Конспект занятия с элементами экспериментирования «Волшебный песок»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Медведева Маргарита Юрьевна

Занятие подготовлено для детей старшего дошкольникого возраста в рамках реализации проекта "Солнечный город профессий" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_pesok.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия   «Волшебный песок»                  

Программное содержание:

  • закрепить правила безопасности при работе с песком;
  • познакомить детей с составом и свойствами природного песка;
  • развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта;
  • расширять представления о песке, его качествах и особенностях;
  •  стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы;
  • продолжать работу над развитием логического мышления, познавательно-психических процессов, речи, мелкой моторики.
  • формировать представления о значимости природы в жизни человека;
  • формировать наблюдательность, интерес к экспериментированию;
  • воспитывать умение слушать своих товарищей.

Оборудование: иллюстрации;  на каждого ребёнка: лупа, чашка Петри с песком, стаканчик с водой, песок, карандаши.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас в Солнцестроительном колледже. А чему вы здесь сможете научиться?

Дети: Это школа, в которой учатся строить различные объекты из песка.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня предлагаю вам стать исследователями. Вы будете проводить опыты и эксперименты. А вот что будем исследовать, вам надо угадать.

Воспитатель:

Из камней он появился,

Зёрнами на свет явился.

Жёлтый, красный, белый

Или светло-серый.

То морской он, то речной.

Отгадайте, кто такой?

Дети: Песок.

Воспитатель: Правильно. Это песок. Но прежде чем исследовать песок нам необходимо вспомнить правила безопасности при работе с песком.

  1. Нельзя трогать лицо руками, чтобы песок случайно не попал в глаза, рот, нос.
  2. При создании построек быть острожными при обращении с песком.
  3. После окончания нашей исследовательской работы необходимо вымыть руки.

Воспитатель: Я предлагаю поговорить о песке.

 

Показ иллюстраций.

Воспитатель: Как вы думаете, откуда появился песок?

Дети: Песок создала природа.  

Воспитатель: Правильно. А что такое песок?

Дети дают ответы.

Воспитатель: Некоторые камни под воздействием ветра, дождя разрушаются, и получается… песок.

Существуют места, где много песка – это морские берега и пустыни. Посмотрите, как много здесь песка, но почему-то нет растений. Это происходит из-за того, что  песчинки не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Поэтому в пустыне почти нет растений.

Воспитатель: Какого цвета песок?

Дети: Дают ответы.

Воспитатель: Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Где используют раствор?

Дети: Его используют при строительстве жилых домов.

Воспитатель: Где используют песок?

Дети: Дают ответы.

Воспитатель: Из песка делают наждачную бумагу, она нужна для того, чтобы сделать предмет ровным, гладким.  Из песка делают стекло, оно необходимо при изготовлении окон. Еще песок мы можем наблюдать в песочных часах. При помощи них мы можем измерять время. Ребята, а что мы можем сделать из песка на пляже? Из песка лепят замки, рисуют песком.

Итак, песок создал человек или он создан природой? Песок – природный материал.

Опыты

Воспитатель: Теперь подошло время для экспериментов. У нас  на столах есть необходимое оборудование для исследовательской работы. Мы будем определять свойства песка. Внимательно слушайте мои инструкции. 

Опыт 1. Лупа, на ощупь.

Воспитатель: Перед вами стоят чашки Петри с песком. Теперь возьмите немного песка, потрогайте его, опишите, что вы ощущаете между пальцами?

Дети: Песок состоит из маленьких песчинок.

Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок?

Дети: Из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные.

Воспитатель: Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок - это окаменевшие микроорганизмы, продукты извержения вулканов, а иногда даже результат деятельности человека - частицы стройматериалов. На картинке вы можете увидеть, как выглядит песок под микроскопом. Просто удивительный снимок!

Опыт 2. Сухой и влажный песок.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на песок. Скажите, какой он?

Дети: Сухой.

Воспитатель: Правильно. А скажите, как можно из сухого песка сделать влажный песок?

Дети: Полить его.

Воспитатель: Верно. Возьми, пожалуйста, стаканчик  с водой и полейте песок с одной стороны чашки.  Во второй части чашки песок должен остаться сухим.

Воспитатель: Как вы думаете, не трогая песок можно сказать, где сухой, а где влажный? Определим, какого они цвета?

Дети: Влажный песок - темно-желтого, сухой песок - светло-желтого цвета.

Воспитатель: А как вы думаете, какой песок сыпучий? А какой нет? Проверим? Возьмите щепоточку песка и попробуйте его высыпать назад в чашку.

Дети: Проводят исследования и делают вывод, что сыпучий песок – сухой.

Воспитатель: Правильно. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

Воспитатель: А как вы думаете, на каком песке можно оставить следы, а на каком нет?

Дети переходят в песочницу на подготовленный участок с сухим и мокрым песком. Дети оставляют следы.

Вывод: Следы остаются на влажном песке.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю порисовать с помощью карандаша на песке и сделать вывод на каком песке (сухом или влажном) рисунке лучше?

Дети рисуют сначала на сухом, а затем на влажном песке.

Вывод: Рисунки лучше остаются на влажном песке.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю создать постройки из песка по собственному замыслу.

Дети выбирают оборудование для самостоятельного конструирования из песка построек по собственному замыслу. В конце занятия получают солнечную валюту за свою работу. Воспитатель вклеивает в трудовую книжку логотип учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с элементами экспериментирования.

Занятие направлено на развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия. Дети по сути своей исследователи, и мы педагоги должны помогать им зна...

конспект занятия с элементами экспериментирования "В гостях у Хозяйки Медной горы" в подготовительной группе детского сада

Занятие для старших дощкольников по познавательному развитию, содержит элементы экспериментальной деятельности, что делает его более интересным и содержательным....

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования "Волшебный песок"

Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверить с помощью осязания.  Предложить детям сравнить песок и камушки, обратить вним...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Волшебный песок»

Данный материал позволяет обеспечить знакомство детей со свойствами кинетического песка; сформировать умение сравнивать песок по качеству и свойствам (влажный, сухой, холодный, теплый, ...

Конспект ОД с элементами экспериментирования "Волшебный мир теней"

Иметь представление о явлениях в неживой природе; прививать стойкий интерес к экспериментальной деятельности; развивать интерес к театрализованной деятельности....