Нейроподход в практике коррекционного педагога
статья по коррекционной педагогике

Коваленко Ольга Юрьевна

Нейропсихологический подход - это патогенетически обоснованный комплексный подход к междисциплинарной, комплексной коррекции нарушений  и проведению восстановительных мероприятий с детьми с ОВЗ.

Целью педагога в сотрудничестве с психологом, учителем-логопедом становится прояснить то, какие функции остались сохранными, компенсаторными, а какие были утрачены ребенком или не имели своего формирования вовсе и создать адекватную развивающую среду на раннем и последующих этапах результативного коррекционного воздействия.С помощью специального комплекса двигательных и дыхательных упражнений ребёнок обучается чувствовать своё тело, контролировать свои движения, вовремя начинать и прекращать их, двигаться плавно и чётко. Применение такой системы с нейрокоррекционным воздействием, может оказать положительное влияние на сформированность мозговых процессов детей ОВЗ, при условии правильной организации этой технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Нейропсихологический подход22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихологический подход – инновационная технология в практике коррекционного педагога

Это патогенетически обоснованный комплексный подход к междисциплинарной, комплексной коррекции нарушений  и проведению восстановительных мероприятий с детьми с ОВЗ. Педагогу, работающему с детьми ОВЗ, важно придерживаться нейропсихологического подхода как условия здоровьесбережения таких детей. Применение такой системы с нейрокоррекционным воздействием, может оказать положительное влияние на сформированность мозговых процессов детей ОВЗ, при условии правильной организации этой технологии. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем психическом развитии. Нейропсихологический подход основан на замещающем онтогенезе (А. В. Семенович), а также на теории развития ВПФ Л. С. Выготского, учении А. Р. Лурия о 3-х функциональных блоках мозга, теории нейропсихологической реабилитации Цветковой Л. С. Т. е. если у ребенка возникли и проявляются патологические симптомы в движениях, речи, в общем психическом развитии, следовательно, на определенном этапе его развития воздействовали патогенные факторы, приведшие к такому состоянию. Задачей педагога в сотрудничестве с психологом, учителем-логопедом становится прояснить то, какие функции остались сохранными, компенсаторными, а какие были утрачены ребенком или не имели своего формирования вовсе и создать адекватную развивающую среду на раннем и последующих этапах результативного коррекционного воздействия. С помощью специального комплекса двигательных и дыхательных упражнений ребёнок обучается чувствовать своё тело, контролировать свои движения, вовремя начинать и прекращать их, двигаться плавно и чётко. В своей работе я использую нейропсихологический подход, позволяющий без использования медикаментов, помочь детям при разных видах нарушений.

С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:

1. Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.

2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)

3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног.

4. Развивается слуховое и зрительное внимание.

5. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и др.

Единство мозга складывается из согласованной деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Благодаря межполушарным взаимодействиям осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Для мозга ребенка любое движение отзывается образованием каскада нейронных связей между полушариями, отделами мозга. Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь. Облегчается процесс обучения чтению и письму. По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение (вижу, слышу, чувствую).

Нейроигры на развитие пространственных представлений

  • «Робот» Цель игры – выполнять команды ведущего. Он говорит последовательность действий, например, правую руку вверх, правой ногой шаг назад, поворот налево, присед на левую ногу и так далее. Важно говорить чётко и последовательно, чтобы малыш успел усвоить информацию и не запутался. Позже ребёнок хорошо запомнит, где какая сторона и будет выполнять действия быстрее и без ошибок. Тогда можно будет постепенно усложнять упражнение, подключив наклоны, повороты головы, взмахи и другое.
  • «Путаница» Усложнённый вариант игры «Робот». Ведущий говорит, какое действие необходимо выполнить, но сам при этом делает что-то другое. Например, нужно положить правую руку на бок, но он поднимает левую руку. Задача ребёнка – не попасться на уловки ведущего, а внимательно послушать, что он говорит, и сделать всё правильно. Такое упражнение отлично улучшает концентрацию.
  • «Вода-земля» Эту игру можно проводить как для одного ребёнка, так и для целой компании. Сделайте «берег». Это может быть верёвка, плинтус, край ковра, пледа или любая другая вещь, которая обозначит границу. Игроки встают на «землю». Ведущий говорит: «вода», дети должны прыгать на другую сторону. «Берег» – все возвращаются на землю. Сначала потренируйтесь, посмотрите, чтобы все дети поняли, что от них требуется, а затем переходите к основной части. Ведущий может прыгать вместе с участниками, командуя: «вода», «земля», «вода», «земля». Когда ребята привыкнут к этой последовательности, измените её: «вода», «земля», «земля», «вода». На такую уловку, как правило, попадаются те ребята, у которых есть трудности с переключением внимания. Они привыкли действовать по старой схеме и делают это автоматически. Если ребёнку сложно переключаться моментально, то можно предложить ему проговаривать действия вслух. Речь поможет сосредоточиться.

