Фантазии оригами
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Программа расчитана на детей 6-7 лет. Дети знакомятся с искусством оригами; всесторонне развиваются интеллектуально и эстетически в ходе овладения приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_origami.docx42.55 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации городского округа Спасск-Дальний

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 16 «Алёнка»

городского округа Спасск-Дальний

«ПРИНЯТО»

На педагогическом совете

МБДОУ № 16 «Алёнка»

Протокол от «_31_»_августа_2022 г.

№ _1_

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом заведующего МБДОУ № 16 «Алёнка»

«_31_» _августа_2022 г.

№ _190_

«Фантазии оригами»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности

Возраст детей: 6 -7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Кравец Татьяна Ивановна,

педагог дополнительного

образования

Г. Спасск-Дальний

2022 г.

Раздел 1. Основные характеристики программы

  1. Пояснительная записка

  Актуальность программы в том, что она способствует развитию личностных познавательных процессов, формированию, развитию и корректировке у старших дошкольников пространственных и зрительных представлений.

   В настоящее время вопросы развития способностей привлекают все больше внимания. Стало очевидным, что расширившееся поле знаний, умений и навыков, которыми владеют современны е дети, при обучении в школе не приносят желаемых результатов. Следовательно, нужно позаботиться о том, чтобы сформировать у ребенка активность в познании окружающего мира, решении познавательных задач, подготовить его к сознательному получению знаний. Для дошкольников характерно желании творить и на огромном развивающем эффекте оригами.

  Оригами оказывает большое влияние на развитие творческого воображения и восприятия.

  В самом начале работы ребенку приходится сосредотачиваться на прочтении схемы складывания. Эта работа направлена на развитие осмысленного визуального восприятия, которое связано с различными операциями мышления.

  Затем ребенок встречается с бумагой – включается тактильное восприятие.

  Готовая фигурка – это не точная копия животного, птицы или цветка, это образ. Но ребенок понимает, что перед ним кошка, рыбка, бабочка. Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир. Дети учатся не только складывать, но и сочинять.

  Занятие оригами является и своеобразной психотерапией, способной отвлечь от тревог: складывая из бумаги, ребенок поневоле концентрировать свое внимание на этом процессе. Оригами способствует стимуляции активности полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями рук.

  Направленность программы художественная. Данная программа направлена на развитие творческих способностей и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста путем ознакомления с искусством оригами. Занятия по оригами позволяют объединить такие виды художественной деятельности, как рисование и аппликация. Дети дорисовывают или доклеивают недостающие детали фигуркам - глаза, нос и т.д. Сделав рыбку – ребенок дорисовывает или вырезает аквариум, для парохода - море. Тем самым ребенок создает простые композиции, как подскажет его воображение.

  Уровень усвоения: общекультурный. Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания ФГОС ДО, инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Г. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. В дополнение к ней используется методическое пособие «Оригами в детском саду» Мусиенко С. И., Бутылктиной Г. В. (в соответствии с ФГОС ДО).

  Отличительные особенности программы: занятиями оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, действовать в соответствии с простейшими алгоритмами, работать со схемами, распознавать простейшие геометрические фигуры, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

  Адресат программы. Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста 6 – 7 лет.

    Ребенок 6 лет стремится познать себя и другого человека, начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 6-7 лет дошкольники осуществляют положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять более точный словарь для обозначения моральных понятий.

    В этом возрасте у детей формируется способность к саморегуляции. Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых понятий и норм. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако, соблюдение норм и правил в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

    В возрасте 6 -7 лет происходят изменения в представлении ребенка о себе; оценка и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре. Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, где были, что видели. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

    В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети пытаются контролировать действия друг друга, указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случае возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнерам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем. Вместе с тем, согласование действий, распределение ролей чаще всего возникает по ходу самой игры.

   К шести годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

   Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребенок хорошо знает основные цвета, имеет представление об оттенках, может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.

   Ребенок 6 - 7 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывать 20 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на фигуры; ориентируется на листе бумаги.

