Работа с детьми по внедрение парциальной программы "От Фребеля до робота- растим будущих инженеров"
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Фридрих Фрёбель, немецкий педагог, теоретик и основоположник общественного дошкольного воспитания. Именно ему принадлежит идея создания детских садов. Он считал, что каждый ребенок – это уникальная личность, которая ждет соответствующего обучения для достижения своих потенциальных возможностей, и верил, что игровые материалы – важные средства образования, которые могут способствовать развитию внутренних потребностей детей.
Ф. Фрёбель разработал обширную, детальную для его времени, почти законченную систему дошкольного воспитания, основу которой составляла хорошо проработанная дидактика, направленная на развитие детей через организацию разных видов деятельности: игры, пения, плетения, конструирования и т.п.
Прошлый учебный год, наша группа (оба педагога) работали по внедрению данной программы. Путём проб, мы разрабатывали перспективный план работы кружковой работы с детьми. Использовали "Дары" в играх, свободной самостоятельной деятельности детей. Материал использовался заимствованный, мы его применяли в практике.
И даже поучавствовали во всероссийском конкурсе "Инженерный марафон". Конкурс семейных проектов.
Было интересно поучавствовать самим и посмотреть работы других участников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 864.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №88№
Муниципального образования г. Братска
Кружковая работа
«Развивай -ка!»
Цель: повышение уровня интеллектуальных и творческих и речевых способностей детей старшего дошкольного возраста через систему развивающих игр.
Задачи: формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания, развивать у детей звуковую культуру речи, словарную работу (обогащение, закрепление и активизация словаря). Воспитание интереса к художественному слову.
Подготовила: Родыгина Л.Н.
2020-2021 уч.г.
Перспективное планирование игровой деятельности
с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Цель: формирование речевой активности у дошкольников посредством игр на мышление.
Задачи: Развивать связную речь , умение составлять описательные рассказы по теме своей постройки.
-способствовать развитию социальных и коммуникативных умений, игровой деятельности, восприятия, мышления, внимания, речи, памяти;
- формировать сенсорные навыки и предпосылки познавательно-исследовательской деятельности, элементарных математических представлений;
-расширять кругозор.
Возрастная группа: 4-6 лет
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | Название игры: «Большая стирка» Цель: Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирования познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности детей № набора:7,8,9,10, J2 | Название игры: «Пир на весь мир» Цель: формирование первоначальных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве; развитие мелкой моторики, творческого мышления, воображения, игровой деятельности № набора:2,3,4,5,6,7,8,9,10, J1 | Название игры: «Путаница» Цель: Развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения № набора:2,3,4,5,5в,5р,6,7,8,9,10, J1, J2 | Название игры:«В лес» Цель:становление эстетического отношения к окружающему миру природы, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; развитие первичных представлений о разнообразии мира природы (на примере леса); знакомство с основами композиции; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира, формирование основ безопасности в природе № набора:7,8,9,10 |
Октябрь | Название игры:«На лугу» Цель:формирование представлений о разнообразии мира природы, расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности № набора:7,8,9,10 | Название игры:«Гербы и флаги» Цель:Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях и объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве, реализация самостоятельной творческой деятельности детей. № набора: 7,8,9,10 | Название игры: «Кормушка для птиц» Цель:воспитание эмоционально-отзывчивого отношения к природе; формирование представлений об объектах окружающего мира, разнообразии мира природы, развитие интереса к совместным играм; усвоение норм поведения, принятых в обществе, развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой активности № набора: 2,3,4,5,6,7,8,9,10, J1 | Название игры: «Путаница» Цель: развитие речевого творчества, познавательной активности, внимания, воображения № набора: 2,3,4,5,5в,5р,6,7,8,9,10, J1, J2 |
Ноябрь | Название игры: «Зеркало» Цель:Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях). № набора:7,8,9,10 | Название игры:«Экскурсия в музей» Цель: Развивает внеситуативно-познавательные формы общения и расширяет систему вербальных средств общения. Воспитывает уважение к другому человеку, продуктам его труда, формирует самооценку и развивает воображение на основе имеющегося опыта. Стимулирует развитие связной речи и познавательного интереса. № набора: 2,3,4,5,5в,5р,6,7,8,9,10, J1, J2 | Название игры: «Золушка» Цель:Приобщение воспитанников к художественной литературе. Развитие интереса к совместным играм. Формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира (цвете, размере, форме). № набора: 2,7,8,9,10. | Название игры: «Аптека» Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности детей № набора: 3,4,5,6,7,8,9,10, куклы |
