Авторская программа по лего-конструированию «В мире лего»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Боброва Альфия Мухаметовна

Авторская  программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx40.55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  № 7 «МАЛЫШ» Г. АГРЫЗ АГРЫЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Авторская программа

по лего-конструированию «В мире лего»

Воспитатель
МАДОУ- д/сада № 7

Боброва А.М.

2017 год

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

     Программа «В мире лего» (далее Программа) определяет содержание и организацию образовательного процесса по «Лего – конструированию» с детьми  6-7 лет в условиях лего-класса. Настоящая Программа разработана на основе образовательной программы дошкольного образования МАДОУ- детского сада № 7 в соответствии  с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
    При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (вступил в силу 01.09.2013 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г., № 28564).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908).
6. Устав образовательной организации.
     Внедрение ФГОС ДО предполагает использование в работе воспитателя новые педагогические технологии. Одной из этих технологий является использование ЛЕГО-конструкторов, другими словами ЛЕГО-технология.
    Необходимостью создания данной авторской программы послужил следующий факт: так как «Лего-конструирование» является начальной ступенью такого широкого направления, как «Робототехника», которая все больше и больше внедряется в школьную программу и возможно даже в будущем станет базовым предметом, в связи с тем, что современное общество испытывает необходимость в компетентных по этому вопросу специалистах. А с недавнего времени, с введением ФГОС, по которому дошкольное образование является начальной ступенью общего, нет никаких сомнений в том, что этот выбор правильный.
    Построение программы шло по принципу «От простого к сложному».
Приоритет отдается поисковым методам: конструированию по замыслу, условиям, схемам и чертежам.

Благодаря этому в сознании дошкольника выстраивается определенная логическая цепочка, позволяющая быть более успешным, в таком сложном этапе конструирования, как «Робототехника».
   Кроме того, данный вид деятельности оказывает положительное влияние на становление личности ребенка в целом и на развитие его способностей. Активизирует психические процессы, такие как: мышление, память, воображение, речь, а также уделяет внимание физиологическому развитию.
   На мой взгляд работа с детьми по данной дополнительной программе образования позволяет поддерживать детскую активность и инициативу в данном виде деятельности и подготавливает дошкольника к жизни в современном обществе.
    Внедрение данной программы дополнительного образования в образовательный процесс дает нам возможность действовать не только в рамках ФГОС, но и также идти  в ногу со временем и на выходе получить поколение детей, способных быть успешными, конкурентно способными  в будущем.

Сроки реализации программы, возраст воспитанников, участвующих в реализации программы, форма и режим занятий

   Представленная программа «В мире лего»   рассчитана на 1 год обучения.
Возраст обучающихся – от 6 до 7 лет.
Тематика дополнительного образования по ЛЕГО-конструированию рассчитана на период с сентября по май.
Основная форма организация работы по программе – групповые занятия. Максимальное число обучающихся в группе – от 8  до 10 человек.
Группы комплектуются из обучающихся одного возраста, что позволяет строить занятия в соответствии с возрастными особенностями детей и определять эффективную методику проведения занятий. Продолжительность занятий– 30 минут 1 раз в неделю, 35 занятий в год. Набор детей для обучения по программе осуществляется в начале учебного года.
Набор учащихся производится по желанию родителей.
Работа «В мире лего» проводится в рамках дополнительного образования.
Курс «В мире лего» является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению «Лего-конструирования» в начальной школе с применением компьютерных технологий «Робототехника».

