Программа "Занимательное конструирование" (возраст 2-3 года)
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Моисеева Юлия Валерьевна

Программа "Занимательное конструирование"  расчитана на детей 2-3 лет. Знакомит детей с конструктивной деятельностью, учит основам конструктивной деятельности, развивает интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа по конструированию35.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Капелька»»

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности

«Занимательное конструирование»

Возраст обучающихся: 2-3 года.

Срок реализации: 1 учебный год.

                                           

 Авторы - составители

Воспитатели:

Моисеева Ю.В.

Симаненко С. В.

г.Протвино

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………….……………3
  2. Тематический план ……………………………………………………...…8
  3. Содержание программы……………………………………………….....16

Список литературы…………………………………………….……………….17

  1. Пояснительная записка

   Программа по конструированию для детей от 2 до 3 лет разработана в соответствиии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.№1155) и учётом примерной общеобразовательной  программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Е.Н., Комаровой Т. С., Васильевой М.А, и  рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю во  второй половине дня. Длительность занятия 10-15 минут, принцип занятий от простого к сложному. С октября по май, 29 занятий.

Концепция программы

      Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

      Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание моделей из лего-конструкторов. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Лего–конструирование увлекает ребенка, способствует формированию новых знаний об окружающем мире, закладывает первые предпосылки игровой деятельности.

Целевые ориентиры программы

     Программа нацелена на развитие у детей интереса к конструктивной деятельности. Формированию предпосылок игровой деятельности. Знакомству детей со строительным материалом, с разновидностями конструкторов.  Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Конструктор и лего-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе игры приобретать такие социальные качества как любознательность, активность.  В ходе образовательной деятельности дети учатся строить из конструкторов, получают и закрепляют первые знания о цвете, форме и величине. Развивается игровая и конструктивная деятельность детей.

Принципы работы по программе

-принцип последовательности;

-принцип наглядности;

-принцип доступности;

-принцип учёта индивидуальных особенностей,

-принцип интегрированного подхода.

Задачи

  - развивать у дошкольников интерес к конструированию, стимулировать детское творчество;

- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

- обучать конструированию по образцу, рисунку, показу педагога, по замыслу;

- формировать предпосылки конструктивной  деятельности, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить начатое дело до конца;

  - создать условия для овладения основами конструирования;

  - учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.)

Методы обучения: наглядные, словесные и практические.

  1. Наблюдение с детьми.
  2. Обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картинок и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях.
  3. Показ способа действия.
  4. Упражнения.
  5. Игровые приёмы.
  6. Совместный анализ выполненной работы.
  7. Художественное слово.

Ожидаемые результаты:

- развить мелкую  моторику;

- сформировать  умение использовать строительный материал;

- закрепить  знания основных цветов, изучить дополнительные  цвета в лего-конструкторе;

- изучить название основных геометрических форм;

    - поддерживать порядок во время игры с конструктором;

     - под руководством педагога определять последовательность действий;

– сооружать элементарные постройки и называть их (башни, заборчики, домики и др.)

– пользоваться понятиями «высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, такой же»;

– замыкать пространство (забор, дом и т.п.);

–правильно использовать различные детали в постройках  и игрушки;

– добавлять недостающие для завершения работы элементы;

- осуществляет подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);

- конструировать по образцу;

     

Итогами детской деятельности служат выставки детских работ, фотоотчеты.

     Условия работы и материально-техническое обеспечение

       Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня. В групповой комнате, хорошо проветренной и освещенной. Используется конструктор «Лего-дупло» с наглядными картинками, конструктор «Томик», игрушки для обыгрывания построек. Продолжительность занятия 10 – 15 минут. Программа разделена на два блока, первый блок работа с конструктором лего-дупло, второй блок-работа с деревянным конструктором «Томик».

      Реализация программы обеспечивается педагогическими работниками дошкольных организаций, педагогами дополнительного образования, родителями дошкольников.

2.Тематический план

1 блок. Занятия с конструктором «Лего-дупло»

Месяц

Неделя

Тема занятия

Задачи

Октябрь

1.

2.

3.

Давайте познакомимся.

Давай посмотрим.

Змейка.

Познакомить детей с конструктором «Лего-дупло».

Научить спокойно, воспринимать яркие элементы. Сформировать навыки управления поведением.