Декабрь | Название игры:«Карусели» Цель:развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере № набора:1 | Название игры:«Туристический автобус» Цель:развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений; расширение кругозора; развитие познавательной активности, любознательности, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками № набора:7,8,9 | Название игры: «Подарок для друга» Цель:Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, отечественных традициях, реализация самостоятельной творческой деятельности детей. № набора:7,8,9,10 | Название игры: «Украшаем ёлку» Цель:становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; знакомство с основами композиции; развитие игровой деятельности, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. № набора: 7,8,9,10 |
Январь | Название игры: «Эстафета» Цель:развитие быстроты, ловкости, двигательной активности; становление саморегуляции в двигательной сфере № набора:1, J1 | Название игры:«Вверх дном» Цель:усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасного поведения в быту, первичных представлений об объектах окружающего мира; реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей № набора:5.5, J1, J2 | Название игры: «Красная шапочка» Цель:Поддерживать у детей интерес к сказке, желание помочь сказочному герою, закреплять знания у детей о правилах поведения в лесу, приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать интерес к драматизации литературных произведений, развивать воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности. № набора: 2,3,4,5,6,7,8,9, J1 | Название игры: «Для чего еще» Цель:Развивает ситуативно-деловые формы общения и обогащает систему вербальных (в модификации – невербальных) средств общения; развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой моторики, развитие игровой деятельности. № набора:2,3,4,5,5в,5р,6,7,8,9,10, J1, J2 |
Февраль | Название игры: «Магазин» Цель:формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества; развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками; развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности № набора:1,2,3,4,5,5в,5р,6,7,8,9,10, J1, J2 | Название игры: «Стихийные бедствия» Цель: Формирование основ безопасного поведения в природе, первоначальных представлений об особенностях природных явлений; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации. № набора: 2,3,4,5,5в,5р,6 | Название игры:«Гербы и флаги» Цель:развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях и объектах окружающего мира, малой родине и Отечестве, реализация самостоятельной творческой деятельности детей № набора:7,8,9,10 | Название игры: «Ее величество точка» Цель:развитие игровой деятельности, восприятия, мышления, внимания, речи, памяти; развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, элементарных математических представлений; расширение кругозора. № набора: 9,10, J2 |
Март | Название игры:«Красная шапочка» Цель:приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений; развитие воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности № набора:2,3,4,5,6,7,8,9, J1 | Название игры:«Бабочки» Цель:становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; развитие первичных представлений о разнообразии мира природы (на примере бабочек); знакомство с основами композиции; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира № набора: 7,8,9,10 | Название игры:«За окном» Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру, развитие любознательности, воображения, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; знакомство с основами композиции; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира № набора:7,8,9,10 | Название игры: «Волшебники» Цель: Обогащение активного словаря, развитие познавательного интереса, формирование грамматически правильного строя речи, развитие фантазии, коммуникативных навыков, конструктивной деятельности. № набора:2 |
Апрель | Название игры:«Охрана зрения» Цель:становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, развитие общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере № набора:10 | Название игры: Космос Цель:формирование представлений об объектах окружающего мира, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности № набора:7,8,9,10, J2 | Название игры: «Три котенка» Цель:приобщение к художественной литературе; формирование интереса к драматизации литературных произведений; развитие воображения, речи, игровой деятельности, умения эмоционально-выразительно отображать характер героев литературного произведения № набора:1,2,3,4,5,5в,5р,6,7,8,9,10, J1, J2 | Название игры: «Морские обитатели» Цель:формирование представлений о разнообразии мира природы; расширение кругозора; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности. № набора: 7,8,9,10 |
