Инклюзивное образование как социально-педагогическая проблема
статья по коррекционной педагогике

Камышева Юлия Сергеевна

В статье рассматривается современный взгляд на проблему инклюзивного образования, его задачи и перспективы. В педагогической практике изобразительное искусство предоставляет широкие возможности для категории детей испытывающие трудности в обучении, как средства получения образования и творческого развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

©2022 Ю. С. Камышева,

студентка 1 курса магистратуры

Тольяттинский государственный университет

e-mail class="c1 c8">

В статье рассматривается современный взгляд на проблему инклюзивного образования, его задачи и перспективы. В педагогической практике изобразительное искусство предоставляет широкие возможности для категории детей испытывающие трудности в обучении, как средства получения образования и творческого развития.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ОВЗ, художественно-эстетическое развитие, арт-терапия.

INCLUSIVE EDUCATION AS A SOCIO-PEDAGOGICAL PROBLEM

The article examines the modern view of the problem of inclusive education, its tasks and prospects. In pedagogical practice, fine art provides ample opportunities for the category of children experiencing learning difficulties as a means of education and creative development.

Key words: inclusive education, educational organizations, preschool education, additional education, children with disabilities, inclusion, artistic and aesthetic development, art therapy.

По данным Минтруд России на 3 декабря 2021 года насчитывается почти 12 миллионов человек с инвалидностью и 1,6 миллиона детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, нуждающиеся в квалифицированной помощи в воспитании, обеспечении доступности общего, среднего, высшего и дополнительного образования, социальной поддержки соответствующих их потребностям. В целях социализации и адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к современным условиям жизни, наиболее передовой системой является инклюзивное образование.

Инклюзивное или включенное образование (inclusive education) – это процесс, обеспечивающий равный доступ к образованию для всех обучающихся как здоровых, так и детей инвалидов с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Но, прежде всего, это образование, позволяющее детям с ограничениями в развитии, несмотря на их физические и интеллектуальные особенности обучаться с общей системе образования.

В России система инклюзивного образования для детей с ОВЗ стала развиваться в начале XX века. В 1918 году открылись первые школы (интернаты) для тугоухих, глухонемых, слепых и умственно отсталых детей. В середине XX века открылись первые школы – интернаты, куда принимали детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и тяжелым нарушением речи, а в 1990-х годах прошлого века появились первые экспериментальные школы, в которых стали обучать детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. И только в 2012 году, после внесения поправок в закон «Об образовании» у лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью появилась возможность получить образование, окончить школу, поступить в колледж, техникум или ВУЗ, не зависимо от состояния здоровья на ряду со всеми.

В ст. 79 ФЗ «Об образовании» РФ говориться о том, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья имеет право получать образование в любой общеобразовательной организации с использованием специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания с применением специальных учебников и учебных пособий, дидактических материалов. Содержание такого учебного процесса производиться по адаптированной программе разработанной образовательным учреждением для каждого вида лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Закон конечно гарантирует одинаковые права на образование всем детям без исключения, но на практике, в случае с детьми с ограниченными возможностями здоровья, реализация этого права не всегда складывается однозначно. Нередко в интернатах и школах к таким детям вешают ярлык «не обучаемых» и не делают попыток объяснить хотя бы основы письма, чтения, арифметики, не говоря уже об изучении искусства: как художественного, так и эстетического развития личности ребенка. В итоге во взрослую жизнь выходят люди, зачастую не только без элементарных навыков самообслуживания, но и каких-либо предметных знаний. В России система инклюзивного образования очень остро нуждается в государственной поддержке и развитии.

Статистика показывает, что с каждым годом детей-инвалидов становится все больше. И соответственно, задача системы образования, педагога и общества в целом состоит в том, чтобы научить детей без ограничений по здоровью лояльному отношению к детям с особенностями развития, а детей с ограниченными возможностями здоровья научиться жить в современном обществе.

Поэтому, перед инклюзивным образованием стоит ряд педагогических задач, среди которых нахождение новых форм обучения и воспитания детей с альтернативным развитием [2]. Говоря о наиболее существенных, ещё не решенных задачах инклюзии, следует отметить, что идея принятия индивидуальности каждого и создания необходимых условий для этого поднимает еще одну важную проблему. В российских школах, где образование ориентированно на усвоение стандартной программы при ее традиционности, сегодня нуждается в открытии экспериментальных площадках, модернизации и трансформации программ, внедрении инновационных методов и средств способствующих реорганизации процесса обучения [3].

Уникальность такого подхода заключается в интеграции образовательной среды, где воспитатель, педагог, учитель играет роль проводника для «особых» детей, поощряли к дружественному отношению друг к другу, способствуя их социализации и адаптации.

А это значит, сегодня нужны педагоги обладающие новой системой ценностей, толерантного отношения к окружающему, чуткие и понимающие, владеющих методами альтернативной педагогики, психологической диагностики, разбирающиеся в специфике работы с детьми с ОВЗ, и при этом способных реализовывать новые технологии обучения, развития и воспитания.

Еще В.С. Выготский говорит; «воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой и ролью учителя при этом сводиться к организации и регулированию среды» [1].

Интеграция «особых» детей в социуме это практическая задача для педагогического сотрудничества и участия всех видов и типов образовательных организаций и государства в реализации идеи альтернативного обучения.

Данные идеи открывают широкий спектр возможностей и в тоже время ограничений. Во-первых, необходимо обеспечить процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ квалифицированными кадрами, создать условия для доступа в большинство общеобразовательных учреждений, наличие специального оборудования в группах и классах в том числе интерактивными досками, мониторинг численности детей нуждающихся в инклюзивном обучении и тьюторского сопровождения детей-инвалидов. Во-вторых, для альтернативного обучения важным условием является «вхождение» ребенка в социум, где он взаимодействуя с широким кругом лиц развивает коммуникативные навыки, что естественном образом отражается на его психологической, социальной природе. Коррекционное сопровождение и разработка индивидуальной программы для также требует своего внимания [4].

