Всероссийская научно-практическая конференция работников дошкольного образования «Дошкольное образование: современные подходы в области Лего-конструирования и робототехники.
консультация по конструированию, ручному труду

Людмила Николаевна Тузова

Выступление старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Тузовой Людмилы Николаевны на тему: «Использование Лего-конструирования и робототехники в поликультурном образовании дошкошльников»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_moe.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская научно-практическая конференция работников дошкольного образования «Дошкольное образование: современные подходы в области

Лего-конструирования и роботехники»

Выступление старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Тузовой Людмилы Николаевны

на тему:

«Использование Лего-конструирования и робототехники

 в поликультурном образовании дошкошльников»

2019 г.


Использование лего-конструирования и робототехники в поликультурном образовании дошкольников.

Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что «содержание образования должно обеспечивать ... интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Следовательно, каждый член современного общества, каждый ребенок, поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному общению с объектами иной национальной культуры, и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе.

Поскольку дошкольный возраст – это  период, когда начинает формироваться базис личностной культуры, то это наиболее благоприятное время для  развития  у ребенка  интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности этнических культур, воспитания доброжелательного отношения к  людям вне зависимости от их этнической принадлежности.

Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения к национальным ценностям, к истории родного края, ориентации его на диалог культур этнических групп в педагогическом многонациональном дошкольном учреждении. Знакомство с родным краем, достопримечательностями региона, любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и приумножить богатства своей Родины, все эти представления необходимо формировать в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения личности ребенка к миру.

В детском саду в процессе освоения поликультурного образования используются разнообразные формы работы с детьми: организованная образовательная деятельность, совместная деятельность, объединяющая различные виды деятельности (познавательную, художественно-изобразительную, игровую и др.); познавательные беседы, презентации, слайд-шоу, целевые прогулки, экскурсии, развлечения, праздники, театрализованные представления.

Работая в детском саду с детьми, мы погружаем их в культуру своего края, своей местности, позволяя ребенку почувствовать и понять особенности национальных культур. Прежде всего, начинаем знакомить детей с родным домом, детским садом и прививаем детям любовь к родному дому, а затем знакомим с родным городом, родным краем, с нашей страной, а в старшем дошкольном возрасте знакомим детей уже с культурой других стран, по принципу расширения границ познания мира. Знакомим с обычаями, литературой, музыкой наших соседей. 

Назревает вопрос, как же использовать лего-конструирование и роботехнику при поликультурном образовании дошкольников, ведь лего-конструирование и образовательная робототехника - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ.

Хочется отметить, что Конструирование любимый детьми вид деятельности, оно не только увлекательное, но и полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой моторики рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства.

Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т.к. Лего- это универсальная игра. Казалось бы, да дети учатся строить, по образцу и по правилу, учатся выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. Развивая речетворчество дошкольников при помощи лего, воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т.д. Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О доме, животном или растении, который сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.

Лего конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.  Основой образовательной деятельности с использованием ЛЕГО технологии является игра.

Лего универсальная игра, способствующая развитию разных сфер деятельности ребенка.

Если на лего-констуктор приклеить различные картинки, то получается новая игра.

Например, сказка «Три медведя». Или «Семья», в которой живут -эти, эни, малай, кыз. Так же можно использовать слова национальности, которую представляет ребенок.

Большой потенциал у лего, можно использовать различные виды конструктора, разные картинки. Лего позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

Актуальность введения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий.

«Леготехника» представляют собой готовое образовательное решение, поощряющее любопытство детей и развивающее их навыки научной деятельности, инженерного проектирования, конструирования и программирования.  Это действенный метод, так как такая деятельность запомнится детям надолго, будет способствовать развитию мелкой моторики, предметной деятельности, творческих, эстетических и нравственных сторон личности.

Необычайная популярность LEGO объясняется просто — эта забава подходит для людей самого разного возраста, склада ума, наклонностей, темперамента и интересов. Для тех, кто любит точность и расчет, есть подробные инструкции, для творческих личностей – неограниченные возможности для креатива.

Причины все более активного вхождения робототехники в дошкольное образование связаны с ее возможностями (педагоги бы сказали «дидактическими возможностями») и решаемыми с ее помощью задачами: Занятия по робототехнике представляют собой творческий процесс, в рамках которого ребенку удается создать собственный продукт – робота. Не надо думать, что появляется нечто сложное, некий искусственный разум, – нет, малыши, по сути, работают со специальными конструкторами, создавая фигуры и машины, используя подсказки педагога и собственную фантазию. Суть занятий состоит в изучении механизмов, упрощенной работе с моторами, рычагами, колесом, создании моделей по схемам или даже придумывании своих. Такие виды деятельности по силам детям 5-6 лет. Ребята постарше начинают знакомство с программированием – их задача усложняется: нужно не просто собрать модель, но и написать для нее простейшую программу на ПК.

Педагоги активно применяют лего в образовательной деятельности. Например, на фото, средняя группа выполняет задание от короля, составить числовой ряд, постичать на татарском языке и назвать цвета деталей конструктора. Уже в старшем возрасте дошкольники могут собирать роботов и программировать их действия.

 Воспитанник нашего ДОУ в этом году принял участие в муниципальном этапе Республиканского конкурса «BabySriks» в компетенции инженер-строитель, что тоже имеет связь с родным городом, с Республикой Татарстан.

Воспитатель является образцом для подражания, он должен знать и уметь, как использовать лего в образовательном процессе. Обмениваясь опытом на семинарах-практикумах, педагогических совещаниях педагоги учатся разрабатывать новые игры. Готовую конструкцию «LEGO Education» можно использовать как момент стимула, при выполнении определенного задания, например птички начнут чирикать или обезьяна барабанить.  

Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребенку возможность раскрытия собственного потенциала, позволит ему свободно действовать, познавая эту среду, а через нее и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребенка к познанию, к деятельности. Мы же в своем саду активно используем аудио файлы из УМК «Говорим по-татарски» и получается отличная мотивация к обучению. 

Таким образом, лего-конструирование и робототехника прекрасно развивает техническое мышление, и техническую изобретательность у детей, широко используется и имеет результаты в поликультурном образовании дошкольников. Робототехника показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации и культуры межэтнического общения детей практически всех возрастных групп.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных форм работы с родителями Детско-родительская научно-практическая овощная конференция для детей старшего дошкольного возраста

Активно используя новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада, мы опробировали одну из интерактивных форм работы с семьёй: детско-родительская научно-практическа...

Статья для Х Всероссийской научно-практической научной конференции:"Особенности развития детей в двуязычной семье"

Детское двуязычие в настоящее время охватывает почти половину детей в нашей стране. Это позволяет прийти к выводу о необходимости активизации обучения русскому языку как неродному, а основному, начина...

III Всероссийская научно-практическая конференция « Современное дошкольное образование: теория и практика»

   Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, по...

Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современное начальное и дошкольное образование: актуальное развитие, взгляд в будущее»

    В настоящее время в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» Национального проекта «Образование» и Указа Президента № 490 от...

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием Современное начальное и дошкольное образование: актуальное развитие, взгляд в будущее

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участиемСовременное начальное и дошкольное образование: актуальное развитие, взгляд в будущее...

ΧΧI Всероссийский научно – практический семинар по проблеме «Управление качеством дошкольного образования: стратегия развития дошкольной организации в современных условиях».

В этом году мне посчастливилось впервые побывать на 21-м Всероссийском научно-практическом семинаре (с международным участием) в селе Кабардинка Краснодарского края, организатором которого является Ро...