Май | Название игры: Одного поля ягоды Цель:развитие представлений об объектах окружающего мира, мире природы, развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора; формирование познавательных действий, развитие речевого творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности № набора:3,4,5,6,7,8,9,10, J1 | Название игры: «Почему я не…» Цель:развитие интереса к совместным играм; развитие умений выполнять игровые действия, придумывать и развивать игровые сюжеты; формирование представлений о себе, развитие общения и взаимодействия со сверстниками, мелкой моторики, воображения, грамматически правильной диалогической речи № набора:2,7,8,9 | Название игры:«Посади дерево» Цель:развитие предпосылок ценностно-смыслового понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру природы, стимулирование осмотрительного и бережного отношения к природе; формирование предпосылок экологического сознания, первичных представлений об отношениях объектов окружающего мира; развитие мелкой моторики, мышления, воображения, игровой деятельности. № набора: 7,8,9,10,J2 | Название игры:«Королевство кривых зеркал» Цель:развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое); развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками; становление саморегуляции в двигательной сфере, реализация самостоятельной творческой деятельности детей № набора:3,4,5,5в,5р,6, J1, J2, зеркало |
Диагностика
ФИ ребёнка | Анализирует постройку, создает интересные образы, постройки, сооружения с опорой на опыт | Знает способы соединения различных материалов | Соблюдает правила техники безопасности | Сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ | Планирует этапы своей деятельности | |||||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г. | К.г | |
Белицкая Геля | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,3 |
Благов Захар | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,3 |
Визгига Диана | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,9 | 2 |
Воробьёва Нина | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,9 | 2 |
Гаврикова Алиса | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2,6 |
Калугин Данил | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,6 |
Колесникова Алина | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,6 |
Ковалёв Артём | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,9 | 2,2 |
Миронова Люда | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,9 | 2,2 |
Козлова Милана | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1,9 | 2,6 |
Козлова Настя | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,9 | 2,1 |
Краснова Аня | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2,7 |
Кройтору Андрей | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,1 | 2,7 |
Крупина Даша | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2,2 | 2,6 |
Макарова Настя | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,2 |
Марьюшич Лиза | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,3 |
Матвеева Таня | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,5 |
Стализанова Лиля | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2,6 |
Тихомирова Катя | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,6 |
Улахович Рома | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2,1 | 2,5 |
Черкашина Катя | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1,9 | 2 |
Шестаков Артём | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2,6 |
Шишова Снежана | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,2 |
Методические рекомендации по работе с каждой карточкой
Игра «Аукцион»
Эта игра представляет собой модификацию известной игры «Данетка», которая способствует развитию мышления ребенка и внеситуативно-познавательной формы общения через расширение системы вербальных средств. Игра воспитывает уважение к другому человеку, продуктам его труда, формирует самооценку и развивает воображение на основе имеющегося опыта, стимулирует развитие связной речи и познавательного интереса.
Предварительная работа. Данная игра может служить для получения детьми первого опыта игры в вопросы и ответы. Воспитателю необходимо обратить внимание детей на то, какие вопросы им задаются. Не рекомендуется при первых раундах игры рассказывать детям, как нужно задавать вопрос. После нескольких сыгранных раундов целесообразно обсудить тактику задавания правильных вопросов с максимально быстрым ответом.
Подготовка материалов к игре. Рекомендуется предложить детям выложить все материалы на стол и перемешать их. В случае, если детям хорошо известны материалы из наборов, можно не извлекать их из коробок. Для создания атмосферы аукциона рекомендуется использовать молоток и карточки, с помощью которых дети смогут установить очередность задавания вопросов. Вместо карточек можно использовать крышки от коробок или другие детали набора. Лицитатор (ведущий аукциона) произносит слова, характеризующие внешние данные ребенка, который хочет задать вопрос. Например: «Молодой человек в синей рубашке и с голубыми глазами». Или слова, обозначающие место, на котором сидит ребенок, например: «Молодая леди в третьем ряду», и т.п.
Организация игрового пространства. Рекомендуется использовать просторное помещение, в котором каждую собранную фигуру можно рассмотреть с любой стороны. Для создания атмосферы рекомендуется организовать подиум и места в зрительном зале.
Дальнейшее развитие игры. Возможно передать роль ведущего аукционом ребенку.
