Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Очумелые ручки»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Голик Алла Анатольевна

Программа кружка "Очумелые ручки" для деей 4-5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное  учреждения детский сад  « Катюша»

Принята на заседании                                                             Утверждаю
педагогического совета                                                          Заведующий МБДОУ
от 31.08.2021                                                                            детский сад «Катюша»
протокол No 1                                                                           Сучкова А.В.________
                                                                                                 Приказ No53 от 31.08.21 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической  направленности

 «Очумелые ручки»

Возраст обучающихся: 4- 5 лет
Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель:

Голик А.А. воспитатель

1 квалификационной категории

С. Угра

2021г        

        Содержание


1. Целевой раздел   .....................................................................                      2

1.1 Пояснительная записка   ............................................................                2

1.2. Цель и задачи программы ......................................................                   3
1.3. Принципы и подходы к формированию программы..........................    4
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет ................. 4
1.5. Планируемый результат освоения программы................................        5
1.6. Взаимосвязь с образовательными областями согласно ФГОС
дошкольного образования ...............................................................                 6
2. Содержательный раздел.........................................................                       7
2.1. Описание образовательной деятельности......................................          7
2.2. Структура занятия....................................................................                   8
2.3. Методы и прием по реализации ДООП........................................             9
2.4. Тематический план работы.......................................................                  9
2.5. Годовой календарный учебный график ................................. ....             11
2.6. Содержание перспективно-календарного плана работы ...................     11
3. Организационный раздел......................................................                         18
3.1. Материально – техническое  обеспечение ДООП .........................
3.2. Методическое обеспечение.......................................................

Приложения ............................................................................. .

        

РАЗДЕЛ 1. Целевой раздел 
        

1.1.Пояснительная записка

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов.

    Дети - прирожденные художники, ученые, изобретатели - видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать...
    В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и
родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.

    Одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд. Дополнительная образовательная программа «Очумелые ручки» создаёт условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

     Художественный ручной труд способствует развитию согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.

     Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, элементарные опыты с ними позволяют узнать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы.
Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

     Отличительной особенностью программы является использование нестандартных техник и материалов на занятии, таких как: использование ватных палочек и дисков, использование разнообразного природного материала, например: нитки, крупы  и прочий материал, используемый в быту.
  Новизна программы заключается в том, что в основу положено использование разнообразных нетрадиционных техник, что позволяет ребенку в увлекательной форме развивать и совершенствовать свои способности, обеспечивает ситуацию успеха в видах деятельности, требующих проявления творческих способностей.

   Особенной ценностью данной программы является то, что она предполагает в себе интеграцию нескольких образовательных областей, а это необходимое условие для организации воспитательно-образовательного процесса.

Дополнительная  образовательная программа «Очумелые ручки» является рабочей программой художественно –эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной. 

Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ
Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. No 196);
-Об утверждении санитарных правил СН 2.4.3648-20 "Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (Постановление от 8 сентября 2020 г. No 28);
- Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
-Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении
информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);
- Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения Угранский детский сад «Катюша».

Адресат и объем программы 
Программа разработана для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет.
Программа дополнительного образования «Очумелые ручки» рассчитана на 1 год. Согласно годовому календарному учебному графику занятия по ДООП
«Очумелые ручки» начинаются с 1сентября. Всего в год – 36 занятий.
Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю
продолжительностью 20 минут.

Формы организации образовательного процесса

Программой предусмотрена очная форма организации. Программа включает в себя теоретические и практические занятия. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. 

1.2. Цели и задачи программы

Цель – развитие художественно – творческих способностей и
положительно – эмоционального восприятия окружающего мира, создание
условий для развития потенциальных творческих способностей детей, путем
приобщения их к творческому процессу.
Задачи: 
Образовательные: 
 Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием
различных материалов.
 Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: лепке, аппликации.
 Способствовать отображению представлений и впечатлений об окружающем мире, используя нетрадиционные техники рисования как средство выразительности.
 Создавать условия для развития творческой активности детей.
Развивающие: 
 Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев
и кистей рук.
 Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
 Совершенствовать движение рук.
 Развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание,
логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
 Развивать речь детей.
 Развивать художественный вкус. 
Воспитательные: 
 Воспитывать уверенность в собственных изобразительных возможностях,
поддерживать проявление фантазии, смелости в изложении собственных
замыслов.
 Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя
образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие
способности.
 Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам,
используемых в работе.
 Воспитывать усидчивость, целенаправленность.

