Консультация на тему: "Девять правил при обучении графическим умениям дошкольников с особыми образовательными потребностями"
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)

Повалюхина Инна Алексеевна

При формировании у дошкольников с особыми образовательными потребностями графических умений необходимо вести работу сразу в нескольких направлениях, решая следующие коррекционные задачи: развивать мотивацию деятельности и познавательную активность, развивать дифференцированное восприятие формы, величины и цвета, развивать внимание, память, мышление, воображение и речь, формировать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать. А также решать специфические задачи: развивать ручную моторику, развивать зрительно-моторную координацию, развивать оптико-пространственное восприятие. При обучении дошкольников графическим умениям необходимо соблюдать девять правил. Графические задания должны стать составной частью любого коррекционно-развивающего занятия, которое проводит педагог. В дальнейшем первоначальный навык закрепляется в процессе других видов деятельности и самостоятельной деятельности ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Девять правил при обучении графическим умениям дошкольников с особыми образовательными потребностями

При обучении графическим умениям дошкольников с ОВЗ рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. Ребенок может приступить к выполнению графического задания только после того, как у него сформируется положительное эмоциональное отношение к деятельности и взрослый (педагог или родитель) будет в этом абсолютно уверен. Положительная мотивация достигается созданием игровой мотивации деятельности, когда ребенок хочет кому-то помочь, стать самым умелым и смелым и прочее.
  2. Перед выполнением графического упражнения необходимо провести пальчиковую гимнастику и упражнения для активизации внимания.
  3. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы ребенок соблюдал правильную позу, сидя за столом, положение рук, правильный захват карандаша. На начальных этапах при формировании правильного захвата у детей с низким или повышенным мышечным тонусом рекомендуется использовать «помощника» - резиновая трубочка треугольного сечения, которая надевается на карандаш. Применение «помощника» не должно быть продолжительным.
  4. При выполнении графического задания необходимо следить за правильным движением руки, кисти и пальцев. Изображение тех или иных линий и фигур, изменение их размера, требует разного положения руки и разной организации движений. Так, при изображении вертикальной линии рука движется в вертикальной плоскости (сверху вниз, снизу вверх), кисть – справа от линии (у праворуких). При изображении горизонтальной линии рука движется в горизонтальной плоскости (слева направо, справа налево), кисть снизу от линии. При изображении круга диаметром 10-15 см необходимо включение локтезапястного сустава. При изображении круга диаметром около 1 см – только – пальцев.
  5. Ребенок должен выполнять серию однотипных (с графической точки зрения) упражнений.
  6. Выдержать длительность графического упражнения 3-4 минуты. Такие упражнения, как раскрашивание рисунка следует выполнять в свободное время от занятий или включать в задание по закреплению графических навыков дома в выходные дни.
  7. При индивидуальной работе с детьми с низкими графическими возможностями и отказными реакциями работа строится по принципу «взрослый+ребенок», когда взрослый создает игровую ситуацию, выполняя более сложную работу, а ребенок – более простую.
  8. Необходимо соблюдать определенную последовательность действий при формировании нового графического навыка. Так, для формирования правильных движений руки при изображении горизонтальных линий, необходимо выполнить следующие действия с использованием игрового макета и стимульного листа:

Исходное положение. Ребенок и взрослый сидят за столом. При необходимости ребенка можно посадить на колени. На столе из кирпичиков мелкого строительного конструктора выложена прямая дорожка. Дорожка должна быть не шире 4-5 см и возвышаться над поверхностью стола на 1-2 см. У ребенка в руках маленькая машинка (2-4см).

Мотивация. Взрослый предлагает ребенку стать умелым водителем и провести машинку по узкой дорожке. Машина не должна соскальзывать с дорожки, иначе она разобьется.

Пассивные движения. Взрослый держит руку ребенка чуть ниже локтевого сустава и направляет ее движение по дорожке, плавно передвигая руку в горизонтальной плоскости, комментируя действия: машина едет слева направо, а рука следует за машиной. Действия выполняются 3-4 раза. Пассивные движения способствуют развитию мышечно-суставного чувства.

Имитационные движения в воздухе. Взрослый убирает дорожку и машинку. Предлагает нарисовать дорожку. Далее дает ребенку в руки карандаш (мел, фломастер). Проверяет правильность его захвата. Просит ребенка показать, как он будет рисовать дорожку. При необходимости показывает ребенку.

Самостоятельное выполнение графического упражнения (мелом на доске; водным маркером на прозрачной пленке). Ошибки и неточности, возникшие при выполнении упражнения могут быть легко исправлены с помощью влажной салфетки. При необходимости используется прием «рука в руке».

Самостоятельное выполнение графического упражнения карандашом на стимульном листе. Взрослый наблюдает за выполнением задания, не вмешиваясь. Допустима стимуляция и одобрение деятельности.

Беседа по результатам работы. Беседа носит игровой характер.

По мере развития графических умений некоторые этапы постепенно сворачиваются. Решение о свертывании отдельных этапов принимает учитель-дефектолог на основании анализа результатов детских достижений.

  1. После выполнения графического задания необходимо встать из-за стола и провести двигательную разминку или релаксационное упражнение.

Обучение строится поэтапно. Прохождение всех этапов является обязательным условием для всех детей, т.к только в этом случае обеспечивается системность усвоения знаний и навыков. Использование приобретенных графических умений должны закрепляться в новых более сложных графических заданиях, развиваться в изобразительной деятельности, а также в свободной деятельности ребенка в детском саду и дома.

Литература

  1. Касицына М.А. Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР / М.А. Касицына. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 64с.
  2. Кузнецова Г.В. Коррекционно-развивающие занятия по обучению графическим навыкам детей 5-7 лет с проблемами в развитии средствами изодеятельности. – М.: ГНОМ и Д, 2002
  3. Тригер Р.Д. Я учусь писать / Р.Д. Тригер, Е.В. Владимирова, Т.А. Мещерякова. – М.: Ассоциация XXI век, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОУ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИИ, РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

В статье представлен опыт по организации совместной деятельности дефектолога и родителей детей с ОВЗ....

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Одной из инновационных форм работы по коррекции речи дошкольников является проект «Организация логообразовательной среды для родителей ДОУ»....

План практикума - тренинга для родителей «Сенсорное развитие дошкольников с особыми образовательными потребностями в условиях семьи»

План практикума - тренинга для родителей«Сенсорное развитие дошкольниковс особыми образовательными потребностями в условиях семьи»...

«О роли социальной среды в реализации интегрированного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями»

            Наиболее адекватными условиями для про­ведения целенаправленной работы в условиях интегрированной модели обучения детей с от­клонениями в развитии на с...

Коррекционная работа по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с особыми образовательными потребностями в реализации ФГОС

Формирование элементарных математических представлений ребенка- дошкольника  с особыми образовательными потребностями в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий , в кото...

Создание специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями

В статье рассматривается алгоритм сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации...

Статья "Обучение и социализация детей с особыми образовательными потребностями в условиях ДОУ"

С принятием нового Федерального закона Российской Федерации «Об образовании» от 2012 года было принято и создание законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными в...