Опыт работы по теме "Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ через игровую деятельность"
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

Курданова Анжела Геннадьевна

Опыт работы по теме "Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ через игровую деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot.so_._sotsializatsiya_detey_s_ovz.20-22g.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию воспитателя Курдановой А. Г. на 2020 - 2022 учебный год.

Тема: «Социально – коммуникативное развитие детей с ОВЗ через игровую деятельность»

Цель: создание условий для формирования  социально–коммуникативных навыков детей с ОВЗ посредством коммуникативных игр.

Задачи:

  • Продолжить проводить анализ научно-методической  литературы по проблеме взаимоотношений детей с ОВЗ.
  • Применять найденные методики наблюдений и диагностирования социальной позиции ребенка, адекватные детям с ОВЗ.
  • Продолжить исследовать уровень комфортности детей в группе (позицию в коллективе, уровень самооценки)  
  • Использовать в практике различные  коммуникативные игры,  положительно влияющие на  преобразование взаимоотношений в детском коллективе.
  • Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы совместно с родителями и детьми.
  • Формировать интерес родителей к развитию игровых навыков детей.

С  2020 года  мы работаем в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР,  контингент воспитанников которой составляют дети среднего дошкольного возраста. Дети вновь поступили в новую группу,  чувствовали дискомфорт, порой это сказывалось на их поведении,  отражалось на их психологическом и соматическом  здоровье. Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детей, за их общением показали, что в группе присутствовала достаточно высокая напряженность и конфликтность, а так же неприятие основных  требований, неумение выстроить систему отношений с другими. В связи с этим необходимо было найти решение данной проблемы – создать условия для сплочения группы, формирования предпосылок положительного межличностного взаимодействия. Работа велась целый год по трём взаимосвязанным этапам. Результат показал положительную динамику, но не все проблемы были решены. Поэтому в 2021 году мы продолжили вести работу по данной теме на своей группе, чтобы достичь лучших результатов. Так же хочется отметить, что к старшему возрасту коллектив группы немного изменился: трое детей выбыло, двое пришли.

Работу по данной теме проводили по тем же этапам, что и в прошлом учебном году: подготовительный, основной, заключительный.

Началом работы стало проведение диагностики: игровая деятельность (Н-20%, Ч-60%, С-20%), общение (Н-30%, Ч-60%, С-10%). Исходя из результатов, сделан вывод, что социально-коммуникативные навыки детей с ОВЗ недостаточно сформированы. По результатам наблюдений хочу отметить, что не все дети помогали друг другу в тех или иных ситуациях; многие не умели шутить; некоторые были неуступчивы в играх, не всегда учитывали мнение своих сверстников; нелогично высказывали своё мнение, желание; часто обращались за помощью взрослого, жаловались; не интересовались у сверстников оценкой своих действий; дразнились. 

Коррекционная работа по формированию социально-коммуникативных навыков осуществлялась в рамках совместной деятельности воспитателей и детей небольшими подгруппами и индивидуально.

  Мы активно взаимодействовали с психологом и проводили  игры-тренинги  в форме индивидуальных игр или игр с  малыми подгруппами детей, например, игры на сплочение: «Мечты», «Фантазия», «Путаница»; на выражении эмоции, предпочтений: «Подарки», «Мне в тебе нравится...»  «Я хочу...», « Мы с тобой похожи тем, что...» и т.д.

В течение дня каждый ребенок получал положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх:

Дидактических – развивают логическое мышление, навыки работы в команде и уважение к сопернику, умение следовать правилам игры.

Сюжетно-ролевых - способствуют закреплению навыков межличностного общения, совершенствованию разговорной речи, социальному развитию  посредством освоения новых ролей, закрепление знаний норм поведения.

Подвижных - в них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очерёдности  реплик, к внимательному выслушиванию друг друга.

Конструктивных – способствуют умению договариваться, играть коллективно.

Играх - драматизациях - ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей.

Играх-экспериментированиях (с природными объектами, с игрушками)

Коммуникативных играх:

  • на развитие умения сотрудничать «Добрые волшебники», «Зайчики и лиса», «Волшебные очки», «Подарки», «Сороконожка»;
  • на развитие внимания, интереса к партнеру по общению «Кто говорит», «Угадай, кто это?», «Пожелание», «Комплименты», «Закончи предложение»,
  • на развитие умения входить в контакт, вести диалог «Ласковое имя», «Разговор по телефону», на снятие конфликтности «Изобрази животное», «Слепой и поводырь», «Окажи внимание другому», «Найди друга»).

