Конспект НОД по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" На тему "Удивительны узоры ханты"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Емельянова Оксана Михайловна

Интегрированное занятие в нетрадицеонной форме организации (занятие-аппликация орнаментов в разных техниках)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hanty.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Березка» города Когалым

КОНСПЕКТ

Непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»

На тему: «Удивительные узоры ханты»»

для детей старшей группы

Емельянова Оксана Михайловна

Воспитатель

группа с 5 до 6 лет №25

г. Когалым

2017г.

Тема: «Удивительные узоры ханты»

Художественное конструирование (продуктивная  деятельность)

Содержание занятия – интегрированное (занятие включает в себя разнообразные виды детской деятельности, объединенные темой содержания «Орнаменты народов ханты»).

Форма организации занятия  - нетрадиционное (занятие – аппликация орнаментов в разных техниках). Составление детьми орнаментов по своим собственным впечатлениям.

ЦЕЛЬ: Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе искусства ханты использовать характерные для него элементы узора, цветовую гамму.

Выполнение орнаментов ханты в технике аппликации бисером на пластилине. В разных техниках аппликации.

Создание детьми орнаментов ханты по своим собственным впечатлениям.

Или Закрепление знаний и умений детей о традициях национальной культуры ханты через создание орнаментов в разных техниках аппликации.

ЗАДАЧИ НОД:

Образовательные:

Закрепить представления детей о национальной одежде коренных жителей Югры, их отличительных особенностях.

Способствовать закреплению названий элементов узора и самостоятельно составлять детьми узор, передавая характерные особенности, располагая его на полосе.

Развивающие:

  • Углублять и уточнять представления детей о коренных жителях Югры.
  • Формировать интерес наблюдать, совершенствовать, делать выводы.
  • Обеспечивать эмоциональное благополучие, через расширение представления о разнообразии народного искусства ханты
  • Развивать у детей творческую инициативу и самостоятельность, усовершенствовать навыки контролирования собственной деятельности и отыскивания наиболее рациональных способов решения предложенных задач.

Воспитательные:

  • Воспитывать в детях чувства коллективизма. Сопереживать героям сказки.
  • Доставить детям удовольствие от общения друг с другом, способствовать сплочению детского коллектива.
  • Продолжать формировать интерес, чувство гордости и уважения к традициям культуры ХМАО.

Технические:

  • Совершенствовать умения детей безопасно работать ножницами.
  • Развивать мелкую моторику, работая с мелкими деталями.
  • Соблюдать в художественно продуктивной деятельности при создании узора симметрию, повторяемость орнамента.

Словарная работа:

  • Активизация словаря – Чум, ханты, бисер, орнамент. Отражать в речи собственные наблюдения используя  названия орнаментов ханты.

Оборудование:

- Мини-музей (оформленный в группе по теме «Узоры ханты»), стол с раздаточным изобразительным материалом.

Демонстрационный материал:

- сказочная книга «Украденные узоры ханты».

Раздаточный материал:

- подносы для изо материала, пластины покрытые пластилином, блюдца с разноцветным бисером, наборы тесьмы, лента-змейка длиной по 10 см.,, ножницы, набор пуговиц. Все по 15 шт. каждого вида.

Пластины имеют липучку с обратной стороны, с помощью которой она, как орнамент, будет крепиться в книге на одежде ханты.

Предварительная работа по подготовке воспитателя:

- сбор экспонатов для мини-музея группы по теме «Узоры ханты»,

- оформление мини-музея в группе «Узоры ханты»,

- оформление альбомов для насмотренности детьми «Жизнь и быт ханты», «Эти удивительные орнаменты».

- изготовление сказочной книги «Украденные узоры ханты» размером 50см*100см с четырьмя разворотами по четырем времени года.

Работа с родителями:

ЗАДАЧИ:

- Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами группы в вопросах толерантности и культуры.

- Содействовать непосредственному ознакомлению детей с носителями исторических традиций культуры народов ханты.

- Воспитывать интерес к национальной культуре представителей коренных народов ХМАО – ханты через познание их обычаев и традиций.

