ОТ ИЗОЛЯЦИИ К ИНКЛЮЗИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
материал по коррекционной педагогике

Ряснянская Оксана Ивановна

Интеграция – это процесс, в ходе которого особый ребенок адаптируется к обществу, а общество делает необходимые шаги для того, чтобы приспособиться к особому ребенку.

В нашем дошкольном учреждении накоплен опыт различных видов включения.

 На фоне специальных коррекционных занятий командная работа дефектолога, логопеда, психолога, педагогов дополнительного образования, медицинских работников позволяет достаточно успешно включать ребенка с особыми потребностями почти во все занятия и режимные моменты, проводимые педагогами групп.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ot_izolyatsii_k_inklyuzii.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

ОТ ИЗОЛЯЦИИ К ИНКЛЮЗИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Учитель-дефектолог Ряснянская О.И.

Интеграция – это процесс, в ходе которого особый ребенок адаптируется к обществу, а общество делает необходимые шаги для того, чтобы приспособиться к особому ребенку.

В нашем дошкольном учреждении накоплен опыт различных видов включения.

 На фоне специальных коррекционных занятий командная работа дефектолога, логопеда, психолога, педагогов дополнительного образования, медицинских работников позволяет достаточно успешно включать ребенка с особыми потребностями почти во все занятия и режимные моменты, проводимые педагогами групп.

В трудных случаях (например, выраженный негативизм общения или агрессивность) ребенок с особыми потребностями постоянно находится под присмотром дефектолога и в адаптационный период пребывает в группе только во время основных режимных моментов (умывание, прогулка). С ним индивидуально отрабатываются правила поведения в коллективе, а затем ребенок постепенно вводится в группу детей.

Первый этап самый трудный и самый важный. Главное в этот период — помочь детям привыкнуть к новой жизненной ситуации, наладить контакт со взрослыми и друг с другом. На этом этапе они знакомятся с новыми понятиями: детский сад, группа, воспитатель и т.д. Все дается детям с трудом. Многие из них выполняют задания только за поощрение (конфеты, любимая игрушка). Налаживание контакта в различных видах совместной деятельности— на этом пути педагог приспосабливается к ребенку, чтобы потом тот приспособился к педагогу и начал с нам взаимодействовать.

Этот период требует очень много такта и педагогического терпения и не должен ограничиваться временем. Главное сейчас — не спешить.

Очень важна на этом этапе речь педагога. Она должна быть немногословной и быть скорее похожей на четкую инструкцию: «Достань, положи, открой...», так как многословие «уводит» детей: они перестают понимать происходящее, «уходят в себя». У многих диагноз – алалия, дети не только не могут говорить, но и не понимают смысла обращенной к ним речи. Каждая «инструкция» педагога обязательно должна быть подкреплена зрительно.

Важно с самого начала понять проблемы ребенка, его страхи, причины изменения поведения, чтобы позже помочь ему справиться с этими проблемами. Задача педагога на этом этапе — помочь ребенку почувствовать уверенность в себе, вызвать интерес к занятием.

Дети с особыми потребностями отличаются от сверстников с нормально протекающим развитием тем, что они сильнее зависят от окружающих (например, дети, которые не могут самостоятельно есть, должны быть кем-то накормлены). Наша работа с такими детьми, заключается в том, чтобы обучить их навыкам самообслуживания. Помочь им не зависеть от окружающих людей.

У многих детей процесс обучения идет успешнее в среде нормально развивающихся сверстников, подражая им, такие дети обогащают свой жизненный опыт. Необходимо учитывать, что это двусторонний процесс и обычные дети учатся принимать особых детей в свой коллектив, понимать, что все люди разные, но все заслуживают внимания, любви и уважения.

Основной образовательно-воспитательной программой, реализуемой в нашем детском саду, является типовая программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева. Кроме этого используются и методические рекомендации для коррекционных дошкольных учреждений, Работа над присвоением социокультурных ценностей и обучение социальным навыкам является важнейшей частью обучающих программ для каждого ребенка сначала занятий для подготовки к независимой жизни. Прежде сем произойдет такой переход как сам ребенок так и окружающее его общество должны быть подготовлены к такому переходу. После выпуска из детского сада многие наши воспитанники продолжают обучение в коррекционных  и общеобразовательных школах. А некоторые дети, к большому нашему сожалению, остаются дома, без специальной помощи они постепенно забывают все то, чему научились и опять замыкаются в себе и отдаляются от общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...