В этом году особое внимание мы уделили театрализованной игре, так как она имеет  большое  значение  для  всестороннего  воспитания  детей. Игра-драматизация  способствует изменению  поведения  детей: застенчивые  становятся  более  активными, раскрепощенными, а  подвижные, несдержанные  дети  учатся  подчинять  свои  желания, волю  интересам  коллектива, то  есть  происходит  воспитание  взаимопомощи, уважение  к  товарищу, взаимовыручки. 

Вся работа проводилась в форме проекта, в котором принимали участие воспитатели, учитель-логопед, дети, а так же родители.

В течении проекта с детьми проводились мероприятия:

  • Беседы
  • Чтение литературных произведений и рассматривание иллюстраций;
  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • режиссерские игры;
  • разыгрывание разнообразных сказок и сценок, небольших этюдов и малых литературных форм;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения
  • упражнения и творческие задания имитационного характера;
  • речевые упражнения;
  • разыгрывание пластических и мимических этюдов.

В работу брали сюжеты стихов, песенок, потешек, сказок доступных детям по содержанию и технике исполнения. Мы активно использовали технические средства обучения: просмотр видеофильмов, презентаций, чтобы вызвать интерес к театру.

Для формирования красивой речи использовала пальчиковую гимнастику, игры для губ и языка, дыхательные упражнения, игры с зеркалом, игры на мимику и жесты, рекомендованные учителем-логопедом.

Продуктом нашей работы является игровое пособие «Театр и дети», к изготовлению которого были привлечены все участники проекта. Дети раскрашивали карточки для дидактической игры, рисовали билеты, программы, изготавливали маски, карточки с правилами поведения, участвовали в придумывании фонов сказок. Большую помощь оказали родители. Они изготовили несколько видов театра: конусный, на пробках, на палочках, сшили костюмы сказочных героев, сделали новую настольную ширму, нарисовали совместно с детьми фоны по сказкам для драматизации, сделали карточки-загадки по профессиям, книжку-малышку по видам театра, лица человечков с эмоциями на палочках для дидактической игры.

Так же одним из итогов нашей работы была драматизация русской народной сказки «Три поросёнка», в которой  приняли участие все дети группы. Работа над спектаклем объединила детей, дала понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, ускорила процесс овладения навыками красивой и связной речи, дала опыт публичных выступлений. Семьи воспитанников принимали активное участие в подготовке: заучивали с детьми слова, подбирали элементы костюмов, атрибуты.

В нашей группе выстроена тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Они  являются первыми помощниками в  закреплении знаний умений и навыков полученных детьми в  детском саду. Родителям были предложены для ознакомления консультации и рекомендации по изготовлению театральных кукол, памятки, папки-передвижки «Театрализованная деятельность в ДОУ», иллюстративный материал «Правила поведения в театре». проведено анкетирование. Так же они принимали участие в  создании дидактических «Язык мимики и жестов», настольно-печатных игр «Лото по сказкам», изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр, создание альбома «Иллюстрации по сказкам», обновили кукол театра би-ба-бо, оказали помощь в изготовлении лэпбука «В гостях у сказки».  

По итогам года можно наблюдать, что у детей формируются навыки игрового взаимодействия друг с другом, дети находят общие интересы в определенной теме игры. Дети стали более раскрепощенными, научились решать простейшие конфликтные ситуации, договариваясь, оценивая не только чужие поступки, но и свои, считаться с мнениями и взглядами окружающих, сопереживать детям и взрослым, стали дружнее, научились разворачивать сюжет игры, самостоятельно разыгрывать инсценировки. Между детьми налаживаются доверительные, доброжелательные, познавательные, коммуникативные навыки общения. По результатам диагностики так же наблюдается положительная динамика: игровая деятельность (Ч-55%, С-45%), общение (Ч-45%, С-55%).

Таким образом, можно сделать вывод, что  включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений посредством игры, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей приносят и будут приносить результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

Расширение представлений детей о цвете, форме, величине предметов, успешная реализация воспитательно-образовательной программы, направленной на познавательное развитие детей, формирование у них ...

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Я сорвал цветок, и он завял.Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем»Гвездослов  «Здоровье нации зависит от того, какой мы оста...

Статья для педагогов ДОУ по теме:«Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, через игровую деятельность»

Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей. Для создания сплоченного коллектива я часто использую игровую форму в ...

" Речевое развитие детей раннего возраста, через игровую деятельность"

Игра обладает уникальными возможностями для развития речи детей. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития речи....

Опыт работы по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами опытом работы по патриотическому воспитание дошкольников через проектную деятельность и представить вашему вниманию проект &la...

02.06.2022. Познавательное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности &ndash...