"Спасение планеты Марс"
методическая разработка (старшая группа)

Вероника Викторовна Тихонова

 Сценарий сюжетно-ролевой игры «Спасение планеты Марс»

Дошкольный возраст (5-6 лет)

Цель игры: Формирование у детей старшего дошкольного возраста технических навыков, знаний и представлений о космосе посредством конструктивной деятельности.

Задачи:

1.Развитие  инициативности, самостоятельности в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.

2.Побуждать детей активно и творчески использовать в игре навыки конструктивной деятельности.

3.Способствовать обобщению знаний и представлений у воспитанников о космосе, космонавтах и подготовке их к полету.

4.Воспитывать доброжелательность, сотворчество, умение учитывать желание товарищей по игре, работать в паре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://cloud.mail.ru/public/FqmQ/dgWQXWXxK41.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тихонова Вероника Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 63 «Машенька»  

Старооскольского городского округа

 

НАПРАВЛЕНИЕ

ИГРОВЫЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ (СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ)

ПРОЕКТ СЦЕНАРИЯ  СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

«СПАСЕНИЕ ПЛАНЕТЫ МАРС»

  (для детей старшего дошкольного возраста)

Тихонова В.В.,

воспитатель

Старый Оскол, 2022

 Сценарий сюжетно-ролевой игры «Спасение планеты Марс»

Дошкольный возраст (5-6 лет)

Цель игры

Формирование у детей старшего дошкольного возраста технических навыков, знаний и представлений о космосе посредством конструктивной деятельности.

Задачи

1.Развитие  инициативности, самостоятельности в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.

2.Побуждать детей активно и творчески использовать в игре навыки конструктивной деятельности.

3.Способствовать обобщению знаний и представлений у воспитанников о космосе, космонавтах и подготовке их к полету.

4.Воспитывать доброжелательность, сотворчество, умение учитывать желание товарищей по игре, работать в паре.

Предварительная работа

1.Тематическая беседа «Что мы знаем о космосе».

2.Чтение художественной литературы о космосе.

3.Рассматривание альбомов, иллюстраций в книгах о других планетах и звёздах.

4.Подготовка атрибутов, костюмов к игре.

5.Просмотр видеороликов «Планета Марс».

6.Виртуальная экскурсия «Жизнь космонавтов».

7.Квест-игра «Путешествие в космос».

8.Творческая деятельность (аппликация) «Моя первая ракета».

9.Конкурс рисунков «Космос в моём представлении».

Развивающая предметно-пространст-венная среда

1.Конструкторы: «GIGA BLOKS», «LEGO duplo», «LEGO CLASSIC».

2.Мягкие модули «Геометрические фигуры».

Сюжетно-ролевые игры:

1.Конструкторское бюро «Кубик».

2.Биологическая лаборатория (материалы и оборудования для исследовательской деятельности).

3.Медицинский кабинет.

4.Пост охраны.

Атрибуты для игры:

1.Костюмы: пожарника, строителей, лаборантов, медицинской сестры, охранника.

2.Космическое питание в пакетиках (попкорн, пицца, сыр, конфеты, джем, апельсиновый сок).

3.Пропуски для сотрудников станции.

4.Пожарная машина.

5.Журналы контроля для лаборанта, медицинской сестры и охранника.

Предполага-емые роли и игровые действия

Главные

1.Строители – строят космическую станцию, ракету, космодром.

2.Инженер – создает эскиз (чертеж) модели Космо-робота.

3.Конструктор – создает, подбирает детали и конструирует модель Космо-робота.

4.Био-лаборант – изобретает вакцину и бактерии.

Второстепенные

1.Водитель – доставляет ракету на космодром.

2.Пожарник – следит за пожарной безопасностью на станции.

3.Охранник – охраняет и наблюдает за безопасностью объекта.

4.Медицинский персонал – следит за здоровьем сотрудников космической станции.

Варианты начала игры

1-й вариант

Сюжетно ролевая игра «Спасатели планеты Марс»

Воспитанники все вместе строят космическую станцию.

Трое детей  (строители) строят космическую ракету и космодром, подбирают необходимый строительный материал, обсуждают технические моменты строительства, обговаривают сроки строительства.