  Освоение времени еще несовершенно: неточная ориентация во временах года, днях недели.

  Внимание детей становится все более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 25-30 минут со взрослыми. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.

  Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. При этом, для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства, в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки.

  В 6 -7 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных схем (схем, чертежей и т.п.). к наглядно-образному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических схем выявить необходимые связи. Задания, которые можно решить без практических проблем, ребенок может решать и в уме.

  Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.

  Данная предметная область интегрируется по содержанию с другими образовательными областями:

Социально-коммуникативное развитие:

Рассматривание иллюстраций, дидактические игры, конкурсы

Познавательное развитие:

  • Изготовление макетов, панно, фигурок животных и птиц.
  • Ориентировка на листе бумаги, деление целого на части.

Речевое развитие:

Пересказ сказок, рассказов; составление сказок с использованием готовых фигур.

Основные виды организованной деятельности

        Образовательный процесс состоит из четырех видов деятельности:

  • Обучение теоретическим знаниям;
  • Коллективная работа – чтение схем, работа по показу;
  • Самостоятельное изготовление фигур;
  • Практическая отработка умений и навыков.

 Особенности организации образовательного процесса:

                 - Программа предназначена для детей подготовительной группы (6 – 7 лет). Группа комплектуется детьми на основании заявлений родителей и с учетом желания ребенка. Занимаются 25 детей.

                - Режим занятий: одно занятие в неделю, во вторую половину дня, с сентября по май включительно.

                - Реализация программы рассчитана на 1 год (35 часов).

      - Длительность занятий 30 – 35 минут, определяется на основании уровня освоения и содержания программы, а также с учетом возрастных особенностей обучающихся и требований СанПиН.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы:

Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Воспитательные:

  1. Воспитывать усидчивость, старательность, стремление к положительному результату.
  2. воспитывать эстетический вкус, умение украшать свою поделку, аккуратность при выполнении работ.

Развивающие:

  1. Развивать творческие способности, пространственно-образное мышление, фантазию.
  2. Способствовать развитию координации движений пальцев под контролем мозга.
  3. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, адекватно выражать и контролировать свое эмоциональное состояние

Обучающие:

  1. Дать детям первоначальный круг знаний, умений и навыков по технике оригами.
  2. Познакомить детей с историей бумагоделания.
  3. Учить детей читать и понимать схемы, понимать и выполнять словесные инструкции, понимать друг друга с помощью знаковой системы.
  4. Привлекать к изучению математики, развивать логическое мышление, знакомить со свойствами фигур и их элементами.

1.3. Содержание программы

Учебный план 2022 – 2023 года обучения

Основные темы, предусмотренный программой

Раздел

Количество занятий

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. История оригами.

1

1

0

Складывание базовых форм- заготовок

3

1

2

Изготовление поделок

30

5

25

Итоговое занятие. Презентация работ.

1

0

1

Итого:

35

7

28

Содержание учебного материала

Дата

Тема

Цель

Задачи

Методы и приемы

Сентябрь

1 неделя

Вводное занятие. Знакомство с историей возникнове-ния оригами.

Знакомство с искусством складывания фигурок из бумаги.

Познакомить с историей возникновения оригами; выявить уровень подготовленности детей к оригами; познакомить со свойствами бумаги; вызвать интерес к изготовлению поделок из бумаги.

Просмотр презентации, беседа, рассматрива-ние схем; д/и «Что это?».

2 неделя

Ветка рябины.

Знакомство с базовой формой «треугольник».

Познакомить с базовой формой; учить работать с квадратным листом бумаги; развивать мелкую моторику.

Беседа, показ.

3 неделя

Осенний лес.

Изготовление поделки с использованием знакомых форм.

Познакомить детей  как нужно совмещать стороны и фиксировать углы; учить разгибать внутренние уголки по схеме; развивать воображение, чувство формы и пропорции.

Беседа, показ, рассматрива-ние иллюстрации.

4 неделя

Ворона.

