Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Умелые ручки»
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Иконникова Ксения Николаевна

Направленность программы «Умелые ручки» по содержанию является художественно-эстетической направленности, реализуется в течение 2 учебных лет. Данная программа ориентирована на старший дошкольный возраст (5-7 лет), является открытой к изменениям, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop.programma_ikonnikova_k.n.docx69.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

 дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15»

Принята на заседании

педагогического совета

от 31.08.2017 г.

Утверждаю:

Заведующий МБ ДОУ

«Детский сад № 15»

____________Е. В. Вороненко

31.08.2017г.

Дополнительная общеразвивающая программа

для детей

старшего дошкольного возраста

«Умелые ручки»

Срок реализации: 2 года

Составитель: Иконникова К.Н.

Новокузнецкий городской округ,

2017

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………….………..3

Учебно-тематический план………………………………………………………8

Содержание программы……………………………………………………….…9

1.Уровни достижения детьми планируемых результатов

2. Диагностический инструментарий

Информационно-методическое обеспечение программы...….……………….28

 

Пояснительная записка

Направленность программы «Умелые ручки» по содержанию является художественно-эстетической направленности, реализуется в течение 2 учебных лет. Данная программа ориентирована на старший дошкольный возраст (5-7 лет), является открытой к изменениям, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.

Новизной и отличительной особенностью программы от уже существующих в этой области является то, что программа ориентирована на применение разных видов ручного труда с использованием разнообразных материалов, в том числе нетрадиционных и бросового (лепка, аппликация, конструирование). Практические задания способствуют развитию у детей творческого воображения, любознательности, наблюдательности, пространственных представлений, познанию свойств различных материалов, овладению разнообразными способами практических действий, приобретению ручной умелости и появлению созидательного отношения к окружающему.

Целесообразность в создании данной программы в том, что она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости. Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей. Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (рисование, лепка, аппликация) и по двум-трём видам (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа. Планируя занятия, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления лепка и ручной труд, так же как игра, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

· желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

· желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата.

Актуальность программы

 Детство – чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Показатель детского творчества – это самостоятельное решение собственных возможностей в освоении мира. Это сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Данная работа очень интересна для детей. Она способствует овладению взаимосвязными способами преобразующей деятельности, а так же становлению продуктивно-мыслящей личности ребенка. В процессе художественно-творческой деятельности решаются основные задачи и усваиваются новые умения и навыки, которые в дальнейшем дети смогут применить в своих творческих работах.

Цель программы

 Развивать творческую деятельность дошкольников через ручной труд с использованием нетрадиционного материала.

Задачи программы:

· формировать интерес дошкольников к художественной деятельности

· развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;

· развивать художественно-творческие способности и творчество детей;

· обучать детей приемам и способам выполнения работ из различного материала;

· развивать воображение, мышление и творческую деятельность;

 · воспитывать волевые и трудовые качества личности, умения дружно трудиться, справедливо оценивать свои работы и работы своих сверстников.

Планируемые результаты обучения

· овладением умение договариваться о совместной работе, ее содержании;

· приобретение практических навыков работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

· овладение умением планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

· овладение умением радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Принципы построения педагогического процесса

· От простого к сложному

· Системность работ

· Принцип тематических циклов

· Индивидуального подхода.

Методы и приемы обучения

· Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

· Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок;

· Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Программой предусмотрено, перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребята привлекаются к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками используется и поэтапный показ. Использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают процесс занятий еще более увлекательным, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.

Формы работы с детьми

Занятия.

Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях.

Формы проведения занятий различны: индивидуальные, групповые, по подгруппам. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное изготовление изделий, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

При организации совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей предлагается форма организации художественного труда в мини-группах, что способствует приобщению старших дошкольников к художественному труду, предоставлению детям свободы выбора, возможности развития комбинаторных умений и выработки индивидуального стиля и темпа деятельности.

Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН.