Игра «Волшебники»
Развивает внеситуативно-познавательные формы общения и расширяет состав вербальных средств общения. Стимулирует развитие связной речи и познавательного интереса, развивает абстрактно-логическое мышление.
Предварительная работа. Рекомендуется предварительно прослушать песню Ю. Энтина «Где водятся волшебники?». Необходимо перед игрой выучить несколько «волшебных заклинаний». Рекомендуется предварительно познакомить детей с отрывком из произведения Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье».
Подготовка материалов к игре. Для «колдовства» можно использовать ширму от кукольного театра или легкую ткань.
Организация игрового пространства. Играть можно как на полу, так и на столе. Важно, чтобы каждый ребенок мог поучаствовать в трансформациях и замещениях предметов.
Дальнейшее развитие игры. Возможно предложить детям пофантазировать, чем раньше были фигуры из набора, а возможно, и сочинить совместную историю о том, как «жили-были толстые и огромные кубы-дубы… И вот однажды…».
Игра «Для чего еще»
Развивает ситуативно-деловые формы общения и обогащает систему вербальных (в модификации – невербальных) средств общения.
Предварительная работа. Прежде чем предложить детям игру подобного типа, следует поиграть в игры типа «Что перепутал художник?». Рекомендуется подобрать и рассказать нелепицы, небылицы, лимерики. Чтобы сам процесс строительства не получился слишком длительным и не вызвал у детей затруднений, рекомендуется предварительно сконструировать несколько предметов, которые легко узнаваемы детьми.
Подготовка материалов к игре. Рекомендуется предложить детям выложить все материалы на стол и перемешать их. В случае, если детям хорошо известны материалы из наборов, можно не извлекать их из коробок.
Организация игрового пространства. Организовать игру можно на поверхности стола или на полу.
Дальнейшее развитие игры. Для демонстрации способов использования построенного предмета можно использовать другие детали набора.
Игра «Небоскреб»
Развивает ситуативно-деловые формы общения и расширяет систему вербальных (в модификации – невербальных) средств общения.
Предварительная работа. Рассматривание картинок с различными башнями и высотными зданиями. Рекомендуется поиграть в игры, в которых группа детей из трех-четырех человек переносит совместно какой-то объемный, но легкий предмет. Предварительно рекомендуется поиграть с детьми в любые игры по сооружению совместных построек. Такие игры учат кооперации, неизбежно создают ситуации для взаимодействия, возможно, провоцируют конфликт. Воспитателю важно помнить, что именно для этого он и использует подобного рода игры. Важно компетентно помогать детям разрешать сложившиеся конфликты.
Подготовка материалов к игре. Важно предварительно договориться, какие элементы остаются в игре, а какие нет. Можно предложить детям самостоятельно решить, из каких наборов материалы им будут не нужны и почему. Можно высыпать детали в определенное, доступное для всех место и перемешать их. Можно оставить детали в коробках.
Организация игрового пространства. В зависимости от количества групп необходимо так расположить игровые наборы, чтобы каждой группе было одинаково далеко до наборов с элементами. Организовать игру можно на поверхности стола или на полу.
Дальнейшее развитие игры. После проведения игр подобного типа важно проговорить возникшие ситуации с детьми, обращаясь к чувствам и переживаниям детей по поводу возникших конфликтов, обсудить, каким образом той или иной команде удалось победить.
Игра «Путаница»
Развивает ситуативно-деловые формы общения и расширяет систему вербальных (в модификации – невербальных) средств общения.
Предварительная работа. Прежде чем предложить детям игру подобного типа, следует поиграть в игры типа «Что перепутал художник?» или в игры типа «Что изменилось?».
Подготовка материалов к игре. Рекомендуется предложить детям выложить все материалы на стол и перемешать их. В случае, если детям хорошо известны материалы из наборов, можно не извлекать их из коробок.
Организация игрового пространства. Конструировать выбранный объект рекомендуется на столе, чтобы все участники игры могли следить за процессом конструирования и увидеть законченную конструкцию.
Игра «Пчелы и змеи»
Развивает ситуативно-деловые формы общения и расширяет систему невербальных средств общения.
Предварительная работа. Не требуется.
Подготовка материалов к игре. Не требуется.
Организация игрового пространства. Игровое помещение группы детского сада, игровая площадка на улице.
