Способы и приемы формирования навыков общения у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
статья по коррекционной педагогике

Епифанова Оксана Витальевна

Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития роль общения бесценна и является необходимым условием успешной социализации. Их коммуникативные трудности связаны со спецификой нарушений развития и их сочетанием: это трудности в понимании речи, несформированность активной речи; ограничения в произвольности движений, в использовании жестов. Формирование коммуникативных навыков  детей с ТМНР должно проводиться с учетом их психологических характеристик и уровня развития навыков коммуникации. Развитие коммуникации детей с ТМНР предполагает опору на доступные средства коммуникации и обучение детей вступать в контакт, соблюдать общепринятые правила коммуникации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы и приемы формирования навыков общения у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью

   Спецификой коррекционной работы с детьми с тяжелой интеллектуальной недостаточностью являются сочетание жестовой и звуковой речи, поддержка, помощь взрослого, обязательное использование наглядного материала, демонстрация действий, постоянная структура занятия, продуманная организация пространства. Инструкции педагога отличаются лаконичностью и четкостью.

   Основной целью при формировании коммуникативных навыков является овладение ребенком способами взаимодействия, обмена социальным опытом.

   Рассмотрим этапы занятия.

   Подготовительный этап.

   Первичная коммуникация предполагает установление эмоционального контакта, снятия напряжения, дискомфорта, беспокойства. Здесь не требуется особых средств и специально подобранных материалов. Такая коммуникация осуществляется при выполнении гигиенических процедур, одевания, приема пищи, купании, массаже. Основные приемы на этом этапе реализуются в игре, простых бытовых действиях. Например, при приеме пищи ребенком, взрослый может имитировать звуки (ам-ам); при проведении гигиенических процедур контакт осуществляется через прикосновения; при проведении массажа используются мягкие поглаживания, легкие надавливания, различные постукивания по лицу, щекам, лбу, ушам; прикосновения к телу различными теплыми и холодными предметами, использование вибрирующих и музыкальных игрушек, массирование рта кончиком полотенца, ватной палочкой, мягкой зубной щеткой.

   Все эти действия направлены на то, чтобы научить ребенка правильно ощущать и различать прикосновения, которые оказывают влияние на другие функции органов чувств и развитие движений в целом.

   Использование моторных возможностей для передачи информации у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью бывает весьма затруднено. Обучение жестам без моторных навыков не представляется возможным. Выделяют следующие хватательные движения, свидетельствующие о качестве моторного развития руки: хватательный рефлекс; ладонно-локтевой захват; радиально-ладонный захват; захват с помощью пальцев; щипковый захват; захват крест-накрест; верхний захват; захват, использующий сгиб между большим и указательным пальцами; противопоставления большого пальца.

   Можно использовать следующие игры и упражнения: пересыпание зерен, каштанов, орехов; сортировка по форме, поверхности, размеру; пальчиковые игры; игры со стихами «Дождик», «Самолет», «Ладошка» и т.д. Противопоставление большого пальца тренируется с помощью игр, в которых большой палец касается остальных пальцев: пальчиковые игры, выкладывание бусин, сортировка и др.

   Следующий этап – это этап использования невербальных средств коммуникации. 

Общение на основе использования жестов. Самый первый жест, который появляется в процессе развития ребенка – указательный жест. Он означает выделение объекта из окружения, т.е. происходит выбор, стремление к нему, координация внимания. Указательный жест можно расценивать как «посмотри на меня», «хочу это взять» и т.п. В зависимости от ситуации он может соответствовать вопросу «что это?» или быть заменителем другого вопроса.

   Жест «я» - указательный жест, направленный на самого себя. Для его освоения используются упражнения «Прятки», «Ладушки», пальчиковые игры, игры с мячом, передача игрушки по кругу с называнием имен детей. Начиная вводит жест «я», сначала движение выполняется совместно со взрослым. Для более эффективного закрепления жеста можно через определенное время предъявить фотографию ребенка. Она должна быть достаточно четкой и не закрывать лица ребенка. В дальнейшем можно использовать фотографии из семейного альбома (мама, папа), фотографии других детей, которые ребенку хорошо знакомы. На протяжении всей работы используется речевое сопровождение «Где мама?», «Где Петя?», «Кто Катя?»

   Жесты «привет» и «пока» выполняются всей ладонью руки, преимущественно в вертикальном положении. В исполнении они являются несложными и осваиваются очень хорошо. Для закрепления этих жестов не нужно никаких специальных упражнений. Они постоянно повторяются в течение дня.

   Жесты «дай» и «на» выполняются преимущественно в горизонтальной плоскости также всей ладонью руки. Для их закрепления целесообразно использовать:

- игры с мячом типа «Возьми и дай»;

- игры-поручения типа «Дай мне куклу». «Возьми (на) мишку» и др.

