Развитие восприятия у дошкольников с ЗПР
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Галкина Елена Александровна

Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов. В связи с нарушением зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vospriyati.docx376 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие восприятия у дошкольников с ЗПР

Галкина Елена Александровна,

учитель-дефектолог

Восприятие - это активный целенаправленный познавательный процесс по формированию представлений об окружающем мире, чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.

В процессе развития восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, тактильно-двигательные, осязательные образы. Важность восприятия в дошкольном возрасте заключается в том, что при его ограниченном функционировании значительно затруднится развитие речи, памяти, мышления, внимания и воображения. Восприятие - очень важный элемент процесса познания окружающего мира. С самого рождения, или даже раньше, ребенок способен воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств, и только потом учится запоминать и анализировать полученную информацию. Даже самые маленькие дети воспринимают яркие цвета, голоса, интонации, музыку, прикосновение и реагируют на них. Становясь старше, они уже осознанно стремятся побольше увидеть, услышать, пощупать и попробовать на вкус. На этом этапе они уже могут обобщать полученную информацию и сознательно выражать свое отношение к тому, что воспринимают. 

Восприятие у детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов. В связи с нарушением зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления.

Рассмотрим несколько игр, позволяющих развить восприятие ребенка.

Пирамидка

Ребенку предлагается назвать и показать на пирамидке все известные ему цвета. Далее взрослый поочередно показывает и называет цвета на пирамидке. Потом это же проделывает ребенок. Затем взрослый просит ребенка показать цвет: красный, зеленый, желтый и т.д.

Актер

Взрослый рассказывает детям сказку: «Однажды я шла по лесу и увидела, что вдоль лесного ручья растут елки и березы. Заглянула я под куст и нашла большой гриб. Испугавшись меня, вылетела из гнезда птичка, метнулся в сторону заяц, неслышно пробирался к своему логову волк». Прослушав сказку, ребенок должен изобразить позой, жестом, движением, мимикой то, о чем рассказывалось в сказке.

Дорисуй фигуры

Ребенку объясняют, что художник забыл дорисовать геометрические фигуры, поэтому они «дырявые». Ему предлагают дорисовать фигуры, чтобы они стали целыми.

Форма

Предварительно в разных местах комнаты выставляются три предмета круглой и прямоугольной формы. Ребенку предлагается за 1 мин принести все выставленные предметы.

Что забыл нарисовать художник?

Ребенку предлагается поочередно каждая картинка, и воспитатель спрашивает: «Что забыл нарисовать художник?»

Что нарисовано?

Воспитатель поочередно показывает карточки с пунктирным изображением знакомых ребенку предметов, животных и т.д. и задает вопрос: «Что здесь нарисовано?» Если ребенок затрудняется с ответом, можно предложить ему соединить пунктирные линии карандашом.

Определи звуки

Для игры понадобятся картинки с изображением:  шубы, петуха, ножа, цыпленка, самолета, машины, туфель, яблока, ложки, лимона.  Взрослый произносит какое-либо слово,  и просит ребенка показать на картинке предмет, название которого начинается с того же звука  (шар - шуба, петух - пуговица, нож - ночь, цветы - цыпленок, самолет - сапоги, машина - молоко, туфли - трава, яблоко - ягода, ложка - лампа, лошадь - лимон)

Пуговицы

Перед ребенком хаотично раскладывают большой набор разных пуговиц, среди которых только три одинаковые. Предложите ребенку найти только три одинаковые

Найди свой цвет

По всей комнате расставляют стулья, на которые устанавливают флажки разного цвета. Ребенку в руки дают пуговицу одного цвета. По команде взрослого «Иди гулять!» ребенок ходит по комнате. По команде «Найди свой цвет!» ребенок должен подойти к флажку, соответствующему цвету пуговицы.

Чудесный мешочек

 В мешочек кладутся несколько знакомых мелких предметов. Ребенку завязывают глаза. Он опускает руку в мешочек, по очереди достает предметы, на ощупь угадывает, что это такое. Называет свойства предмета (твердый, гладкий, мягкий, шершавый).