1.3.Принципы и подходы к формированию Программы

Систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал).

Наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении).

Доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному).

Личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей).

Связи теории с практикой (знания полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни).

Сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).

Творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).

Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет


В этом возрасте у детей продолжает развиваться воображение. С одной
стороны, этому способствует изобразительная деятельность, а с другой
стороны, развивающееся воображение ведет к обогащению образов,
создаваемых детьми в рисунках, лепке, аппликации и конструировании. В 4-
5 лет расширяется сенсомоторный опыт. Это в свою очередь приводит к
развитию и совершенствованию графических и изобразительных навыков и
умений. Значительное развитие получает изобразительная деятельность.
Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое
изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа,
волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона
изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные
геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на
бумагу и т. д. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей
становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на
которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах
простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети
способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку —
величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны
использовать простые схематизированные изображения для решения
несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать
лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе
пространственного расположения объектов дети могут сказать, что
произойдет в результате их взаимодействия. Продолжает развиваться
воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и
произвольность. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку
оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20
минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо
действий несложное условие. Изменяется содержание общения ребенка и
взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой
оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.
Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть
сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей
формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них
оказывается чрезвычайно важной его похвала.

1.5. Планируемый результат освоения программы

Дети должны знать: 
 о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной
гигиены при работе с различными материалами;
 принципы построения композиции, формообразования, основные
цветовые сочетания;
 о некоторых приемах преобразования материалов.

Дети должны уметь:


 работать нужными инструментами и приспособлениями;
 последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
 ориентироваться на плоскости;
 оценивать результат работы, качество поделки;
 создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные
композиции;
 выявятся улучшения показатели мелкой моторики рук, и как
следствие – улучшение речевой активности;
 разовьются конструктивные, познавательные, творческие и
художественные способности.

Дети должны иметь представление:
 о праздничных традициях;
 о труде (положительное отношение как к своему труду, так и к труду
других).

Форма подведения итогов: 

 Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
 Участие в выставках и конкурсах в течение года.
 Творческий отчет руководителя программы.
     В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на НОД дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
   Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность,
интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

В начале и по окончании учебного года осуществляется Мониторинг
развития детей в соответствии с задачами программы. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребенком Программы. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках Программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в ДОУ.
 (Приложение 1).

1.6. Взаимосвязь с образовательными областями согласно ФГОС
дошкольного образования

No
п/п

Название образовательной
области согласно ФГОС
дошкольного образования

Особенности взаимосвязи
образовательных областей в
контексте ДООП

1.

«Физическое развитие»

Сохранение и укрепление физического
и психического здоровья детей,
физ. минутки, развитие мелкой
моторики рук, развитие глазомера, зрительного восприятия
предупреждение нарушения осанки.

2.

«Познавательное развитие»

Расширение и уточнение уже
имеющихся знаний.
Усвоение знаний о цвете, величине,
количестве предметов, их
пространственном расположении.

3.

«Художественно-
эстетическое развитие»

Формирование интереса к
эстетической стороне окружающей
действительности.
Развитие творческого потенциала
детей дошкольного возраста.
Воспитание художественного вкуса.

4.

«Речевое развитие»

Развитие свободного общения с
взрослыми и сверстниками.

5.

«Социально –
коммуникативное развитие»

Формирование основ безопасности
собственной жизнедеятельности в
непосредственно образовательной
деятельности.


РАЗДЕЛ 2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности
Программа включает подразделы:
Аппликация из салфеток.  

Аппликация из крупы.

Аппликация из ниток

Пластилинография.

Объемная аппликация

Работа с бумагой

Аппликация из салфеток. 

     Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: -возможность создавать шедевры без ножниц; -развитие мелкой моторики маленьких ручек; -развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; -широкие возможности для проявления креатива.

