Краткосрочная образовательная практика "Сказочный танграм"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Валентина Савельевна Гаревских

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур по заданному образцу, по собственному замыслу. Головоломки – игрушки на все времена, одной из которых является всемирно известная головоломка – игра Танграм.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Чебурашка»

Утверждено

Заведующий МАДОУ

детский сад № 10 «Чебурашка»

____________________________

«_____»_______________201 г.

Краткосрочная образовательная практика

«Сказочный танграм»

  • возрастная группа 5-7 лет

Составила:

Гаревских В.С.

педагог-психолог

Краснокаменск, 2017 г.

Пояснительная записка

   Логическое мышление в дошкольном возрасте формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве при помощи развивающих игр-головоломок.

    Головоломки – игрушки на все времена, одной из которых является всемирно известная головоломка – игра Танграм.  Танграм игра (кит. «семь дощечек мастерства» Википедия) — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).

   Игра способствует развитию наглядно- образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей. Игра направлена на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений  «целое» - «часть», помогает создавать целое из частей и предвидеть при этом результат своей деятельности, учит следовать правилам и действовать по инструкции. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка.

В игре формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость.

Для мотивации детей задания в программе проводятся на основе сюжетов народных сказок.

   Цель практики:

Формировать умение составлять простые фигуры животных и предметов из деталей игры – головоломки «Танграм».

Основные задачи:

  1. Закреплять знания детей о геометрических фигурах и их свойствах, отличительных признаках.
  2. Учить детей  анализировать простые изображении животных, выделять в них  геометрические формы, способ расположения частей, визуально разбивать целый объект на части.
  3. Учить составлять из элементов игры  заданную модель по образцу.
  4.   Учить детей рассказывать о предполагаемом способе размещения частей в составляемой фигуре, планировать ход действий.
  5. Развивать интерес к играм- головоломкам.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Количество часов на краткосрочную образовательную практику - 6 часов (1 занятие в неделю, продолжительность не более 30 мин)

Кому адресована программа КОП

Программа адресована детям старшего дошкольного возраста  5-7 лет. Максимальное количество участников - 10 человек

Форма проведения:

Подгрупповая совместная деятельность с дошкольниками.

Вид деятельности:

Познавательно-исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора.

Технология обучения детей игре танграм

Развивающая игра-головоломка «Танграм» — занятие интересное и детям и взрослым. Впервые знакомить детей с ней можно в 3-4 года. Верхнего возрастного предела у игры нет. Подсчитано, что из элементов танграма можно составить 7000 различных комбинаций. При решении головоломки необходимо соблюдать всего 2 правила: первое — необходимо использовать все 7 фигур танграма, и второе — фигуры не должны перекрывать друг друга.

Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. Фигурки можно как угодно переворачивать, класть любой стороной вверх.

Предполагаемые результаты

Предполагаемый у воспитанников результат:

-  дети могут  анализировать  способ расположения частей в образце, визуально разбивать целый объект на части;

- дети могут составить  из элементов игры фигуру-силуэт животного и предмета, опираясь на образец;

- способны рассказывать о предполагаемом способе размещения частей в составляемой фигуре, планировать ход действий;

- проявляют интерес к играм-головоломкам;

Описание способов отслеживания результатов

В данной практике оценка индивидуального развития детей проводится двумя способами:

- анализ детской деятельности методом  наблюдения;

- качество изготовления итогового продукта «Иллюстрации к сказкам».

Аннотация для родителей о программе

«Сказочный танграм»

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур по заданному образцу, по собственному замыслу. Головоломки – игрушки на все времена, одной из которых является всемирно известная головоломка – игра Танграм.  Танграм игра (кит. «семь дощечек мастерства» Википедия) — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Игра направлена на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений  «целое» - «часть», помогает создавать целое из частей и предвидеть при этом результат своей деятельности

Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка.

