РАЗРАБОТКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЕ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ «ДВИГАТЕЛЬ-СЕРДЦЕ АВТОМОБИЛЯ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА «ПОЛИДРОН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Хайнрих Наталия Владимировна

В статье представлено методическая разработка занятия по конструированию в подготовительной к школе группе, в котором дети знакомятся с устройством двигателя автомобиля, получают представление о профессии автослесарь, механик, инженер-конструктор. Из конструктора «Полидрон Проектирование»
собирают модель четырехступенчатого   двигателя автомобиля по схемам и  получают практические навыки работы с конструктором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка32.57 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЕ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ

«ДВИГАТЕЛЬ-СЕРДЦЕ АВТОМОБИЛЯ»

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ  ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА

«ПОЛИДРОН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ»

Аннотация.  В статье представлено методическая разработка занятия по конструированию в подготовительной к школе группе, в котором дети знакомятся с устройством двигателя автомобиля, получают представление о профессии автослесарь, механик, инженер-конструктор. Из конструктора «Полидрон Проектирование»
собирают модель четырехступенчатого        двигателя автомобиля по схемам и  получают практические навыки работы с конструктором.

Ключевые слова. Автомобиль, двигатель, коробка передач, автослесарь, инженер-конструктор,  Полидрон.

Конструирование для детей - достаточно сложный вид занятий в ДОУ, имеющий черты сходства с художественной и конструктивно-технической деятельностью взрослых, но это не мешает ему быть увлекательным и развивать ряд полезных навыков и умений. В подготовительной группе детского сада открываются практически неограниченные возможности для использования всевозможных техник и материалов при проведении занятий по конструированию[3].

Применение в практике работы с детьми инновационной техники и оборудования способствует индивидуализации дошкольного образования[1]. Так, опыт работы по развитию конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование конструктора «Полидрон Проектирование» показал, что использование данного инновационного оборудования позволяет мотивировать самостоятельную творческую деятельность детей.

Конструктивная деятельность имеет огромное значение в умственном развитие детей.   Чтобы соорудить конструкцию, ребенок должен установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и стимулирует логическое мышление[2].

Современный конструктор «Полидрон Проектирование» предназначен для детей 6-7 лет.  С помощью этого набора дети смогут понять основные принципы конструирования и работы простых механизмов (коробка передач, часовой механизм, четырех и восьмицилиндровый двигатель и др.)

Конструктивная деятельность с конструктором «Полидрон Проектирование» учит детей строить по образцу воспитателя, по замыслу, по условию. Знакомит с конструированием по чертежам и схемам. Учить анализировать образец и чертёж постройки: выделять основные части, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга. Развивает  у ребенка интерес к творческому конструированию в дошкольном возрасте через игровую деятельность. Все детали конструктора без усилий соединяются друг с другом. Пропорциональное  количество зубцов на шестеренках (8, 16 и 24) позволяет создавать множество новых моделей, не ограничивая фантазию ребенка. К набору конструктора  прилагаются рабочие карточки.

Предлагаем разработку познавательного занятия по конструированию в подготовительной группе «Двигатель-сердце автомобиля», с использованием конструктора Полидрон Проектирование.

Цель: Познакомить детей с профессиями «инженер», «автослесарь». Воспитывать умение работать в коллективе. Развивать речевую деятельность, внимание, память, умение обосновывать свои суждения. выслушивать ответы друг друга до конца, закреплять умение соблюдать технику безопасности при работе с конструктором. Воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Задачи:

Образовательные: сформировать у детей представление о различных машинах, представление о двигателе автомобиля, её функциональном значении, строении, упражнять в умении понимать элементарную схему постройки, вычленять и называть детали. Обогащать представление детей о такой отрасли производства. как машиностроение.

Развивающие: развивать речевую активность. обогащать и активизировать предметный словарь: кузов. кабина, сидения, руль, двигатель, коробка передач, карданный вал, задний редуктор, приводные валы.

Воспитательные: формировать доброжелательное отношение друг к другу, создать бодрое, веселое настроение.

Планируемые результаты: формируется и развивается умение определять замысел будущей модели, самостоятельно отбирать детали, планировать свою деятельность, доводить работу до результата, оценивать её, осваивать новые более сложные способы крепления деталей, создавать        модели        по        схеме,                образцу,        творческому замыслу, подвергать  анализу объект, его свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные соотношения, передавать их в работе, сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ, адекватно оценивать результаты своей работы, стремиться к совершенствованию умений, прислушиваться к мнению и оценке взрослого.

