Конспект логопедического подгруппового занятия с детьми подготовительного дошкольного возраста с ОВЗ "Времена года"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Шварёва Ирина Валерьевна

Цель: Уточнить и дополнить знания детей  о временах года, с использованием образовательных технологий (здоровьесберегающих, Синквейн, игровые, неерогимнастики

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_vremena_goda.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

               Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 94 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

Конспект логопедического подгруппового занятия

с детьми подготовительного дошкольного возраста с ОВЗ

       «Времена года»

Учитель-логопед:

Шварёва Ирина Валерьевна

высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2023 год

Программное содержание

Цель: уточнить и дополнить знания о временах года.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • расширять словарь детей за счет слов различных частей речи;
  • продолжать учить выражать свои мысли, описывая время года;
  • стимулировать мыслительную и речевую активность детей

Коррекционно-развивающие:

  • создать условия для коррекции и развития общих речевых навыков, тонкой и общей моторики, умение передавать эмоции;
  • развивать фонематический слух: умение передавать ритмический рисунок, определять первые звуки в словах, составлять из них слово, решать ребус;

упражнять в составлении предложения из слов, опираясь на графическую схему.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать навыки сотрудничества на занятии;
  • создавать положительный эмоциональный фон;
  • воспитывать интерес детей к сезонным изменениям в природе.

Образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровые, ИКТ технологии, Синквейн, неерогимнастика.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, картинки с изображением солнышка, природных явлений, ладошки, массажные щетки, вертушки, коктельные трубочки, схема со словами, схемы предложений, мультимедийная презентация «Отгадай слово».

Предварительная работа: разучивание стихотворения «Времена года»

 

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

                                     

                         Ход занятия

  1. Организационный момент.

Учитель-логопед. Ребята, сегодня к нам пришли гости! Давайте поздороваемся!

Посмотрите, что это? (ответы детей) Хотите узнать? (появление солнца)

Учитель-логопед. Я держу в руках солнце

Я дарю его всем вам.

Улыбнитесь –это просто

Лучи солнца – это вам!

Встало солнышко давно, торопит нас на занятие оно (дети садятся на места)

Все расселись по местам?
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

Мы будем заниматься,

Мы будем все стараться,

Слушать друг друга внимательно

Звуки произносить правильно

II.

Учитель-логопед. А для этого выполним гимнастику. Повторяйте за мной:

А-А-А-шире ротик детвора

У-У-У-губы трубочкой тяну

И-И-И-губы к ушкам потяни

О-О-О-мне от солнышка тепло

Э-Ы- со звуком «Р» повтори (тра-ра-ра и т.д.) (дети повторяют звуки, слоги)

Учитель-логопед Солнце приглашает нас в гости.

А к кому мы узнаем:

Расставив буквы по порядку в соответствии с цифрами (ответ детей - лето)

Учитель-логопед Следующее имя спряталось за листвой. Найдите и прочитайте (ответ детей - осень)

Учитель-логопед А в этих словах надо определить первый звук в названии изображений и сложить имя:

Зеркало, игла, маска, апельсин (ответ детей - зима)

Учитель-логопед. Следующее имя зашифровано в этом ребусе (ответ детей - весна)

Учитель-логопед. Молодцы! Все имена отгадали

Вот Лето, Осень, Зима и Весна. Ох, как изменчива природа. Оказались мы в гостях у «Времён года».

Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса                                                                                                        

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.


Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.


Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля
(дети читают стихотворение)

Учитель-логопед. Сколько времен года?  Сколько месяцев в году? (ответы детей)

Учитель-логопед. Сейчас я попрошу вас встать. Вспомните, когда ваш день рождения. Похлопайте, кто родился весной; помашите, кто родился летом; попрыгайте, кто родился осенью; топните, кто родился зимой.                                                                                        

Учитель-логопед А вы хотите поиграть?  Игра «Слушай, определяй, называй»
У каждого времени года есть свое природное явление и названия месяцев. К какому времени года относится: листопад, август, слякоть, апрель, метель, декабрь, жара, проталины, октябрь, капель, радуга, ледоход (ответы детей)

Учитель-логопед. Солнце сопровождает все времена года. Давайте расскажем, что с ним происходит в разные времена года. Сейчас весна.  Весной солнышко пригревает, топит снег и лед. Летом-поднимается высоко, светит ярко, греет. Осенью-не греет, прячется за тучи. Зимой- светит редко (ответы детей)

Учитель-логопед. Времена года приготовили нам игры и задания. Давайте побываем в гостях у каждого времени года. Какое сейчас время года? Мы в гостях у весны (дети подходят к столу- весна)

Весна, и почки пробудились (дети надувают щеки, хлопают губами)                         Как быстро изменилось всё,                                                                                                          Мы очень удивились (дети изображают удивление)                                            Учитель-логопед. Весна предлагает поиграть с массажными щетками (дети повторяют движения)