Режим занятий:

Дети 5-6 лет – 2 раза в неделю по 1 учебному часу, 72 часа в год;

Дети 6-7 лет – 2 раза в неделю по 1 учебному часу, 72 часа в год.

Основные направления, реализуемые в программе

1. Обрывная аппликация

2. Ватные диски

3. Поделки из макарон

4. Аппликация из поролоновых губок

5. Поделки из природного материала

6. Поделки из круп

7. Рисование «ладошками»

8. Поделки из цветной бумаги

9. Лепка из соленого теста

10. Аппликация из опилок

11. Фоамиран

Критерии качества освоения ребенком программного материала

· Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.

· Владеет приемами работы с различными материалами.

· Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

· Умеет самостоятельно провести анализ поделки.

· Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

· Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.

· Выполняет работу по замыслу.

· Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.

Учебно-тематический план.

Тема занятия

Количество занятий

Количество часов

1.

Природный материал

8

4 ч.

2.

Аппликация из опилок

4

2ч.

3.

Веселые ладошки

4

2 ч.

4.

Поделки из ватных дисков

4

2 ч.

5.

Обрывная аппликация из цветной бумаги

4

2 ч.

6.

Солёное тесто

4

2 ч.

7.

Пластилинография

4

2 ч.

8.

Поделки из салфеток

4

2 ч.

9.

Поделки из пищевых круп

4

2 ч.

10.

Макаронное настроение

4

2 ч.

11.

Яичная скорлупа

4

2 ч.

12.

Техника монотипии

4

2 ч.

13.

Аппликация из поролоновых губок

4

2 ч.

14.

Поделки из ниток

4

2 ч.

15.

Фоамиран

4

2ч.

Содержание программы

Диагностический инструментарий

Для отслеживания результативности образовательного процесса по данной программе используются следующие формы контроля:

1. начальный контроль (сентябрь);

2. текущий контроль (в течение всего учебного года);

3. промежуточный контроль (январь);

4. итоговый контроль (май).

Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому применяются различные критерии, такие как:

• текущая оценка достигнутого самим ребенком;

• оценка законченной работы;

активность на занятиях;

• участие в выставках;

• реализация ребенком собственных идей, задумок .

Основными формами итогового контроля являются выставки и творческие проекты. Завершающие учебный год творческие работы на свободную тему позволяют не только выявить вид декоративно-прикладной деятельности, художественный материал, к которому тяготеет ребёнок, но и подвести годовой итог работы по программе.

Уровни достижения детьми планируемых результатов


Мотив (наличие у детей желания заниматься)

Умение организовывать свою деятельность.

Уровень развития воображения.

Наличие у детей творческих навыков и умений

Наличие у детей технических навыков и умений

Умение оценить свою работу и работу сверстников

1.Низкий уровень.

Ребёнок не проявляет интереса к занятиям по ручному труду, к результатам собственной деят -сти

1.Низкий уровень.

Ребёнок не способен развернуть систему целей вытекающих друг из друга (спланировать свою работу, отобрать необходимые материал без помощи воспитателя)

1.Низкий уровень.

Ребёнок не проявляет фантазии, выдумки изобретательности. Работает лишь по готовому образцу.

1.Низкий уровень.

Ребёнок реализует замысел с помощью воспитателя.

1.Низкий уровень.

Ребёнок плохо работает с ножницами, иголкой и ниткой, не умеет самостоятельно использовать способы соединений (проволока, палочки, спички) или исп – ет их неаккуратно (клей, пластилин). Не разбирается в схемах и рисунках.

1.Низкий уровень.

Затрудняется оценить свою работу и работу сверстников.

2.Средний уровень.

Ребёнок использует навыки ручного труда по предложению воспитателя.

2.Средний уровень.

Ребёнок планирует и осуществляет работу с небольшой помощью

2.Средний уровень.

Работает по подсказке взрослого. Проявляет изобретательность частично (может дополнить поделку)

2.Средний уровень.

Ребёнок реализует свой замысел с небольшой помощью воспитателя
( по показу)

2.Средний уровень.