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ:

  • Привлечь родителей к активным формам совместной с детьми деятельности (консультация «Роль семьи в воспитании нравственно - патриотического воспитания дошкольников» ИТОГ: - пополнение мини-музея совместно сделанными экспонатами);
  • Организовать совместное посещение -  краеведческого музея;
  • Поддерживать стремление родителей, развивать художественную деятельность детей в детском саду (организовать мини-выставку в группе);
  • Помощь родителей в создании серии видео роликов «Мы живем в Югре»

Предварительная работа с детьми:

- экскурсия в краеведческий музей города Когалым по теме «Узоры ханты»

- чтение и  анализ сказок народов ханты …………………………….

- рассматривание орнаментов и узоров народов ханты (альбом «Удивительные орнаменты ханты», «Жизнь и быт коренных народов севера»);

- знакомство с народными играми  ханты (разучивание, использование их в режимных моментах);

- просмотр видео роликов «Мы живем в  Югре», «Когалым – жемчужина Сибири».

Индивидуальная работа с детьми:

- беседы,

- рассматривание орнаментов, обсуждение,

- рисование по теме: «Украсим малицу ханты»,

- аппликация по теме «Кисы и варежки для ханты».

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПИЕМЫ:

1.Вводная часть – 4 мин.

а) внесение нового экспоната в мини-музей « Игольница» - метод неожиданного гостя, позволяющий организовать детей,

б) название детьми узоров разных узоров – наглядный метод, распознающего характера, который формирует знания об особенностях узоров орнаментов ханты,

в) обсуждение с детьми, что изображено на орнаменте – наглядный метод, репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается  узор на игольнице, словесный метод – вопросы, элементарный анализ, обсуждение,

2. Основная часть – 18 мин.

а) воспитатель показывает детям необычную сказочную книгу «Украденные узоры ханты» - наглядный метод, сюрпризный момент,

б) рассказывание воспитателем сказки – словесный метод, позволяющий поставить цель занятия, эмоциональное изложение  сказки,

в) решение детьми проблемной ситуации – как помочь героям сказки – словесный метод и игровая ситуация. Дети, рассуждая, ищут и находят путь решения,

г) дети подбирают необходимый изобразительный материи для продуктивной деятельности – практический метод позволяющий планировать свою дальнейшую деятельность,

д) самостоятельная продуктивная деятельность детей – практический метод позволяющий детям проявить свое творчество, умения и навыки.

3.Заключительная часть – 3 мин.

а) дети располагают свои работы в книге, предавая законченный образ героям – эмоциональный отклик детей,

б) обобщение воспитателя, вывод –  художественное слово (чтение четверостишья М. Шульгина),

в) обсуждение с детьми – справились ли они с поставленной целью?  Анализ занятия, перспектива на бедующее -  детям предстоит восстановить последнюю страничку книги..

Организация детей на занятии:

А) занятие начинается с детьми у мини-музея в группе,

Б) дети переходят в центр группы, размещаются на подушечках, заинтересованные внесением воспитателем необычной книги,

В) дети переходят к столу с изобразительным материалом, заранее приготовленный для них в большом количестве,

Г) рассаживаются за столы, организуя свое рабочее место,

Д) дети собираются у книги в центре группы, для размещения своих работ.

Ход занятия:

Вводная часть:

Дети занимаются самостоятельной игровой деятельностью. В группу входит приглашений родитель. Он вносит новый экспонат для мини-музея.

Родитель рассказывает об экспонате: «Я принесла игольницу. Она сшита руками женщины ханты и предназначена для хранения игл. А иглы у ханты, могут быть сделан из костей рыб и животных. Украшена игольница -  узорами из бисера. А, вот что означает этот узор, я забыла…»

Воспитатель: « Было бы интересно узнать, что изобразила мастерица ханты. (Перед детьми ставится проблемная ситуация, которую необходимо решить).

Дети рассказывают, что они знают про узоры и орнаменты, обращаясь к экспонатам находящимся в музее. Вместе приходят к выводу о том, что изображено на игольнице.

Дети: «Это может быть вышит узор называющийся -  лапка лисы. На узоре изображены рога оленя и т.п.»

В ходе решения проблемной ситуации, воспитатель поддерживает инициативу детей вопросами и уточнениями.

Воспитатель: « Как бы хотелось? Что же хотела нам рассказать эта игольница?»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: «Ребята, мы с вами много узнали о традициях, обычаях ханты. Познакомились с их бытом и праздниками. В знак своей благодарности и желания дружить с вами, они передали вам старинную книгу. Хотите взглянуть?»

