Программа ДОП "Дары Фребеля"
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Программа ДОП "Дары Фребеля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа ДОП "Дары Фребеля"39.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей г. Истры

РАССМОТРЕНА

на заседании научно-методического совета

от «27» августа 2021 г.

протокол № 1

УТВЕРЖДЕНА

Директор МОУ Лицей г. Истры
__________ / Оличева О.А./

Приказ №  608  от «27» августа  2021 г.

ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Техническое
/направление/

«Дары Фрёбеля»
/название программы/

(Стартовый уровень)

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Автор – составитель:

Кузьминова Наталья Александровна
Платова Светлана Викторовна
воспитатели дополнительного образования
МОУ Лицей г. Истры

Истра, 2021 года.

Пояснительная записка

В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем не сравнимую роль играют желание детей научиться делать что-то новое, необычное, своими руками. Они серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности. Как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу.  Поэтому основная задача образовательного процесса – социализация личности, приобщение ее к многогранной системе общественных отношений. Одним из важнейших средств самоутверждения и саморазвития юной личности является предоставление возможности конкретному ребёнку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, позиционировать свои интересы, обращаться к общественному мнению.

Программа составлена на основании нормативно-правовых документов:

  1. Законом «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ),
  2. Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. №1726-р,  
  3. Приказом  Министерства просвещения РФ внесение  изменений в «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 30.09.2020г. №533,
  4. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы))»;
  5. Постановление  Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об  утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

  1.  Уставом  МОУ Лицей г. Истры и локальными актами, регламентирующих образовательную деятельность.
  2. Дополнительная  общеразвивающая  программа по техническому направлению «Дары Фребеля», разработана на основе авторской программы  Карпова Ю.В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «социально-коммуникативное развитие»:Метод. Рекомендации / Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова; Под. Общ. Ред. В.В. Кожевниковой. – М.: ООО «Издательство «Варсон», 2020 г.

 

Актуальность. 

При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты.

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС  открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Цель.    Обеспечение условий для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка, и обеспечение возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей дошкольного возраста в образовательной организации.

Задачи.

  1. Личностные
  • Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • Учить овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях;
  • Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

  1. Метапредметные
  • Развивать игровую деятельность детей;
  • Развивать мотивацию предпосылок общей художественно-конструктивной умелости;
  • Содействовать развитию у детей способностей к техническому творчеству.

  1. Образовательные
  • Развивать сенсорные навыки, элементарные математические представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память;
  • Создание условий для усвоения ребёнком практических навыков работы с мате-риалами;
  • Сформировать умение планировать свою работу;
  • Обучить приёмам и технологии изготовления несложных конструкций.

Новизна программы  заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое мышление.

 

Возраст детей: программа предназначена для учащихся желающих, заниматься техническим моделированием с 5-6 лет с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и практических занятий.

Адресат программы: Занятия проводятся  на базе МОУ Лицей г. Истры

Уровень

Год обучения

Уровень освоения

1

Стартовый

1 год

Вводный

Сроки реализации: 
Программа рассчитана
на 1 год.
Продолжительность учебного года — 35 недель.  
Срок реализации программы с 1 сентября  года по 30 мая  года.
В летний период учащиеся занимаются индивидуальной (самостоятельной) работой.

Формы организации образовательного процесса: 

  • специально организованные фронтальные занятия;
  • индивидуальные занятия;
  • совместная деятельность взрослого и детей;
  • самостоятельная деятельность детей.

Занятия могут проходить в очной или очно-заочной форме. Группы формируются на основе возрастных особенностей детей или постоянства состава группы.  

Режим занятий:

Продолжительность занятий исчисляется в академических часах, при проведении одного часа занятия продолжительность составляет 25 минут. В соответствии с учебным планом МОУ Лицей г. Истры занятия проводятся 1 раз в неделю по 1  академическому часу (всего 35 часов в год), число обучающихся в группе составляет 10-20 человек.  

Ожидаемые результаты:

   Личностные:

  • анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
  • самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
  • реализовывать творческий замысел;
  • проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.

 

Метапредметные:

  • давать полное описание объектов и явлений;
  • определять последовательность событий; ориентироваться в пространстве;
  • целенаправленно выполнять действия по инструкции;
  • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • опосредовать свою деятельность речью. 
  • владеть приемами индивидуального и совместного конструирования;
  • владеть устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

Предметные:

  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • сравнивать предметы по внешним признакам;
  • классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
  • практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
  • овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

 Формы контроля:

Оценивание результатов обучения осуществляется через практическую деятельность (готовая работа, журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования) и через организацию мониторинга результатов обучения и личностного развития обучающихся в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы. Организуется входная диагностика (в начале учебного года), итоговая диагностика  (в конце учебного года). После проведения диагностики оформляется протокол, что позволит проследить достижения учащихся в динамике в течение прохождения всего курса.