Два ребенка работают в конструкторском бюро «Кубик»: один инженер – готовит чертежи, создает эскизы модели Космо-робота, знакомит конструктора с чертежами и сотрудничает с ним; второй ребенок  (конструктор) создает из предложенных технических вариантов модель Космо-робота, обговаривает варианты соединения деталей между собой, уточняет механизм последовательности сборки Космо-робота и вместе завершают его изобретение.  

Медицинская сестра – следит за состоянием здоровья сотрудников космической станции: измеряет температуру и давление, интересуется состоянием общего здоровья, назначает витамины, отмечает в картотеке анализ наблюдений за пациентом.

Два ребенка (лаборанта) проводят наблюдения, экспериментируют, разрабатывают вакцину против Космо-вируса, испытывают ее на мышах, фиксируют свои наблюдения в журнале регистрации анализов; анализируют, подводят итоги и подготавливают материал к отправке в контейнере.

Пожарник (водитель)  следит за состоянием пожарной безопасности на космической станции, доставляет Космо-робота и посылку  на космодром к ракете.

Охранник – наблюдает за объектом с помощью видеонаблюдения, осуществляет пропускной режим,

проверяет сотрудников космической станции на наличие запрещенных, металлических предметов, фиксирует в журнал время прихода и ухода с работы.

2-й вариант

Сюжетно-ролевая игра «Ремонт спутника Восток»

Сотрудник космической станции направил письмо в детский сад с просьбой помочь исправить неполадки на орбите спутника «Восток», который следит за состоянием прогноза погоды. К письму приложил схему спутника, указал проблему.

Дети предлагают организовать полет в космос. На космической станции воспитанники обсуждают, рассматривают план полета, составляют схемы строительства космического корабля.

Воспитатель предлагает распределить роли.

Трое детей (инженеров - строителей строят космический корабль, составляют план строительства корабля, обсуждают выбор деталей конструктора, обговаривают сроки.

Двое детей (космонавты – спасатели)  проходят осмотр в медицинском пункте, проверяют скафандр, оборудование, питание.

Медицинская сестра  проводит осмотр космонавтов, измеряет давление, пульс, температуру, дает рекомендации и разрешение к полету.

Химик-лаборант – наблюдает, проводит опыты, эксперименты, изобретает бактерии и фиксирует в журнале наблюдений.

Электрик – проверяет электрическое – оборудование на наличие неисправностей, дает рекомендации к использованию электро-приборов и дает разрешение к полету.

Пожарник – следит за пожарной безопасностью космической станции, проверяет наличие огнетушителей и запасных выходов.

Охранник – охраняет объект от проникновения посторонних, ведет регулярное видео наблюдение, фиксирует приход и уход сотрудников.

Руководство игрой

Воспитанники играют в свободные игры на фоне музыки Романова И.Е. «Земляне». Внезапно музыку прерывает голосовое сообщение: «SOS! Земляне, помогите! Мы - ваши друзья, живем на планете Марс. У нас случилась беда, на нашу планету напал грозный Космо-вирус, который уничтожает все растения на планете. Помогите нам!».

Дети слушают голосовое сообщение.

Воспитатель спрашивает  «Ну, что ребята, поможем друзьям с Марса? А как мы это сделаем? Что мы можем сделать для наших друзей?»

Дети предлагают помочь друзьям с Марса, изобрести робота - помощника и отправить его на Марс, создать вакцину против Космо-вируса, изготовить удобрение для растений.  

Воспитатель спрашивает «А как мы всё это сможем сделать и  отправить? И кто это всё доставит?».

Дети предлагают варианты игры: собрать посылку, построить ракету, отправить на ней Космо-робота.

Воспитатель поощряет детей.

Воспитанники выбирают конструктор для строительства ракеты.

Воспитатель уточняет «А где мы будем строить ракету? Кто будет изобретать робота-помощника, удобрения для растений,  вакцину от Космо-вируса? Какие специалисты будут этим заниматься? Что мы будем делать, если вдруг кто-нибудь из сотрудников заболеет? Кто строит ракеты? Откуда стартует ракета? А вдруг у ракеты откажет главный двигатель?».