Аппликация из крупы.

      Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения , конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

      Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзья.

Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы. Нитки являются достаточно простым и доступным подручным
материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в
каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.
Пластилинография.

     Это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов.

Объёмная аппликация – это одна их разновидностей обычной классической аппликации. Этот вид аппликации открывает перед детьми дошкольного возраста больше возможностей для того, чтобы разнообразить художественное творчество в технике аппликации, сделать её более интересной и увлекательной. Дети дошкольного возраста обычно получают удовольствие от того, что в процессе творчества они сами своими руками могут создать интересные необыкновенной красоты оригинальные работы, порой настоящие шедевры, от которых невозможно отвести взор.

Работа с бумагой. Бумага находит применение практически во всех
областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий
материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых
доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе
с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму,
которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки,
игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в
повседневной жизни.
Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает
мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность.
Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской
деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся
обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их
свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков.
Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об
окружающем мире.


2.2. Структура занятия

Структура занятий включает в себя:
1. Мотивация к созданию работы (сюрпризный момент, загадывание
загадок, чтение стихов).
2. Демонстрация образцов (дети исследуют форму, обращают внимание
на цвет, структуру).
3. Знакомство со свойствами материалов.
4. Объяснение приемов создания (обращаем внимание на
последовательность выполнения задания, особенности работы с данным
материалом).
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук..
6. Самостоятельное изготовление поделки.
7 . Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
9. Выставка детских работ.

2.3. Методы и приемы по реализации ДООП

2.3.1.Методы 
Игровой метод:
 Игровой мотив (побуждение к действию);
 Игровой сюжет (ситуация);
 Игровой персонаж;
 Игровой характер деятельности;
 Игровой атрибут.
Словесный метод:
 Предварительная беседа;
 словесный инструктаж с использованием терминов.
Наглядный метод:
 Показ образца, анализ образца;
 Составление плана работы по изготовлению изделия.
Практический метод:
 Последовательное изготовление под руководством воспитателя
самостоятельно;
 Индивидуальные и коллективные творческие работы.

2.3.2.Методические приемы

1.Обследования:
 педагог обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание
цветов, строение).
2. Анализ образца, выполненного педагогом:
 обнаружение способа создания, основы конструкции;
3. Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю:
 учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий,
обозначений;
4. Анализ поделки
 дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных
действий, взаимоконтроль.

2.4. Тематический план работы (содержание программы)

No
п/п

Тема раздела

Кол-во
часов

1

Диагностика (вводная и итоговая)

2

2

Вводные занятия (теория) Инструктаж по технике безопасности.

1

    3

Мозаичная аппликация  

1.«Овощи»

1

1

4

Аппликации из цветной бумаги

1.«Листок с божьей коровкой»

2.«Ракеты и кометы».    

3. «Пасхальные яйца

3

1

1

1

5

Аппликация из ватных дисков

1. « Веселый снеговик».

2. «Зайчик».
3.
«Картина зимний пейзаж».

6. «Птичка»

4

1

1

1

1

7

Аппликации из крупы и семечек

1. «Гриб - боровик».
2. «Цыпленок».
3. «Ёж                                                                                      4. «Зимний лес»                                                             5. «Жираф»

5

1

1

1

1

1

8

Объемная аппликация

1...«Осенний лес».                                                            2.«Цветок для мамы»

3.«Новогодняя елочка»

4.«Первоцветы»

4

1

1

1

1

9

Аппликация из салфеток

1.«Поспели яблоки в саду».

2 «Гроздь винограда»                                                                                                 3.«Шубка для овечки»

4. «Кораблик для папы».

 5 «Мимоза»

5

1

1

1

1

1

10

Аппликация из ниток

  1. «Гриб-Мухомор».                                            

2. «Котёнок с клубком»

      3.  «Улитка»

3

1

1

1

11

Аппликация из ватных палочек

1. «Верба»                                                                              

2. «Одуванчик»                                                                    

2

1

1

12

Работа с пластилином (пластилинография)                                                      

1. «Ветка рябины».
2. "Снегири на ветках".                                                     3.
 «Пингвины на льдине»                                            4. «Салют Победы»

4

1

1

1

1

13

Коллективные работы

2

14

Всего:

36


2.5. Годовой календарный учебный график

Содержание

Режим работы МБДОУ д/с «Катюша»

Режим работы МБДОУ

Понедельник-пятница
с 07.30. до 19.30.

