Перспективный план по образовательной области LEGO конструирование для детей 3- 7 лет.
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Григорьева Анна Александровна

Данный план  составлен  на основе методических рекомендаций Е.В.Фешиной «Конструирование в детском саду». Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов Лего. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_lego_2.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по образовательной области

 LEGO конструирование

для детей 3- 7 лет.

        

Составила воспитатель Григорьева Анна Александровна

г. Ростов – на – Дону

Пояснительная записка.

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Результатом образовательной деятельности ДОУ ныне считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.

Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения им непонятна. Мы, педагоги, стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Одним из таких современных методов считается совместная (дошкольники, педагоги и родители) интеграционную деятельность – лего - конструирование.

ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Ребёнок на опыте познаёт конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты.

Детей увлекающихся ЛЕГО- конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

Все сказанное выше относится к тем задачам, которые мы реализуем через ЛЕГО-конструирование.

Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.  Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.  Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Лего-конструкторов   позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.

Актуальность. Современное образование  ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более  наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.

Новизна программы. Данный план  составлен  на основе методических рекомендаций Е.В.Фешиной «Конструирование в детском саду. Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов Лего. Дошкольники  проходят 4 этапа усвоения данной программы:1-восприятие; 2-мышление;3-действие;4-результат (продукт). По окончанию каждого  занятия ребенок видит результат своей работы.

Нормативная база, на основе которой создана программа:

ФЗ «Об образовании» от 29.12.20012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Закон Свердловской области от 15.07. 2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2660-10);

письма Министерства образования России от 09.08.2000г. №237 – 23 - 16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»;

методическое письмо Министерства образования РФ от 24.04.1995г. № 46 – 19 – 15

инструктивно – методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000г. № 65 – 23 – 16.

учебного плана МБДОУ № 1 на 2014-2015 учебный год;

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года№06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учётом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях.

Цель: развивать конструкторские способности детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Задачи:

1.Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.

2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

3.Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Срок реализации: 4 года.

План направлен на развитие конструкторских способностей детей. Занятия проводятся с детьми с  3-7 лет по подгруппам (8-10 детей).

Длительность занятий определяется возрастом детей.

-в младшей группе не более 15 минут(дети 3-4 года)

- в средней группе не более 20 мин (дети 4-5 лет)

- в старшей группе не более  25 мин (дети 5-6 лет)

-в подготовительной к школе группе не более 30 мин (дети 6-7 лет)

Принципы  Лего-конструирования

Основные принципы по Лего-конструированию: 

 -  от простого к сложному;

- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Формы  организации обучения дошкольников конструированию

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются  формы организации обучения, рекомендованные  исследователями З.Е. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова:

  1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных  из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе  которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

  1. Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

  1.   Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым       постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их  решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

  1. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

  1.  Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей  и проявления их самостоятельности-они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

  1. Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.

Планируемый результат младший дошкольный возраст 3-4 года

дети могут:

- сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;

использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем;

- строить постройку с перекрытиями, делать   постройку прочной, точно соединять детали между собой;

- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом;

- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей

- располагать кирпичики, пластины вертикально;

-правильно использовать детали строительного материала;

Планируемый результат средний дошкольный возраст 4-5 лет

дети могут:

анализировать конструктивную и графическую модель;

- создавать более сложные постройки, сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых предназначается;

- правильно называть детали лего-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесиками);

- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;

- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;

- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием.

- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали

другими;
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;

- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;

- анализировать образец постройки;

- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;

- создавать постройки по рисунку, схеме;

- работать коллективно;

- соотносить конструкцию предмета с его назначением;

- создавать различные конструкции одного и того же объекта;

- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

Планируемый результат старший дошкольный возраст 5-7 лет

Дети научатся:

- различать и называть детали конструктора;

- конструировать по условиям заданным взрослым;

- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;

- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;

- работать в паре, коллективе;

- рассказывать о постройке.

У детей сформируются:

- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;

- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;

- качества самостоятельно  договариваться друг с другом;

- конструкторские навыки и умения;

Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность, эстетический вкус.

Организационный раздел

Перспективный  план совместной образовательной деятельности.

СЕНТЯБРЬ

ТЕМА « Мир природы»

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий.

2. Рассказ воспитателя о лесе.

3. Чтение стихов, отгадывание загадок о лесе.

4. Строительство ёлок.

5. Строительство грибочков.

1. Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий.

2. Чтение художественной литературы о лесе.

3.Слушание аудиозаписи звуков леса.

4. Строительство больших и маленьких ёлок.

5. Строительство зайчик

1. Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий.