Дальнейшее развитие игры. Возможно заменять сигналы, которые использует группа для общения, на сигналы, предложенные в игре «Туристический автобус» (образовательная область «Познание»).
Игра «Экскурсия в музей»
Развивает внеситуативно-познавательные формы общения и расширяет систему вербальных средств общения. Воспитывает уважение к другому человеку, продуктам его труда, формирует самооценку и развивает воображение на основе имеющегося опыта. Стимулирует развитие связной речи и познавательного интереса.
Предварительная работа. Экскурсии в музеи родного края, виртуальные экскурсии в самые известные музеи мира. Перед началом игры необходимо выяснить у детей, кто в каком музее уже бывал, что запомнилось из увиденного и услышанного на экскурсии. Рекомендуется воспитателю самому рассказать о музее, в котором он был. Возможно, что музей организован в самом детском саду, и дети сами учатся проводить там экскурсии. Тема «Зачем нужны музеи?» может стать темой проектной деятельности, а игра «Экскурсия в музей» явиться частью подобного проекта.
Подготовка материалов к игре. Необходимо предложить детям материалы всех наборов и предоставить им возможность самим выбирать материал для экспоната, регламентируя время работы, например, звуком колокольчика. Предварительно рекомендуется проговорить с детьми замысел экспоната, а уже затем отправляться за материалом. Для расширения возможностей игры можно в будущем предложить детям также использовать и другой дополнительный материал.
Организация игрового пространства. Рекомендуется использовать просторное помещение, в котором каждому экспонату найдется свое место, и рассмотреть который можно будет с любой стороны. Возможно использование драпировки. Важно, чтобы создалась тихая и спокойная музейная атмосфера, а в организации пространства приняли участие сами дети.
Дальнейшее развитие игры. Возможно, что в семьях детей сохранились какие-то старинные или просто интересные вещи, например, привезенные из путешествий. Можно предложить детям подготовить мини-экскурсию в историю этой вещи. Дальнейшим вариантом такой игры может быть создание тематических музеев и выставок. Игры подобного типа могут стать традицией, которая основана на умении детей рассказывать о своих новых впечатлений.
Игра «Я – змея»
Развивает ситуативно-деловые формы общения и расширяет систему вербальных средств общения.
Предварительная работа. Не требуется.
Подготовка материалов к игре. Подготовить наборы, завязать крепкий плотный узел на конце первой веревки.
Организация игрового пространства. За столом или на полу. Дети располагаются по кругу.
Дальнейшее развитие игры. В такую игру можно играть как в подвижную, образуя цепочку, что помогает формировать доверительные отношения между детьми в группе. (Играть, конечно же, следует на добровольных началах.)
Игра «Фанты»
Игра, развивающая кратковременную память и концентрацию внимания, развитие активного словарного запаса.
Предварительная работа. Не требуется.
Подготовка материалов к игре. Распределяя фанты между детьми, важно проследить, чтобы не было двух одинаковых. Детям предлагается самостоятельно выбрать себе элемент, который будет фантом, а затем, рассмотрев фанты у всех, заменить одинаковые на похожий или совершенно другой.
Организация игрового пространства. Игровое пространство группового помещения, где есть возможность расположиться по кругу. Возможно проведение игры на прогулке в весенне-летний период.
Дальнейшее развитие игры. Игра может использоваться для описания личностных качеств ребенка, достижений ребенка, формируя таким образом самооценку, в игре можно описывать события или приключения, произошедшие с ребенком, можно знакомиться таким образом с увлечениями сверстников и профессиями родителей и т.п. В случае такой модификации воспитатель сидит спиной к детям, показывает фант, задает вопрос, получает ответ от ребенка и пытается угадать, чей это был фант, по голосу и другим признакам. Если ведущий угадал, он меняется с владельцем фанта местами.
Особенности работы с карточками по сказкам
(тексты произведений приведены в Приложении 1)
- Игра по сказке «Гензель и Гретель»
- Игра по сказке «Колобок»
Прежде чем приступить к работе, рекомендуется ознакомиться со всеми карточками данного набора. Стихотворения и загадки, предлагаемые на карточках, подобраны в соответствии с замыслом литературного произведения и создают необходимую атмосферу для начала игры-драматизации. Для наиболее полного развития сюжета литературного произведения и привлечения к участию в игре большего количества участников рекомендуется использовать все модули игрового набора «Дары Фрёбеля».