Актуальность
    Актуальность «Лего-конструирования» значима в свете внедрения ФГОС, так как: является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
    Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
   Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. Только в игре ребенок познает с удовольствием, а новый материал запоминает надолго. Игра движет обучением. Обучаясь легко, ребенок легко усваивает новые формы.
Название датской компании, производящей самый популярный в мире конструктор Lego, переводится как «Играй легко» или «Играй с удовольствием». «Лего-конструирование» для дошкольника – легкая дорога к познанию.Этот вид конструирования  больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
«Лего
-конструирование» объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
    Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности световосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развиваютобразное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных отношениях.
   Внедрение данной программы должно быть основано на базе элементарных представлениях детей о простейшем конструкторе «лего», рассчитанного на младший дошкольный возраст, иначе данная программа дополнительного образования не сможет быть успешной. Дети должны иметь представления о цвете, форме, размере, способах конструирования (таких как наложение, приставление и т.п ), только тогда мы можем говорить о более сложных видах конструкторских решений, требующих больше усидчивости, скоординированности действий и дополнительных мыслительных затрат, что подразумевает данная программа дополнительного образования.
   ЛЕГО
-продукция разнообразна, многогранна и охватывает большой возрастной промежуток своих почитателей. Одно ясно – «Лего-конструирование» для дошкольников никогда не станет скучным занятием, а в будущем подарит много часов увлекательной игры.

Цель: формировать предпосылки к успешной деятельности в новом направлении «Робототехника», который диктует современный мир.

Задачи:

Обучающие:

• закрепление и развитие навыков конструирования по образцу, условию и замыслу;

• развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и развитие умственных способностей;

• обогащение и активизирование словаря, совершенствование монологической речи (умение составлять рассказ о предмете, описывать свои действия, выстраивать цепочку логического и последовательного повествования и др.

• учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой.

Развивающие:

 развитие у дошкольников интереса к моделированию и конструированию, стимулирование детского технического творчества;

 развитие творческих способностей и логического мышления детей;

 развитие образного, технического мышления и умение выразить свой замысел;

 развитие умения творчески подходить к решению задачи и излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Воспитательные:

 формирование предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

 развитие коммуникативной компетенции: участия в беседе, обсуждении - формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);

 формирование у детей познавательной и исследовательской активности, стремление к умственной деятельности.

Принципы и подходы к формированию Программы:

 Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
 Принцип научной обоснованности и практической применимости.
 Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
 Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Подходы к формированию дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГО – конструирование».
 Реализация дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка.
 Поддержка инициативы ребенка в детской деятельности.
 Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
 Принцип «от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).

Формы и методы, используемые в реализации программы:

1. Наглядный (рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету.

2. Репродуктивный (воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа).

3. Практический (использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы).

4. Словесный (краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей).

5. Проблемный (постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование).

6. Игровой (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета).

7. Частично-поисковый (решение проблемных задач с помощью педагога).

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Материально-технические условия:

1. Кабинет, укомплектованный необходимым инвентарем (Лего-конструкторы, ящики);
2. Ковер;
3. Подборка специальной литературы;
4. Шкафы, стол;
5. Компьютер;
6. Наличие сети Интернет;
7. Проектор;
8. Интерактивная доска.

Оборудование для конструктивной деятельности:

 мольберт

технологические карты

инструкции

Lego-Classic

Lego Story Starter – «Построй свою историю»

Городская жизнь Lego

Общественный и муниципальный транспорт Lego

• Работники муниципальных служб Lego

Lego Construction Site – «Стройплощадка»

Набор Lego «Простые механизмы»

Набор Lego «Первые механизмы»

• Комплект заданий к набору Lego «Первые механизмы»

• Базовый набор «Мои первые конструкции»

Lego Technic  – «Техник»

Перспективный план обучения

Тема. Содержание занятий

Количество
занятий

Продолжительность занятия

Месяц

Оборудование

1.

Введение в ЛЕГО – конструирование. Беседа. Знакомство с деталями с видами лего-конструктора.

1

З0 мин

Сентябрь

2.

Техника безопасности на занятиях по ЛЕГО-конструированию. Знакомство с деталями лего.

1

30 мин

Сентябрь

3.

Что нас окружает? Строительство по замыслу.

1

30 мин

Сентябрь

Lego-Classic

4.

Домашние животные. Конструирование модели животного

1

30 мин

Сентябрь

Lego-Classic

5.

Дикие животные. Конструирование модели животного.