Если в дошкольном, школьном образовании еще возможно создать такие условия, то для получения высшего образования, в России таких мест, центров очень мало и то не в каждом городе. Что говорить о малонаселенных пунктах, поселках и селах, где чаще всего нет интернета. Обучение ребенка-инвалида это все же домашнее, индивидуализированное воспитание.

Если рассматривать развитие ребенка с ОВЗ средствами педагогики искусства и изобразительной деятельности, то на сегодняшний момент, арт-терапия это один из методов позволяющий эффективно выстроить процесс обучения и воспитания.

Сказкотерапия, музыкотерапия, иппотерапия (верховая езда), песочная терапия, занятия различными видами изобразительной деятельности (лепка, аппликация, декоративно-прикладное искусство) все направленно на реабилитацию ребенка, в зависимости от сложности заболевания на развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движения, снятию нервного напряжения, развитию воображения, логики и пространственного мышления.

Приводя пример многочисленных исследований педагогов и психологов среди которых А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, В.М. Бехтеров, Т.В. Ахутина, А.В. Дубровская, С.А. Калягина, Т.С. Комарова было не раз доказано, что изобразительная деятельность является эффективным способом развития личности ребенка. Известные ученые в области нейропсихологии и дефектологии подтвердили, что такие виды деятельности как арт-терапия, иппотерапия, использование собак-поводырей играет большую роль в психолого-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Так, Л.С. Выготский советский психолог, автор многочисленных работ по педагогике и когнитивному развитию ребенка, в своих трудах указал важность создания такой системы, которая позволила бы ребенку с ограниченными возможностями здоровья «не исключаться из общества детей с нормальным развитием» [1].

Поэтому в настоящее время актуальность инклюзивного образования состоит в том, чтобы разработать, апробировать и внедрить новые методы и методики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья при помощи арт-терапии и других видов художественно-эстетической деятельности.

В публикации А.Я. Чигриной [6] раскрывается суть инклюзивного образования, заключающегося в создании условий реализу.щих потребности детей-инвалидов, где социализация, их воспитание и развитие возможна только в условиях создания системы специального образования.

Или, например, в статье М.С. Савиной [5] описывается влияние на детей с ОВЗ занятий по художественно-творческому ориентированию. Безусловно, занятия музыкой развивают слух, что влияет на развитие речи. Игра на музыкальных инструментах создает определенную атмосферу, развивает мелкую моторику, эмоционально-волевую сферу, формирует спектр эмоциональных переживаний.

Занимаясь танцами у ребенка формируется крупная моторика, развивается пространственная координация. Художественное конструирование, лепка, изобразительная деятельность способствует развитию воображения, мелкой моторики и творческого мышления.

В этом кроется сила изобразительного искусства. Так, как художественно-эстетическая деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья носит эмоционально-психологический и творческий характер, что позволяет ребенку выражать свою позицию, не замыкаться в собственных переживаниях, не чувствовать себя одним и ненужным. Поэтому, для педагога так важно создать условия в которых ребенок, раскрывается, учится доверять окружающим людям, учится жить с самим собой.

Общество столкнувшись с проблемой «особых» детей, которых с каждым годом, к сожалению, становиться все больше, должно задуматься о том, как же сделать для таких детей-инвалидов их жизнь более комфортной, где они будут чувствовать себя личностью.

Художественно-эстетическая деятельность или арт-терапия становится деятельностью, способной помочь адаптировать в социуме, найти язык адекватный для коммуникации. Инклюзивное образование сегодня – это возможность создать толерантное, открытое и личностно-ориентированное пространство, позволяющее успешно социализироваться ребенку, иметь равные условия для развития, удовлетворяя свои особые потребности.

Таким образом, инклюзивное образование как социально-педагогическая проблема выявила множества трудностей и вопросов для обсуждения, требующих в первую очередь, поддержки со стороны государства и частного бизнеса, обеспечения необходимым оборудованием образовательные организации, повышение квалификации педагогических кадров (учителей, воспитателей, логопедов, дефектологов, психологов), разработкой новых программ и методик, внедрения инновационных технологий способных на раннем этапе выявить детей с различными формами ограничения, с тем, чтобы обеспечить комфортное и безопасное пребывание ребенка в школе.

Библиографичекий список

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под редакцией В.В.Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536с. ( Психология. Классические труды).

2. Курышева, Е. С. Инклюзивное образование в России: цель и задачи на современном этапе / Е. С. Курышева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2020. – № 1(144). – С. 63-67.

3. Максимова, Н. А. Инклюзивное образование в России: история, состояние и риски / Н. А. Максимова // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 9. – С. 113-120. – DOI

4. Смолонская, А. Н. Социальные аспекты инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. №4. URL: (дата обращения: ).

5. Савина, М. С. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-1. URL: (дата обращения: ).

6. Чигрина, А. Я. Инклюзивное образование детей-инвалидов: отношение общества и практика распространения // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2010. №1. URL: (дата обращения: ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инклюзивное образование: реальная проблема современного образования в России».

«Инклюзивное образование:реальная проблема современного образования в России»....

Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...

Консультация для педагогов «Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ».

Консультация для педагогов «Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ»....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.

Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...

Инклюзивное образование как психолого-педагогическая проблема для детей дошкольного возраста с РАС

В статье рассказываются  проблемы и способы их преодоления при включении ребенка с расстройством аутистического спектра в общеобразовательную среду детского сада....