Учебный план: 

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводная беседа. Правила техники безопасности

2

1

1

Беседа

2

Конструирование по замыслу.

8

4

4

Устный опрос

3

 Архитектурные постройки

9

4

5

Педагогическое наблюдение

4

Природа, животные, рыбы

8

4

4

Графическая работа

5

Техника.

9

4

5

Выставка

Педагогическое наблюдение

итого

   36

    17

       19

Содержание учебного плана:

Раздел 1.

Тема 1.1: Вводное занятие(2ч)

Теория(1): план и порядок работы объединения. Показ готовых моделей.

Практика (1): изготовление поделки по собственному замыслу. Познакомить с правилами по технике безопасности.

Раздел 2: Конструирование по замыслу (8ч) 

Тема 2.1. Знакомство с «Дарами Фрёбеля». Вязаные мячики  

Тема 2.2. Осенняя поляна  

Тема 2.3. Угадай по описанию

Тема 2.4. Урожай с огорода

Тема 2.5 Овощи  

Тема 2.6. Составь узор

Тема 2.7. Запомни и выложи ряд

Тема 2.8. Чудесный мешочек.

Теория (4): продолжать учить детей рассматривать предметы и образцы, анализировать готовые постройки; выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия признаков по форме, размеру зависят от назначения предметов; воспитывать умение проявлять творчество и изобретательность в работе.

 Практика (4): создавать модели по замыслу, учить планировать этапы создания постройки.  Организация рабочего места.

Раздел 3: Архитектурные постройки (9ч) 

Тема 3.1. Разные домики.  

Тема 3.2. Лавочки.  

Тема 3.3.  Горка.

Тема 3.4. Заячья избушка.  

Тема 3.5. Кухонная мебель.  

Тема 3.6. Спальный гарнитур.  

Тема 3.7.  Мой дом.

Тема 3.8. Многоэтажный дом.  

Тема 3.9. Чудесный мешочек.  

Теория (4):  дать представление об архитектуре, кто такие архитекторы, чем занимаются.

Практическая работа (5): учить анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность и на основе этого создавать образ объекта.

Раздел 4. Природа, животные, рыбы (8ч) 

Тема 4.1. Клумба с цветами.

Тема 4.2. Пернатые друзья.  

Тема 4.3. Дикие звери.  

Тема 4.4. Зоопарк.

Тема 4.5. Домашние животные.  

Тема 4.6. Насекомые.

Тема 4.7. Морские обитатели.

Тема 4.8. Чудесный мешочек.  

Теория (4): продолжать учить выделять при рассматривании схем, иллюстраций, фотографий как общие, так и индивидуальные признаки, выделять основные части предмета и определять их форму.

Практическая работа(4): учить детей представлять, какой будет их постройка, какие детали лучше использовать для её создания и в какой последовательности надо действовать.

Раздел 5: Техника (9ч). 

Тема 5.1. Легковой автомобиль.

Тема 5.2. Грузовой автомобиль.

Тема 5.3. Вертолет.

Тема 5.4. Кораблики.

Тема 5.5. Лодочка.  

Тема 5.6. Космическое путешествие.

Тема 5.7. Самолеты

Тема 5. 8. Тележка.

Теория(4): продолжать учить рассказывать о своей постройке.

 Развивать воображение и творчество, умение использовать свои конструкции в игре.

Практическая работа (5): учить конструировать по условиям задаваемым взрослым, сюжетом игры.

Методическое обеспечение программы:

методы обучения:

  • словесный,
  • наглядный
  • практический;
  • объяснительно-иллюстративный,
  • игровой (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);

Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая.

Формы организации учебного занятия:

  • беседа, демонстрация и иллюстрация; объяснение, практическая работа; самостоятельная работа, творческие практические работы;
  •  работа с литературой, чертежами, схемами;
  • практическая работа;
  • встреча с интересными людьми;
  • выставки,  конкурсы,  творческие проекты, соревнования,  праздники, игры.

При проведении занятия выполняются санитарно – гигиенические нормы.

На каждом занятии проводятся физкультминутки (дыхательные упражнения, упражнения для глазных мышц).

Педагогические технологии:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология уровневой дифференциации;
  • информационные технологии;
  • технологии продуктивного обучения;
  • технологии игрового обучения.

