Совместный творческий проект для детей старшего дошкольного возраста и родителей «Умелые ручки».
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Максимова Елена Валентиновна

Данный проект был разработан и реализован  с целью создания единого пространства, способствующего установлению партнерских взаимоотношений и раскрытию творческого потенциала всех участников образовательного процесса.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_umelye_ruchki.docx50.32 КБ

Предварительный просмотр:

СОВМЕСТНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

И РОДИТЕЛЕЙ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ».

Воспитатель: Максимова Елена Валентиновна

МБДОУ «Детский сад № 48 «Белочка»  г.Заволжье

Содержание:

Актуальность проекта.

1.Цель и задачи проекта.

2.Условия для реализации проекта.

3.Методы работы.

4.Ожидаемые результаты.

5.Содержание проекта.

6.Итоги проекта.

Список литературы.

Актуальность проекта

Изготовление дидактических игр, пособий, и других полезных в быту изделий из бросового материала – мое давнее увлечение. Я использую данные пособия на занятиях, вне урочной деятельности, в индивидуальной работе с детьми. Детям нравится играть с игрушками, изготовленными из знакомых им материалов. Из обычной пластиковой бутылки можно сделать своими руками нестандартное спортивное оборудование: «ловушку-бильбоке», «кегли», «кольцеброс». Дошкольники могут бесконечно играть с человечками и животными из киндер-контейнеров, с мозаикой из разноцветных крышек. Ну и как же без коврика здоровья в физкультурном уголке. Обычный бытовой мусор превращает его в «Морское дно», «Теремок», «Черепашку» и т.д. Фантазии современных воспитателей нет предела.

Игрушки из бросового материала привлекают детей своей яркостью, легкостью, оригинальностью. Я так и назвала свои игрушки – оригинальные. Они развивают творчество, учат видеть необычное в обыкновенной вещи. Нужно только приложить руки, чтобы дать вторую жизнь, казалось бы, ненужной вещи.  Дети следят за изготовлением очередной игрушки и у них появляются свои предположения, а иногда и полезные предложения, которые я использую в работе.

Актуальность проекта обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к изобразительной деятельности, к развитию творческого восприятия и развитию личности в целом.

Мне хотелось бы привлечь детей подготовительной группы, в которой я работаю к созданию изделий с использованием бытового мусора. Такая работа развивает мелкую моторику рук. К изделию, созданному своими руками,  дети относятся с большей бережливостью. А сделав из ненужной вещи полезную, мы не выбросим на свалку очередную порцию мусора. Это уже задача экологического воспитания. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

Материал для работы относится к категории бросового, поэтому к нему предъявляются определенные требования. Поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными (не токсичными, не вызывающими аллергию); тщательно промытыми и высушенными; доступными в ручной обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться).

Некоторые поделки из бросового материала дети могут создавать только вместе с взрослыми, т.к. для их изготовления используются: шило, ножницы, нож, иголки. Поэтому я решила привлечь родителей и организовать творческую мастерскую «Умелые ручки».

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия. Современного педагога также не удовлетворяет принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг. Родители должны стать полноправными участниками образовательного процесса. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.        

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане воспитания гармонично развитого и здорового ребенка. Наша общая цель – сделать жизнь ребенка радостной и удивительной.

Цель проекта. Привлечение  всех участников образовательного процесса к созданию творческих работ из бросового материала.

Задачи:

- вызвать интерес к созданию изделий из бросового материала, познакомить со способами изготовления некоторых из них;

- формировать у родителей и детей эколого-хозяйственный подход к твердым бытовым отходам как к ресурсу на примере вторичного использования;

- знакомить со свойствами различных материалов, их структурой;

- дать дошкольникам основы изготовления различных полезных вещей, игрушек из бросового материала;

- создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, установить партнёрские взаимоотношения в профессиональном общении с родителями и воспитанниками;

- способствовать созданию положительного эмоционального настроя у детей и их родителей;

- способствовать развитию мелкой моторики кисти руки;

- прививать детям любовь к природе, учить их природоохранным действиям;

- побуждать детей к творчеству, воображению;

- прививать трудовые навыки, бережливость.

Участники проекта:

Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Тип проекта обучающий, по содержанию творческий.

