Ковер нейропсихолога в ДОУ
статья по коррекционной педагогике

Коваленко Ольга Юрьевна

Ковер нейропсихолога предназначен для развития кинетического фактора, зрительно-пространственного фактора, фактора программирования, регуляции и контроля (Автор технологии – Поневежская Т.Ю., доцент ИППиП, детский нейропсихолог).Я использую нейроковер в занятиях по психомоторной коррекции с детьми с ОВЗ, развивая телесную моторику в когнитивных упражнениях, коммуникативных играх, тем самым создаю предпосылки для становления, казалось бы, таких далеких от этого процессов, как речь и даже мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Нейроковер в ДОУ641.85 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ковра нейропсихолога в работе с детьми с ОВЗ (ТНР)

Ковер нейропсихолога предназначен для развития кинетического фактора,
зрительно-пространственного фактора, фактора программирования, регуляции и
контроля (Автор технологии – Поневежская Т.Ю., доцент ИППиП, детский нейропсихолог). Цель нейроковра – активизация операционального уровня психической деятельности и уровня программирования, регуляции и контроля. 

Работа с нейроковром решает задачи:

1.Создавать эмоционально положительное настроение и интерес.

2.Развивать пространственную ориентировку, зрительную память, ощущение тела, восприятие, наглядно-действенное и образное мышление, внимание, воображение.

3.Формировать и активизировать словарный запас детей.

4.Развивать связную речь.

Кинетический фактор обеспечивает такие составляющие психической деятельности, как возможность перехода от одного элемента к другому при выполнении различных действий, основанных на реализации цепи последовательно сменяющих друг друга «шагов».

Общие симптомы несформированности кинетического фактора:

  • элементы движения выполняются изолированно;
  • двигательный цикл характеризуется прерывистостью, затрудняется
    быстрая и плавная смена включенных в движение компонентов;
  • возникают своеобразные застревания на каком-либо фрагменте
    движения с его повторным или неоднократным повторением
    (персеверации.)

Я использую нейроковер в занятиях по психомоторной коррекции с детьми с ОВЗ, развивая телесную моторику в когнитивных упражнениях, коммуникативных играх, тем самым создаю предпосылки для становления, казалось бы, таких далеких от этого процессов, как речь и даже мышление. В онтогенезе развитие психомоторики намного опережает формирование речи и мышления, составляя базис для их становления. Вот почему коррекционная работа должна быть направлена «снизу-вверх» (от движения к мышлению), а не наоборот.

Задание 1. «Ленточки». Под заданный удар метронома ребенок шагает по ленточкам в произвольном или заданном взрослым порядке. Например, сначала по
вертикальной, потом по горизонтальной, а потом опять по вертикальной ленточкам, т.е. буквой «П». При этом на каждый удар метронома ребенок должен одновременно сделать шаг, хлопнуть один раз в ладоши и сказать: «Раз». На следующий шаг он должен хлопнуть один раз в ладоши и сказать: «Два». На третий шаг он должен одновременно хлопнуть в ладоши и сказать: «Раз» и т.д. При ходьбе пятка одной ноги должна вставать впритык к пальцам другой ноги.

Разные варианты задания: Упражнение выполняется так же, как и упражнение 1, но ребенок на слово: «Раз» хлопает в ладоши два раза, на слово: «Два» - один раз.

Задание 2. «Кенгуру 1». Все задания данного уровня объединяет то, что ребенок должен прыгать либо только в клетки, либо только на ленточки, либо и в клетки, и на
ленточки по определенной программе.

Разные варианты задания:

2.1 На метрономе устанавливается звонок с определенной частотой, например, на каждый третий удар звенит звонок – «Дзынь». Ребенок должен прыгать в каждую клетку так же, как и в задании 2.1, но очередной прыжок он должен сделать только на звонок метронома – «Дзынь», а на простые удары метронома ребенок должен стоять на месте, т.е. в клетке, в которую он до этого прыгнул.

2.2 Ребенок прыгает двумя ногами под удар метронома с заданной частотой по следующей схеме (рис.5): сначала ребенок прыгает в середину первой клетки двумя
ногами вместе, далее на ленточки, которые окружают клетку 2 (левая нога на красную
ленточку, а правая нога на голубую ленточку), далее двумя ногами в клетку 3, потом
на ленточки, которые окружают клетку 4 (левая нога на розовую ленточку, а правая
нога на желтую ленточку) и т.д. до конца ковра.

Зрительно-пространственный фактор отвечает за восприятие и переработку
пространственных характеристик и пространственных отношений. Пространственная организация мира представлена человеку в четырёх основных
составляющих:

  • Схема тела;
  • Реальное пространство окружающей среды;
  • Квазипространство (пространство речи и языка);
  • Межличностное пространство субъекта.

С помощью упражнений и заданий, выполняемых на данном ковре, можно
сформировать как пространственную целостность, т.е. возможность целостного
анализа собственного тела и пространства окружающего его, так и реальное
пространство. Выполнять описанные ниже задания необходимо после детальной
отработки схемы тела.