Найди пару

Поставьте перед ребёнком 4-5 разных игрушек (кубик, шарик, матрёшка, зайчик…) Ещё примерно столько же игрушек поставьте в стороне. Предложите малышу найти 2 одинаковые игрушки по цвету, по форме, по размеру (величине). Если ребёнок выбрал не ту игрушку, приложите две игрушки друг к другу. Спросите: «Это разве одинаковый цвет?»,  «Разве кубик тоже круглый?» Вариант: То же задание, но с картинками.

Геометрия на кухне

Пусть ребенок поищет на кухне знакомые ему фигуры: кафель-квадрат, лопаточка-треугольник и т.д.

Узнай по описанию

Перед ребенком лежит несколько игрушек или предметных картинок. Взрослый начинает описывать одну из игрушек (цвет, форму, размеры, назначение). Ребенок должен догадаться, что описывает взрослый. Затем роли могут меняться.

Цветные заплатки

Для занятия понадобится большой лист картона и несколько маленьких цветных картонных карточек. На большом листе вырезаем окошки в форме правильных геометрических фигур. Из маленьких - соответствующие заплатки. Ребенок должен подобрать к окошку заплатку, называя геометрическую фигуру.

Что не так?

Подготовьтесь: оденьте на ручки куклы носочки, трусики и теплую шапку. Пусть ребенок объяснит, что не так и почему. Можно заготовить материал из журналов: вырезать предметы, людей и животных. А потом составлять так: в небе - корова с крылышками бабочки, дерево вверх корнями и т.д. Хорошо, если ребенок сможет переместить вырезки (поэтому, формируя картинку, приклеивать их не надо).

Зоопарк

Предложите ребенку отгадывать загадки, но только при условии, что они будут загаданы без слов. Изображайте движениями различных животных, ребенку нужно будет угадать это животное. Поменяйтесь ролями.

Вспомни ощущение

Проводите по руке ребенка разными предметами: перышком, игрушкой, варежкой и пр. Затем повторяйте прикосновения, но только при закрытых глазах. Задача ребенка вспомнить ощущение и назвать предмет, которым оно вызвано.

Построй башню

Взрослый вместе с ребенком рассматривает изображенных на картинках зверей, располагая их по порядку: самый большой (медведь), поменьше (лиса), самый маленький (мышка). Далее ребенок и взрослый строят башню для зверей из квадратов: внизу - самый большой квадрат, затем - поменьше, затем - самый маленький. Ребенок определяет величину квадратов, накладывая их друг на друга.

Загадки

Лист ватмана с наклеенными теневыми или черно-белыми рисунками мебели, посуды, одежды, инструментов, транспорта. Загадываются загадки, а ребенку предлагается найти на ватмане отгадку.

Сбор урожая

Урожай яблок (их с успехом заменят большие, средние и маленькие пуговицы или другие округлые предметы разных размеров) надо разложить по корзинкам (коробкам трех размеров) так, чтобы мелкие яблоки оказались в маленькой корзинке, средние - в средней, а крупные - в большой. Материал для игры лучше подбирать так, чтобы крупные яблоки не помещались в маленькой корзинке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие восприятия у дошкольника

В статье рассматриваются вопросы развития перцепции у детей дошкольного возраста....

ПРОЕКТ «ВЕСТНИКИ ВЕСНЫ» Освоение окружающей действительности посредством развития восприятия старших дошкольников

Познание ребенком окружающего мира включает и познание природы. Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить окружающий мир для св...

Игры и задания для развития восприятия у дошкольников

Игры и задания для развития восприятия у дошкольниковИгра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Именно поэтому упражнения и игры являются эффективным и увлекательным способом развития во...

Мастер-класс "Игровая деятельность, как средство развития восприятия старших дошкольников"

МАстер-класс "Игровая деятельность ,как средство развития восприятия старших дошкольников"...

Развитие восприятия у дошкольников с ЗПР

У детей с задержкой психического развития отмечается низкий уровень аналитического восприятия. Функция органов чувств у дошкольников с ЗПР не нарушена, они чувствуют и видят то же, что и другие. Но, в...