Пришла весна-красна

Гладим щеткой по ладоням гладкой стороной

Посеяли люди пшеницу

Зубчиками стучим по ладоням

Выросла пшеница большая-пребольшая, высокая-превысокая

Провести 3 раза пальцами по зубчикам

Настало время собирать урожай

Гладим щеткой внешние стороны ладоней

Приехал комбайн

И всю пшеницу собрал до самого маленького зернышка

Гладим боковой стороной щетки по каждому пальчику левой руки. Пальцами сжимаем зубчики щетки

Отвезли пшеницу на мельницу

Гладим боковой стороной щетки по каждому пальчику правой руки

Там пшеницу взвешивали

Положить щетку на ладонь и потрясти

Мололи, мололи, мололи

Сделали из нее муку

Круговые движения зубчиками по ладоням

Из муки сделали тесто

Подушечками пальцев давить на зубчики щетки

И испекли хлеб

Переворачивать и сжимать щетку ладонями

Учитель-логопед. Какое время года наступит после весны? (ответы детей)                  Лето светит солнце (изобразить руками солнышко), летний дождь стучит (прохлопать песенку дождя: II-II-II, I-III-I, II-I-III)                                                                                                                                     А над землёю радуга стоит (дети делают дугу из рук над головой-радость на лице)              Дыхательная гимнастика                                                                                                              Учитель-логопед. Летом жарко. Давайте устроим ветерок и подуем (дети дуют на вертушки)                                                                                                                         Учитель-логопед. После лета к какому времени года пойдем? (ответы детей)     Осень, осень, непогода, плачет грустная природа (дети изображают грусть)                                                                                                                 Учитель-логопед. С помощью 5-ти пальцев кратко опишите осень. Большой палец-название времени года, указательный-подобрать два слова-действия (что делает осень?), средний палец-три слова-признака (какая бывает осень?), безымянный-мое отношение к осени, мизинец-итог (время года) (ответы детей)                                         Пример синквейна                                                                                                                            Осень.                                                                                                                   Перекрашивает, сбрасывает листья.                                                                                Ранняя, золотая, поздняя                                                                                               Осенью в парке очень красиво.                                                                                            Это время года после лета, перед зимой.                                                                        Учитель-логопед. А здесь нас встречает – зима. Зима, бушуют вьюги, холода, от них не скрыться никуда (гимнастика для глаз; дети двигают глазами за снежинкой влево-вправо, вверх-вниз, по кругу)                                                                                                                            Учитель-логопед. Зима приготовила игру «Ладонь, кулак, ребро» Движения выполняем двумя руками одновременно.                          Динамическая пауза                                                                                                               Учитель-логопед. А теперь пришла пора отдохнуть.                                                          Ну-ка плечи распрямите                                                                                                                   Поднимите, опустите.                                                                                                                     Выше-выше потянитесь,                                                                                                                 Рук коленями коснитесь                                                                                                                   Сели, встали, сели, встали                                                                                                                    И на месте побежали.                                                                                                                               Солнышку помахали.                                                                                                      Учитель-логопед. Посмотрите на таблицы. В одной путь со стрелками- схема, в другой слова. Ориентируясь на схему, надо найти слова, прочитать их и составить предложение. О чем говорится в предложении? (ответы детей)                         Учитель-логопед. А теперь выложите схему предложения (дети выкладывают схему предложения на столе)                                                                                               Учитель-логопед. Сколько слов в предложении? (ответы детей)                        Учитель-логопед. Какое первое слово в предложении? (ответы детей)                                 III. Рефлексия                                                                                                            Учитель-логопед. Молодцы, все справились. Молодцы, все справились. Давайте вспомним, чем занимались на занятии, что было интересно? (ответы детей)                                                                                Учитель-логопед. Сейчас я попрошу вас оценить занятие. Возьмите магнитики, если все понравилось- поставьте на радостное солнышко, если не понравилось- на грустное. Спасибо.                                                                                                                                 Учитель-логопед. Дружно за руки возьмемся (дети встают в круг)
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!                                                                                                                Учитель-логопед На память возьмите небольшие сувениры от солца.                              

Скажем «до свидания» нашим гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевым диагнозом НПОЗ.

цель данного занятия: обогащение словаря детей, закрепление умения различать и правильно произносить гласные звуки А, О, У, И, формирование фонематических представлений, вопроизведение заданного ритма...

Конспект логопедического подгруппового занятия с детьми старшей группы" В Тулу со своим самоваром".

Данный конспект представляет  материал по работе с детьми в рамках программы" Кругозор", в разделе работа с вещью....

План-конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) с нарушением зрения «В гости к нам пришли матрёшки»

Занятие помогает детям в игровой форме закрепить знание геометрических форм и основных цветов спектра, умение сравнивать предметы по величине. У детей развиваются зрительные функции, общая и мелкая мо...

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности с использованием ТИКО конструктора «Домашние животные»

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию лексико-грамматического строя речи по теме "Домашние животные  с использованием ТИКО конструктора...

конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Как мишка шишку искал"

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста.«Как Мишка шишку искал»Основная образовательная область – речевое развитие.Дополнительные образовательные област...

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста « Звуки, которые нас окружают»

Занятие "Звуки, которые нас окружают"  знакомит детей с понятием «звук», учит различать звуки (речевые, музыкальные).  Дидактическая игра «Назови по порядку...