Демонстрационный материал: познавательный фильм «Как устроен автомобиль?», картинка с изображением автомобиля и его составных частей, картинка с изображением двигателя, схема сборки двигателя из конструктора «Полидрон Проектирование».

Раздаточный материал: конструктор «Полидрон Проектирование», конструктор «Лего», схема поэтапной сборки двигателя.

Предварительная работа: беседа о автомобиле, рассматривание картинок с изображением деталей автомобиля и его двигателя, просмотр познавательного фильма для детей «Как устроен автомобиль?». Повторение техники безопасности при работе с конструктором «Полидрон Проектирование». 

Воспитатель. Ребята, сегодня каждый из вас по дороге  в детский сад заметил какая сегодня  непогода!

Дети. Да, сегодня сильный ветер и дождь со снегом!

Воспитатель. Наверно тому, кто добирался до детского садика пешком, было не очень комфортно! Скажите, кто шел в садик пешком?

Дети.  Мы все ехали на машине с родителями.

Воспитатель. Это хорошо, сейчас у каждого в семье есть автомобиль, в котором мы можем передвигаться в любую погоду! Представьте себе, что ваш автомобиль сломался, что делать?                  

Дети. Ремонтировать!                

Воспитатель.  Конечно! А кто сможет отремонтировать ваш автомобиль?

Дети.  В автосервисе!  

Воспитатель.  Правильно, а кто работает в автосервисе?    

Дети.  Автомеханики,  автослесари.

Воспитатель. Совершенно верно. А как вы думаете, для того, что бы стать автомехаником что необходимо знать?

 Дети. Как устроен автомобиль.                      

Воспитатель. Сегодня мы с вами попробуем стать автомеханиками и для этого постараемся назвать основные части автомобиля. Давайте назовем их вместе.

( воспитатель показывает картинку  автомобиля)

Дети. Крыша, капот, багажник, колеса, сидения, руль, лобовое, заднее, боковые  стекла, зеркала, фары.

Воспитатель. А задумывались ли вы, когда-нибудь, что находиться под капотом автомобиля и что заставляет автомобиль двигаться?

Дети. Двигатель.

Воспитатель. Совершенно верно. А еще, его называют  «сердцем» автомобиля. Что же это такое, двигатель, как он работает и почему его так называют?  Предлагаю  посмотреть  фильм «Как устроен автомобиль? » и во всем разобраться.

(Просмотр  познавательного фильма для детей. Рассматривание картинок с изображением деталей автомобиля  и его двигателя. Знакомство с  новыми понятиями и словами.)

Воспитатель. Ребята, что нового вы узнали из фильма?

Дети. Двигатель называют «сердцем»  автомобиля, потому, что он приводит в движение колеса и отвечает за скорость автомобиля.

Воспитатель. Из  каких механизмов состоит двигатель? Назовем их.

Дети. Коробка передач, карданный вал, задний редуктор, приводные валы.

Воспитатель.  Ребята, а как вы думаете, где изготавливают автомобиль?

Дети. На автозаводе

Воспитатель.  Правильно. Люди какой профессии работают на  автозаводе ?

Дети.  Автомеханики, инженеры, проектировщики.

Воспитатель. Молодцы!  Я предлагаю вам  поиграть в автозавод, где мы будем автомеханиками и инженерами.  Инженеры будут  разрабатывать новые модели автомобилей, а автомеханики соберут четырехцилиндровый двигатель.  Дети выбирают, кто будет инженером. а кто автомехаником.

Воспитатель. Но, прежде чем мы начнем работу, мы  должны с вами пройти технику безопасности. Давайте назовем правила работы с конструктором «Полидрон Проектирование»

Дети. Детали конструктора следует передавать из рук в руки, не бросать их друг

другу, не садиться на детали  конструктора.

Воспитатель. Молодцы ребята, мы повторили с вами правила безопасности в работе с конструктором, а теперь нам необходимо подготовить свои руки к работе.

Физкультминутка.           Вот помощники мои,

                                           Их как хочешь поверни:

                                           И вот эдак, и вот так,

                                           Не обидятся никак.

                                           Раз, два, три, четыре, пять.

                                           Не сидится им опять.

                                           Постучали, повертели

                                           И работать захотели.