Закрепление знакомых базовых форм.

Упражнять детей в аккуратном складывании; развивать творческие способности; закреплять знания о графическом языке оригами.

Отгадывание загадки, беседа, показ.

Октябрь

1 неделя

Голубь.

Изготовление фигурки голубя с использованием схемы.

Закрепить базовую форму «треугольник»; закрепить знания о зимующих птицах; учить самостоятельно работать со схемой, соблюдая последователь-ность сборки.

Показ, беседа.

2 неделя

Белочка.

Изготовление фигурки белочки по схеме.

Закрепить знания о геометрических фигурах; развивать мелкую моторику рук; учить детей работать с квадратным листом бумаги; учить разгибать внутренние уголки по схеме.

Отгадывание загадки; показ; чтение схем.

3 неделя

Ежик.

Изготовление фигурки ежика.

Закрепить базовую форму «треугольник» на примере изготовления ежика; вызвать интерес к работе с бумагой.

Показ, беседа.

4 неделя

Медведь.

Знакомство со складкой «зигзаг».

Уточнить знания детей о том, как звери готовятся к зиме; воспитывать заботливое отношение к животным; закрепить умение выполнять складку зигзаг»; развивать стремление к доведению начатого дела до конца.

Отгадывание загадки, беседа; показ.

Ноябрь

1 неделя

Снегирь.

Изготовление фигурки голубя.

Упражнять в соединении двух цветов во время складывания; закрепить сгиб «от себя» и «на себя»; развивать чувство формы и пропорции; закреплять условное обозначение «долина», «переворот».

Отгадывание загадки, беседа, показ.

2 неделя

Деревья в инее.

Изготовление поделки с использованием условных обозначений.

Закрепить умение совмещать стороны и углы, фиксировать линии сгибов; развивать умение пользоваться символами, условными обозначениями; учить комбинировать детали; развивать конструктивные способности.

Отгадывание загадки, беседа, показ.

3 неделя

Птицы на ветке.

Знакомство с формой сгиба «двойной треугольник». Изготовление поделки.

Закрепить форму сгиба 2двойной треугольник»; упражнять в аккуратном наклеивании готовых форм; развивать стремление к самостоятельным действиям.

Беседа, показ.

4 неделя

Зайка беленький.

Знакомство с базовой формой «воздушный змей». Изготовление поделки.

Закрепить базовую форму «воздушный змей»; развивать мелкую моторику рук; закрепить практическими действиями знание графических символов.

Отгадывание загадки, показ.

Декабрь

1 неделя

Снеговик.

Изготовление поделки по схеме.

Учить разгибать внутренние уголки по схеме; учить самостоятельно пользоваться схемой сборки, соблюдая последовательность; развивать воображение, чувство формы и пропорции.

Отгадывание загадки, показ.

2 неделя

Новогодняя елка.

Изготовление готовых форм.

Закрепить форму сгиба «двойной треугольник»; упражнять в аккуратном наклеивании готовых форм; развивать стремление к самостоятельным действиям.

Отгадывание загадки, показ, беседа.

3 неделя

Новогодние украшения.

Изготовление новогодних украшений с использованием знакомых форм.

Продолжать учить детей совмещать стороны и углы, фиксировать линии сгиба; упражнять в аккуратном наклеивании готовых форм.

Беседа, показ.

4 неделя

Лисичка с челочкой.

Знакомство со сложными способами складывания бумаги. Изготовление поделки.

Закрепить умение выполнять складку «зигзаг»; учить сгибать мелкие детали; продолжать учить детей комбинировать детали.

Отгадывание загадки, показ.

Январь

1 неделя

Фотоаппарат

Чтение символов и условных обозначений. Изготовление поделки.

Закрепить умение совмещать стороны и углы, фиксировать линии сгиба; развивать умение пользоваться символами и условными обозначениями; продолжать учить комбинировать детали.

Показ, беседа.

2 неделя

Веселые человечки.

Изготовление поделки с использованием схем.