Предварительная работа. Перед драматизацией литературного произведения необходимо внимательно ознакомиться с карточкой, еще раз прочитать рекомендованное произведение, выделить в нем те этапы, которые будут инсценироваться детьми. Важно, чтобы отобранные части произведения плавно перетекали от одного к другому, сохраняя единую сюжетную линию.
Подготовка материалов к игре. В начале работы необходимо подготовить действующих лиц инсценируемого литературного произведения. Основой для этого служат детали из наборов «Дары Фрёбеля» № 8 и № J1. «Лица» персонажей может нарисовать воспитатель заранее или сделать это вместе с детьми после прочтения выбранного произведения. Изготовленные «лица» приклеиваются с помощью липкой ленты на сделанную из наборов основу. Материал для декораций можно отобрать из модулей набора заранее, а можно предложить это сделать детям, в зависимости от особенностей группы, с которой проводится работа.
Организация игрового пространства. Драматизация предложенных литературных произведений может проводиться как на столе, так и на полу, в зависимости от количества участников. В конце игры необходимо совместно убрать изготовленные «декорации».
Дальнейшее развитие игры. Дети могут самостоятельно придумывать сюжет и персонажей инсценированного произведения. Важно, чтобы детям было интересно играть, в группе сохранялся положительный эмоциональный настрой.
В данном методическом пособии приведены только примеры возможного использования игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие». Неограниченные воспитательные и образовательные возможности могут быть раскрыты только в совместной деятельности детей друг с другом и со взрослыми.
Особенности работы с карточкой, содержащей оригами
- Игра «Красная Шапочка» (Текст произведения приведен в Приложении 1)
Изобретенные Ф. Фрёбелем «дары» и «виды деятельности» делятся на три категории: жизни, красоты и знаний. Обычные оригами относятся к категории жизни. Оригами, которые складываются в симметричные узоры, – относятся к категории красоты. А основы геометрии, которые возможно показать через оригами, относятся к категории знаний.
Оригами, или складывание из бумаги, по мнению Ф. Фрёбеля, есть творческое и очень важное занятие для развития ребенка, хотя и весьма сложное, так как требует развитие глазомера и большой аккуратности и точности при работе.
В раннем возрасте, когда у ребенка только развивается мелкая моторика (ловкость пальцев), точность, глазомер, занятия по оригами должны строиться как игра. Во время работы по складыванию бумаги необходимо давать инструкции последовательно и точно. Важно, чтобы ребенок не потерял интереса к занятию, не разочаровался в нем.
Основные принципы организации занятий по оригами, по Ф. Фрёбелю:
- занятие по оригами должно быть организованно с учетом возраста ребенка; - занятия должны проводиться в игровой форме;
- фигуры для складывания необходимо выбирать простые, с которыми ребенок часто сталкивается в реальной жизни;
- прежде чем приступить к созданию фигур из бумаги, целесообразно сконструировать их из деталей «даров» (трехмерные, объемные фигуры);
- на одном занятии может быть сложена только одна фигура;
- все операции по складыванию фигур надо делать аккуратно;
- обязательно должен быть переход от занятия по складыванию моделей к игре с ними (например, сделать домики для трех поросят).
Также необходимо учитывать следующее:
- при занятии оригами с дошкольниками (особенно младшими) важен не результат, а процесс создания фигур;
- во время занятий по конструированию из «даров» и оригами, важно развитие продуктивной деятельности и умственных способностей детей, а не точное копирование представленного образца;
- самая большая ценность этих занятий в том, что ребенок сам участвует в изготовлении фигур.
Особое внимание Фрёбель уделяет рекомендациям педагогам, работающим с детьми:
- во время занятий по конструированию и оригами необходимо позволить ребенку действовать в своем ритме, просто и свободно;
- действия педагога в игре не должны быть искусственными, необходимо быть включенным в игру, быть ее неотъемлемой частью;
- не надо привлекать внимание детей авторитарными методами, вводить строгую дисциплину;
- не надо быть волшебником, у которого все получается наилучшим образом, а дети никогда не достигнут этого.