                                           Поработают немножко,

                                           Мы дадим им отдохнуть.

                                           Постучали повертели

                                           И опять обратно в путь.

Воспитатель. А сейчас мы становимся автомеханиками и инженерами . Инженеры  могут занять свои рабочие места за столами и приступить к разработке новых моделей автомобиля.

Автомеханикам предлагаю ознакомиться со схемой нашей будущей постройки -четырехцилиндровым двигателем.

(Дети подходят к столам, где разложены схемы поэтапной сборки двигателя, рассматривают  схемы и определяют очередность и последовательность сборки)

Воспитатель. Каждая группа по два человека делает на своем столе детали двигателя используя свою схему. Ребята постарайтесь сделать свою деталь правильно, чтобы соединив их вместе у нас получился двигатель нашего автомобиля.

(Дети приступают к работе. Воспитатель предлагает детям, испытывающим трудности, обратится за помощью к своим сверстникам, поощряет детей за оказанную помощь. Инженеры собирают модели автомобилей из конструктора «Лего»)

Воспитатель. Теперь мы можем соединить наши детали в один большой механизм и проверим как он работает.

(Дети крутят ручку двигателя и проверяют его работу)

Воспитатель. Ребята-автомеханики собрали качественный двигатель, а наши инженеры разработали новые модели автомобилей. Расскажите нам о своих моделях.

(Воспитатель рассматривает модели и выслушивает характеристику каждой модели автомобиля, не забывая поощрять детей за старание)

Воспитатель. Все большие молодцы! Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

Дети. На автозаводе.

Воспитатель. С какими  профессиями  познакомились?

Дети. Автомеханик и инженер.

Воспитатель. Что мы с вами сегодня собирали?

Дети. Четырехцилиндровый двигатель, разрабатывали новые модели автомобилей.

Воспитатель. Что вам больше понравилось на нашем автозаводе?

Дети. Собирать двигатель.

Воспитатель. Теперь вы знаете, как устроен четырехцилиндровый двигатель и почему его называют «сердцем» автомобиля. Мы обязательно еще вернемся сюда и соберем восьмицилиндровый двигатель для наших новых моделей автомобилей.

(Воспитатель  фотографирует детей с двигателем, моделями автомобилей и   размещает их в предметно-пространственной среде группы: Автозавод, магазин «Автозапчасти»)

Список литературы

1. Басанец, Л. А. Проект «Лего-конструирование и робототехника» в подготовительной группе / Л. А. Басанец, Ю. О. Степаненко // Вопросы дошкольной педагогики. -2019. -№ 6.1 (23.1).-С.3-5.
2. Лусс, Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO/ Т. В. Лусс. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. -141с.

 3. Миназова, Л. И. Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного   возраста / Л. И. Миназова // Молодой ученый. - 2015. - №17. - С. 545-548.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРА ПОЛИДРОН ПРОЕКТИРОВАНИЕ

В исследовательской работе раскрывается технология формирования инженерного мышления у детей старшего возраста в дошкольной образовательной организации через разработку занимательных занятий с использ...

Статья "Использование конструктора «Полидрон Проектирование» в конструктивно-модельной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

В статье представлен опыт применения конструктора «Полидрон Проектирование» в конструктивно-модельной деятельности детей подготовительной к школе группе. Этот новейший конструктор помогает...

Методическая разработка познавательного занятия с элементами алгоритмики (занятие с использованием логоробота Пчёлка) для детей 6-7лет "Робот пчёлка идёт на помощь"

Занятие направлено на развитие у детей  первоначальных умений и навыков решения логических и алгоритмических задач....

Использование конструктора «Полидрон Проектирование» в конструктивно-модельной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт применения конструктора «Полидрон   Проектирование» в конструктивно-модельной деятельности детей подготовительной к школе группе. Э...

Авторская разработка. Познавательное занятия по развитию творческой деятельности с элементами аппликации в подготовительной группе «В поисках золотого ключика»

создание условий для развития когнитивных процессов, мелкой моторики, навыков саморегуляции. Развитие творческие способности у детей, закрепление с детьми знания посредством развивающей направлен...

Лыжина К. К. Использования конструктора "Полидрон Проектирование " в развитии логического мышления обучающихся дошкольного возраста

Презентация "Использование конструктора "Полидрон Проектирование" в развитии логического мышления обучающихся дошкольного возраста". Автор: воспитатель Лыжина К. К....