     Целью программы «Сказочный танграм» является  обучение детей умению составлять простые фигуры животных и предметов из деталей игры – головоломки «Танграм». Программа рассчитана на 6 часов. (1 занятие в неделю, продолжительностью не более 30 минут) и  адресована детям старшего дошкольного возраста  5-7лет. Максимальное количество участников - 10 человек. Результатом внедрения этой программы является  формирование у детей умения  составлять  из элементов игры фигуры-силуэты  животных и предметов, опираясь на образец.

Тематический план занятий.

Тема занятия

Задачи

Кол-во часов

1

Веселая игра - танграм

Познакомить детей с игрой танграм, ее составными частями.

Показать простейший способ преобразования фигуры.

Заинтересовать детей новой игрой.

1

2

Сказка про котёнка Кузьку и прекрасный цветок

Учить детей анализировать способ расположения частей в образцах фигур-схем зайца и цветка.

Учить составлять фигуры, выкладывая элементы игры  прямо на карточку- схему. Познакомить со способом изготовления иллюстраций к сказке в технике аппликации из фигур танграма.

1

3

Заяц и черепаха

Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мысленный анализ способов расположения фигур, проверяя его практически.

Учить детей рассказывать о способе размещения фигур, планировать ход действий.

1

4

Сказка о  рыбке

Упражнять детей в умении составлять разные изображения одного объекта (рыбки).

Учить составлять необходимые изображения по ходу текста сказки.

 Стимулировать самостоятельные действия детей в ходе составления фигур.

1

5

Сказка про Петю петушка

Учить составлять фигуры петушка, ориентируясь на образец.

Учить следовать правилам и действовать по инструкции.

Упражнять в самостоятельном составлении фигур птиц по предложенным схемам на выбор.

Активизировать наглядно - образное мышление.

1

6

Как лисичка избавилась от крапивы на огороде

Закреплять умение детей анализировать способ расположения частей в образцах фигур-схем лисы и волка, визуально разбивать целый объект на части.

Закреплять умение детей рассказывать о предполагаемом способе размещения частей в составляемой фигуре, планировать ход действий.

Развивать интерес к играм - головоломкам.

1

Информационное обеспечение:  

  1. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. Для воспитателя детского сада. – 2-е изд.,дораб. – М.- Просвещение, 1990.- 94 с.
  2. Интернет – ресурсы.
  3. http://mmmf.math.msu.su/archive/20022003/z6/tangram.gif танграм
  4. http://www.kam.ru/img/kam-pot/golvolomka/16.jpg силуэты цифр
  5. http://vestamebel.ru/wp-content/uploads/2008/10/tangram4.jpg 
  6. http://www.unimath.ru/images/clip_image002_0013.jpg силуэты животных
  7. http://stoschet.ucoz.ru/_pu/0/69675.jpg 
  8. http://mob2.ru/wp-content/tangram.jpg силуэты предметов
  9. http://www.dobrieskazki.ru/matematika.htm математическая сказка
  10. http://r.foto.radikal.ru/0703/3f/aabc72523aaa.jpg лебеди
  11. http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/968/2482968/f_13673844.jpg медвежата
  12. http://www.razumniki.ru/chetverka.html стихи про цифры
  13. http://s45.radikal.ru/i107/0902/48/143ac8cb7833.jpg тройка лошадей
  14. http://www.who.int/world-health-day/previous/2005/en/tangram_large.gif фигурки людей
  15. http://musicmp3.spb.ru/info/158223/vorona_i_lisitca.htm басня «Ворона и лисица»
  16. http://dic.academic.ru/pictures/enc_literature/i_305.jpg ворона и лисица

Приложение:

  1. Конспекты занятий.
  2.  Дидактические материалы  (схемы животных и предметов).
  3. 3 Презентации: вводная, к занятию 2.

Занятие № 1  «Веселая игра - танграм»

Цели:

1. Познакомить детей с игрой танграм, ее составными частями.

2. Показать простейший способ преобразования фигуры.

3. Заинтересовать детей новой игрой.

Оборудование: задание «Найди лишнюю фигуру»; конверт с письмом, танграмы, образец целого квадрата.