Условия  реализации проекта:

- создание в детском саду выставки поделок из бросового материала;

- создание развивающей предметно-пространственной среды с использованием дидактических игр и пособий, изготовленных из бросового материала;

- организация ООД и бесед по ознакомлению с окружающим, имеющим цель прививать детям любовь к природе, учить их природоохранным действиям;

- организация ручного труда с предоставлением каждому ребёнку возможности проявить инициативу и самостоятельность при выполнении поставленной задачи;

- освоение основных видов художественной обработки бросового материала;

- образование системы умений и навыков по различным направлениям, развитие моторики; 

- создание творческой мастерской, объединяющей семьи воспитанников для занятий творчеством;

- формирование партнерской позиции и создание атмосферы сотрудничества педагогов и родителей в целях развития творческой деятельности детей; 

- организация коллективного творчества как средства для развития коммуникативных способностей.

Направления проектной деятельности:

- работа с детьми;

- социальное партнерство с родителями;

- совместные  занятия в творческой мастерской с детьми и родителями;

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

Подготовка материала:

Бросовый материал: разноцветные пластиковые бутылки, киндер-яички, нитки, наклейки, бисер, перья, спички, оберточная бумага для цветов, ткань и пр.

Бумага разного формата, цвета, качества; цветной скотч, тонкая атласная лента разного цвета, краски, клей, ножницы, лак, фломастеры, карандаши, кисточки; природный раздаточный материал: зерна, горох, семечки и пр.

Основной принцип: использование экологически чистых материалов.

Методическое обеспечение реализации проекта :

Данный проект рассчитан на развитие личности ребенка в нескольких направлениях:

- социально-коммуникативное развитие (общение с воспитателем, родителями и сверстниками);

- познавательное развитие (экологическое воспитание);  

- художественно-эстетическое развитие (развитие воображения, творчества);

- физическое развитие (развитие мелкой моторики).

Для достижения положительного результата при организации образовательного процесса используются следующие приемы:

- пальчиковые игры;

- игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук;

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- выставки и фотовыставки пособий;

- консультации;

- воспроизведение музыкальных композиций;

- использование компьютерных технологий для демонстрации возможных творческих идей;

- воплощение задуманного в продуктивной деятельности;

- побуждение к эмоциональной отзывчивости (восхищение, проявление интереса, увлечение).

- создание благоприятной эмоциональной сферы;

- проявление собственного самовыражения детей «средствами» воображения, образного мышления;

- подготовка рабочего места, решающего потребности детей и родителей в творчестве.

Сроки реализации проекта.

Проект реализуется в течение четырех месяцев (сентябрь-декабрь).

Ожидаемые результаты проекта:

Педагоги:

- создание атмосферы сотрудничества и сотворчества (более легкое общение с родителями);

-  повышение авторитета педагога в глазах родительской общественности;

- приобретение опыта межличностного общения;

- самореализация в творчестве;

- повышение профессиональной компетентности.

Дети:

- сформируется устойчивый интерес к созданию поделок из бросового материала;

- разовьются творческие способности детей – научатся видеть необычное в обычных предметах;

- дети станут увереннее обращаться с разными материалами;

- сформируются навыки экологической культуры;

- дети получат радость от процесса, результата совместной работы с воспитателем на занятиях, с родителями в творческой мастерской.

Родители:

- познакомятся со свойствами некоторых материалов и способами их обработки;

- начнут проявляться творческие способности;

- родители будут более активно принимать участие в жизни группы и ДОУ;

- повысится авторитет перед детьми.

Научная новизна: Новизна  в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи. Этому помогает использование новой формы социального партнерства участников образовательного процесса – совместная творческая мастерская.

Методы исследования: педагогические наблюдения,  анкетирование, беседы, интервью, тестирование, метод обобщения независимых характеристик (естественный педагогический эксперимент), обработка результатов.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта

I - Подготовительный этап (август-сентябрь 2015г.)

- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

- выставка поделок из бросового материала;

- подбор методической литературы для реализации проекта;

- стендовая консультация для родителей «Развитие творческих способностей ребенка», «Поделки из бросового материала. Для чего это нужно»;

- составление плана мероприятий;

- планирование и составление конспектов НОД;

- оснащение рабочим материалом.

II - Основной этап – реализация проекта (октябрь - декабрь).        

Мероприятия, направленные на ознакомление, освоение основных видов художественной обработки бросового материалов.

III - Заключительный этап (декабрь)

- Анализ результатов проекта.

- Анкетирование родителей.

- Выставка поделок «Умелые ручки».

- Презентация проекта.

Перспективный план мероприятий:

Наименование темы и мероприятия

                              Задачи

Сроки

Подготовительный этап

1

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей ребенка»

Объяснить, какую роль играют родители в развитии творческих способностей детей. Дать рекомендации о необходимости созданий  в домашних  условиях  среды для раскрытия творческих способностей детей.