Ребёнок выполняет работу
с небольшой помощью
воспитателя.

2.Средний уровень.

Недостаточно уверен в себе, оценке своей работы и работы сверстников.

3.Высокий уровень.

Ребёнок проявляет желание самостоятельно использовать навыки ручного труда.

3.Высокий уровень.

Ребёнок самостоятельно реализует свой замысел

( планирует развёрнутую систему целей, вытекающих друг из друга, отбирает материал, осуществляет свой замысел)

3.Высокий уровень.

Ребёнок проявляет самостоятельность, находит свои способы выполнения предложенной темы, способен самостоятельно придумывать и создавать сюжеты.

3.Высокий уровень.

Ребёнок реализует свой замысел самостоятельно.

Может сам анализировать готовый образец и самостоятельно находить пути его реализации.

Самостоятельно разбирается в предложенных схемах и схематических рисунках, отображающих последовательность выполнения работы.

3.Высокий уровень.

Ребёнок проявляет

изобретательность,

творчество в поиске

способов конструктор-

ских решений, уверенно

пользуется ножницами, шилом, иголкой и ниткой, клеем, проволокой и др. мат – ми.

3.Высокий уровень.

Доводит работу до конца, уверенно оценивает свою работу, рассказывает о последовательности своей работы, хорошо знает её функциональное назначение.

ПЛАН-СЕТКА ЗАНЯТИЙ СТАРШАЯ ГРУППА

СЕНТЯБРЬ «Природный материал»

№/№

Название занятия

Необходимый материал

Задачи занятия

Время занятия

1 занятие.

«Птица»

Осенние листья, клей-карандаш, ножницы, белая бумага

  • Учить детей выполнять композицию из сухих листьев
  • Развивать интерес к работе с природным материалом
  • Формировать умение аккуратно изготавливать поделку, соблюдая технику безопасности

25 мин.

2 занятие.

«Старичок-лесовичок»

Шишка, пластилин, стеки для пластилина

  • Упражнять детей использовать на занятии различный материал.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Закреплять интерес к изготовлению необычных поделок.

25 мин.

3 занятие.

«Осеннее дерево»

Белая бумага, коричневая цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, листья

  • Учить детей изготавливать поделки из природного материала 
  • Упражнять вырезать по шаблону из бумаги, украшать поделку,
  • Развивать стремление к выразительности образа с помощью нетрадиционных материалов.  

25 мин.

4 занятие.

«Лесные грибочки»

Веточки, скорлупа грецкого ореха, гуашь, пластилин

  • Упражнять детей в процессе работы сочетать в композицию различные природные материалы. 
  • Закреплять умение аккуратно обращаться с данным материалом.
  • Развивать фантазию, воображение

25 мин.

ОКТЯБРЬ «Аппликация из опилок»

№/№

Название занятия

Необходимый материал

Задачи занятия

Время занятия

1 занятие.

«Петушок»

Лист фанерного листа, гуашь, клей пва, стека , мелкие опилки, шаблон петушка.

  • Научить детей создавать аппликацию из опилок, выкладывать рисунок
  • Воспитывать аккуратность в работе с опилками
  • Формировать умение аккуратно изготавливать поделку, соблюдая технику безопасности

25 мин.

2 занятие.

«Веселый Тузик»

Лист фанерного листа, гуашь, клей пва, стека , мелкие опилки, шаблон собаки.

  • Упражнять детей использовать на занятии различный материал.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Закреплять интерес к изготовлению необычных поделок.

25 мин.

3 занятие.

«Ёжик в тумане»

Лист фанерного листа, гуашь, клей пва, стека , мелкие опилки, шаблон собаки.

  • Учить детей изготавливать поделки из природного материала 
  • Упражнять вырезать по шаблону из бумаги, украшать поделку,
  • Развивать стремление к выразительности образа с помощью нетрадиционных материалов.  

25 мин.

4 занятие.

«Котенок»

Лист фанерного листа, гуашь, клей пва, стека , мелкие опилки, шаблон собаки.