Ход занятия:

Вводная часть

- Дети,  встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Только смелый и упорный

Доберется к цели бодро.

А еще в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы.

Подойдите к доске, внимательно посмотрите на задание и найдите лишнюю фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Ответ детей: круг.

Почему? (ответ детей)

Молодцы, вы очень внимательные. Я тоже была внимательна и утром, когда зашла в кабинет, обнаружила вот этот конверт, которого вчера здесь не было. Садитесь за столы и мы узнаем, что в нем.

Он подписан: Кому: детям подготовительной группы (значит нам).

от кого: Китай, дети подготовительной группы.

Это письмо прислали из Китая. Прочитаем письмо?

«Здравствуйте, ребята! Мы посылаем вам нашу любимую  игру. Она называется танграм».  (достать из конверта и показать).

http://ucthat-v-skole.ru/images/izobragenia-statei/tangram.gif

Кто – нибудь знает о такой игре? (Нет). Кажется, я могу вам помочь.

Основная часть

 - Танграм – это головоломка, состоящая из 7 плоских фигур, которые складывают определенным образом для получения другой, более сложной фигуры. Появилась эта игра в Китае более 4000 лет назад. У одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на 7 частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из 7 геометрических фигур, назвали «Доской мудрости», а фигурки – танами.

- Достаньте фигурки из конверта. Как называются фигурки танграма(таны)

Сколько танов? Посчитайте. (7)

Какие это фигуры? (квадрат, четырехугольник, 2 больших треугольника, 2 маленьких треугольника и 1 средний)

Давайте запомним  фигуры танграма с помощью веселого стихотворения.

« Есть веселая игра,

Называется «Танграм».

Треугольников в ней 5,

Нам не трудно сосчитать:

Два больших,

Два маленьких,

Средненьким похвалимся.

Есть еще один квадрат,

Он хороший друг  ребят.

А еще в игре «Танграм»

Видим параллелограмм».

У игры танграм есть свои правила:

Необходимо использовать все 7 фигур танграма;

Фигуры не должны накладываться друг на друга.

Попробуем составить из всех фигур  квадрат.

(Деятельность детей)

Молодцы! А теперь положите все на стол и немного отдохнем.

Физ. минутка.

Мы устали, засиделись

Нам размяться захотелось

(одна рука вверх, другая вниз, рывка менять руки).

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

А потом – наоборот

(повороты корпуса).

Приседания начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз

Приседай, не торопись

(приседания).

И в последний раз присели,

А теперь на место сели

(садятся).

- Послушайте сказку о квадрате.

«В некотором царстве, в математическом государстве жил – был Квадратик. Было ему очень скучно, ведь никто с ним не играл. Тогда Квадратик решил позабавиться: начал он бегать, прыгать и упал. Раскололся он на несколько (7) геометрических фигур. Подошёл к квадрату маленький мальчик и решил собрать его из частей, но 1 геометрическую фигуру он положил неправильно и вместо квадрата у мальчика получился кораблик. «А квадратик – то стал волшебным» - воскликнул мальчик. Ведь из него можно собирать множество фигурок. С тех пор с Квадратиком стали играть много детей и имя ему дали «Танграм». Квадратик обрадовался, что у него появилось много друзей, ведь с друзьями жить веселей».

А вы, догадайтесь как можно из квадрата получить кораблик, переложив 1 геометрическую фигуру. 

Заключи-тельная часть

- Давайте сложим все таны в конверт. На следующей нашей встрече они научат нас составлять новые фигуры.

Занятие № 2   «Сказка про котёнка Кузьку и прекрасный цветок» котёнок с розой

Цели:

  1. Учить детей анализировать способ расположения частей

 в образцах фигур-схем зайца и цветка.

2. Учить составлять фигуры,  выкладывая элементы игры  прямо на карточку- схему.

3. Познакомить со способом изготовления иллюстраций к сказке в технике аппликации из фигур танграма.

Оборудование: игра танграм; карточки -схемы кота и цветка на всех детей; бумажные квадраты разных цветов, клей, альбомные листы.