2. Чтение художественной литературы о лесе, отгадывание загадок.

4. Строительство деревьев по карточкам.

5. Строительство воробьи (птиц).

1. Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий.

2. Составление рассказов о лесе.

3. Аппликация на тему: «Деревья в лесу».

4. Строительство деревьев по чертежам.

5. Строительство зверей ( заяц, лиса, волк, медведь).

ОКТЯБРЬ

ТЕМА «Зоопарк»

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Рассматривание фотографий зоопарка.

2. Чтение художественной литературы.

3. Отгадывание загадок про животных.

4. Постройка вольеров для животных.

5. Строительство льва.

1. Рассматривание фотографий животных в зоопарке.

2. Чтение художественной литературы.

3. Рассказ детей «Что я видел в зоопарке».

4. Постройка вольеров для животных.

5. Строительство зебры.

1. Рассматривание иллюстраций «Зоопарк».

2. Чтение художественной литературы.

3. Слушание аудиозаписи голосов животных.

4. Рассказ детей «Я был в зоопарке».

5.  Постройка вольеров для животных.

6. Строительство львов, зебр.

1. Беседа «Животные зоопарка».

2. Чтение художественной литературы.

3.  Слушание аудиозаписи голосов животных.

4. Просмотр видеофильма о жизни животных в зоопарке.

5. Рисование «Кого я видел в зоопарке».

6. Строительство тигра.

7. Постройка вольера для тигра.

НОЯБРЬ

ТЕМА «Болото и его обитатели»

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Рассматривание иллюстраций с изображением болот и его обитателей.

2. Чтение художественной литературы.

3. Лепка «Утенок»

4. Постройка болота квадратной формы.

5. Строительство щуки.

1.  Рассматривание иллюстраций с изображением болот и его обитателей.

2. Чтение художественной литературы.

3.Аппликация «Лягушка»

4. Строительство утят.

5. Постройка болота квадратной формы.

1. Беседа «Обитатели болота»

2. Чтение художественной литературы.

3. Рисование «Щука»

4. Строительство «Утка с утятами».

5. Постройка болота многоугольной формы.

1. Беседа «Болото и его обитатели»

2.  Чтение художественной литературы.

3.Составление рассказа детьми «Обитатели болота»

4. Коллективная аппликация «Обитатели болота».

5. Строительство лягушки по схеме.

6. Строительство карасей и ершей по карточкам.

7. Постройка болота многоугольной формы.

ДЕКАБРЬ

ТЕМА «Ферма»

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Рассматривание фотографий, картинок на тему «Ферма».

2. Чтение художественной литературы.

3. Знакомство с профессией фермера.

4. Постройка вертушки для мельницы.

1. Рассматривание фотографий, картинок на тему «Ферма».

2. Чтение художественной литературы.

3. Беседа «Что такое ферма»

4. Постройка дома фермера.

5. Строительство лошади.

1. Рассматривание фотографий, картинок на тему «Ферма».

2. Чтение художественной литературы.

3. Рисование «Жизнь на ферме».

4. Беседа «Помощник фермера – экскаватор».

5. Строительство экскаватора.

6. строительство стада барашков по схеме.

1. Рассматривание фотографий, картинок на тему «Ферма».

2. Чтение художественной литературы.

3. Рисование «Что я видел на ферме».

4. Беседа «Для чего нужна мельница».

5. Строительство большого дома фермера.

6. Строительство экскаватора по схеме.

7. Строительство мельницы.

8. строительство стада барашков по карточкам.

ЯНВАРЬ

ТЕМА «Наша улица»

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Рассматривание иллюстраций знакомых объектов улицы.

2. Беседа «Наш детский сад».

3. Рассматривание картин «детская площадка».

4. Строительство горки, песочницы.

1. Рассматривание иллюстраций знакомых объектов улицы.

2. Беседа «Улица города»

3. Рассматривание картин «детская площадка».

4. Строительство горки, песочницы.

5. Строительство детского сада.

1. Рассматривание иллюстраций знакомых объектов улицы.

2. Беседа «Наш детский сад».

3. рассказ детей «Улица на которой я живу».

4. Строительство качели, горка, песочница.

5. Строительство детского сада.

1. Рассматривание иллюстраций знакомых объектов улицы.

2. Беседа «Улицы нашего города».

3. Составление рассказов «Улицы на которой я живу».

5. Строительство детской площадки: горка, песочница, качели.

6. Строительство детского сада.

ФЕВРАЛЬ

ТЕМА «Наша квартира»

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Рассматривание фотографий, картин, иллюстраций квартиры.

2. Беседа «Наша квартира».

3. Игра «Что есть в доме?».