Из истории оригами. В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в Стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Вместе с распространением рецепта производства бумаги распространилось и искусство оригами. Традиционное оригами появилось в культурном обмене между Востоком и Западом. Фридрих Фрёбель был первым педагогом, который начал использовать технику оригами в процессе образования детей.
Преимущества оригами для развития ручного труда детей дошкольного возраста. Оригами – не только интересное развлечение, но и полезное занятие, в процессе которого происходит естественный массаж кончиков пальцев рук, развивается подвижность и точность движений пальцев как правой, так и левой руки. Это уникальное средство для развития тонкой моторики и повышения чувствительности пальцев. Активная работа обеих рук влечет за собой повышение активности полушарий головного мозга, и развивается не только левое полушарие, отвечающее за логику и речь, но и правое, ответственное за творчество, интуицию, воображение. Поэтому занятия оригами способствуют развитию пространственного воображения, глазомера, внимания, памяти, фантазии и творческого мышления.
К достоинствам оригами в развитии ребенка можно отнести следующее:
- доступность бумаги как материала, простота ее обработки;
- дети в процессе работы овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами:
- развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
- способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
- имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
- стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами;
- активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий);
- совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда;
- способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д.
Однако конструирование оригами представляет для дошкольника некоторые трудности, так как бумагу – плоский материал – надо перевести в объемные формы. Воспроизведение действий, показанных взрослым, не является для ребенка простой механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При слабом развитии мелкой моторики, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребенка известного волевого и мыслительного напряжения.
Отношение детей к оригами существенным образом изменяется, когда им становится ясно, что из бумаги можно делать определенные поделки, игрушки.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
Прежде чем приступить к складыванию моделей, нужно ознакомиться с техническими приемами и основными видами складок, которые используются в оригами. Складывать бумагу нужно аккуратно и точно, освоив сначала простые, а затем сложные складки.
Способы складывания (Приложение 2): сгиб «долиной»; сгиб «горой»; наметка; складка-«молния».
В оригами существуют формы, которые принято считать базовыми. Это стандартные заготовки, из которых потом складываются различные модели. Из них можно сделать множество фигур как плоских, так и объемных. Некоторые из этих базовых форм приведены на обратной стороне карточек.
Базовые формы: «треугольник»; «дверь»; «книжка»; «воздушный змей»; «блин»; «рыба»; «дом»; «двойной треугольник»; «птица»; «катамаран».
На первых занятиях по складыванию бумаги необходимо в игровой форме ввести ребенку основные понятия: угол, сторона, ориентация в пространстве, линия сгиба. Например, используя для этого наборы № 7 или № J1. Фигуры из этих наборов можно расставить по углам квадратного листа бумаги. Для ориентации в пространстве, а также развития основных понятий (на, под, в, за и т.д.; вправо, влево, впереди и т.д.) можно также воспользоваться этими наборами и квадратным листом бумаги. Важно также обыграть введение в ориентацию в пространстве с помощью сюжетно-ролевой игры или драматизации сказки.
Основные навыки по складыванию бумаги по средней линии необходимо вводить от угла к стороне. То есть сначала мы соединяем уголки листа, потом выравниваем стороны и перегибаем его пополам, разглаживая пальцем линию сгиба.
Самой первой фигурой оригами для дошкольников может стать «конверт». Фрёбель предлагал детям делать такие «конверты», а вместо марки ставить на него поцелуй. Также при закреплении понятия «средняя линия» можно складывать из бумаги книжки, альбомы и т.д. (все, что можно сложить).
Следующим этапом в занятиях по оригами идет строительство домиков и их частей. Вначале можно сделать крышу (из квадратного листа бумаги, сложив его пополам). Необходимо обратить внимание, что получившаяся модель из бумаги подобна геометрическим фигурам, входящим в набор № 6 (например, разложив куб на две треугольные призмы). Далее следует перейти к строительству остальных частей дома (стены, окна и т.д.). Важно показать детям, что можно создавать объемные модели как из наборов №№ 3, 4, 5, 6 (деревянных геометрических фигур), так и из бумаги (плоского материала).