Эти жесты могут использоваться на всех занятиях и в разные режимные моменты.

   Жесты «да» и «нет», согласие и отрицание, сочетаются с движением тела и хорошо их дополняют. При их выполнении детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития часто задействовано все тело (раскачивание, покачивание в разные стороны). Это может допускаться, если амплитуда таких движений незначительна, и они не являются стереотипными.

   При выполнении жестов «хорошо», «плохо» активно работает большой палец руки. Для развития движений большого пальца руки используются упражнения: вкладывание в руку небольшого мячика, шарика, при этом нужно следить и фиксировать палец; массаж кисти и пальцев; вдавливание и надавливание большим пальцем; растирание по поверхности ладони с акцентом на большой палец; разминание, раскатывание пластилина, теста.

   В случае, когда ребенку сложно показать «хорошо», «плохо» руками (двигательные ограничения), используются символы. Действие, соответствующее понятию «хорошо», можно представить следующим образом:

- показ педагогом жеста «хорошо»;

- фиксация положения пальцев руки;

- показ символа «хорошо»;

- соединения жеста и символа (педагог одной рукой показывает жест, а другой рядом показывает символ)

Кроме того, жесты «хорошо» и «плохо» включают в себя эмоциональный компонент, т.е. сопровождаются соответствующими эмоциями (радость и грусть). Одним из проявлений эмоций является мимика.

В дальнейшей работе применяются такие жесты как «спасибо», «стоп», жесты обозначения частей тела, «чистить зубы», «расчесываться», «хочу в туалет» и т.д.

   В системе невербальной коммуникации при формировании навыков общения, кроме жестов, активно используют различные графические изображения (фото, рисунки). Эти средства, так же как и жесты, выступают заместителями речи или дополнением к вербальному общению.

   Остановимся на этапе работы с предметом. Ребенок изучает окружающий предметный мир. Далее он знакомиться с символами и устанавливает связь между реальным предметом и его графическим изображением. Предъявив реальный предмет, педагог выясняет, точно ли ребенок ассоциирует название и предмет, может ли он выбрать и показать названный предмет из определенного множества других. Если ребенок выполнил задание правильно, то педагог показывает ему фотографию (цветную картинку) с изображением предмета.

   Работу рекомендуется начинать со слов и предметов наиболее знакомых ребенку и значимых для него. Выбор символов определяется зоной актуального развития ребенка. Освоение новых символов строится с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

На этом этапе происходит расширение словарного запаса ребенка и накопления максимального количества символов для начала общения. Следует отметить, что символ в коммуникации с ребенком никогда не заменяет слово, а лишь дополняет его.

   Введение предмета. Умение узнавать и выделять реальные предметы позволяет сформировать у ребенка необходимый начальный уровень, на котором будет опираться вся дальнейшая работа. В процессе исследования предмета важно отмечать не только признаки цвета, формы и величины, но и качественные параметры (тактильные ощущения, ощущения веса, температуры и др.) Эти знания необходимы для того, чтобы ребенок смог подняться на более высокую ступеньку – перейти от действия с предметами и через предметы к общению посредством рисунка.

   Достижению цели способствуют упражнения: ощупывание предмета; изучение выделенных и скрытых частей; определение цвета, формы, величины; определение запаха и вкуса(продукты); определение веса, путем перекладывания предмета из руки в руку; надавливание или сжатие предмета (мягкий или твердый); прикосновение к коже для изучения свойств поверхности.

   Ведение знака-символа. Знакомство с символом и уточнение его понимания происходит по следующей схеме:

- идентификация символа («Это мяч»);

- выбор нужного символа из двух;

- выбор двух одинаковых символов среди ряда других (кукла-мишка-машинка-кукла);

- выбор такого же символа среди определенного множества других;

- составление фразы с помощью символов.

Таким образом, постепенная и регулярная работа и взаимодействие с ребенком помогут ему приобщиться к процессу коммуникации.

 

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного праздника для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Сценарий утренника, в котором принимали участие дети,посещающие Лекотеку....

Обогащение чувственного опыта у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством комплексных коррекционно-развивающих занятий.

В статье описаны методы и приемы развития сенсомоторной сферы у детей с ОВЗ посредством комплексных занятий....

Мяч-как средство сенсомоторного развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Вследствие специфического развития дети со сложной стру...

Конспекет занятия «ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ».

Благодаря пальчиковому театру, используя героев сказки разной фактуры, удетей с ТМНР развиваются новые тактильные ощущения, активизируетсязрительное восприятие и увеличивается количество положительных...

«Игра как средство формирования эмоционального контакта у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии».

laquo;Игра как средство формирования эмоционального контакта у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии»....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПРИ ПОМОЩИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДОСКИ

Предлагаю вашему вниманию статью с транслированием опыта по формированию навыков общения у детей с ТНР на базе МБДОУ№ 110...