Начало учебного года

01.09.2021г

Окончание учебного года

31.05.2022г

Летний оздоровительный период

01.06.2021 - 31.08.2022г.

Продолжительность учебной недели

5 дней

Продолжительность учебного года
(количество полных недель)

36 недель

Продолжительность первого полугодия

01.09.2021 - 30.12.2021

Продолжительность второго полугодия

10.01.2022 - 31.05.2022

Дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками

04.11.2021
31.01.2021 - 09.01.2022;
23.02.2022;
05.03.2022-08.03.2022;
30.04.2022-03.05.2022;
07.05.2022-09.05.2022;
11.06.2022-13.06.2022


Согласно годовому календарному учебному графику занятия по ДООП
«Очумелые ручки» начинаются с 1сентября. Всего в год – 36 занятий. Занятия
проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут.
Основная форма организации образовательного процесса – очная.

2.6. Содержание перспективно-календарного плана работы

Перспективный календарно-тематический план

Месяц

Тема

Цель

Оборудование

Сентябрь

Вводное занятие

Расширить знания и представление детей  о ручном труде, об этом древнем виде искусства, рассказать, как с помощью аппликации и другого подручного материала можно создать интересные модели.

Фотографии, картинки поделок, материал для изготовления поделок: пластилин, крупы, цв. бумага, ватные диски и палочки, нитки, салфетки.

«Овощи»

(Мозаичная аппликация).

Учить выполнять аппликацию в технике мозаика; прививать эстетический вкус; закреплять знания об овощах;
развивать моторику рук;
воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность в работе

белый картон; шаблоны овощей .ножницы;
клей ПВА; кисть.

«Гриб-Мухомор». (Аппликация из ниток).

Учить выполнять аппликацию из ниток, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

Лист картона; пряжа разных цветов; ножницы; клей; кисть; карандаш; салфетки.

«Поспели яблоки в саду».

( Коллективная аппликации из салфеток  в технике обрывания.)

Продолжать учить детей отрывать от салфетки маленькие кусочки и приклеивать их в нужном месте картинки. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Нарисованное дерево с зеленой кроной, салфетки , кисточки для клея, клей, салфетки из ткани, клеенка.

Октябрь

 «Гриб - боровик».. (Аппликация из круп)

Учить детей работать с крупами и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию

Картон, трафарет гриба, клей, кисть, крупа (пшено, гречка)

«Гроздь винограда» (Аппликация из салфеток).

Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек, и составлять из них гроздь винограда. Формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод (светло –зеленый или фиолетовый. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику

Картон, трафарет винограда, клей, салфетки зелёного и фиолетового цвета.

"Осенний лес". (Объёмная аппликация)

Расширять знания детей о приметах осени; познакомить детей с новой техникой аппликации. Развитие мелкой моторики, пространственного воображения, способности следовать устным инструкциям.

Трафарет дерева, полоски  цветной бумаги, ножницы, салфетки, клей

«Шубка для овечки» ( Аппликация из салфеток)

Учить детей обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Картон, трафарет овечки, клей, салфетки желтого цвета, иллюстрации с изображением овечки.

Ноябрь

«Цыпленок». (Аппликация из круп)

Учить сооружать не сложные поделки. Формировать самостоятельность, усидчивость, аккуратность при работе с клеем, бережное отношение к используемым материалам, развивать чувство уверенности в своих силах. Продолжать учить детей приклеивать крупу на готовый силуэт. Развивать мелкую моторику рук.

Бумага, трафарет цыплёнка, пшено, клей ПВА, кисть.

«Ёж»

 (поделка из природного материала)

Создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Развивать композиционные умения. Завершаем образ семечками. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

Картон с трафаретом ежа, семечки, клей, ноутбук.