(Заинтересовав детей, воспитатель вносит большую самодельную книгу. Дети рассаживаются на мягкие подушечки. Воспитатель, открывая книгу страницу за страницей, «читает» сказку «Украденные узоры ханты»».)

     « - Далеко, далеко в холодной, снежной тайге жила семья ханты. Жили они дружно. От ветра и трескучего мороза согревал их чум. Олени кормили их. Мужчины ходили на охоту и рыбалку, что бы прокормить семью. Женины летом и осенью собирали грибы и ягоды. Холодными зимними вечерами , женины трудились над пошивом одежды, украшая ее удивительными орнаментами.

         Но однажды в чум залетел старый черный ворон. Громко каркнув, он молвил человечьим голосом: - «Я знаю, что вы, ханты – хорошие охотники и рыболовы. Все свои удачи, победы над зверем и птицей изображаете в узорах на орнаменте. Покажите мне их, эти волшебные орнаменты. Я и только я хочу властвовать в тайге.

         Женщины не хотели делиться секретами со старым вороном. И тогда он украл узоры ханты, а чум заколдовал . Никто не смел больше вышивать из бисера. Ханты с каждым днем теряли удачу на охоте, а огонь в чуме медленно гас…»

(Воспитатель, останавливает повествование сказки, констатируя, удивленно, что в книге нет последней страницы).

Воспитатель: « Нет страницы, и мы не узнаем, чем закончилась сказка» (Создавая проблемную ситуацию, воспитатель подводит детей к поиску путей ее решения).

Дети: « В чуме погаснет огонь и нечего будет есть. Станет темно и женщины не смогут шить одежду. Станут гибнуть и животные собаки и олени»

(Дети предлагают свои варианты. Воспитатель подводит детей к принятию одного выбранного решения)

Вывод: « Дети могут помочь семье ханты создав узоры из бисера и тесьмы»

Воспитатель: «Какие вы молодцы. Как же вы переживаете за героев сказки и непременно хотите им помочь. Давайте приступать к работе. Пусть старый ворон увидит узоры и расколдует чум».

Самостоятельная творческая деятельность детей.

(Дети подходят к столу с изобразительными материалами.  Выбирают им необходимый. Подбирают необходимого цвета пластинку. Сочетая колорит, выбирают нужного оттенка и цвета бисер, тесьму, змейку для составления своего орнамента, руководствуясь своими впечатлениями. Организуют свое рабочее место. Воплощают свои идеи, располагая на пластилиновой полоске аппликацию, из выбранного материала).

По окончании работы, каждый ребенок прикрепляет свой орнамент на страничку книги, завершая образ ханты.

Заключительная часть:

(По мере заполнения страничек воспитатель собирает детей вокруг себя. Восхищаясь работами детей, воспитатель интересуется, кого или что изобразил на своем узоре ребенок)

Воспитатель: « Как вы думаете, ребята, расколдует старый ворон чум?             Чем закончится сказка?»

Воспитатель: «Мы все с вами разные, но у всех у нас одна страна – большая Россия. Вы – маленькие россияне. В ваших руках – будущее нашей страны. Вы можете ее сделать крепкой, могучей, если будите заботится о близких, если будите настоящими друзьями. А вот последнюю страничку мы  обязательно с  вами восстановим. У нас впереди много времени.

- Хантыйские орнаменты красивы,

   В них все предметы Родины моей,

   Ты больше не найдешь во всей России

   Таких цветов и сказочных зверей.

                                                            М. Шульгин

     

Используемая литература   вроде не пишется…???? В структуре написания по ФГОС она там не указана, только вот 12 этих пунктов…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности "Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» «САМОЛЕТ» А. Барто (Чтение стихотворения)

Программные задачи:❖    Познакомить детей с новым стихотворением, сопровождать чтение игровыми действиями.❖    Предоставить возможность детям договаривать слова, фр...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Средняя группа Тема: «Комнатные растения».

Цели:1.     Познакомить детей с комнатными растениями (геранью, бегонией, бальзамином, алоэ, фиалкой, фикусом, аспарагусом.)2.     Учить детей различать данные ...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Старшая группа Тема: «Всё о космосе».

Цели занятия: расширить, систематизировать и уточнить представления детей о космосе; уточнить знания о Юрии Гагарине и празднике «День космонавтики»; познакомить с понятием «Солнечная система», с её с...

Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»

Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...