  • Упражнять детей в процессе работы сочетать в композицию различные природные материалы. 
  • Закреплять умение аккуратно обращаться с данным материалом.
  • Развивать фантазию, воображение

25 мин.

НОЯБРЬ «Веселые ладошки»

№/№

Название занятия

Необходимый материал

Задачи занятия

Время занятия

1 занятие.

«Собачья мордашка»

Белая бумага, простой карандаш, гуашь (цветные карандаши), кисть

  • Учить детей использовать ладонь, как изобразительное средство
  • Развивать у детей оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность
  • Продолжать вызывать интерес к творческой деятельности

25 мин.

2 занятие.

«Петушок»

Белая бумага, простой карандаш, гуашь (цветные карандаши), кисть

  • Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования ладошками
  • Совершенствовать представления об окружающем мире
  • Закрепить умение дополнять изображение деталями.

25 мин.

3 занятие.

«Бабочка»

Белая бумага, простой карандаш, гуашь (цветные карандаши), кисть

  • Приобщать   детей   к   нетрадиционной   технике   рисования
  • Развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук
  • Развивать творческое воображение, внимание.

25 мин.

4 занятие.

«Цветочки»

Белая бумага, простой карандаш, гуашь (цветные карандаши), кисть

  • Развивать чувство цвета, объемности композиции, мелкую моторику рук, мышцы кистей рук, творческую активность
  • Воспитывать самостоятельность
  • Развивать эстетический вкус, координацию рук, мелкую моторику, формовосприятие, зрительное восприятие. 

25 мин.

ДЕКАБРЬ «Поделки из ватных дисков»

№/№

Название занятия

Необходимый материал

Задачи занятия

Время занятия

1 занятие.

«Зайка»

Ватные диски, ножницы, клей ПВА, фломастеры, картонная основа

  • Упражнять детей использовать на занятии различный материал
  • Формировать умение безопасного обращения с ножницами и принадлежностями для клея.
  • Развивать творческие способности. 

25 мин.

2 занятие.

«Снеговик»

Ватные диски, ножницы, клей ПВА, гуашь, кисть, картонная основа

  • Развивать координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию.
  • Формировать умение безопасного обращения с ножницами и принадлежностями для клея.
  • Развивать чувство формы, творческое воображение, мышление

25 мин.

3 занятие.

«Барашки»

Ватные диски, ножницы, клей ПВА, цветная бумага, картонная основа

  • Формировать умение  у детей планировать этапы выполнения работы.
  • Соблюдать последовательную цепочку действий.
  • Развивать творческие способности. 

25 мин.

4 занятие.

«Гусеница»

Ватные диски, ножницы, клей ПВА, гуашь, кисть,  картонная основа

  • Закреплять умение аккуратно обращаться с используемым материалом.
  • Развивать умение оформлять свои поделки.
  • Развивать фантазию, воображение, творческое мышление.

25 мин.

ЯНВАРЬ «Обрывная аппликация из цветной бумаги»

№/№

Название занятия

Необходимый материал

Задачи занятия

Время занятия

1 занятие.

«Березка»

Цветная бумага, клей-карандаш, картонная основа

  • Учить составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей
  • Обучить техники обрывания бумаги для аппликации
  • Закреплять интерес к изготовлению необычных поделок.

25 мин.

2 занятие.

«Яичница»

Цветная бумага, клей-карандаш, картонная основа (в форме сковороды)

  • Научить различной технике получения деталей для аппликации из бумаги
  • Развивать фантазию, воображение, творческие способности.
  • Формировать навыки изобразительной деятельности

25 мин.

3 занятие.

«Цветик-семицветик»

Цветная бумага, клей-карандаш, картонная основа

  • Учить составлять декоративный узор располагая их в определенном ритме на картонной основе. 
  • Развивать зрительное внимание, ассоциативную память.
  • Развивать творческие способности детей, художественное восприятие

25 мин.

4 занятие.