 «Листок с божьей коровкой»

(Аппликация из цветной бумаги)

Закрепить умение работать с цветной бумагой и картоном. Учить детей располагать детали в определенном порядке. Закрепить умение работать с ножницами (для детей средней группе).Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук. Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Игрушка, изображающая божью коровку, иллюстрации с насекомым.Лист картон зеленого цвета (листок, цветная бумага черного (брюшко и голова) и красного цвета (крылышки, ножницы, клей ПВА, кисть для клея, карандаш или фломастер, шаблоны, салфетки

 «Цветок для мамы»

(Аппликация из цветной бумаги)

Учить детей  создавать цветок из полосок бумаги. Закреплять умения вырезывать полоски по прямым линиям. Закреплять полученные умения и навыки наклеивания, пользования клеем, салфетками. Воспитывать чувство цвета, желание принести радость близким.

Белая бумага; альбомный лист на каждого ребёнка; цветная бумага; ножницы; салфетка; кисточка; клей ПВА.

Декабрь

 «Ветка рябины».

(пластилинография)

учить детей создавать образ рябины с помощью

пластилинографии, определять содержание своей работы;

развивать мелкую

моторику рук в процессе работы с пластилином.

Фотографии зимующих птиц. пластилин коричневого и

красного цвета; фон для создания лепной композиции (плотная основа);

доски для лепки; салфетки для рук; загадки про снегирей (авт. В. Аникин);

стихотворение С. Шишкиной «Рябина».

«Веселый снеговик». Аппликация из ватных дисков.

Развивать творческое воображение, фантазию ребёнка, мелкую моторику рук; Формировать умения и навыки в создании аппликации из ватных дисков;
Воспитывать аккуратность, терпение и усидчивость.

Ватные  диски,  цветная  бумага,  клей,  ножницы, кисточки,  салфетки,  цветной  картон,  снеговик образец.

«Гирлянда» Конструирование из полосок бумаги

Учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать. Самостоятельно моделировать по своему усмотрению.

Готовые цветные полоски из бумаги, клей, ноутбук

«Новогодняя елочка» (Объёмная аппликация)

Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из бумажных полос. Продолжать учит детей из бумажных полос делать «петельки» и наклеивать их равномерно на основу в форме елочки. Аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям

Альбомный лист с трафаретом ёлочки, Заготовки из зеленой бумаги (полоски), предварительно вырезанная звезда красного цвета, клей.

Январь

«Зимний лес»

Аппликация из манной крупы

Учимся работать с манной крупой. Воспитывать аккуратность, развивать тактильную чувствительность мелкой ручной моторики.

Манная крупа, клей ПВА, картон фиолетового или черного цвета А4, иллюстрации зимних пейзажей.

«Зайчик».

(Аппликация из ватных дисков).

Учить детей работать с цветной бумагой, картоном, ватными дисками.
Развивать творческое воображение, мышление, фантазию.
Воспитывать у детей аккуратность в работе.

Половинка цветного картона, черный и красный фломастеры, ластик, ножницы, ватные диски, вата, клей.

Февраль

«Картина зимний пейзаж».

(Аппликация из ватных дисков).

Развивать мелкую моторику рук. Развивать воображение у детей. Воспитывать аккуратность при работе. Воспитывать терпение и усидчивость.

Картон голубого цвета. ватные диски, клей-карандаш, ножницы.

"Снегири на ветках".

(Пластилиновая мозаика).

. Развивать умение оттягивать детали от целого куска, формировать шарики прижимать и примазывать их к образу  

Картинки с зимующими и перелетными птицами, Пластилин, доска для лепки, стеки, шаблон снегири на ветке рябины

«Пингвины на льдине»

(Пластилинография)

Коллективная

Продолжать учить детей работать с пластилином. Учить получать удовольствие при работе с пластилином. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Пластилин, картон с трафаретом пингвина.

«Кораблик для папы».

(Аппликация из салфеток)

Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать композиционные умения. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Трафарет кораблик на каждого ребёнка, цветной картон, бумажные салфетки, клей ПВА.

март

«Мимоза»

(Объёмная аппликация)

Учить выполнять композицию из бумажных шариков. Формировать умения скатывать мелкие шарики из кусочков салфетки. Развивать у детей чувства цвета и формы, мелкой моторики пальцев рук.

