Конспект
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Конспект занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности

составил: учитель-дефектолог Шарапова А.С.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_k_otkrytomu_zanyatiyu.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи (через ознакомление с окружающим)

в группе компенсирующей направленности

составил: учитель-дефектолог Шарапова А.С.

 Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема занятия: «Овощи» (морковь, капуста)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Познавательное», «Физическое»

Цель: формирование знаний и представлений об окружающем мире через ознакомление с предметами  и явлениями окружающей действительностью посредством активизации речевой деятельности.  

Коррекционно-образовательные задачи: активизировать лексический запас по теме, уточнить названия овощей, их цвета, формы, вкуса; закреплять в речи обобщающее слово «овощи»; учить проводить изогнутые линии в пределах заданных границ.

Коррекционно-развивающие задачи: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги «на», «в»; развивать мелкую моторику, глазомер, внимание, память.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к многообразию предметов и явлений окружающего мира, умение заниматься в коллективе (выслушивать ответы других детей, по просьбе взрослого – помогать и т.п.).

Методы и приёмы: сюрпризный момент, проблемная ситуация беседа, игры, наглядный показ.

Активный словарь: овощи, капуста, морковь, дорожка.

Пассивный словарь: огород, лук, грядка, изогнутая линия, зайчата.

Предшествующая деятельность: беседа по теме, рассматривание иллюстраций, прочерчивание прямых горизонтальных и вертикальных линий, знакомство с пальчиковой гимнастикой «Капуста».

Оборудование: предметные картинки по теме,  игрушки-муляжи овощей, игрушка-персонаж (заяц), простые карандаши, листы с заданием по развитию графо-моторных навыков по количеству детей, мольберт

Организационный момент

Цель: установление эмоционального контакта. Формирование у детей позитивной мотивации к познавательной деятельности, эмоционального настроя на занятие.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

 Педагог приглашает детей на за занятие. Предлагает взяться за руки и поздороваться: «Мы за руки возьмемся, друг другу улыбнемся, и дружно скажем:

 

«Ребята, кто пришел к вам сегодня в гости?

Зайчик решил собрать урожай в огороде. Да вот беда, он совсем забыл, какие овощи там растут, как они выглядят и как называются. Поможем зайчику вспомнить?

«Здравствуйте!»

«Зайчик!»

«Да!»

Дети здороваются, присаживаются на стулья.

2. Основная часть занятия.

Цель:  создание условий для мотивации  к дальнейшей деятельности, постановка и решение конкретных образовательных задач. 

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

Посмотрите, что растет у зайчика в огороде?

Как это все можно назвать одним словом – то, что растет в огороде, - это …

Верно! В огороде у зайчика растут овощи.

А когда овощи созревают, в какое время года?

 А как называется специальное место, где растут овощи? (показывает на иллюстрации)

Правильно, овощи растут на грядках. На одной грядке растет…

На другой…

На третьей грядке растет…

Ребята, зайчик мне жалуется, что у него на одной и грядок ничего не выросло.

 Пойдемте, посмотрим внимательно на его грядки, какие овощи на них выросли?

Как же так, а почему  зайчик говорит, что здесь у него ничего не выросло?

Верно! Некоторые овощи растут в земле, мы их выкапываем, это лук, морковь, свекла. Другие овощи растут на поверхности земли, мы их срываем или срезаем, это капуста, огурцы, помидоры.

Богдан, покажи зайчику, где у него выросла морковка?

Данил, где у зайчика выросла капуста?

Давайте поможем зайчику – соберем для него урожай.

Данил, расскажи всем нам, какой овощ ты положил в корзинку! Какого он цвета, какой формы, какой на вкус, что можно из него приготовить?

Богдан, расскажи про морковь, какого она цвета, какой формы, какая на вкус, что из нее можно приготовить…

Молодцы, напомнили зайчику, как выглядят его овощи. А теперь давайте расскажем ему, как мы солим капусту.

Мы подготовили наши руки и пальцы к важной работе – поможем друзьям зайчика, зайчатам, добраться до капусты. Им предстоит долгая, извилистая дорога. Возьмите в руки карандаш и рисуйте линию, стараясь не выходить за границы дороги (педагог показывает на образце).

Молодцы ребята, у всех зайчата добрались до капусты, теперь они не останутся голодными.

А теперь зайчата пусть едят свою капусту, а мы поиграем в игру «Как правильно?».

У меня есть коробка с игрушками. Я буду говорить каждому из вас, какую взять игрушку и куда положить ее.

«Капуста, морковка, лук»

«Овощи»

«Осенью»

«Грядка»

«капуста»

«морковка»

«лук»

«Морковка!»

«Капуста!»

«Морковка в земле!»

«В земле!»

«На земле, на грядке»

«Капуста зеленая, круглая, сочная, можно сделать салат, сварить суп»

«Морковка оранжевая, длинная, сладкая, можно сделать салат, сок, сварить суп»

Мы капусту рубим, рубим, (ударять ребром ладони по столу)

Мы морковку трем, трем (растирать ладони друг о друга).

Мы капусту солим, солим, (изобразить процесс соления)

Мы капусту жмем, жмем (сжать ладони в кулаки, попеременно упираясь ими в стол).

Дети выполняют указания педагога (положить заданный предмет на стол, на пол, в мешок, в коробку и т.д.)

Дети смотрят на иллюстрацию на мольберте

Педагог поочередно обращается к детям за ответом.

Дети подходят к импровизированному огороду, на котором на грядках «выросла» капуста и морковь

(«на грядке» - дополняет педагог)

Дети складывают овощи в корзинку.

Совместно с педагогом дети проговаривают и показывают пальчиковую гимнастику «Капуста»

Задание на развитие графо-моторных навыков «Проведи дорожку, не касаясь линий»

Педагог упражняет детей в понимании значения предлогов «в», «на»

3. Заключительная часть занятия:

Цель: закрепление положительных эмоций созданных на занятии. Рефлексия.

Деятельность педагога

Деятельность  детей

Примечание

Нашему гостю пора возвращаться к себе домой, в лес. Как вы думаете, ему у нас в гостях понравилось?

Давайте вспомним, чем мы занимали нашего гостя – зайчика, что мы делали на занятии?

«Да, понравилось!»

«Играли, рисовали, собирали урожай»

Дети прощаются с персонажем, возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....