«Бабочка»

Цветная бумага, клей-карандаш, картонная основа

  • Обучать составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей
  • Развивать чувство цвета, гармонии
  • Соблюдать последовательную цепочку действий.

25 мин.

ФЕВРАЛЬ «Солёное тесто»

№/№

Название занятия

Необходимый материал

Задачи занятия

Время занятия

1 занятие.

«Рукавичка»

Соленое тесто, гуашь, кисть, доска для лепки

  • Вызывать позитивный интерес у детей к лепке из соленого теста.
  • Ознакомить детей со свойствами материалов
  • Развивать умение использовать различные приемы лепки

25 мин.

2 занятие.

«Подсолнух»

Соленое тесто, гуашь, кисть, доска для лепки

  • Развивать умение разминать тесто пальцами и ладонями  обеих рук.
  • Формировать интерес к работе с тестом, развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать чувство формы, творческое воображение, мышление

25 мин.

3 занятие.

«Черепашка»

Соленое тесто, гуашь, кисть, доска для лепки

  • Формировать умение лепить из соленого теста круглую форму, без использования стеков и форм
  • Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику рук.
  • Воспитывать интерес к лепке из  соленого теста.

25 мин.

4 занятие.

«Мышка-норушка»

Соленое тесто, гуашь, кисть, доска для лепки

  • Формировать умение лепить поделку на основе конусообразной формы.
  • Активизировать основные способы лепки и приемы оформления поделок 
  • Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику рук.

25 мин.

МАРТ «Пластилинография»

№/№

Название занятия

Необходимый материал

Задачи занятия

Время занятия

1 занятие.

«Костёр»

Пластилин, картон

  • Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
  • Учить подбирать пластилин для рисунка нужного цвета в соответствии с замыслом
  • Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

25 мин.

2 занятие.

«Ваза с цветком»

Пластилин, картон

  • Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии
  • Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
  • Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу объёме, используя нетрадиционную технику исполнения работы

25 мин.

3 занятие.

«Подснежник»

Пластилин, картон

  • Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, вдавливание).
  • Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
  • Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения.

25 мин.

4 занятие.

«Скворечник»

Пластилин, картон

  • Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином
  • Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей
  • Развивать интерес к процессу и результатам работы

25 мин.

АПРЕЛЬ «Поделки из салфеток»

№/№

Название занятия

Необходимый материал

Задачи занятия

Время занятия

1 занятие.

«Лебедь»

Синий картон, салфетки, клей ПВА, ножницы

  • Развивать у детей интерес к изготовлению объёмных поделок из цветной бумаги
  • Обучить технике работы с салфетками, умению выполнять узор из скрученных салфеток 
  • Воспитывать усидчивость и кропотливость

25 мин.

2 занятие.

«Мимоза»

Коричневый картон, салфетки, клей ПВА, ножницы

  • Совершенствовать технические умения и навыки работы с салфетками
  • Способствовать владению разнообразными рациональными способами  вырезания ножницами
  • Учить детей самостоятельно конструировать из салфеток по заданной теме

25 мин.

3 занятие.

«Рябина»

Картон, салфетки, клей ПВА, ножницы

  • Продолжать обучать технике работы с салфетками, умению выполнять узор из скрученных салфеток 
  • Развивать интерес к работе с салфетками
  • Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца

25 мин.

4 занятие.

Коллективная работа

«Натюрморт»

Картон, салфетки, клей ПВА, ножницы

  • Учить изменять элементы композиции по размерам при помощи объединения отдельных деталей для создания целостности композиции.
  • Учить детей самостоятельно конструировать из салфеток по заданной теме
  • Развивать эстетический вкус, интерес к  творчеству, развивать мелкую моторику.

25 мин.

ПЛАН-СЕТКА ЗАНЯТИЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

СЕНТЯБРЬ «Фоамиран»

№/№

Название занятия

Необходимый материал

Задачи занятия

Время занятия

1 занятие.

