; вопросы, побуждающие задавать вопросы самих детей. Детские вопросы к взрослому являются показателем познавательного интереса ребенка и его умственной активности.

Дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. Неоспорима её роль в ознакомлении и с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста.

Для проведения данной работы необходимо использование различных методов и приемов:

Игровых (сюрпризные моменты, загадки, считалочки, элементы соревнования),

Словесных (беседа для уточнения знаний, объяснение правил, анализ деятельности и другое);

Наглядных (использование игрушек, картин, иллюстраций, предметов природного и бросового материала, показ игровых действий).

Для поддержания интереса и развития познавательной активности необходимо использовать игры различной вариативности.

Систематически планировать проведение дидактических игр в целях ознакомления с окружающим детей старшей группы.

Постоянно использовать наглядный материал в дидактических играх со старшими дошкольниками (картинки, игрушки, природный материал). Привлекать детей к изготовлению наглядного материала для игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр в старшей группе.

Занятие по математике о точке и различных линиях: прямая, ломанная, кривая, луч и отрезок....

Технологическая карта (дидактической игры) образовательной деятельности с использованием ИКТ оборудования в старшей группе

Технологическая карта. Тема: «Как звери к зиме готовятся»Цель: формирование реалистических представлений об особенностях приспособления зверей к окружающей среде....

Тема: НОД по математике с использованием дидактических игр в старшей группе "Путешествие в город удивительной математики".

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие.Программное содержание:уточнять представления детей о поряд...

Картотека дидактических игр по математике с использованием Лего-конструктора в старшей группе

Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, пр...

Технологическая карта (дидактической игры) образовательной деятельности с использованием ИКТ оборудования в старшей группе

Технологическая карта  (дидактической игры) образовательной деятельности  с использованием ИКТ оборудования в старшей  группе...

Игровая образовательная ситуация по математике с использованием дидактической игры в старшей группе "Щенячий патруль в гостях"

Игровая образовательная ситуация по математике с использованием дидактической игры в старшей группе "Щенячий патруль в гостях" Программное содержание: Учить детей правильно решать примеры...