Доклад на тему "Развитие потенциала детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через конструктивную деятельность."
материал по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Алексеева Марина Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_for_alekseeva_m.n.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский

«Развитие потенциала детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через конструктивную деятельность.»

Алексеева Марина Николаевна, воспитатель.

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. 

Работая с детьми с ОВЗ, я сталкиваюсь с рядом трудностей, таких как:

- Отсутствует мотивация у ребенка к познавательной деятельности,

ограниченны представления об окружающем мире;

-   Темп выполнения заданий очень низкий;

-  Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация,

переключение);

-  Низкий уровень развития речи, мышления;

-  Нарушение координации движений;

-  Низкий уровень развития мелкой моторики;

- Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость.

Поэтому приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Заметив , что дети, которые сейчас у меня в группе, из большого количества игр чаще всего обращались  к конструктору лего.Я начала использовать его не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и как часть занятия в рамках реализации дополнительной программы «Мастерская Самоделкина». 

Обучаясь игре с Лего, дети проходят путь от простого к сложному. Простота и строительные возможности конструктора, позволяют детям увидеть модель построенную своими руками, которая выполняет поставленную детьми задачу. А самое главное, что это материал и герои востребованы на данный день.

Используя лего-конструирование с детьми с особыми образовательными потребностями, я преследую следующие цели:

  • развитие познавательных потребностей и конструкторских умений и навыков;
  • развитие пространственных представлений, логики, мышления, мелкой моторики рук;
  • расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

Важными принципами при обучении в игре с «Лего» являются:

- последовательность и систематичность;

- учет возрастных особенностей детей;

- доступность и наглядность.

Отличительной особенностью конструирования является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Специфика детского конструирования тесно связано с игрой – ребенок конструирует - создает и одновременно играет – выстраивает отношения.

 Я использую Лего  в различных дидактических играх и упражнениях (упражнения на продолжение ряда, сортировка, найди лишнее, башенки и т.д.)

Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.

На занятиях использую разные виды конструирования. Это:

• Конструирование по образцу с использованием готовой модели того, что нужно построить (например, дом. Я использую изображение или схему дома).

• Конструирование по условиям. В работе с использованием такого конструирования образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, будка для собаки должна быть маленькой, дом большой с лесенкой).

• Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. Дети с удовольствием сконструировали «домик мечты», «Зоопарк», которые в последствии использовали в играх по развитию речи «Опиши и угадай животных»

На одном из занятий дети сконструировали дом и родителей «мама, папа, я вот моя семья». Таким образом, выстраивая дом для своей семьи: детьми были установлены социальные связи, вместе с детьми разыграны межличностные ситуации, которые возникают в их семье.Было приятно, что дети самостоятельно обдумали и догадались, как разместить каждого, чем занимаются взрослые во дворике. Здесь происходит социально-нравственное воспитание через игру.

На занятиях я использую мультфильмы, которые записываю сама, с лего -героями. Они задают нам проблемную ситуацию, а мы должны её решить. Дети с большим интересом включаются в процесс, и решают проблемные ситуации.

Общение и взаимодействие ребенка с родителями в игре вызывает особый интерес у детей. В этом направлении  провожу  мастер классы для родителей по использованию лего конструктора. На одном из таких мероприятий, мы приняли решение, о том что нашим детям нужен лего-стол. Родители с удовольствием принялись конструировать его. И уже через неделю стол был готов. Для удобства детей у него есть контейнеры для хранения лего, колёсики,чтобы можно было передвигать. Мы используем стол не только в самостоятельной деятельности, но и на занятиях кружковой деятельности.

На данный момент у нас есть небольшие достижения, показывая открытое занятие в рамках конкурса профессионального мастерства по конструированию в детском саду, мы с детьми заняли первое место. В ходе занятия дети  продемонстрировали свое умение конструировать не только с помощью заданной схемы, но и по замыслу. В процессе занятия  мы обсуждали семейные ценности, особенности строительства жилого дома, слушали веселую музыку и стихи, много двигались и остались очень довольны собой и своей постройкой.

Таким образом, конструирование это не только деятельность по развитию конструкторских способностей и инженерного мышления, но и большой источник для развития потенциала и компенсаторных возможностей  детей с ОВЗ. Главное не забывать что, на занятиях с конструкторами —  не только результат, но и сам процесс, способствует развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности конструктивной деятельности Детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразн...

Реализация права детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов на участие в культурной жизни, проведение досуга, отдыха через взаимодействие с социумом

Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее- ОВЗ) и детей-инвалидов требует деликатного и гибкого подхода. Возможность реализовать свой потенциал у категории данных дете...

Проект: «Детство без границ: развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством театрализованной деятельности».

          Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Статистика показывает...

программа организованной совместной деятельности по развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Самоклейка"

Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития....

Методическая разработка к адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»

Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулиров...

Статья «Физическое развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами кружковой деятельности в контексте ФГОС ДО»

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. В данной ситуации забота о здоровье населения, детей, в первую ...

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья через нетрадиционные техники изобразительной деятельности»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия и...