Конспект НОД «Зимующие птицы» в старшей группе с использованием технологии «Групповой сбор»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Романова Наталья Викторовна

Цель: Углублять и расширять представление о зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Зимующие птицы» в старшей группе

  с использованием технологии «Групповой сбор» 

Область : Познавательное развитие

Цель: Углублять и расширять представление о зимующих птицах.

 Задачи: 

Развивающие:

- развивать интерес к наблюдению за птицами;

Обучающие:

- познакомить детей с зимующими птицами;

- систематизировать знания о знакомых зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц.

- обогащать словарный запас: зимующие, птицы, кормушка.        

-учить узнавать птицу по звуковой записи.

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к природе;

- воспитывать заботливое отношение к птицам.

Форма организации: групповая

Материалы и оборудование: «Доска выбора», презентация по теме, иллюстрации с изображением птиц. слайдовая презентация «Зимующие птицы»; запись пения птиц; кормушка; корм для птиц. 

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке; рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах. Размещение воспитателем в зонах активности материалов для творческой деятельности.

Предполагаемый результат:

- проявление умения осуществлять выбор предстоящей деятельности соответственно своим предпочтениям и интересам;

- проявляют интерес к различным видам деятельности;

- проявляют инициативу, творческую активность и проявляют активную позицию, определяются с предстоящим видом деятельности;

- приобретают опыт творческой, познавательно-исследовательской деятельности.

Ход НОД:

Звон колокольчика

Воспитатель: Колокольчик приглашает нас на наш ковер. (Дети собираются на ковре в кружок) Кто хочет узнать, увидеть что-то интересное, присоединяйтесь ко мне. Все ли нашли для себя местечко? Все ли удобно устроились?

Воспитатель: Ребята, слышите, к нам в группу пришло электронное письмо.

 Слайд 1 - Текст на экране «Ребятам старшей группы»

 Письмо пришло из леса, но вот от кого оно - не известно .Хотите узнать от кого письмо? (Да.)Для этого нам нужно разгадать загадку. Вы готовы?

В чаще темной заблудилась

И в избушке поселилась.

У медведя на свой страх

Пожила она в гостях (Машенька)

Воспитатель: Действительно, это Маша. Ребята ,а вы хотите узнать, что в письме? Вам интересно? Давайте скорей откроем письмо и узнаем что в нём.

Слайд 2  -  Анимированный и озвученный персонаж на экране  

"Здравствуйте ребята,  домик Медведя находится в дремучем еловом лесу. Все лето и ранней осенью звонко щебетали, свистели, цокали на разные голоса птицы. А как наступила зима, одни птицы улетели в теплые края, а другие остались, ничего не пойму, что к чему? Может быть вы мне подскажете?"

Воспитатель: Ребята, хотите  отправиться в лес и помочь Маше разобраться?

Дети: Да. (встали на ковре)

Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

Дети поворачиваются вокруг себя.

Слайд 3 (изображение леса)-

 Воспитатель:  Где же мы с вами очутились? Давайте присядем на пенечки  и посмотрим, кто же нас здесь встречает? (садимся на стульчики напротив телевизора)

Звучит запись пения птиц.

Воспитатель: Чью песню мы с вами слышим? (Ответ детей)

Слайд 4- на экране –воробей

Воспитатель: Воробьи - хорошо переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись  друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются   и  охотно купаются зимой в снегу.

Звучит запись пения птиц.

Слайд 5- на экране синица

Воспитатель: Синицы - очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.

Звучит запись пения птиц.

Слайд 6 - на экране сорока

Сорока - ловкая, подвижная  и суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью людей. Для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма.

Звучит запись пения птиц.

Слайд 7  - на экране дятел

Дятел – санитар леса. Голова, шея, спина, крылья у него черные. На голове, шее, сложенных крыльях есть белые полоски. Летает дятел не очень хорошо. Большую часть времени сидит на дереве. Своим крепким клювом стучит по нему, долбит кору и вытаскивает насекомых и  их личинок.

Звучит запись пения птиц.

Слайд 9 - на экране снегирь

Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайкам. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, смогли узнать всех птиц по их голосам.

Воспитатель: Давайте хорошенько рассмотрим этих птиц, что  у них есть общего?

Дети: У них есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове глаза и клюв, на туловище есть грудка, крылья, все части тела покрыты перьями .

Воспитатель : А чем же они отличаются? Кто заметил отличия?

Дети: У снегиря грудка красная, у синицы- желтая, у дятла спинка и головка ярко- красные.