Ход занятия:

Вводная часть

Дети сидят за столами, перед ними в конвертах лежат плоскостные наборы «Танграм».

-Наше сегодняшнее путешествие будет весьма необычным. Давайте его поскорее начнем. (на экране появляется слайд с кошачьими следами)

- Ой, ребята, а кто это тут у нас пробегал? Кто оставил свои следы?

- Вам интересно куда они ведут? И кто же их оставил на самом деле? Давайте посмотрим.

(слайд с  изображением избушки)

- Что это ребята? (избушка) Давайте посмотрим поближе кто в ней спрятался, кто оставил перед ней свои таинственные следы?

(слайд с кошачьими глазами)

- Чьи это глазки? Правильно, кота.

- Раз уж у нас такой важный гость, то подскажите мне, что мы можем для него сделать на нашем занятии? Правильно, собрать рисунок кота из наших фигур из игры «Танграм».

Основная часть

Но прежде давайте вспомним наши фигуры с помощью веселого стихотворения.

(дети достают фигуры из конвертов)

«Есть веселая игра,

Называется «Танграм».

Треугольников в ней 5,

Нам не трудно сосчитать:

Два больших,

Два маленьких,

Средненьким похвалимся.

Есть еще один квадрат,

Он хороший друг ребят.

А еще в игре «Танграм»

Видим параллелограмм».

А теперь я вам предлагаю собрать фигуру кота. Вот как это можно сделать.

(слайд с расчлененным силуэтом кота)

http://magiccubes.ru/photos/megiccubes_tangram_shema_10.jpg

- Расскажите, из каких фигур состоит наш кот.

- У вас есть карточки с изображением кота. Выложите фигуры танграма на образец.

- Попробуйте собрать кота.

(дети пробуют собрать фигуру)

- Хорошо, вы замечательно справились. Этого кота зовут Кузька. Хотите узнать, что случилось с котенком Кузькой?

- Послушайте сказку о нем.

 Жил-был котёнок. Звали его Кузька. Был он серенький, только ушки у него были беленькие. И была у Кузьки мама, большая полосатая кошка Мурка. Как-то раз вышел Кузька во двор погулять, поиграть со своим другом щеночком Дружком. Около самого дома увидел он прекрасный цветок, который только что распустился на кусте.

- Посмотрите какой. (Показ расчлененного образца цветка). Давайте его сделаем.

http://static.freepik.com/free-photo/tangram-14-clip-art_430882.jpg

 Цветок был необыкновенной красоты, с удивительным запахом. Самый красивый цветок на свете! Кузька несколько раз за день подходил к нему, чтобы полюбоваться. Когда котёнок собирался домой, он сорвал цветок, чтобы поставить его дома в вазу. Когда мама Мурка увидела в лапках у Кузьки цветок, она спросила:

— Кузька, зачем ты сорвал цветок?

— Мама, он мне так понравился, что я захотел поставить его в вазу и любоваться им.

— Но ведь в вазе он очень скоро завянет, — сказала мама, — придётся его выбросить. Если бы он был на кусте, то ты мог бы любоваться им гораздо дольше. Да и не только ты, но и все вокруг.

Кузьке стало грустно и стыдно. Но что поделаешь? Пришлось оставить цветок в вазе. Через несколько дней он завял и его выбросили. Кузька ходил очень расстроенный. Но вот, однажды утром, он вышел из дома и увидел, что на кусте снова распустился прекрасный цветок с удивительным ароматом. Котёнок был счастлив! Он побежал к маме и рассказал ей.

— Теперь я не буду срывать цветок. Пусть он растёт на кусте и радует всех вокруг! – сказал Кузька.

Действительно, цветок на кусте долгое время оставался свежим и пахучим, а вскоре там же распустились и другие цветы. Всем они очень нравились. А Кузька ухаживал за кустом, поливал его и рассказывал всем вокруг, что не стоит рвать цветы. Гораздо лучше любоваться ими прямо на кусте.