Учить ставить одинаковые кубики один на другой, «положить» постройку.

Усложнение: делаем змейку «полосатой», чередуем цвета кубиков.

Месяц

Неделя

Тема занятия

Задачи

Ноябрь

4.

5.

6.

7.

Найди и покажи.

Таинственный мешочек.

Загадочные картинки.

Гусеница.

Загородки и заборы для домашних животных.

Изучить цвет, форму деталей, познакомить детей с названиями деталей.

Показать способ крепления деталей. Учим строить по показу педагога.

Учим строить  по данной картинке.

Учим подбирать детали необходимого размера. Скреплять их плотно между собой в ширину и в высоту. Замыкать пространство.

Месяц

Неделя

Тема занятия

Задачи

Декабрь

8.

9.

10.

11.

Строительство дорожек узких и широких.

Ворота.

Зоопарк. Строим вольеры для животных.

Домик.

Освоить способ подбора деталей по размеру, цвету.

Рассматриваем готовую постройку. Учим подбирать детали по размеру и форме.

Строим вольеры низкий для слона, высокий –для жирафа.

Строим стены одинаковые по величине. Добавляем длинный кирпичик-крыша.

Месяц

Неделя

Тема занятия

Задачи

Январь

12.

13.

14.

Заборчик.

Машинки.

Железная дорога и поезд.

Закреплять умение ставить детали друг на друга, скреплять их между собой.

Конструируем машины из готовых деталей. Кабины, кузова, колес. (Пожарная машина, полицейская машина, грузовая машина и др.)

Конструируем поезд из готовых деталей. (Кабина, вагончики, колеса)

Учим детей соединять детали железной дороги по кругу. Замыкать пространство.

2 блок. Занятия с деревянным конструктором «Томик»

Месяц

Неделя

Тема занятия

Задачи

Февраль

1.

2.

3.

4.

Башенка и дорожка для птички.

Башня с лесенкой.

Дорога для поезда.

Домик для матрешки.

Учим ставить кубик на кубик, плотно приставлять кирпичики друг к другу узкой стороной.

Вопрос для развития мышления. «Что надо чтобы кошка не достала птичку?»(сделать башню выше)

Учим  сооружать постройку из восьми кубиков и кирпичика.

Вопрос: «Кто по лестнице пойдет?»

Задание: убрать два кубика справа.

Как починить башню?

Учим плотно прикладывать кирпичики узкой стороной друг к другу в  два рядя, сохраняя между ними равное расстояние.

Задание: убрать по кирпичику с середины каждого рельса.

Вопрос: как починить рельсы?

Учим ставить кубик на кубик на некотором расстоянии друг от друга, сверху накладывать плашмя кирпичик, а затем на него призму- крышу.

Месяц

Неделя

Тема занятия

Задачи

Март

5.

6.

7.

8.

Домик для собачки.

Гараж для машины.

Домик для собаки и жирафа.

Домик со скамейкой.

Учить ставить кирпичики на узкую, короткую сторону, плотно прикладывая друг к другу. Сверху накладывая призмы.

Вопрос: «Какие еще животные могут жить в домике?»

Учить ставить вплотную друг к другу кирпичики с трех сторон на узкую сторону и класть сверху три кирпичика.

Задание: ввести в гараж машину большего размера.

Почему сломался гараж?

Продолжаем учить детей ставить кубик на кубик, добиваясь устойчивости башни, и соотносить кол-во кубиков с высотой постройки.

Вопросы: «Может ли жираф жить в домике собаки?»

«Что надо сделать, чтобы собака смогла пригласить жирафа в гости?»

Учим строить в правильной последовательности два предмета, делать несложные перекрытия.

Вопрос: «Как уберечь уточку от лисы» (Спрятать уточку в домик)

Месяц

Неделя

Тема занятия

Задачи

Апрель  

9.

10.

11.

12.

Домик с забором.

Мост.

Мост для машины.

Полочка для книг.

Учить строить в правильной последовательности домик. Дополнять постройку несложными конструкциями.

Вопрос: «Как сделать один длинный забор?».

Учить ставить кубики на некотором расстоянии друг от друга, накладывая сверху пластину-перекрытие, а  с двух сторон по одной призме- скату.

Вопрос: «Как из моста сделать скамейку?» (Убрать скаты.)