Дети предлагают на космической станции построить ракету, сконструировать  Космо-робота из конструктора, робота будут конструировать инженеры–конструкторы, в космической лаборатории био-лаборанты будут  изобретать вакцину от Космо-вируса, а если кто-нибудь заболеет, то неоходимо найти замену, строители строят ракету, которая  стартует с космодрома.

Воспитатель уточняет «Кто строит космическую станцию?  Кто  еще работает на космической станции? Какие специалисты?

Дети предлагают, строители  строят космическую станцию и  космодром; инженеры - конструкторы создают чертежи, разрабатывают механизмы для роботов  и  ракет; лаборанты – изобретают вакцину и молекулы для топлива; Медицинская сестра - следит за здоровьем космонавтов;  водитель – доставляет  груз; пожарник – следит за пожарной безопасностью на космической станции.

Дети строят космическую станцию, ракету и робота.

Воспитатель хвалит детей «Ах, какая замечательная ракета и робот  получились!»

Воспитатель спрашивает, что нужно, чтобы  ракета взлетела?

Дети предлагают залить топливо, бензин  или  газ.

Воспитатель уточняет, что такое топливо? Из чего состоит топливо? Как  его изобрести?

Дети предполагают, что  это  вещество или жидкость  для работы  двигателя ракеты. Топливо состоит из молекул. В лаборатории его делают химики – лаборанты.

Воспитатель спрашивает, что еще лаборанты могут изобрести? ( химики-лаборанты раскатывают пластилин в виде шариков и соединяют их между собой тонкими, деревянными палочками, чтобы получились молекулы топлива).

Дети предполагают: вакцину, лекарства, бактерии (био-лаборанты с помощью пипетки капают акварельную краску  на ватные диски, создавая тем самым бактерии и вакцину). 

Воспитатель поощряет  детей, как хорошо у вас все получается. Молодцы!

Воспитатель уточняет «Все ли у нас готово? Ракета? Робот? Топливо? Вакцина от Космо-вируса? Удобрение для растений?». 

Дети предполагают, что готово.

Окончание игры

1-й вариант

Воспитатель интересуется, что теперь нам нужно сделать?

Дети собирают посылку: насыпать землю, удобрения, семена, вакцину, молекулы и космическое питание в пакетиках. 

Воспитатель предлагает детям доставить посылку и  Космо-робота на пожарной машине к ракете.

Дети доставляют посылку и Космо-робота к ракете. Воспитатель предлагает отойти подальше от ракеты, закрыть глаза и начать отсчет начала полета 10,9,8,7,6,5,4.3,2,1,0, Пуск!

Воспитатель предлагает детям открыть глаза и посмотреть, что ракета вернулась к нам на космодром без Космо-робота и посылки.

Воспитатель хвалит детей, какие вы молодцы, как замечательно вы трудились.

Воспитатель спрашивает, что мы с вами сейчас делали? А как вы думаете у нас с вами все получилось?

Дети перечисляют варианты проделанной работы. Да получилось, потому что мы работали все вместе и одной командой.

Внезапно приходит смс сигнал на телефон воспитателя.

Это голосовое сообщение друзей с Марса: «Здравствуйте Земляне! Это ваши друзья с планеты Марс. Мы получили вашу посылку. Спасибо за помощь! Примите от нас на память маленькие сувениры. Они находятся в ракете. До свидания!

Воспитатель предлагает детям осмотреть ракету.

Дети внимательно осматривают ракету и находят значки, «Ракет-спасателей». Воспитатель раздает значки детям.

Воспитатель говорит, что теперь можно с точностью сказать, что у нас все получилось  и мы помогли нашим друзьям.

Воспитатель спрашивает «А вам понравилось строить,  конструировать, проводить опыты и эксперименты?

Дети отвечают. Да.

Воспитатель спрашивает «А вы сами хотели совершить полет на ракете к нашим друзьям?».

Дети отвечают. Да, конечно.

Воспитатель предлагает детям «Тогда вам нужно немного подумать и придумать свою ракету на которой можно безопасно совершить полет, а на прогулке мы  обсудим и выберим чья ракета нам подходит».