- Хотите сделать иллюстрации к этой сказке? Предлагаю  вам выбрать квадраты из бумаги, на которых расчерчены фигуры танграма. Разрежьте ножницами фигурки. Выложите героя сказки: котенка или цветок. А затем наклейте фигуру на лист.

(Дети выполняют работу)

Заключи-тельная часть

- Мы сделали иллюстрации к сказке  «Про котёнка Кузьку и прекрасный цветок».

Какая игра помогла нам в этом?

Занятие № 3  «Заяц и черепаха» http://detskiychas.ru/wp-content/uploads/2014/03/cherepaha.jpg

Цели:

  1. Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мысленный анализ способов расположения фигур, проверяя его практически.

2. Учить детей рассказывать о способе размещения фигур, планировать ход действий.

Оборудование: танграм, образцы зайца и черепахи на каждого ребенка, картинка зайца, бумажные квадраты разных цветов, клей, альбомные листы.

Ход занятия:

Вводная часть

Загадка

«Угадайте, что за шапка,

Меха целая охапка,

Шапка бегает в лесу

У кустов грызет кору». (заяц)

Правильно. (Показать картинки)

Хотите сложить зайца из игры танграм и послушать о нем сказку?

Основная часть

Что вы знаете про зайца?

Из каких частей состоит фигура зайца? (туловище, голова с ушами, лапы, хвост).

Посмотрите на фигуру зайца.

http://www.karakyli.ru/wp-content/uploads/2014/07/tangram-figura3.jpg

На столах лежат образцы, по которым будем собирать из танграма фигуру зайца.

Какие части есть у этого зайца? (Правильно.) Детали танграма наложите на образец.

У всех получилось? А теперь послушайте сказку.

Сказка для детей «Про зайца и черепаху»  

 «Всем известно, что заяц – зверь быстроногий, прыткий. А черепаха – животное неспешное. Однажды заяц встретил у реки черепаху и сказал:
— Давай побежим наперегонки! Назначим награду победителю — корзину самых спелых плодов. Поставим корзину на далекий холм. Кто прибежит первым, тот и съест плоды. 
Подумала черепаха и согласилась.  Наполнили они корзину плодами, поставили ее на вершину далекого холма, а сами вернулись к реке. 
— Бежим! — сказал заяц и покатился со смеху. Он-то знал, что бегает много быстрее черепахи. И черепаха знала, что ей за зайцем не угнаться. Но все же она что было сил, заторопилась к далекому холму.  А заяц катался от смеха по траве и никак не мог отдышаться. Наконец, когда заяц пришел в себя, увидел он, что черепаха уже взбирается на далекий холм. Припустился за ней вдогонку со всех ног. Да только опоздал. Когда заяц достиг вершины холма, черепаха уже поедала сочные плоды.  Почему же так получилось? Черепаха шла к цели,  не останавливаясь. А заяц валялся в траве и бахвалился. Но хвастуну и быстрые ноги не впрок
».

Кто в этой сказке вам понравился? Почему?  Посмотрите на образец, как можно сделать черепаху.https://fs00.infourok.ru/images/doc/265/270202/1/hello_html_m66b53729.png

(анализ образца, выполнение работы)

- Хотите сделать иллюстрации к этой сказке?

Изготовление аппликации из частей танграма по заданной схеме. Дети выбирают на схеме любую фигурку. Они вырезают из цветной бумаги детали танграма, составляют из них фигурку и наклеивают её на картон.

Заключи-тельная часть

Вам понравилось? Было сложно или интересно?

Наше занятие окончено. Зайчиков и черепах поместим на выставку, чтобы все могли на них посмотреть

Занятие № 4  «Сказка о рыбке»

Цели:

  1. Упражнять детей в умении составлять разные изображения одного объекта (рыбки).
  2. Учить составлять необходимые изображения по ходу текста сказки.
  3.  Стимулировать самостоятельные действия детей в ходе составления фигур.

Оборудование: демонстрационная картинка аквариума; картинка аквариума для детей, образцы рыбок, бумажные разрезанные квадраты разных цветов и размера, клей, цветные карандаши.