Нейропсихологические упражнения:

Самомассаж

  • «Обезьянки моют голову». Детям в определенный момент игры-сказки предлагается представить, что они обезьянки, которые собрались пойти в гости, но неожиданно заметили, что сильно испачкались, так что теперь задача помыться. Ведущий предлагает «помыть голову» и демонстрирует, как это делать: слегка согнув пальцы в суставах, расположить их сначала в лобной части головы (при этом сообщает, что будем «мыть лоб») и начать массировать круговыми движениями. Дети повторяют действия ведущего и все вместе приговаривают, например: «моем-моем трубочиста, чисто- чисто, чисто-чисто». Потом опять, вслед за ведущим и его комментарием: «а теперь затылок» — перемещают руки и продолжают массаж и стишок: «будет-будет трубочист чист-чист, чист-чист». Далее пальцы перемещаются на макушку и височную область. Все действия желательно сопровождать стихами или порядковым счетом, так как это позволяет детям лучше сосредоточить внимание и действовать в определенном ритме.
  • «Идем в гости». Самомассаж ушных раковин: «идем в гости к слону» — ушки тянем вниз, «к зайке» — ушки тянем вверх, «к чебурашке» — ушки в стороны. Все действия опять же стоит сопровождать соответствующими стихами или песнями и движениями. Например, когда «идем в гости к слону», приговариваем: «головой качает слон, он слонихе шлет поклон». При этом голова покачивается вверх-вниз, для зайки подходит стихотворение «Зайку бросила хозяйка», а для чебурашки — соответствующая песня из мультфильма.
  • Игра с ежиками. В этой игре используются специальные массажные шарики с шипами. Ребенку предлагается погладить «ежика», покатать его между рук, покатать его поочередно по полу правой ладошкой, левой, правой ступней, левой, поднять «ежика», зажав между ступнями, и положить в корзинку.

Упражнения на развитие, укрепление мышц руки и межполушарного взаимодействия:

  • «Червячки». Растопырить пальчики обеих рук и пошевелить ими, изображая червячков.
  • «Пальчики здороваются». Ладони соединяются таким образом, чтобы каждый палец правой руки был соединен с соответствующим пальцем левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т. д.). Затем каждая пара пальцев несколько раз рассоединяется и соединяется со словами «привет-привет». Остальные пальцы в это время сомкнуты.
  • «Червячок в яблочке» Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем:

Червяк дорогу сверху вниз

В огромном яблоке прогрыз.

  • «Стрелялки». Все пальцы сжаты в кулаки, работают только указательные (как бы нажимают на курок), ребенок приговаривает: «пиф-паф».
  • «Зайка шевелит ушками». Все пальцы сжаты в кулаки, указательный и средний — прямые (ушки зайчика). Показать, как зайка шевелит ушками, и приговаривать: «ой-ой» (зайчик прячется от охотника).
  • Игра «Класс – заяц». Ребенок левой рукой показывает «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

Релаксационные упражнения

«Ковер-самолет». Дети ложатся на коврики, и ведущий предлагает обычные коврики превратить в ковры-самолеты. Для этого, говорит он, «нужно подуть волшебным воздухом. Закрываем глаза и представляем, что вдыхаем обычный прозрачный прохладный воздух (ведущий сам делает шумный вдох), а дуем волшебным (ведущий с шумом дует). Волшебный воздух теплый, разноцветный, переливается всеми цветами радуги. Теперь дышим как обычно, а коврики превращаются в летающие, поднимаются тихонечко над полом, вылетают в открытое окошко, а потом поднимаются над городом. Ветерок нежно обдувает наши тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется на волшебной полянке (у моря, в Диснейленде…)».