«Дары осени»

Фоамиран, ножницы,

клей пистолет или момент-гель

влажные салфетки

  • Формировать практические навыки работы с разнообразным  материалом
  • Развивать умения наблюдать, составлять композиции.
  • Воспитывать внимательность к деталям в работе

30 мин.

2 занятие.

«Сова»

Фоамиран, ножницы,

клей пистолет или момент-гель

влажные салфетки

  • Совершенствование умения работать с разными материалами, соблюдая правила безопасности
  • Закреплять умение анализировать образец поделки и процесс ее выполнения
  • Добиваться проявления самостоятельности в работе над поделками

30 мин.

3 занятие.

«Солнышко»

Фоамиран, ножницы,

клей пистолет или момент-гель

влажные салфетки

  • Учить детей использовать различный материал
  • Воспитывать интерес к работе.
  • Воспитывать внимательность и старание в работе

30 мин.

4 занятие.

Коллективная работа «Осенний букет»

Фоамиран, ножницы

клей пистолет или момент-гель, проволока,

длинная тонка палочка с тупым концом

влажные салфетки

  • Формировать у детей умение трудиться сообща над одной темой
  • Воспитывать у детей чувство коллективизма
  • Поддерживать творческое начало в деятельности ребенка

30 мин.

ОКТЯБРЬ «Природный материал»

№/№

Название занятия

Необходимый материал

Задачи занятия

Время занятия

1 занятие.

«Лодочка»

Скорлупа грецкого ореха, веточки, осенний лист, пластилин

  • Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом
  • Развивать воображение детей, желание сделать поделку красивой
  • Воспитывать внимательность к деталям в работе

30 мин.

2 занятие.

«Домик»

Веточки, клей ПВА

  • Формировать устойчивый интерес к работе с природным материалом.
  • Закреплять умение анализировать образец поделки и процесс ее выполнения
  • Добиваться проявления самостоятельности в работе над поделками

30 мин.

3 занятие.

«Птичка»

Осенние листья, клей-карандаш, картонная основа, фломастеры

  • Учить детей использовать различный природный материал
  • Воспитывать интерес к работе с природным материалом.
  • Воспитывать внимательность и старание в работе

30 мин.

4 занятие.

Коллективная работа.

«Аквариум»

Ватман, осенние листья, фломастеры, клей-карандаш

  • Формировать у детей умение трудиться сообща над одной темой
  • Воспитывать у детей чувство коллективизма
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе

30 мин.

НОЯБРЬ «Поделки из пищевых круп»

№/№

Название занятия

Необходимый материал

Задачи занятия

Время занятия

1 занятие.

«Цыпленок»

Пшено, клей ПВА, картонная основа (с нарисованным цыпленком)

  • Ознакомить детей с новым материалом
  • Учить детей изготавливать поделки из крупы, аккуратно крепить крупинки между собой
  • Развивать у детей интерес новым материалам

30 мин.

2 занятие.

«Ежик»

Коричневый пластилин, семечки, горох для носика и глаз

  • Закреплять умение аккуратно обращаться с используемым материалом.
  • Формировать умение  у детей планировать этапы выполнения работы.
  • Развивать фантазию, воображение, творческое мышление.

30 мин.

3 занятие.

«Панда»

Черная и белая фасоль, клей ПВА, картонная основа (с нарисованной пандой)

  • Учить детей составлять художественную композицию из фасоли
  • Учить детей распределять используемый материал в определённом порядке.
  • Развивать фантазию и творческие способности

30 мин.

4 занятие.

Коллективная работа.

«Бабочка»

Горох, гречка, кукуруза, тыквенные семечки, клей ПВА, ватман с нарисованной бабочкой

  • Воспитывать желание трудиться в коллетиве.
  • Развивать умение использовать в работе различные крупы, применяя приобретённые навыки и приёмы.
  • Воспитывать эстетический вкус

30 мин.

ДЕКАБРЬ «Макаронное настроение»

№/№

Название занятия

Необходимый материал

Задачи занятия

Время занятия

1 занятие.