1

30 мин

Октябрь

Lego-Classic

6.

Мой город

2

60 мин

Октябрь

Lego-Classic

7.

Конструирование по замыслу

1

30 мин

Октябрь

Lego-Classic

8.

Выставка работ

Октябрь

9.

Построй свою историю

2

60 мин

Ноябрь

Построй свою историю

10.

Красивый мост

1

30 мин

Ноябрь

Городская жизнь Lego

11.

Грузовик везет кирпичи

1

30 мин

Ноябрь

Городская жизнь Lego

12.

Корабль

1

30 мин

Декабрь

Городская жизнь Lego

13.

Аэропорт

1

30 мин

Декабрь

Городская жизнь Lego

14.

Многоэтажные дома

1

30 мин

Декабрь

Городская жизнь Lego

15.

Конструирование по замыслу

1

30 мин

Декабрь

Городская жизнь Lego

16.

Выставка работ

Декабрь

17.

Стройплощадка

2

60 мин

Январь

Lego Стройплощадка

18.

Общественный и муниципальный транспорт

1

30 мин

Январь

Общественный и муниципальный транспорт  Lego

19.

Работники муниципальных служб

1

30 мин

Февраль

Работники муниципальных служб Lego

20.

Колеса

1

30 мин

Февраль

Набор «Простые механизмы»

21.

Карета

1

30 мин

Февраль

Набор «Простые механизмы»

22.

Выставка работ

Февраль

23.

Модель вертушка

1

30 мин

Февраль

Набор «Первые механизмы»

24.

Конструирование по замыслу

1

30 мин

Март

Городская жизнь Lego

25.

Модель волчок

1

30 мин

Март

Набор «Первые механизмы»

26.

Перекидные качели

1

30 мин

Март

Набор «Первые механизмы»

27.

Небоскребы

1

30 мин

Март

«Мои первые конструкции»

28.

Башни

1

30 мин

Апрель

«Мои первые конструкции»

29.

Конструирование по замыслу

1

30 мин

Апрель

Lego-Classic

30.

Экскаватор

2

60 мин

Апрель

Lego Technic  – «Техник»

31.

Трактор

2

60 мин

Май

Lego Technic  – «Техник»

32.

Вездеход

2

60 мин

Май

Lego Technic  – «Техник»

33.

Открытое мероприятие для родителей

Май

35

На первом этапе работы  дети знакомятся с деталями  конструктора: размер, форма, цвет, из чего сделаны, проверяют опытным путем на прочность и плавучесть и определяют название каждой формы (кубик, кирпичик, конус, пластина, башмак, балка, ось, фиксатор, втулка).
Далее на этом же этапе используем 2 вида более упрощенного лего, такие как: «
Lego-Classic – Лего Классик», этот вид лего развивает  мелкую моторику, воображение, дети приобретают навыки общения, усидчивость, терпение и стремление добиваться поставленных целей и  «Lego Story  – Построй свою историю» (7-8 занятия) – детали этого вида конструктора развивают пространственное мышление и физическую подготовку, помогает  учиться хорошо разговаривать и запоминать новые слова, а так же придумывать свои истории об окружающем мире. Они прекрасно научатся работать в команде и создавать совместные строения. Данный набор предназначен для развития фантазии, речи, логики, обучения работе в команде и социальной адаптации. Он больше направлен на развитие творческих и коммуникативных навыков.


На втором этапе работы усложняем виды предлагаемых моделей с помощью увеличения деталей и с использованием различных видов конструктора: лего – «Стройплощадка», «Общественный и муниципальный транспорт» Lego, «Работники муниципальных служб Lego и «Городская жизнь Lego». Эти виды конструкторов также развивают пространственное мышление ребенка, физическую подготовку, прекрасно учат работать в команде, создавать совместные строения. А также ребята знакомятся с правами и обязанностями городской жизни.