Воспитатель: Ребята, вы много знаете о птицах! Кто-нибудь из вас хотя бы однажды мечтал побывать птичкой и полетать по небу? Какой бы зимующей птицей хотел бы побыть ты, Серёжа? А ты, Денис? (спросить всех детей)

Давайте представим, что наши руки – это крылья и немного полетаем над лесной опушкой. Я тоже буду птичкой- снегирём.

Физминутка  (дети под музыку перемещаются по группе, имитируя взмах крыльев)

Воспитатель: Молодцы, здорово полетали. (дети останавливаются и собираются вокруг воспитателя). А почему птиц зимой почти не слышно?

Дети: Зимой холодно и голодно птицам, им тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям, потому что легче прокормиться. Возле домов, всегда больше пищи.

Воспитатель: Ребята, скажите, а чем же питаются птицы? А легко ли им найти себе пищу зимой?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Предлагаю вернуться из леса и устроить «птичью столовую». Вы согласны? (встать со стульчиков и выйти на середину группы)

 Раз, два, три, повернись, из леса возвратись.

Воспитатель: Вот мы и оказались снова в своей группе. Поможем птицам не замерзнуть от голода в зимнюю стужу? Что мы можем   для этого сделать?  

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, нужно смастерить для них кормушки. Я предлагаю вам поработать в наших уголках. (Презентация центров активности).

Воспитатель: Посмотрите, что я приготовила для вас.

 В центре творчества я приготовила для вас раскраски кормушек и листы для рисования. Также вы можете там найти пластилин и слепить кормушки.

В центре конструирования вас ждут схемы для построения кормушек из конструкторов.

В центре экспериментирования я приготовила различные виды зернышек, которыми можно наполнить получившиеся кормушки.

Воспитатель : Подумайте и решите, кто в какой центр пойдёт. Я думаю, что наша доска выбора в этом  поможет. (подходим к доске) Подумайте, какой центр   вы выберете и поместите свою  фотографию к  значку этого центра.

 Выбрав вид деятельности, дети помещают фотографии  в соответствующие кармашки

Воспитатель: Давайте вспомним правила работы в центрах.(около доски)

 - не конфликтовать, быть доброжелательными,

- если понадобится помощь другу – помочь,

- принимать товарищей по их желанию в команду.

В процессе деятельности воспитатель переходит от группы к группе, помогает, подсказывает, направляет деятельность.

Воспитатель:  Звенит колокольчик, а это значит, что мы снова возвращаемся в наш круг. Дети берут получившиеся работы и присаживаются в круг на ковер.

Подведение итога деятельности :

Воспитатель:

- Кто хочет рассказать о своей работе?

- О чем нам расскажет команда, которая работала в центре творчества?

- Что ты нарисовала – (имя)? Какие угощения для птиц ты приготовила? И т.д.

-Как вы думаете, смогли мы ответить на Машин вопрос?

Презентация ,в которой Маша говорит, что теперь ей стало всё  понятно и что она благодарит детей за помощь.

 Воспитатель:  Молодцы, ребята! А куда мы с вами сегодня отправлялись в путешествие?

-Что мы там увидели? Услышали? Что было интересно? Что вызвало затруднение и т.д…

-А сейчас я предлагаю разместить ваши работы на выставке и отправиться на прогулку на участок, где мы тоже наполним наши кормушки зёрнышками для птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итоговой НОД для воспитанников старшей группы с использованием технологии ТРИЗ " Волшебный цветок!

Игра путешествие в  волшебную страну " Сказочных цветов" позволит воспитанникам показать уровень усвоения программы, интересные увлекательные задания выполняются легко и быстро.Воспитанники учатс...

Конспект НОД «Зимующие птицы» в старшей группе с использованием ИКТ, здоровьесберегающих и игровых технологий.

НОД направлено на уточнение, обогащение , активизацию  и актуализацию словаря  по заданной теме, расширение  знания о зимующих птицах, совершенствование  и развитие  лексико-г...

Методическая разработка «Использование технологии группового сбора в ознакомлении детей дошкольного возраста с культурой народов севера»

Групповой сбор можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между академическими знаниями, и практическими умениями и навыками,...

Конспект занятия по теме "Зимующие птицы" для старшей группы с применением ИКТ технологии

Воспитывать стремление проявлять заботу о птицах зимой, формировать такие качества, как сочувствие и отзывчивость...

Конспект по развитию речи в старшей группе с использованием технологии ТРИЗ – метод каталога.

                            Название: « Лунтик и мультфильмы».Детская цель: Помочь Лунтику придумать новую исто...

Конспект занятия по аппликации в старшей группе с использованием технологий «Фиолетового леса» В.В.Воскобовича на тему: «Автобус»

Программное содержание:  упражнять детей в определении геометрических фигур на основесловесного и  зрительного восприятия;познакомить детей с материалом, из которого изготавливаются пособия ...