Художественное конструирование как средство развития творческой личности ребенка
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Статья посвящена значению художественного конструирования в развитии творческого потенциала дошкольника. Рассматриваются способы формирования креативного мышления, эстетического восприятия мира и способности создавать оригинальные художественно-конструкторские решения, способствующие всестороннему личностному росту ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konstruirovanie.docx15.65 КБ

Предварительный просмотр:

Художественное конструирование как средство развития творческой личности ребенка

Дошкольный период психического развития ребенка характеризуется освоением различных видов действий и деятельности. Особое место среди них занимает конструктивная деятельность детей, творческий и развивающий характер которой определяет ее ценность и важность для развития восприятия ребенка, его мышления, воображения, технических умений, моторики, а в дальнейшем – более сложных образований.

Конструирование как один из основных творческих и развивающих видов деятельности всегда находится в центре внимания педагогов и психологов, работающих с дошкольниками. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.

Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий. Все эти элементы намечаются в детском конструировании.

Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения – не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например бригадира, строителя, мастера и т. д. Поэтому конструктивную деятельность детей иногда называют и строительной игрой.

В дошкольной организации детей учат конструированию из игровых материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала. Вид материала определяет и вид конструирования. В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают виды конструктивной деятельности детей: техническое и художественное.

1. техническое конструирование: из строительных материалов, разных видов конструктора, робототехника;

2. художественное конструирование: из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; конструирование из природного материала. Возможно художественное конструирование и из деталей конструктора, которые позволяют развивать не только познавательные, но и художественные способности детей

Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное. В художественном конструировании дети не только и не столько отражают структуру объектов, сколько выражают свое отношение к ним, используя определенные средства (изобразительные и композиционные) для создания художественного образа.

В конструировании по художественному типу дети сначала овладевают действиями построения конкретного изображения, передающего структуру единичного объекта, затем обобщенного, схематически отображающего определенный класс предметов. Постепенно дети переходят к более точному и полному (по форме и составу элементов) конструированию характерных, выразительных изображений, согласуя свои действия со смыслом изображаемого эпизода.

Художественное конструирование – это не только моделирование структуры конструируемого объекта, но и создание художественного образа.

Данный тип конструирования включает в себя два компонента действий: моделирующий (создание схематического, обобщенного образа) и выразительный, эстетический компонент действия (субъективное освоение действительности – эстетические вкусы, оценки, переживания, идеалы людей).

Создание композиций из различных материалов – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления.

2. Методики обучения детей художественному конструированию

Процесс обучения детей художественному конструированию строится с учетом особенностей развития конструктивной деятельности и включает в себя три основных направления.

1. Развитие познавательных и творческих способностей детей.

2. Развитие художественных способностей.

3. Развитие собственно конструктивных способностей, совершенствование технических умений и навыков работы с деталями конструктора.

Вводить ребенка в мир художественного конструирования можно с 2 – 3 лет. Это предполагает одновременное развитие познавательных, творческих, художественных и технических способностей с помощью сенсорных модельных и символических средств. Логику конструктивной деятельности ребенок «открывает» вместе с взрослым на занятиях в подгруппе сверстников (раз в неделю) в процессе экспериментирования, моделирования и художественного конструирования.

Конструктивная деятельность младших дошкольников проходит путь от игрового манипулирования и условного использования материала к функциональному его применению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лего-конструирование как средство развития творческой личности в дошкольном возрасте

“Лего- конструирование как средство развития творческой личности вдошкольном возрасте» Актуальность Лего-технология – средство развивающего обучения, стимулирует познавательную д...

Презентация "Лего - конструирование как средство развития творческой личности в дошкольном возрасте"

Представляю вашему вниманию презентацию по лего - конструированию, в которой подробно отражены этапы работы с Лего материалами....

LEGO-конструирование как средство развития творческой личности

Детство - важнейший период человеческой жизни. Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске н...

опыт работы «Лего–конструирование как средство развития творческой личности в дошкольном возрасте».

В настоящее время актуальна проблема выбора такой игрушки, которая помогала бы детям фантазировать, раскрывать свои творческие способности, мышление, логику.  Самое главное, предоставить детям во...

«LEGO-конструирование как средство развития творческой личности в дошкольном возрасте»

Цель: создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.Задачи:Создать педагогические условия, способствующие интег...