Учить размещать кубики горизонтально на некотором расстоянии друг от друга, накладывая сверху плашмя длинный кирпичик, с двух сторон приставлять к нему призмы-скаты.

Вопрос: «Что надо сделать, чтобы  под мостом проехала машина?»

Учить класть пластину на стол, по краям устанавливать два кубика, сверху класть еще одну пластину, вновь накладывать два кубика и делать перекрытие из такой же пластины.

Вопрос: «Как из полочки для книг сделать две скамейки?»

Месяц

Неделя

Тема занятия

Задачи

Май

13.

14.

15.

Мост большой для пешеходов.

Птичий двор.

Зоопарк.

Учить строить лесенку из шести кубов и делать перекрытие, накладывая сверху пластину.

Вопросы: «Как из пешеходного моста сделать лесенку?», «Кто по ней пройдет?», «Что можно построить из оставшихся кубиков?»

Учить приставлять плотно друг к другу кирпичики, ставя их на длинную узкую сторону,

Замыкая пространство. Ставить по два кубика друг на друга, сверху накладывать плашмя кирпичик (ворота).

Вопрос: «Что сделать, чтобы птицы не убежали со двора?» (Закрыть ворота двумя кирпичиками.)

Закрепляем умение ставить кирпичики плотно друг к другу на узкую длинную сторону (забор), ставить кубики один на другой и накладывать сверху пластину (ворота).

Вопросы: «Чем накормить зверей?», «Кто что ест?»

3.Содержание программы

    Программа включает в себя конструирование из конструктора «Лего-Дупло»  и усложняется конструированием из деревянного строительного материала конструктор «Томик».

    Тематика занятий выстроена по принципу от «простого к сложному». Каждое следующее занятие вытекает из предыдущего, что позволяет детям лучше усвоить материал. У детей формируется сенсорный опыт  в поиске конструктивных действий, эксперементирования со строительными элементами, деталями конструкторов, обыгрывающими игрушками. Обследуя детали конструктора,  педагог учит детей называть их цвет и форму,  конструктивные свойства ( маленький кубик, красный кирпичик, длинная, короткая дощечка и  пр.) На занятиях дети учатся различать детали предлагаемых наборов конструктора и называют некоторые из них. В процессе занятий у детей развиваются элементарные конструктивные умения -соотносят детали, их взаиморасположение, устанавливают детали по горизонтали разнообразными способами, комбинируют их размещение, чередуют элементы, строят простые перекрытия. Формируются пространственные понятия вверху, внизу и др.

     Учатся выкладывать изображения по образцу, рисунку, по показу педагога. Развивается познавательная деятельность, расширяются элементарные представления детей об окружающих  реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприятию. Поощряется самостоятельная конструктивная деятельность детей. На занятиях в процессе конструирования  и по окончании формируется сюжетная игра, тем самым развивается речевое и игровое общение детей.

    По окончанию занятий уделяется большое внимание  приобщению к детей к порядку, аккуратно разбирать постройки, складываем и убираем игрушки.

4. Список литературы

  1. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду»2010 г. (Программа и методические рекомендации)
  2. Фешина Е.В.  «Лего-конструирование в детском саду» 2012г. (Методическое пособие)
  3. Сайт «Рутвет» ,статья «Конструктивная деятельность дошкольников».
  4. Ваш малыш день за днем: энциклопедия по уходу за ребенком до трех лет.2010 год.
  5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С.комаровой,М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп.-доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....

Рабочая программа дополнительного образования LEGO-конструирование Возраст 3-7 лет

Рабочая программа  дополнительного образования    LEGO-конструирование  Возраст 3-7 лет...

Проект по лего-конструированию возраст 2-5 лет.

Проект по лего-конструированию расчитан на возраст детей 2-5 лет....

ИНТЕРНЕТ-ПОРТФОЛИО УЧАСТНИКА РЕСПУБЛИКАНСКОГО КОНКУРСА " ПЕДАГОГ ГОДА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2024 ГОДУ В НОМИНАЦИИ " ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА" Коломейцевой Ирины Николаевны

Интернет-портфолио воспитателя - это индивидуальная папка, в которой накапливаются материалы, свидетельствующие о профессиональных достижениях педагога в образовательной деятельности, результаты...