«Гирлянда»

Макароны (рожки, перышки), нить, гуашь, кисть

  • Формировать умение  у детей планировать этапы выполнения работы.
  • Учить детей нанизывать макароны на нитку, завязывать узелок
  • Воспитывать аккуратность, усидчивость

30 мин.

2 занятие.

«Ежик»

Макароны-спагетти, пластилин, бусинки

  • Развивать зрительное внимание, ассоциативную память.
  • Развивать умение оформлять свои поделки.
  • Развивать фантазию, воображение, творческое мышление.

30 мин.

3 занятие.

«Ёлка»

Макароны, картон, клей ПВА, гуашь, кисть

  • Развивать координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию.
  • Развивать фантазию и воображение.
  • Закреплять интерес к изготовлению необычных поделок.

30 мин.

4 занятие.

Коллективная работа «Снегопад»

Макароны, гуашь, клей ПВА, ватман, кисть

  • Развивать общую моторную координацию и мелкую моторику.
  • Развивать интерес к работе в коллективе.
  • Дать  детям представление о возможностях материалов, используемых на занятии

30 мин.

ЯНВАРЬ «Яичная скорлупа»

№/№

Название занятия

Необходимый материал

Задачи занятия

Время занятия

1 занятие.

«Сугроб»

Яичная скорлупа, клей ПВА, кисть, картон, гуашь

  • Ознакомить детей с разными видами поделок из яичной скорлупы.
  • Развивать творческие способности.
  • Расширять и обогащать личный жизненно- практический опыт детей

30 мин.

2 занятие.

«Снеговик»

Яичная скорлупа, клей ПВА, кисть, картон, гуашь

  • Формирование конкретно-наглядных представлений о поделках из яичной скорлупы.
  • Развитие пространственного воображения, логического мышления, глазомера.
  • Овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками

30 мин.

3 занятие.

«Солнышко»

Яичная скорлупа, клей ПВА, кисть, картон, гуашь

  • Ознакомление обучающихся с разными видами поделок из яичной скорлупы.
  • Воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда
  • Развитие интеллектуальные и творческие возможности детей

30 мин.

4 занятие.

Коллективная работа

«Зимний лес»

Яичная скорлупа, клей ПВА, кисть, ватман, гуашь

  • Формирование конкретно-наглядные представления о поделках из яичной скорлупы.
  • Развитие творческих способностей.
  • Воспитывать у детей чувство коллективизма

30 мин.

ФЕВРАЛЬ «Техника монотипии»

№/№

Название занятия

Необходимый материал

Задачи занятия

Время занятия

1 занятие.

«Бабочка»

Бумага, гуашь, кисть

  • Познакомить детей с новой техникой рисования
  • Разнообразить творческую деятельность детей
  • Развивать творческие способности детей

30 мин.

2 занятие.

«Букет цветов»

Бумага, гуашь, кисть

  • Продолжать знакомить  детей с нетрадиционной техникой рисования
  • Учить аккуратности и осторожности при работе над рисунком
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей

30 мин.

3 занятие.

«Портрет»

Бумага, гуашь, кисть

  • Продолжать развивать интерес к монотипии
  • Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета
  • Развивать самостоятельность и направлять творческую деятельность детей

30 мин.

4 занятие.

Свободная тема

Бумага, гуашь, кисть

  • Развивать у детей воображение, стремление к самостоятельности
  • Развивать индивидуальные, творческие способности  детей
  • Формировать способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения

30 мин.

МАРТ «Аппликация из поролоновых губок»

№/№

Название занятия

Необходимый материал

Задачи занятия

Время занятия

1 занятие.

«Солнышко»

Поролон, клей ПВА, ножницы, картонная основа, гуашь, кисть

  • Знакомить детей с техникой выполнения объемного изображения
  • Развивать мелкую моторику рук, координацию движений
  • Развивать чувство цвета и формы

30 мин.

2 занятие.