2-й вариант

Воспитатель спрашивает, что теперь нам необходимо сделать?

Дети предполагают посмотреть, проконтролировать, убедиться, что посылка будет доставлена на планету Марс.

Воспитатель интересуется, как мы это сможем сделать?

Дети предлагают подключить скайп и следить за маршрутом ракеты.

Воспитатель поощряет детей «Какая замечательная идея, Молодцы!»

Воспитатель подключает видеотрансляцию полета ракеты. Ракета приземляется.

Воспитатель подводит итог, что наша миссия выполнена. Всем спасибо!

Анализ игры

Обсуждение игры.

Воспитатель спрашивает, а что в начале игры мы с вами решили сделать, чтобы помочь нашим друзьям с другой планеты? Все ли у нас получилось, что мы запланировали?

Дети перечисляют варианты ответов: построить космическую станцию, ракету, космодром, Космо-робота и изобрести вакцину против Космо-вируса,  бактерии для удобрения и молекулы для топлива. Все получилось.

Воспитатель интересуется «А зачем мы решили построить ракету?

Дети отвечают. Чтобы доставить Космо-робота и посылку на Марс.

Воспитатель спрашивает «Как вы думаете, мы поможем исправить ситуацию на Марсе? Сможет ли наша вакцина уничтожить Космо-вирус?

Дети уточняют. Да.

Воспитатель поощряет детей. «Какие вы все молодцы, как хорошо потрудились, все старались и ответственно выполняли работу. На этом наши игры не заканчиваются, и мы совершим с вами еще очень много хороших поступков. А теперь нам пора возвращаться в наш любимый детский сад.

Игры-спутники

1.Биологическая лаборатория

2.Пожарная часть

3.Конструкторское бюро

4.Медицинский кабинет

Используемая литература

Библиографический список

1. Бабаева Т.И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды.: Учебно – методическое пособие. / [Текст]  - Т. И. Бабаева, Я.С. Ромашевская. – СПб.: ООО Издательство «Детство» - Пресс, 2012. – 224с.

2. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Согласование с федеральными требованиями. Пособие для воспитателей / [Текст] - Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

3. Карабанова О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. / [Текст] - О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

4. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. / [Текст] – В.П. Кондрашов. - Балашов: Издательство «Николаев», 2014. – 52 с.

5. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. / [Текст] – Н.В. Краснощекова. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 251 с. - (Школа развития)

6. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателей. / [Текст]  - Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с. 

7. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. / [Текст] - С.Л. Новоселова. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. – 64 с.

8.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс]. -  Режим доступа:https://base.garant.ru/77677348/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ свободный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике для старшего дошкольного возраста "Полёт в космос на планету Марс"

Прямой и обратный счёт в пределах 10.  Знания о геометрических фигурах, цифрах и математических знаках. Последующее и предыдущее число, решение простейших математических выражений вида ±1....

конспект занятия по формированю элементарных математических представлений "Путешествие на планету Марс".

Занятие в форме игры-путешествия. Цель занятия закрепить умения соотносить количество и цифру, знание геометрических фигур, прямой и обратный счёт в пределах 10....

жители планеты марс

Закреплять и расширять кругозор и знания детей  о космосе. Направить детей на изображение фантастических образов.  Развивать творческое восприятие мира, творческий подход к работе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности Познание (формирование целостной картины мира) с элементами художественного творчества для детей подготовительной группы «Путешествие на планету - Марс».

Цель:  познакомить с планетой и ее особенностями.Задачи:1.    закрепить знания детей о планетах Меркурий, Венера, Земля;2.    развивать способность передавать вырази...

Конспект НОД "Путешествие на планету Марс"

Цель: закреплять и систематизировать математические представления детей через игру- путешествие....

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе "Путешествие на планету Марс"

Открытое занятие в старшей группе. Почти всё занятие дети работают с мячами. Также на данном занятии применяются приёмы самомассажа....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме «Путешествие на планету Марс»

Цель: Создать условия для воспитания и развития личности ребенка.Задачи• Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.• Закрепить умение выделять в ...