Нейродорожки и работа с ритмами. 

Прохождение дорожки из разных элементов и прохлопывание ритмов по образцу. Развивает не только чувство ритма, но и умение повторять последовательность движений. Очень полезно для внимания и памяти. Можно использовать при запуске речи, где каждое движение соответствует словам: тук, хлоп, топ. Взрослый показывает или рассказывает порядок прохождения дорожки, ребёнок повторяет последовательность движений.

Нейроковёр 

Он предназначен для развития кинетического фактора, зрительно-пространственного фактора, фактора программирования, регуляции и контроля (Автор технологии – Поневежская Т.Ю., доцент ИППиП, детский нейропсихолог). Цель нейроковра – активизация операционального уровня психической деятельности и уровня программирования, регуляции и контроля.

Работа с нейроковром решает задачи:

1.Создавать эмоционально положительное настроение и интерес.

2.Развивать пространственную ориентировку, зрительную память, ощущение тела, восприятие, наглядно-действенное и образное мышление, внимание, воображение.

3.Формировать и активизировать словарный запас детей.

4.Развивать связную речь.

Игры с мячами (теннисными) или кинезомешочками:

Игры с мячом активируют весь организм: развивают ориентировку в пространстве глазомер, координацию, регулируют силу и точность броска, осанку, смекалку, способствуют общей двигательной активности, развивая ловкость, быстроту реакции, моторику рук, которая имеет особое значение для развития функций мозга ребенка, развития речи. И.п.: дети сидят на стуле или в позе по-турецки, сначала учатся работать самостоятельно, затем в парах; руки с мячом на коленях. Движения происходят под счет: 1 – положил мяч, 2 – вернул руку в и.п. на колено. Порядок движений от простого к сложному:

-перекладывание (перекатывание) из правой руки в левую и наоборот;

-передача соседу и наоборот, сначала себе затем соседу;  

-перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая), прямые затем перекрёстные движения.

Также я использую такой нейротренажер, как нейроскакалка, развивающий межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создает новые нейронные связи в головном мозге. Тренажер развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме (прыгай и хлопай в ладоши; прыгай, хлопай, называй цветы). При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.

Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развития интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с ОВЗ.

Список литературы:

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили. – М. : 2001.

2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2005.

3. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003.

4. Конева Е. А., Рудаметова Н. А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. — Новосибирск, 2008.

5. Станиславская, К. С. Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья / К. С. Станиславская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394). — С. 319-321. — URL: https://moluch.ru/archive/394/87215/ (дата обращения: 23.05.2023).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный подход к использованию диафильмов в практике коррекционной работы по подготовке к овладению связной речью у дошкольников с задержкой психического развития

Очень трогательная, добрая сказка, как в потерянной рукавичке зимовали звери, пока хозяин не вернулся за пропажей....

Практика коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в ДОУ

Приоритетная цель реализуемой учителем-дефектологом коррекционно-развивающей работы c детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: формирование навыков самостоятельной целенаправленной деятел...

Опыт использования методики Т.А. Ткаченко по формированию фонематических процессов в практике коррекционной логопедической работы

Материал представляет собой консультацию для учителей-логопедов, в котором отражен практический опыт применения зрительных символов звуков речи по методике Т.А.Ткаченко...

Проект «В сказки играем- речь развиваем» Разработка и внедрение в практику коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда мультимедийных логопедических сказок

Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности, так как с раннего детства он включен в видео среду. В связи с чем, разработка альтернативной комплекс...

Консультация для педагогов «Использование ИКТ в практике работы педагога ДОУ»

Консультация для педагогов «Использование ИКТ в практике работы педагога ДОУ»В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационн...

Жестокое обращение с детьми - профилактика и практика коррекционной работы

Психопрофилактическая и коррекционная работа по предотвращению жестокого обращения с детьми...

Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: "Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога"

Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: "Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога"...