Методическая разработка образовательной деятельности с детьми.
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Конспект НОД по конструированию с помощью Тико – конструктора и созданию интеллект-карты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми.

                                                                                                             Скажи мне — и я забуду,

                                                                                  покажи мне — и я запомню,

дай   мне сделать — и я пойму.

 (Конфуций)

«Наш  друг Снеговик»

Конспект НОД по конструированию с помощью Тико – конструктора и созданию интеллект-карты.

Старшая группа.

Цель: Посредством конструктора ТИКО моделировать плоскостную конструкцию снеговика и создать интеллект-карту.

Задачи:

Обучающие:

-Продолжать учить решать проблемные задачи, ориентироваться на плоскости и в пространстве, выполнять глазомерные действия;

-Учить создавать интеллект-карту;

-Учить анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы;

- Формировать представление о взаимосвязи целого и частей;

- Продолжать работу по ознакомлению детей с окружающим миром.

Развивающие:

- Способствовать  совершенствованию познавательных процессов, внимания, воображения, логического мышления, пространственных представлений;

-Развивать мелкую моторику рук, связную речь сенсорные, конструктивные, творческие способности детей;

-Закрепить  представление детей о геометрических понятиях и фигурах (квадрат, треугольник, шестиугольник) и названиях  свойств,  присущих треугольникам (прямоугольный, остроугольный);

Воспитательные:

-Создавать эмоционально положительный настрой детей;

-Воспитывать сплоченность в решении проблемных ситуаций, отзывчивость, желание оказать помощь;

-Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе.

Методические приемы:
практические: обследование,  конструирование, выкладывание, творческая, практическая работа, игра.
наглядные: рассматривание;

словесные: беседа, рассказ, ответы на вопросы, художественное слово, пояснение.

Активизация словаря: прямоугольный, остроугольный.

Индивидуальная работа: Следить за речью детей, оказывать помощь при конструировании.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура.

Оборудование: Ведро, веточки, морковка, 3 разноцветных конверта, поднос, пластилин, предметные картинки, ватман, фломастеры, ТИКО-конструктор «Арифметика», «Геометрия».

Предварительная работа:

1.Работа  с конструктором ТИКО, конструирование плоскостных фигур по схеме и без схем, под диктовку.

2.Знакомство с прямоугольным, остроугольным, тупоугольным треугольниками.

3. Составление интеллект-карты по теме «Зима».

4. Рассматривание иллюстраций «Зимние забавы».

5. Чтение художественной литературы.

Ход НОД:

Дети заходят в группу.

Воспитатель:

-Ребята, сегодня в группе я обнаружила лужу, рядом - ведро, веточки, похожие на руки, морковку. Как вы думаете, откуда это взялось?

Ответы-предположения детей. Подвести детей к ответу, что приходил Снеговик и растаял в тепле.

 Воспитатель: А еще я нашла три конверта разного цвета с номерами. Давайте откроем конверт под номером 1.   Какого цвета конверт?

Воспитатель достает красный конверт под номером 1.

Ответы детей: Красный.

Воспитатель: Здесь загадка. Слушайте внимательно:

Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной,
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык,
Наш приятель …

Ответы детей:  Снеговик.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы верно предположили, что в группу приходил Снеговик. Необычный Снеговик-почтовик с конвертами и в тепле растаял. Вам жалко его? А можно как-то помочь снеговику? Можно сделать такого снеговика, который не растаял бы в тепле?

Ответы детей.

Воспитатель: А как  вы думаете, из чего можно сделать такого снеговика?

Ответы детей: Из бумаги, из пластилина, из конструкторов разных.

Воспитатель: Как вы считаете, а можно сделать снеговика из конструктора ТИКО?

Ответы детей: Да. Можно.

Воспитатель: Мы забыли про конверты. Возьмите, пожалуйста, конверт под номером 2. Какого он цвета?

Ответы детей: Синего!

Воспитатель: Вам наверняка не терпится узнать, что там внутри? Может там подсказка?

Верно, здесь  подсказка и задание как с помощью конструктора ТИКО можно сделать снеговика. Поэтому приглашаю вас за стол.

На столах стоят подносы с деталями из ТИКО конструктора «Геометрия».

Практическая часть.

Воспитатель: Чтобы легко работалось с конструктором, сначала мы с вами разомнем наши руки и пальцы.

Пальчиковая гимнастика: «Мы лепили снежный ком».

Воспитатель:  Ребята, посмотрите внимательно на детали конструктора и назовите их.

Ответы детей: Квадраты, треугольники, шестиугольники.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, треугольники одинаковые?

Ответы детей: Нет. 2 треугольника- прямоугольные и 2 треугольника -остроугольные.

Воспитатель: Правильно! Теперь мы можем приступать к работе.

Дети под словесные указания конструируют одного снеговика.

Воспитатель: Ребята, возьмите три  шестиугольника, расположите их один над другим и соедините их.

-К верхнему шестиугольнику сверху прикрепите квадрат. Ко второму шестиугольнику сверху справа и слева прикрепите по одному равностороннему треугольнику.

-К нижнему шестиугольнику снизу слева и справа прикрепите два остроугольных  треугольника короткими сторонами.

Воспитатель: Что у нас получилось?

Ответы детей: Снеговик!

Воспитатель: Ребята,  скажите, пожалуйста, чего еще не хватает нашему снеговику?

Дети: Нос, глаза, пуговицы разноцветные.