«Весенние цветы»

Поролон, клей ПВА, ножницы, картонная основа, гуашь, кисть

  • Закреплять знания детей о различных формах, о различии предметов по величине
  • Учить составлять изображение из частей, правильно их, располагая по величине
  • Упражнять в аккуратном наклеивании деталей поделки

30 мин.

3 занятие.

«Мамин портрет»

Поролон, клей ПВА, ножницы, картонная основа, гуашь, кисть

  • Способствовать формированию продуктивной деятельности детей
  • Развивать детское творчество в группе
  • Приобщать детей к изобразительному искусству.

30 мин.

4 занятие.

Коллективная работа

«Яблоня»

Поролон, клей ПВА, ножницы, картонная основа, гуашь, кисть

  • Развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт 
  • Вызывать чувство радости от самостоятельной деятельности, интерес к самостоятельным творческим действиям
  • Способствовать формированию продуктивной коллективной деятельности детей (взаимопомощи)

30 мин.

АПРЕЛЬ «Поделки из ниток»

№/№

Название занятия

Необходимый материал

Задачи занятия

Время занятия

1 занятие.

«Капитошка»

Шерстяные нитки, цветная бумага, ножницы. клей ПВА, кисть

  • Познакомить детей с новым материалом для поделок (структура, цвет)
  • Формировать у детей  представления об использовании пряжи для создания  изделия на основе помпона
  • Развивать творческие способностей детей посредством выполнения поделок из ниток

30 мин.

2 занятие.

«Цветок»

Картон, шерстяные нитки, ножницы, клей ПВА, кисть

  • Учить работать с новым материалом, сортировать  по цвету и оттенкам
  • Учить детей наносить нарезанные нитки на основу, покрытую клеем, не выходя за контуры рисунка
  • Воспитывать интерес и желание усложнять содержание аппликации

30 мин.

3 занятие.

«Бабочка»

Картон, шерстяные нитки, ножницы, клей ПВА, кисть

  • Продолжать учить работать с новым материалом, сортировать  по цвету и оттенкам
  • Учить детей выполнять несложные декоративные изделия из шерстяных нитей по готовым рисункам 
  • Развивать эстетические чувства в декорировании

30 мин.

4 занятие.

Коллективная работа

«Ваза с цветами»

Ватман, шерстяные нитки, ножницы, клей ПВА, кисть

  • Формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей.
  • Формировать эмоциональный настрой детей во время изготовления поделки
  • Закрепить навыки работы с нитками при изготовлении поделки

30 мин.

Информационно-методическое обеспечение программы

Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги, М.: «Просвещение», 1992.

Гульянц Э.К, Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. М.: «Просвещение», 1984.

Демина И.Г.Подарки из природного материала. «Русич», Смоленск, 2001.

Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.

Лыкова И.А., В.А.Шипунова. Народный календарь. Издательский дом «Цветной мир». М.,2014.

Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов,М.: «Просвещение», 1990.

Петрова И.М.. Театр на столе. СПб.:  «Детство-пресс», 2003.

Бурда. Уроки детского творчества. «Внешсигма»,1996.

Гаврильченко Т.В. Поделки из природных материалов. - М.: Мир книги, 2011.

Гришина Л. Л. Открытки с сюрпризом. Детский дизайн. – М.: Карапуз, 2010.

Бородкина Н. В. Изобразительная деятельность в детском саду. Новые стандарты дошкольного образования. – Ярославль: Академия развития, 2011.

Дубровская Н. В. Большая энциклопедия поделок. – М.: АСТ, 2011.

Дубровская Н. В. Аппликации из семян и косточек. – М.: АСТ, Сова, 2008.

Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. – М: Творческий Центр, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Святая Русь - Великая Россия"

Обращение к одной из важных задач нравственного становления личности, какой является воспитание начал патриотизма и гражданственности, свидетельствует о понимании сложности решения данной задачи, связ...

Интегрированное занятие по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Умелые руки»

Цель: развитие творческих способностей и познавательного интереса у дошкольников....

Проект по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Умелые ручки»

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действ...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста «Умелые ручки»

Цель кружка: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи и гармонич...