На третьем этапе работы конструкторы усложняются и добавляются новые: «Lego Education – Простые механизмы», «Первые механизмы», где лего помогает ребятам ознакомиться с отдельными основными принципами механики во время построения моделей, где применяются колеса, оси, весы, зубчатые колеса, блоки, червячные и ременные передачи, лопасти. При работе с этими наборами Лего у детей будет превосходная возможность понять, что такое равновесие, подъемная сила, устойчивость конструкции, исследовать простые механизмы, создать настоящие инструменты для измерений. Этот вид лего предполагает первое знакомство с основными понятиями естественных наук и опыт построения моделей, содержащих колесные пары, рычаги и зубчатые колеса. Далее добавляем лего «Мои первые конструкции». В отличие от набора «Первые механизмы», этот вид конструктора обучает ребят понимать принцип работы колес, шкивов, рычагов и других простых механизмов. При этом они усваивают понятия баланса конструкций, их подвижности, стойкости, прочности, оптимальной формы и передачи движения в конструкции. Правильно употребляют технические термины и понятия. Исследуют такие параметры конструкций, как гибкость, устойчивость, жесткость. Работают в коллективе сверстников.

На последнем 4 этапе мы используем сложный вид Lego Technic  – «Техник». Все модели этой серии настолько точно повторяют оригинальный транспорт что привлекают внимание даже взрослых. В этой уникальной серии представлены многофункциональные конструкторы, все игрушки являются точной копией настоящих машин и не только по внешнему виду, но и функциональности: двери моделей открываются, колеса крутятся, а кузов грузовика откидывается. Этот вид конструктора вызывает у ребенка интерес к технике, и он узнает о множестве различных профессий. Также он развивает мелкую моторику рук и фантазию.
Этот этап является заключительным и подводит итог всей проделанной работе. Позволяет совместить все этапы между собой при создании самых сложных и объемных композиций.
Итоговым мероприятием станет создание коллективной композиции (например, макет стройплощадки, городской жизни и с добавлением моделей транспорта) и ее презентация.

Ожидаемый результат реализации программы:

 дети будут иметь представления о деталях «Лего» и способах их соединений; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой конструкции и ее функциями;
 сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
 дети научатся анализировать и делать простые умозаключения; усвоят алгоритмы исследования объектов; научатся ставить цель и находить пути ее достижения, будут проявлять самостоятельность в поиске решений, проявлять поисковую активность и умение извлекать в ее ходе информацию об объекте;
 появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива;  улучшатся процессы восприятия, памяти, мышления, внимания;
 повысится интерес и мотивация к обучению, дети будут быстрее включаться в активный познавательный процесс;
 сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
 совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Основным методом определения результативности является педагогическое наблюдение за процессом деятельности дошкольников, а также педагогический анализ результатов деятельности (детских работ).

Список используемой литературы

  1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.
  2. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
  3. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  4. LEGO  Construction Site (Стройплощадка)
  5. Лего Техник (Lego Technic)
  6. Основная образовательная программа МАДОУ – детский сад №7.
  7. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лего-конструированию "Путешествие в Лего-град"

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор.Задачи: Развивать зрительное и пространственное восприятие, активизировать внимание, направленное на продолжение ри...

Конспект ОД по Лего-конструированию «Путешествие по ЛЕГО стране»

Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор....

Авторская музыкально-литературная композиция "Пусть миром правит доброта"

Данная композиция направлена на воспитание у детей нравственно-патриотических качеств и на расширение знаний детей о родном городе Луганске,его выдающихся людях,героях Луганщины в процессе музыкально-...

Конспект НОД по лего - конструированию "Булочки для Лего человечков"

Конспект занятия по лего - конструированию "Булочки для Лего человечков"...

Авторская программа по лего - конструированию «Робототехника и лего - конструирование»

Программа «Робототехника и лего - конструирование» (далее Программа) определяет содержание и организацию образовательного процесса по «Лего – конструированию» с детьми...

Авторский материал " Лего конструирование"

         В своей педагогической деятельности третий год подряд, как современный педагог я активно использую инновационные преобразования, связанные с внедрением новых п...