Ход занятия:

Вводная часть

    Здравствуйте, ребята. С какой игрой мы познакомились? Что мы делаем с помощью игры Танграм? (картинки к сказкам). А вы любите сказки?

Давайте вспомним, к каким сказкам мы уже сделали картинки? («Заяц и черепаха», «Сказка про котёнка Кузьку и прекрасный цветок»)  

Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем придумывать сказку. Оказывается, сказки интересно слушать, но еще интереснее их придумывать самим. Это очень просто. Хотите? Но сначала вспомним  фигуры, из которых состоит Танграм  с помощью веселого стихотворения.

«Есть веселая игра,

Называется «Танграм».

Треугольников в ней 5,

Нам не трудно сосчитать:

Два больших,

Два маленьких,

Средненьким похвалимся.

Есть еще один квадрат,

Он хороший друг ребят.

А еще в игре «Танграм»

Видим параллелограмм».

Молодцы! Начинаем!

Основная часть

«В одном самом обыкновенном доме, в самой обыкновенной квартире, такой, как у вас, жил самый обыкновенный мальчик. Его звали Вова. Вова очень любил разных животных, но дома завести какую-нибудь зверюшку он не мог - родители не разрешали.

Но однажды, в Вовин День Рождения, когда ему исполнилось 7 лет, родители сделали мальчику подарок. Они подарили ему аквариум  (показ картинки). Как вы думаете, кто жил в аквариуме? (рыбка)

Расскажите, с какой рыбкой был аквариум? (Например, с красивой желтой рыбкой»

- Посмотрите, с какой рыбкой (показ расчлененного образца)

http://magiccubes.ru/photos/megiccubes_tangram_shema_8.jpg

Анализ образца: Какие части тела есть у рыбки? (голова, туловище, хвост)

- Из каких фигур состоит голова? (из двух больших треугольников)

- Из каких фигур состоит туловище?

- Какой формы хвост у рыбы? (квадрат)

Выложите рыбку и приклейте, чтобы она поселилась в аквариуме.

(выкладывание рыбки, приклеивание, показ образца аквариума с готовой рыбкой))

Сказка продолжается. «Самый настоящий аквариум с самой настоящей, живой, рыбкой!

Что чувствовал Вова?(Вова был очень рад)

Как он ухаживал за рыбкой? (он хорошо ухаживал за рыбкой, кормил ее и часто любовался ею).

А рыбка эта оказалась необычной. Оказывается, она очень любила петь песни! Каждое утро, день и вечер рыбка пела песни. Но ее никто не слышал. Вова видел, как рыбка открывает рот, но не слышал ни звука.

Что чувствовала  Рыбка? (рыбка очень расстраивалась, что ее никто не слышит). Петь только для себя ей не очень нравилось. Вова видел, что рыбка с каждым днем становится все грустнее и грустнее.
- Что же не нравится рыбке, - думал Вова, - может быть, ей не нравится ее аквариум?
Вова пошел в магазин и купил для рыбки ...

Расскажите, что купил Вова? (Например, водоросли)

Давайте подрисуем водоросли в аквариуме.»

Рыбке понравилось украшение, но ей все равно было грустно. Ни украшения, ни водоросли не могли развеселить рыбку. Ведь она, как вы помните, любила петь, а ее никто не слышал. Ведь у водорослей нет ушей ...

- Наверное, рыбке просто скучно одной в аквариуме, - догадался Вова.
В тот же день он снова побежал в зоомагазин.

Придумайте, что он там купил? (вернулся со стайкой маленьких красных рыбешек).

- Придумайте для них свою форму. Выложите несколько рыбок из тех частей танграма, которые вам понадобятся. Наклейте их.

Сказка заканчивается. «Вечером, когда рыбка уже спала, он тихонько запустил их в аквариум. А на следующее утро случилось чудесное событие. Рыбка, проснувшись, как обычно, запела свою любимую песню. И вдруг она услышала: 
- Как красиво ты поешь, спой, пожалуйста, еще!
Рыбка оглянулась и увидела, как около нее плавают маленькие красные существа, слушают ее, и хвалят ее песню.