После построения домиков в освоении оригами необходимо перейти к складыванию из большого квадрата маленьких (его частей), разглаживая линии сгиба и заламывая различные его сегменты. На этом этапе важно продемонстрировать детям эти трансформации на примере набора № 2 (куб) и № 3 (куб, состоящий из 4 частей), № 4 (куб, состоящий из прямоугольных призм), а также показать это на плоскости набором № 7.
Важно в игровой форме привить ребенку интерес к оригами.
Также можно интегрировать в занятия по оригами основы цветового восприятия (цветовых ощущений): сначала цвет бумаги для фигуры выбирает сам ребенок, далее, знакомясь с цветами, ребенок должен сначала назвать цвет из предложенных. Также можно включать в занятия по складыванию бумаги набор № 1, для выбора цвета (например, через игру «Фанты»). Выбор цвета ребенком можно использовать в качестве диагностического мониторинга настроения ребенка во время занятий, ориентируясь на восьмицветный тест М. Люшера[1].
В методическом пособии приведены только примеры возможного использования игрового набора «Дары Фрёбеля» с использованием техники оригами. Его неограниченные воспитательные и образовательные возможности могут быть раскрыты только в совместной деятельности детей друг с другом и со взрослыми.
Д / и «Фребик конструктор».
Задачи: Учить умению конструировать по образцу. Развитие сенсорных навыков. Реализация самостоятельной конструктивной деятельности. Развитие внимания, речевого творчества, познавательной активности и воображения.
Материал: Дар №7, образцы фигур-силуэтов; песочные часы.
Количество игроков: от 1 до 12.
Ход: Воспитатель рассказывает: «Однажды Фрёбик поехал отдыхать на марсианское море. В море он плавал, нырял и доставал со дна красивые кристалики. На берегу он стал из кристаликов составлять разные фигуры.
К нему подошел его друг Дарик, посмотрел на фигурки и говорит: «Фрёбик – ты конструируешь, как настоящий конструктор!»
Фрёбик у него спросил: «А кто это такой – конструктор?»
Давайте Покажем Фрёбику, что значит уметь конструировать».
Вариант №1. /из равнобедренных треугольников/
Задания:
1) Подумайте и мысленно представьте себе, какая геометрическая фигура получится, если составить два равнобедренных треугольника. Составьте ее и расскажите, как вы это сделали.
2) Составьте фигуру-силуэт лисички, ориентируясь на образец.
Инструкция:
— рассмотрите фигуру лисы;
— подумайте, из какого количества треугольников сделано туловище, как они расположены;
— рассмотрите и расскажите, как сделана голова лисицы;
— за 2 минуты аккуратно составьте фигуру лисички;
— расскажите, как вы ее составляли.
3) Составьте фигуру-силуэт бабочки, ориентируясь на образец. (Задание выполняется по аналогии с предыдущим.)
4) Сравните, силуэт лисы и силуэт бабочки. Чем они похожи? Чем отличаются? Докажите (развернутое связное высказывание).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по парциальной программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» на тему: «Домик для Юшеньки».
Программное содержание:Образовательные задачи: учить детей строить дом из лего по образцу.Развивающие задачи: развивать координацию движения рук и мелкую моторику, повторение красног...
Отчет по апробации парциальной программы "От Фребеля до робота: растим будущих инженеров"
Наш детский сад является инновационной площадкой по внедрению парциальной программы "От Фребеля до робота: растим будущих инженеров"....
Конспект непосредственно образовательная деятельность в старшей группе к парциальной программе "От Фребеля до робота:растим будущих инженеров" « По морям, по волнам»
Конспект непосредственно образовательная деятельность в старшей группе к парциальной программе "От Фребеля до робота:растим будущих инженеров"« По морям, по волнам»...
Планирование по реализации парциальной образовательной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» на год для старшего дошкольного возраста
Плнирование по реализации парциальной образовательной программы " От Фребеля до робота: "Растим будущих инженеров"....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОРРЕКЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.
В статье рассмотрены возможность и условия применения парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» при работе с детьми с общим недоразвитием речи для развития инт...
Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»
Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...
Конспект образовательной деятельности к парциальной образовательной программе дошкольного образования «от Фребеля до робота: растим будущих инженеров» на тему «Роботы будущего» в подготовительной группе
Цель:Формировать навык видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части...