Продолжать формировать умение складывать фигуры из бумаги по образцу; продолжить учить детей самостоятельно пользоваться схемой сборки, соблюдая последователь-ность действий.

Отгадывание загадки, показ.

3 неделя

Рыбки в море.

Изготовление поделки со складыванием бумаги в разных направлениях.

Продолжать развивать умение складывать лист бумаги; закрепить умение аккуратно обращаться с ножницами; воспитывать художественный вкус, интерес к созданию композиции.

Отгадывание загадки, показ.

4 неделя

Краб.

Преобразование базовых форм. Изготовление поделки.

Продолжать учить работать с квадратом; закреплять приемы складывания; учить работать по линиям.

Отгадывание загадки, рассматривание картинки, показ.

Февраль

1 неделя

Панно «На море».

Знакомство предметной композицией.

Учить использовать базовую форму «двойной квадрат», «рыба»; учить делать предметную композицию; развивать воображение.

Чтение стихотворе-ния, показ.

2 неделя

Валентинка.

Изготовление подарка.

Расширять представления детей о праздниках; вызвать желание сделать подарок своими руками; воспитывать аккуратность; развивать творческие навыки, самостоятельность

Беседа, чтение стихотворе-ния, показ.

3 неделя

Парусник.

Изготовление поделки.

Воспитывать уважение к папам, дедушкам, как защитникам Отечества; вызвать желание сделать подарок; совершенствовать умение выполнять элемент «спираль»; учить составлять композиции, используя детали по цвету.

Беседа, показ.

4 неделя

Василек.

Изготовление поделки.

Продолжать учить детей выполнять складку «зигзаг»; продолжать учить комбинировать детали; упражнять в аккуратном наклеивании готовых форм.

Чтение стихотворе-ния, показ.

Март

1 неделя

Цветочная восьмерка.

Изготовление поделки.

Закрепить умение располагать детали в правильной последовательности; воспитывать самостоятель-ность, усидчивость

Беседа, показ.

2 неделя

Хризантемы.

Создание поделки с использованием нескольких базовых форм.

Продолжать учить детей совмещать несколько базовых форм («двойной треугольник», «зигзаг»); воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес с к созданию композиций.

Показ, беседа.

3 неделя

Коллектив-ная работа «Букет цветов».

Выполнение коллективной работы.

Учить создавать коллективную композицию; закреплять умения работать с бумагой в технике оригами; развивать у детей чувство цвета

Показ, беседа

4 неделя

Подснеж-ники.

Изготовление поделки.

Закрепить умение аккуратно пользоваться кисточкой и клеем; закреплять умение выполнять складку «молния»; продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по диагонали и наискосок.

Отгадывание загадки, показ.

Апрель

1 неделя

Космонавт.

Изготовление поделки.

Упражнять в аккуратном наклеивании готовых форм; продолжать учить сгибать лист квадратной формы по диагонали, сгибать углы треугольника наискосок; развивать творческое воображение, фантазию.

Отгадывание загадок, показ.

2 неделя

Ракета.

Изготовление поделки с комбинирова-нием деталей.

Учить комбинировать детали , сочетая детали по цвету; продолжать учить составлять композиции.

Чтение стихотворе-ния, показ, беседа.

3 неделя

Космос.

Изготовление поделки.

Совершенствовать умения и навыки при выполнении базовой формы «двойной треугольник»; вызвать у детей желание передавать красоту космического пространства.

Отгадывание загадки, показ.

4 неделя

Бабочки и птицы.

Изготовление поделки.

Закреплять умение располагать детали в правильной последовательности; воспитывать усидчивость.

Рассматри-вание иллюстраций, показ.

Май

1 неделя

Журавушка.

Изготовление поделки.

Закреплять умение изготавливать модели по схеме; учить украшать готовую работу; развивать творческое воображение, фантазию.

Беседа, рассматривание готовой работы, чтение стихотворения

2 неделя

Коллектив-ная работа «Весна в лесу».

Выполнение коллективной работы.