- Неужели вы меня слышите? - не поверила своим глазам рыбка, - и вам нравится, как я пою?

- Конечно, конечно, наперебой заговорили красные рыбешки, ты очень красиво поешь!

Рыбка была счастлива. Она пела снова и снова для красных малышей, и они внимательно слушали ее, ведь они очень любили музыку.

Вова тоже был очень рад тому, что рыбка больше не грустила. А его аквариум теперь стал намного красивее, чем был раньше.

Заключи-тельная часть

Вот и закончилась сказка, которую мы с вами придумали. Она вам понравилась?

А чему научила нас сказка? (у всех должны быть друзья, без друзей очень плохо)

Конспект занятия № 5 «Сказка про Петю петушка»Короткие сказки для детей

Цели:

 Учить составлять фигуры петушка, ориентируясь на образец

Учить следовать правилам и действовать по инструкции.

Упражнять в самостоятельном составлении фигур птиц по предложенным схемам на выбор.

Активизировать наглядно- образное мышление.

Оборудование: схема петушка, схемы курицы, гуся, утки.

Ход занятия:

Вводная часть

Ребята, сегодня, чтобы узнать, кто будет гостем нашего занятия, вам придется отгадать загадку.

«Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его?»
(Петух)

Какие слова подсказали вам отгадку? (Ответы детей).

-Что вы знаете о петушке?  Опишите петушка.

Основная часть

- Посмотрите схему петушка.https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=891a12a5d61aaae30f06c7ade98ff550-l&n=13

(называние частей тела петушка, из каких фигур они сложены, выкладывание силуэта петушка)

Хотите послушать сказку про петушка?

«Сказка про Петю петушка»

Жил-был Петя-петушок. Масляна головушка, шелкова бородушка, шпоры на ножках. А какой голосок у него был! Чистый, звонкий, громкий! Проснулся как-то утром петушок. Раньше всех. Выглянул в окошко, темно, все спят. И солнышко еще спит. «Не порядок!» — думает Петя-петушок. Вскочил Петя на забор, да как закричит: «Ку-ка-ре-ку!». Громко, громко! Звонко, звонко! Солнышко его услышало, проснулось, глазки открыло. «Спасибо, Петя, что разбудил! – говорит Солнышко, — заспалось я что-то». Взошло Солнышко на небо. День начался. Все потихоньку просыпаться стали. Спасибо Пете-петушку.

Физминутка «Петушок»

Ох, ох что за гром?
Ох, ох что за гром?
(руки - к щекам, наклоны в сторону)

Муха строит новый дом
(движения, имитирующие работу с молотком)

Молоток: тук-тук
(хлопки руками)

Помогать идёт петух (шаги с наклонами в стороны)

- Разбудил Петя петушок весь птичий двор. Проснулись куры, гуси, утки. Кого вы хотите выложить? Возьмите любую схему и выложите фигуру птицы самостоятельно.

Выкладывание схем детьми. http://magiccubes.ru/photos/megiccubes_tangram_shema_6.jpghttp://magiccubes.ru/photos/megiccubes_tangram_shema_5.jpghttps://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=113cb8ff27a51d178adfff140b8e665f-l&n=13https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=113cb8ff27a51d178adfff140b8e665f-l&n=13

Заключи-тельная часть

А теперь наклейте   героя  сказки, чтобы получилась иллюстрация к сказке.

Работа детей.

Конспект занятия № 6 «Как лисичка избавилась от крапивы на огороде»

Цели:

Закреплять умение детей анализировать способ расположения частей в образцах фигур-схем лисы и волка, визуально разбивать целый объект на части.

Закреплять умение детей рассказывать о предполагаемом способе размещения частей в составляемой фигуре, планировать ход действий.

Развивать интерес к играм - головоломкам.

Оборудование: схема лисы, схема волка,  волшебный мешочек, муляжи овощей, фигурки танграма серого и рыжего цвета, картинки алгоритма.