3 неделя сентября

2

Выставка поделок из бросового материала

Вызвать интерес к изготовлению поделок из бросового материала у взрослых и детей. Привлечь внимание взрослых и детей к проблеме увеличения количества твердых бытовых отходов и возникновению экологических проблем, связанных с данным фактом. Формировать у родителей и детей эколого-хозяйственный подход к твердым бытовым отходам как к ресурсу на примере вторичного использования.

3 неделя сентября

3

Консультация для родителей «Поделки из бросового материала. Для чего это нужно»

Подвести к пониманию, что поделки из бросового материала являются очень широким полигоном для развития воображения, творческих способностей, мелкой моторики рук детей. Привлечь внимание родителей к проблеме увеличения количества твердых бытовых отходов и возникновению экологических проблем, связанных с данным фактом.

4 неделя сентября

Основной этап

4

ООД – комплексное занятие ознакомление с окружающим «Наша планета в опасности», ручной труд «Закладка для книги»

Воспитывать у детей бережное и гуманное отношение к природе, подвести к пониманию того, что люди должны экономно расходовать то, что в ней есть, защищать и охранять природу. 

Формировать умение изготавливать закладку из капроновой оберточной бумаги для цветов; развивать самостоятельность, инициативу.

1 неделя октября

5

Творческая семейная мастерская «Чесночые бусы»

Дать возможность родителям освоить способы обработки разных бросовых материалов (киндеры). Формировать умение  детей пользоваться бумагой-самоклейкой; развивать творческие способности, самостоятельность; прививать детям стремление к здоровому образу жизни.

2 неделя октября  

6

Ручной труд «Золотая рыбка»

 Формировать умение детей работать с разным материалом (киндер-контейнеры и цветная бумага). Закрепить правила работы с клеем, бумагой, ножницами. Развивать композиционные умения, глазомер, чувство пропорций.

3 неделя октября  

7

Индивидуальная работа – ручной труд «Сервиз для Барби»

 Закрепить умение работать разным материалом (с киндер-контейнеры и бумага). Вызвать чувство радости от изготовления сервиза для пополнения игровой среды в группе. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы.

3 неделя октября  

8

Творческая семейная мастерская «Подставка для карандашей»

Дать возможность родителям освоить способы обработки разных бросовых материалов (пластиковые бутылки разного цвета), научить вырезать украшения из цветного пластика. Закреплять навыки аккуратного наклеивания клеем ПВА и кистью, используя оберточную бумагу для цветов; закреплять умение пользоваться наклейками; развивать воображение и творческую инициативу при украшении подставки.

4 неделя октября

   

9

Индивидуальная работа – ручной труд «Городецкая избушка»

Формировать у детей умение работать с разным материалом (картонная коробка из под молока). Закреплять навыки работы с ножницами, аккуратного наклеивания. Развивать воображение, развивать мелкую моторику.

1 неделя ноября

10

Ручной труд «Вазочка для конфет»

Закреплять умение работать с разным материалом (пластиковые бутылочки, цветная бумага). Закрепить правила работы с клеем, бумагой, ножницами. Развивать воображение, фантазию при украшении вазочки. Воспитывать желание делать подарки близким своими руками.

1 неделя ноября

11

Творческая семейная мастерская – физкультурное пособие «Ловушка»

Дать возможность родителям освоить способы обработки разных бросовых материалов (пластиковая бутылка). Формировать умение детей пользоваться цветным скотчем или самоклеющейся бумагой: разрезать полоски на квадратики, составлять узор из квадратов, чередуя элементы по величине и цвету; располагать узор в определенном месте изделия, аккуратно наклеивать. 

2 неделя ноября  

 

12

Индивидуальная работа «Осьминог» из пряжи

Учить создавать игрушки из пряжи своими руками. Развивать у детей эстетический вкус, желание создавать различные образы. Работать по схеме: приготовить пряжу — кусочки — по 10 см длиной, перевязать их посередине, затем сложить вдвое, еще раз перевязать — отступив 2-3 см от центра изделия (получилась голова осьминога), из нижней части сплести множество косичек. И получается такой милый осьминог. Для детей схема сопровождается показом.

2 неделя ноября  

13

Ручной труд «Птица счастья»

Формировать умение детей работать с разными материалами (кусочки ткани разного цвета). Развивать воображение, творчество, мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

3 неделя ноября  

14

Творческая семейная мастерская «Кормушка для птиц»

Дать возможность родителям освоить способы обработки разных бросовых материалов (пластиковая бутылка). Развивать творческую инициативу при украшении кормушки. Развивать навыки вырезывания деталей из цветной бумаги, аккуратного наклеивания деталей.