Упражнять в аккуратном наклеивании готовых форм; закреплять умение работать с бумагой в технике оригами.

Слушание музыки, показ.

3 неделя

Коллектив-ная работа «Лягушата в пруду».

Выполнение коллективной работы.

Развивать мелкую моторику; закрепить умение делать коллективную композицию; развивать воображение, творческие навыки.

Беседа, показ.

4 неделя

Итоговое занятие. Презентация

Составление выставки лучших работ. Самопрезентаци

Развивать навыки самоконтроля и самооценки; развивать творческое воображение.

Презентация.

1.4. Планируемые результаты освоения программы

Дети будут знать:

  • Основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • Названия, различать и применять в работе условные обозначения;
  • И называть правила складывания бумаги при выполнении оригами.

Дети будут уметь:

  • Ориентироваться на листе бумаги;
  • Изготавливать базовые формы и простые поделки по схеме и образцу;
  • Самостоятельно оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников.

Ожидаемый результат – ребенок, овладевший элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги, знакомый с основными геометрическими понятиями, принимающий умственную задачу и умеющий находить способы ее решения.

Раздел 2. Организационно-педагогические условия

  1. Условия реализации программы

  1. Материально-техническое обеспечение: наличие необходимого освещения, рабочих мест (столов), водоснабжения, магнитно-маркерная доска, ноутбук.

      Для проведения теоретических и практических работ по темам программы используются разнообразные инструменты и материалы:

- клей,

- ножницы,

- бумага белая,

- бумага разноцветная двусторонняя,

- набор цветных карандашей,

- набор фломастеров,

- клеенки,

- салфетки,

- картон.

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

- наглядные пособия, образцы работ,

- схемы поэтапного складывания,

- чертежи,

- методическая литература по технике оригами,

- стихи, загадки,

- фотографии,

- плакаты,

- видео, интернет-источники.

  1. Оценочные материалы и формы аттестации

          Форма аттестации – выставка. Проводится один раз в конце года. При оценивании учитываются:

  • Эстетика выполнения работы.
  • Аккуратность и сложность работы.

  1. Методические материалы

  Используемые методики, методы и приемы оригами как творческого конструирования в детском саду.

  Взаимодействие участников образовательных отношений:

Участниками образовательных отношений являются дети, родители, педагог.

  Работа с родителями:

  • Беседы;
  • Памятки;
  • Совместные занятия с детьми;
  • Выставки.

2.4. Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

35

Количество учебных дней

35

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

01.09.2022 – 31.12.20022

2 полугодие

09.01.2023 – 31.05.2023

Возраст детей, лет

6 -7 лет

Продолжительность занятия, час

30 минут

Режим занятий

1 раз в неделю

Годовая учебная нагрузка, час

35

Список литературы:

  1. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. «Айрис Пресс», 2005 г.
  2. Мусиенко С.И., Бутылктина Г.В. оригами в детском саду, 2010 г.
  3. Соколова С.В. оригами для дошкольников. «Детство-Пресс», 2004 г.
  4. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Фантазии оригами"

программа разработана для работы кружка оригами в подготовительной к школе группе...

Кружок «Бумажная фантазия» (оригами)

laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем ...

«Бумажная фантазия – Оригами »

Всестороннее познавательное и художественно-эстетическое развитие детей в процессе знакомство и овладения приемами складывания фигур из разных базовых форм оригами, в рамках конструирования из бумаги....

«Бумажная фантазия – Оригами »

Оригами – это способ создания и конструирования из бумажного квадрата разнообразных поделок и игрушек.Родина оригами – Япония.Искусство складывания бумаги зародилось в Стране Восходящего С...

План деятельности дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами) на 2021-2022 учебный год. (2 год обучения)

План деятельности дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами) на 2021-202...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами) 2 год обучения

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию  детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами)...

Отчёт о работе кружка «Бумажная фантазия» (оригами) в подготовительной группе.

Отчёт о работе кружка «Бумажная фантазия» (оригами)...