Алгоритм учебного занятия:

1 этап. Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы.

– Достигло ли учебное занятие поставленной цели?

– В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?

– Насколько полно и качественно реализовано содержание?

– Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?

– За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?

– В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?

– Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?

2 этап. Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:

– определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий),

– обозначение задач учебного занятия,

– определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного,

– определение вида занятия, если в этом есть необходимость,

– продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия;

– подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.

3 этап. Обеспечение учебного занятия.

а) Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия).

б) Обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала: подготовка заданий.

в) Хозяйственное обеспечение; подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.

Дидактические материалы – раздаточные материалы,  технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий.

Список литературы:

  1. Л.В. Михайлова – Свирская «Метод проектов в образовательной работе детского сада»: пособие для педагогов ДОО / Л.В. Михайлова – Свирская – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017 г.
  2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО», 2019 г.
  3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», 2019 г.
  4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие», 2019 г.
  5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие», 2019 г.
  6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», 2019 г.
  7. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие», 2019 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Лицей г. Истры  Оличева О.А.

Приказ № 608 от « 27» августа  2021 г.

Календарный учебный график

Дополнительной образовательной программы «Дары Фрёбеля»

(Стартовый уровень)

Год обучения: 2021 – 2022 г.г.

Группа: №5 (старшая)

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

сентябрь

07.09.21

15.45-16.10

кружок

4

Вводное занятие

МОУ Лицей г. Истры

Фронтальное занятие, подгрупповые,

тесты, выставки работ, мониторинг, участие в конкурсах, отзывы родителей

14.09.21

Вводное занятие

21.09.21

Знакомство с «Дарами Фрёбеля». Вязаные мячики  

28.09.21

Осенняя поляна  

октябрь

05.10.21

4

Угадай по описанию

12.10.21

Урожай с огорода

19.10.21

Овощи  

26.10.21

Составь узор

ноябрь

02.11.21

4

Запомни и выложи ряд

09.11.21

Чудесный мешочек.

16.11.21

Разные домики.  

23.11.21

Лавочки.  

декабрь

07.12.21

4

Горка.

14.12.21

Заячья избушка.  

21.12.21

Кухонная мебель.  

28.12.21

Спальный гарнитур.  

январь

11.01.22

3

Мой дом.

18.01.22

Многоэтажный дом.  

25.01.22

 Чудесный мешочек.  

февраль

01.02.22

4

Клумба с цветами.

08.02.22

Пернатые друзья.  

15.02.22

Дикие звери.  

22.02.22

Зоопарк.

март

01.03.22

4

Домашние животные.  

15.03.22

Насекомые.

22.03.22

Морские обитатели.

29.03.22

Чудесный мешочек

апрель

05.04.22

4

Легковой автомобиль.

12.04.22

Грузовой автомобиль.

19.04.22

Вертолет.

26.04.22

Кораблики.

май

03.05.22

4

Лодочка.  

10.05.22

Космическое путешествие.

17.05.22

Самолеты

24.05.22

Тележка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по парциальной программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» на тему: «Домик для Юшеньки».

Программное содержание:Образовательные задачи: учить детей  строить дом из лего  по образцу.Развивающие задачи: развивать координацию движения  рук и мелкую моторику, повторение красног...

Отчет по апробации парциальной программы "От Фребеля до робота: растим будущих инженеров"

Наш детский сад является инновационной площадкой по внедрению парциальной программы "От Фребеля до робота: растим будущих инженеров"....

Рабочая программа " От Фребеля до робота:растим будущих инженеров

Основной целью Программы является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образова...

«Создание условий для развития технического творчества дошкольников в процессе реализации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»

Из опыта работы инновационной площадки по апробации парциальной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеровСП «Детский сад №4» ГБОУ ООШ №7 г. Сызрани»...

План развития методической компетентности педагогов по программе «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров».

В данном плане укузаны примерные мероприятия для организации и участия педагогов, начинающих апробацию программы "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров"...

Конспект непосредственно образовательная деятельность в старшей группе к парциальной программе "От Фребеля до робота:растим будущих инженеров" « По морям, по волнам»

Конспект непосредственно образовательная деятельность  в старшей группе к парциальной программе "От Фребеля до робота:растим будущих инженеров"« По морям, по волнам»...

Планирование по реализации парциальной образовательной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» на год для старшего дошкольного возраста

Плнирование по реализации парциальной образовательной программы " От Фребеля до робота: "Растим будущих инженеров"....