Картинки с изображением мимозы. Зеленые листочки мимозы, заготовки с изображением мимозы. Трафарет мимозы, бумажные салфетки жёлтого цвета, клей

«Первоцветы» (Объёмная аппликация)

Учить делать петельки из полосок бумаги, составлять из них цветок подснежника

Трафарет цветка, полоски из бумаги, клей

«Жираф».

(Поделка из природных материалов)

Учить детей нетрадиционным приемам .Развивать мелкую моторику рук ,творческое воображение, развивать усидчивость, терпение.  Воспитывать интерес к занятию.

Картинки с изображениями обезьяны, льва, зебры, верблюда, жирафа, слона. Цветной картон, трафарет жирафа, клей, кисть, пшено, греча

Апрель

«Ракеты и кометы».

( Аппликация из цветной бумаги)

Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на 3 треугольника (большой треугольник- нос ракеты, два маленьких- крылья).

Листы бумаги тёмно-синего, фиолетового, чёрного цвета, бумажные формы для вырезания и наклеивания ракет, цветная бумага, ножницы, клей, клеевые кисточки.

«Котёнок с клубком»

(Аппликация из ниток)

Учить выклеивать силуэт мелко нарезанными

 нитями, передавая эффект «пушистой

 шёрстки». Развивать творческие способности

и технические навыки.

 Альбомный лист с изображением котенка,Трафарет сердечко на каждого ребёнка, бумажные салфетки разного цвета, клей, кисточки

Аппликация «Верба» 

( Аппликация из ватных палочек) 

Учить располагать почки справа и слева на ветке. Познакомить с деревом верба и её цветками. Развитие мелкой моторики рук, творческого мышления, эстетического восприятия, воображения.

веточки вербы, картинка с изображением дерева верба, заготовка из цветного картона с нарисованной веткой, клей, кисточка, ватные палочки, салфетки.

«Пасхальные яйца"

(Аппликация из цветной бумаги)

Закреплять знания детей о народном творчестве, его истории, о народных и православных праздниках. Учить украшать яйца, используя разнообразные приёмы по своему желанию. Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов. Воспитывать любовь к культуре своего народа.

Альбом с изображением пасхальных яиц, образцы элементов аппликации. Трафарет яйцо, полоски цветной бумаги.

Май

«Салют Победы»

(Пластилинография)

Поддержание интереса к празднику 9 мая. Рисование салютиков пластилином: закреплять умение скатывать шарики, размазывать их в определённом направлении. Развивать воображение и цветовосприятие. Отражать красивые явления из окружающей жизни. Развивать мелкую моторику. Воспитывать художественно-эстетический вкус

Рассматривание иллюстрация, картон синего цвета, пластилин, салфетки, стеки

«Одуванчик»

(Поделка из ватных палочек и пластилина)

Учить красиво располагать изображение на листе, искать лучший вариант, воспитывать художественный вкус. Учить располагать ватные палочки на пластилиновом шаре, развивать воображение.

Беседа о одуванчиках, чтение стихов, загадывание загадок, рассматривание картинок. Картон, пластилин, ватные палочки, цветная бумага

«Улитка»

Аппликация
из ниток.

Продолжать знакомить детей с новым материалом для искусства (ниткой) и
техникой работы с ней. развивать умение детей следовать полученной устной
инструкции. Продолжать формировать у детей
образные представления, воображение.  Воспитывать самостоятельность, уверенность
в своих умениях, аккуратность.
 

Альбомный лист с изображением улитки нарезанные нитки желтого и коричневого цвета, клей ПВА, кисточка, клеенка (на каждого ребёнка).

«Птичка»

(Поделка из ватных дисков)

Развивать интерес к творчеству. Формировать умения правильно и красиво располагать фигурки из ватных дисков. Развивать умения правильно работать с клеем. Воспитывать аккуратность в работе.

белый картон, ножницы,  клей,  линейка, фломастер чёрного цвета, ватные диски, гуашь.