4. Строительство кровати.

5. Строительство стула, стола.

1. Рассматривание фотографий, картин, иллюстраций квартиры.

2. Беседа «Наша кухня».

3. Игра «Что есть в доме?»

4. Строительство кровати и полочки.

5. Строительство стола, стула.

1. Рассматривание фотографий, картин, иллюстраций квартиры.

2. Беседа «Ванная комната».

3. Игра «Назови мебель».

4. Строительство ванной, умывальника.

5. Строительство полочки для обуви.

1. Рассматривание фотографий, картин, иллюстраций квартиры.

2. Беседа «Моя комната».

3. Рисование «Моя комната».

4. Постройка комнаты: кровать, стол, стул.

6. Строительство вешалки для одежды, полочки для обуви.

МАРТ

ТЕМА «Домашние животные»

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Рассматривание иллюстраций знакомых объектов улицы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Просмотр видеофильмов о животных.

4. Строительство кошки.

5. Строительство хомячка.

1. Рассматривание иллюстраций знакомых объектов улицы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Просмотр видеофильмов о животных.

4. Строительство кошки, хомячка.

5. Строительство попугая.

1. Рассматривание иллюстраций знакомых объектов улицы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Беседа «Домашние животные»

4. Строительство конки, собаки по карточкам.

5. Строительство мышки.

6. строительство канарейки.

1. Рассматривание иллюстраций знакомых объектов улицы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Составление рассказов «Мои питомцы».

4. Строительство кошки, собаки по карточкам.

5. Строительство соловья.

6. Строительство шиншиллы по схеме.

АПРЕЛЬ

ТЕМА «Космическое путешествие»

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Рассматривание фотографий, картин, иллюстраций.

2. Рассказ воспитателя о космосе.

3. Аппликация «Ракета»

4. Чтение художественной литературы.

5. Строительство ракеты.

1. Рассматривание фотографий, картин, иллюстраций.

2. Рассказ воспитателя о космосе, космонавтах.

3. Чтение художественной литературы.

4. Лепка «Ракета».

5. Строительство ракеты, космонавтов.

1. Рассматривание фотографий, картин, иллюстраций.

2. Просмотр видеофильмов о космосе.

3. Чтение художественной литературы.

4. Показ презентации «Первый космонавт».

5. Рисование «Луноход».

6. Строительство лунохода.

7. Строительство робота.

1. Рассматривание фотографий, картин, иллюстраций.

2. Просмотр видеофильмов о космосе.

3. Чтение художественно литературы.

4. Показ презентации «Космические аппараты»

5. Рисование «Космический корабль».

6. Строительство ракеты, космонавта.

7. Строительство космического корабля.

МАЙ

ТЕМА «Любимые игрушки»

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Рассматривание иллюстраций, картинок.

2. Чтение художественной литературы.

3. Лепка «Мячик»

4. Строительство медвежонка.

5. Строительство кукол (девочки).

6. Строительство машин (мальчики)

1. Рассматривание иллюстраций, картинок.

2. Чтение художественной литературы.

3. Аппликация «Зайчик»

4. Строительство медвежонка.

5. Строительство кукол (девочки).

6. Строительство машин (мальчики)

1. Рассматривание иллюстраций, картинок.

2. Чтение художественной литературы.

3.Составление описательных рассказов «Моя любимая игрушка».

4. рисование «Мишка»

5. Строительство медвежонка.

6. Строительство кукол (девочки).

7. Строительство машин (мальчики)

1. Рассматривание иллюстраций, картинок.

2. Чтение художественной литературы.

3. Составление рассказа «моя игрушка».

4. Рисование «Игрушки»

5. Строительство медвежонка.

6. Строительство кукол (девочки).

7. Строительство машин (мальчики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план воспитательно-образовательного процесса в средней группе (дети 4-5 лет)

План содержит тематическое и понедельное планирование по программе Васильевой....

Перспективный план воспитательно-образовательного процесса в старшей группе (дети 5-6 лет)

План содержит годовой и понедельный план работы в соответствии с   "Программа воспитания и обучения в детском саду"/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой...

Перспективный план воспитательно-образовательного процесса во второй младшей группе (дети 3-4 лет)

План составлен в соответствии с "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой....

Перспективный план совместной образовательной деятельности воспитателя и детей в режиме дня в старшей группе по конструированию

Продолжать закреплять навыки строительства домика разной величины; учить отражать в постройке свои представления о знакомых предметах, передавая в постройке основные детали, закрепить умение выполнять...

Перспективный план по образовательной области «Развитие речи» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

Перспективный план по образовательной области «Развитие речи» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет...

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...