4 неделя ноября

15

Индивидуальная работа – аппликация из пенопласта «Зимняя фантазия»

Формировать умение детей работать с пенопластом; создавать с помощью пенопласта картину на картоне темных тонов.  Воспитывать у детей творческие способности, креативность. Продолжать закреплять знания о безопасном поведении во время работы с необычными материалами.

1 неделя декабря

16

Творческая семейная мастерская «Елочная игрушка – кукла балерина»

Дать основы изготовления куклы-балерины из бросового материала. Дать возможность родителям освоить способы обработки разных бросовых материалов (киндер-контейнеры, оберточная бумага для цветов, шерстяные нитки, проволока). Формировать умение детей работать с проволокой, нанизывать на нее бисер, скручивать ее.

2 неделя декабря  

   

17

Ручной  труд «Елочная игрушка с пожеланием»

Формировать умение работать в коллективе. Воспитывать интерес к работе с разными материалами (киндер-контейнеры или оберточная бумага для цветов, мишура-дождик, наклейки). Развивать творчество при украшении изделия. Вызвать желание приготовить интересное пожелание на Новый год своим родителям, нарядить ими елочку.

3 неделя декабря

Заключительный этап

18

Выставка поделок «Умелые ручки»

Показать результаты работы.

3 неделя декабря

19

Анкетирование родителей

Выяснить отношение родителей к семейной творческой мастерской.

3 неделя декабря

20

Выступление с презентацией из опыта работы на педсовете.

Распространение положительного педагогического опыта работы среди коллег.

4 неделя декабря

Итоги проекта.

Анализ результатов проекта показал, что проделанная работа принесла свой положительный результат:

Самое важное – сближение всех участников творческой мастерской.

У детей:

     -    повысился творческий потенциал;

  •  научились видеть необычное в обычных   предметах;
  •  появилась уверенность в обращении с   разными материалами;
  •  появился устойчивый интерес к созданию   поделок из бросового материала.

Родители

  • познакомились с новым видом ручного труда;  

     - показали свои творческие способности;

  • стали активнее принимать участие в жизни   группы и ДОУ;

    - повысился авторитет перед детьми.

Для педагога

     -   конечно, самореализация;

  • повышение авторитета в глазах родителей;
  • приобретение опыта межличностного общения;
  • повышение профессиональной компетентности.

ЛИТЕРАТУРА

1.Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11.

2.Давыдова Г.Н. Поделки из бросового материала.Выпуск 1. – М.: Скрипторий, 2012.

3.Давыдова Г.Н. Поделки из бросового материала.Выпуск 3. – М.: Скрипторий, 2012.

4.Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.

5.Захоренцев К. Д. Экспериментальная психология М.: Проспект, 2005.

6.Казакова Т. Т. Развитие творчества у дошкольников. М.: Просвещение, 1988.

7.Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М.: Педагогика,  2005.

8.Комарова Т. С., Савенко А. А. Коллективное творчество детей. М.: Знание, 1998.

9.Куцакова Л. В. Творим и мастерим. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

10.Макарова И. В. Психология: конспект лекций. – 2-е изд., доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007.

11.Мелик-Пашаев А. А.,  Новлянская З. Н.  Ступеньки к творчеству. М.: Педагогика, 1995.

12.Нечаева В. Г. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1964.

13.Новикова Г. П. Инновационные подходы к развитию детского художественного творчества. М.:3нание, 2000.

14.Пантелеева Л. В. Детское рукоделие. М.: Просвещение, 2005.

15.Парамонова Л. А. Материалы курса «Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008.

16.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

17.Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР на материале русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Проект:краткосрочный, групповой, творческий.Цель:Внедрение в логопедическую работу театрализованных игр, как средство всестороннего развития речи детей....

Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Цветики-цветочки»

Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «Цветики-цветочки»Руководитель проекта: Батова Т. А., воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ д/с «Белочка».Тип проекта:Творческ...

Среднесрочный творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Маленькая спичка – большая беда»

Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения....

Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Звуки зимы вокруг нас"

Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Звуки зимы вокруг нас"...

Совместный познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Деды Морозы разных стран»

Проект по подготовке к празднованию Нового года. Представлен паспорт проекта с описанием целей и задач, содержательная часть нескольких этапов его реализации, а также план мероприятий с детьми и родит...

Проект: «Детское книгоиздательство» Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста

Проект: «Детское книгоиздательство»Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста...

Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» (краткосрочный) Номинация «Логопедический проект «В гостях у сказки» (в рамках недели логопедии)

Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает опт...