РАЗДЕЛ 3. Организационный раздел

3.1. Материально - техническое обеспечение

МБДОУ д/с «Катюша » создает материально-технические условия,
обеспечивающие:
1) возможность достижения воспитанниками планируемых результатов
освоения Программы;
2) выполнение общих санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов, удовлетворяющих требованиям С П, СанПиН, к оборудованию и
содержанию территории и помещений, требований к размещению
оборудования в помещениях, естественному и искусственному освещению
помещений, отоплению и вентиляции, водоснабжению и канализации,
организации питания, медицинскому обеспечению, приему детей в
организации, режиму дня и организации образовательного процесса,
организации физического воспитания, личной гигиене персонала; пожарной
безопасности и электробезопасности; охране здоровья воспитанников и
охране труда работников МБДОУ д/с «Катюша».
3) возможность для беспрепятственного доступа воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к
объектам инфраструктуры МБДОУ.

Для реализации Программы предусмотрено следующее оборудование и
оснащение:

мебель, техническое оборудование, учебно-методические комплекты
для реализации Программы, дополнительная литература по Программе;
развивающие и дидактические игры, игрушки, способствующие
разностороннему развитию детей в соответствии с направлениями развития
дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда
должна обеспечивать условия для эмоционального благополучия детей и
комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников.

В арсенале Программы имеются: 
1. Комплексы пальчиковой гимнастики для укрепления мышц
пальцев, ладоней, активизации памяти.
2. Комплекс гимнастики для глаз.
3. Программы, методические разработки.
4. Подборка стихов, потешек.
5. Образцы готовых изделий.

Необходимые материалы
1. Природный материал (семена растений(семечки), крупы,);
2. Клей ПВА, кисти, клеенка;
3. Бумага разных видов;
4. Пластилин;
5. Нитки вязальные;
6. Вата, ватные диски;

3.2.Методическое обеспечение программы

Список литературы.
1. Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования «От
рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Издательство МОЗАИКА…СИНТЕЗ Москва, 2014
2. Урмакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб.: «Литера», 2008.
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ»,
2009.
4. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 4 - 5 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез,
2009.
5. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Москва, «Просвещение», 1991.
6. А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.
7.Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М.,
Оникс, 2009 г.

8 «Пластилинография для малышей» Г.Н. Давыдова. Москва.
«Скрипторий 2003».  

9. Интернет – ресурсы.

Перечень нормативных и нормативно-методических документов 


1. Федеральный закон от 29.12.2012. No 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 07.05.2013);
2. Федеральный закон от 24 июля 1998г. No 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 No 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
4. Федеральные государственные стандарты дошкольного образования
(утв. приказом Минобрнауки Российской Федерации от 27.10.2013 No 1155);
5. письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и
Департамента общего образования «Комментарии к ФГОС дошкольного
образования» от 28 февраля 2014 года No 08-249;
6. приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным образовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования» от 30 августа 2013 г. No 1014 (Зарегистрировано в
Минюсте России 26.09.2013 No 30038);

ПРИЛОЖЕНИЯ 1

2.4  Диагностика освоения воспитанниками Программы

N

o/n

Ф.И. Ребёнка

Технические навыки

1

Техника пластилинография

Аппликация из салфеток

Аппликация из природного материала

Объёмная аппликация

Отношение к ручному  труду

Проявление самостоятельности

2

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

3

4

5

6

7

. Н.Г. начало года К .Г.-конец года

Уровни развития:

• Н -низкий;

• С -средний;

• В-высокий

Критерии оценки:

Низкий уровень: не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.
Средний уровень: проявляет интерес и желание работать, частично владеет
техническими и изобразительными навыками и умениями
Высокий уровень: испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Умелые ручки»

     Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия ли...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»

Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает художественное развитие, и обучение изобразительной деятельности является одним из его направлений. При организации работы по формирован...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник «Умелые ручки»»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник &la...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые ручки"

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые ручки"...

Дополнительна общеобразовательная общеразвивающая программа художественно направленности «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки»  для детей 6-7 лет  направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его п...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» / вторая группа раннего возраста (2-3 года) / Направленность программы: художественная

Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № // г. Йошкар-Олы «\\...