Ход занятия:

Вводная часть

 Ребята, достаньте из волшебного мешочка то, что там спрятано.

– Положите на стол то, что вы достали. Назовите, что это?

– Как можно это назвать одним словом?

– Какие еще овощи вы знаете?

– Где растут овощи?

- Что нужно делать, чтобы  получить хороший урожай овощей? (поливать, пропалывать сорняки ….)

Основная часть

А одна очень  хитрая лисичка придумала необычный способ, как избавиться от сорняков на своем огороде.

Хотите узнать, что придумала лиса?

«Как лисичка избавилась от крапивы на огороде»

«Вышла как-то лисичка на огород (показ схемы).

http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000010/pic/000062.jpg

 Видит, что много крапивы на нем наросло. Хотела, было, ее повыдергать, да решила, что не стоит даже и затеваться. Уже хотела пойти в дом, да тут волк идет (показ схемы)

http://fs3.ppt4web.ru/images/132111/178662/640/img18.jpg

— Здравствуй, кума, что ты делаешь?

А хитрая лиса ему и отвечает:

— Ой, видишь, кум, сколько у меня крапивы уродило. Завтра буду убирать да запасать ее.

— А зачем? – спрашивает волк.

— Ну как же, — говорит лиса, — того, кто крапиву чует, собачий клык не берет. Смотри кум, близко к моей крапиве не подходи.

Повернулась и ушла спать в домик. Просыпается на утро и смотрит в окошко, а на ее огороде пусто, ни одной крапивушки не осталось. Улыбнулась лиса и пошла завтрак готовить».

-Почему на огороде не осталось крапивы?

- Как лиса обхитрила волка?

Физминутка «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем.                 
Маршируют.
Мы морковки натаскаем                         
«Таскают».
И картошки накопаем.                                      
«Копают».
Срежем мы кочан капусты,                     
«Срезают».
Круглый, сочный,

Очень вкусный,                                        Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко                       «Рвут».
И вернёмся по дорожке.                          Маршируют.

Сегодня мы будем  работать в паре,  и составлять вдвоем одну картинку к сказке.

Алгоритм:

- договоритесь, кто будет делать лису, а кто волка;

- выложите их на листе бумаги так, чтобы было видно, что они разговаривают;

- наклейте фигуры;

- дорисуйте на иллюстрации огород;

- поднимите руки после окончания работы.

Самостоятельная работа.

Демонстрация работ.

- Чья работа понравилась? Почему?

Заключи-тельная часть

Подведение итогов занятия. Рефлексия

- Как вы думаете, где вы можете использовать свою картинку?

- За что вы можете себя похвалить?

- Вам было интересно работать?

- Какие трудности вы испытывали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный краткосрочный образовательный проект "Главные достопримечательности малой родины"

Проект знакомит детей с прошлым и настоящим родной земли, с главными достопримечательностями малой родины. Воспитывает интерес к своей малой родине -сельскому  поселению Солнечный, уважение к жит...

Краткосрочный образовательный проект "Главные достопримечательности малой родины"

Проект знакомит детей с прошлым и настоящим родной земли, главными достопримечательностями малой родины. Воспитывает интерес к своей малой родине, уважение к жителям поселка, их труду....

Краткосрочная образовательная практика "Весёленькие ребусы"

Посетив краткосрочную образовательную практику "Весёленькие ребусы" , которая состоит из 4 занятий по 25 минут, дошкольники научатся решать и составлять ребусы....

Паспорт образовательной программы краткосрочной образовательной практики

Паспорт образовательной программыкраткосрочной образовательной практики...

Технологическая карта краткосрочной образовательной практики "Танграм"

Знакомство дошкольников с головоломкой "Танграм". Развитие логического, пространственного и конструктивного мышления, сообразительности....

Краткосрочные образовательные практики как механизм индивидуализации образовательного процесса в ДОУ

Презентация для педагогов ДОО по теме  "Краткосрочные образовательные практики как механизм индивидуализации образовательного процесса в ДОУ"...