Воспитатель: Из чего мы можем это сделать?

Ответы детей: Из пластилина.

Дети с помощью пластилина лепят  снеговику нос, глаза, разноцветные пуговицы.

Воспитатель: Ребята, предлагаю составить умную карту, по какой последовательности и из чего мы сделали снеговика. Согласны?

На столе перед воспитателем лежит большой лист ватмана, фломастеры, детали конструктора ТИКО «Арифметика» с цифрами, предметные картинки.  Воспитатель кладёт  в центр ватмана сконструированного снеговика, и от него по мере правильных ответов детей проводятся стрелки.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим,  сколько всего деталей нам потребовалось для построения нашего снеговика?

Ответы детей: 8 деталей.

Воспитатель: Из каких деталей  построены туловище и голова снеговика?

Ответ детей: Из шестиугольников.

Воспитатель: Сколько шестиугольников нам понадобилось для построения головы и туловища?

Ответ детей: Три шестиугольника

Воспитатель: Проведите стрелку от снеговика и положите, пожалуйста, шестиугольник. От шестиугольника проведем еще стрелку. Я попрошу вас выбрать на подносе квадратик с ТИКО конструктора «Арифметика»  с той цифрой, сколько мы использовали шестиугольников для конструирования снеговика.

Дети выкладывают квадрат с цифрой 3. Обратить внимание, чтобы все дети подключались к работе.

Воспитатель. Назовите, как называется геометрическая фигура на голове у снеговика?

Ответ детей: Квадрат.

Воспитатель: Проведите еще одну стрелку от снеговика и положите квадрат. От квадрата еще проведем стрелку. Выберите на подносе квадрат  с той цифрой, сколько квадратов мы использовали для работы, и положите напротив следующей стрелочки.  

Воспитатель: Сколько треугольников вы брали, чтобы сделать руки? (Два).

Как называем эти треугольники, кто вспомнит? (Остроугольные),.

Какие треугольники использовали для конструирования ног? (Прямоугольные).

Сколько их?  (Два).

Проведите стрелки и выложите остроугольные и прямоугольные треугольники и подберите цифры.

По аналогии дети выкладывают стрелки от снеговика с остроугольным треугольником и квадратом с цифрой 2, прямоугольным треугольником и квадратом с цифрой 2.

Воспитатель обращает внимание детей на предметные картинки на столе.

Воспитатель: Ребята,  посмотрите на эти картинки, как вы думаете, какие предметы ещё могут принадлежать снеговику?

Ответы детей.

Давайте выберем нужные картинки, проведем стрелки от снеговика и выложим их на умной карте

Дети выкладывают морковь, разноцветные пуговицы, метлу, 2 черные пуговицы.

Воспитатель: Молодцы! А теперь с помощью умной карты попробуем рассказать, последовательность нашей работы как мы сделали снеговика, что нам понадобилось для этого, и какой у нас получился снеговик.

Дети рассказывают последовательность сбора снеговика, какие детали, в каком количестве использовали, как украсили его и какой получился снеговик.

Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте немного отдохнём, разомнёмся.

Физкультминутка:

Как интересно нам зимой!

(показывают большим пальцем вверх.)

На санках едем мы гурьбой,

(имитируют катание на санках.)

Потом в снежки мы поиграем,

(имитируют лепку и бросание снежков).

Все дружно лыжи одеваем,

(«одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»).

Потом все встали на коньки,

(изображают катание на коньках).

Зимой веселые деньки!

(показывают большим пальцем вверх).

Воспитатель: Ребята, у нас еще конверт. Какого он цвета и какая  цифра на нем?

Ответы детей: Желтый конверт с цифрой 3.

Воспитатель Снеговик рад, что вы сделали его необычным, теперь он не растает даже в тепле. Но ему одному очень скучно и грустно. Он  просит нас найти ему друзей.  Ребята, а как мы можем ему помочь?

Ответ детей.

Воспитатель: Давайте сделаем снеговику таких же друзей, как он с помощью конструктора ТИКО. А чтобы быстро сделать их, нам поможет наша умная карта.

Дети садятся за столы и конструируют снеговиков.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие замечательные снеговики получились у вас.  Как вы думаете, какое теперь настроение у снеговика?

Рефлексия:

Воспитатель:  Я вижу, у всех у вас тоже хорошее настроение. Что же вам поднимает настроение?  Что вам больше всего понравилось на занятии? Хотите еще составлять умную карту на другую тему?

Много добрых и хороших дел сделали сегодня с вами. Сконструировали снеговика, помогли найти ему друзей! А главное, вы сами  поддерживали друг друга. Вы такие молодцы! Все справились с заданиями. Давайте, мы с вами сфотографируем нашу умную карту, распечатаем, и отдадим детям в соседнюю группу, чтобы они тоже смогли сделать  таких  замечательных снеговиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни по познавательно- речевому развитию на тему: “Права ребенка”.

1.     Ознакомить детей с основным документом по защите прав ребенка- «Конвенцией о правах ребенка».2.     Познакомить детей с основами толерантности; с правами...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА. Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Учим Незнайку сочинять стихи»

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:  «Учим Незнайку сочинять стихи»...

«Педагогическая находка» Методическая разработка образовательной деятельности с детьми – проект: «Куклы разные бывают»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №1 «Колокольчик»     Конкурсное задание«Педагогическая находка»Методическая ра...

"Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему "Цветик - разноцветик".

quot;Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему &qu...