Задание 1. Робот. Ведущий сообщает ребенку, что он будет роботом, а взрослый - его
пультом управления. Ребенок встает около ковра, а ведущий дает команды роботу: «Робот! Прыгни два раза вперед, три раза влево, мяукни». Ребенок, предварительно
повторив задание вслух, начинает выполнять задание. При выполнении этого задания
необходимо маркировать левую или правую руку (ленточка, часы, кольцо). Маркировка руки нужна для опоры ребенка в ориентации на ковре. На первых этапах
работы ребенок, прыгая в разные стороны по клеткам согласно заданию, должен
считать вслух свои прыжки, позже – про себя. Кроме того, на первых этапах задания
должны быть короткими, например, прыгни два раза вверх, два вперед, мяукни! На
следующих этапах постепенно увеличиваем объем задания. Например, прыгни один
раз вверх, присядь два раза, прыгни четыре раза назад и т.п.

Задание 2. «Сломанный робот». Это задание выполняется так же, как задание 1, но
робот выполняет задания наоборот. Например, взрослый говорит: «Прыгни вправо», а ребенок прыгает влево.

Задание 3. «Кто где находится». Ребенок встает на клетку, которая располагается на середине ковра, а взрослый размещает в других клетках ковра игрушки (машинку, медвежонка, кубик и т.п.). Далее взрослый просит ребенка закрыть глаза и закружиться на месте, по команде СТОП ребенок останавливается, открывает глаза, а взрослый спрашивает, какие игрушки расположены справа от ребенка (слева, позади, впереди).

C:\Моя работа\Фото занятия\Нейроковёр\WhatsApp Image 2023-05-22 at 11.35.11.jpegЗадание 4. «Магазин». Взрослый располагает в каждой клетке квадрата игрушечные продукты (морковь, картофель, яблоко, лимон и т.п.) Вместо игрушек можно
положить картинки. Далее взрослый сообщает ребенку, что он пришел в магазин и должен положить в сумку (корзинку и т.п.) определенные продукты. Взрослый даёт следующие команды ребенку: «Положи в корзину продукт, который лежит левее от моркови; правее от яблока; над лимоном и т.п.».

Задание 5. «Лабиринт». Взрослый с опорой на схемы (приложение 4) раскладывает на ковре буквы А, Б и кегли (кочки, игрушки, одноразовые тарелки и т.п.) в определенных клетках. Задача ребенка - от клетки А допрыгать до клетки Б, при этом прыгать можно на соседние клетки вперед, назад, вправо, влево, а по диагонали и в клетки, где стоят кегли, прыгать нельзя. В начале выполнения задания важно не допустить метод «Проб и ошибок». Взрослый обращает внимание на конечную клетку, где лежит буква Б и обучает ребенка ориентировочно-исследовательской деятельности.

Задание 6. «Кенгуру - 2». Взрослый предварительно раскладывает над каждым
столбиком ковра буквы и около каждой строчки цифры. Далее ребенку сообщается, что он будет сейчас прыгать, как кенгуру в заданные клетки. Ребенок стоит за ковром, а взрослый ему сообщает: «Кенгуру должен прыгнуть в клетку А3, Б3, В4 и т п.». Ребенок прыгает в заданные клетки.

А Б В Г Д

1 2 3 4 5


Разные варианты задания: «Кенгуру - 3». Взрослый предварительно раскладывает над каждым столбиком ковра буквы и около каждой строчки цифры.
Далее ребенку сообщается, что он будет сейчас прыгать, как кенгуру в заданные
клетки. Ребенок стоит за ковром, а взрослый ему сообщает: «Кенгуру должен
прыгнуть в клетку, которая находится справа от А3, под Б3, над В4, между Б4 и Г4 и т.
п.». Ребенок прыгает в заданные клетки.

Список литературы:

  1. Поневежская Т.Ю. Ковер нейропсихолога, 2020г. – 43 с.
  2. Лурия А.Р – Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы и методы коррекции речи детей по нейропсихологии.

Тип: подгрупповая логопедическая непосредственно образовательная деятельность в старшей группе Тема: « Прогулка по осеннему лесу » Обучающие задачи НОД: • Систематизировать знания детей об осенн...

Нейропсихология в логопедии

Зачем логопеду знания по нейропсихологии....

Из опыта работы. Программа "Нейропсихология для дошколят"

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается среди детей «массовых» учреждений. Объективные клинические ...

Как развивать саморегуляцию у детей старшего дошкольного возраста: советы нейропсихолога

Информация предназначена для воспитателй подготовительной и старшей групп детского сада. Некоторые из приведенных игр можно использовать на занятиях воспитаталей с группой с целью развития умения регу...

презентация " Использование элементов нейропсихологии в логопедии"

Представлен материал  по использованию элементов нейропсихологии  при работе логопеда с детьми, имеющими ТНР....