Музыкальная деятельность с детьми с интеллектуальными нарушениями
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Мещерякова Азалия Рамильевна

Музыкальная деятельность с детьми с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная деятельность с детьми

с интеллектуальными нарушениями

Игра "Веселый бубен"

Цель: учить ребенка действовать с бубном, подражая взрослому, развивать чувство музыкального ритма.

Оборудование: два бубна среднего размера.

Ход игры: взрослый садится на пол, сажает малыша напротив. Берет бубен. Держа его вертикально, протянув малышу, напевает веселую песенку, выполняя ритмичные удары по бубну ладонью, побуждая ребенка подражать:

Как у наших у ворот,

Как у наших у ворот.

Ой, лю-ли, у ворот!

Ой, лю-ли, у ворот!

Муха песенку поет,

Муха песенку поет.

Ой, лю-ли, вот поет!

Ой, лю-ли, вот поет!

(Русская народная песня "Как у наших, у ворот") Взрослый берет бубен себе, другой дает малышу, выполняя ритмичное движение, стимулирует малыша к подражанию.

Игра "Веселые игрушки"

Цель: учить ребенка давать погремушку взрослому, греметь погремушкой под пение взрослого и прятать за спину, когда нет музыки.

Оборудование: две погремушки с удобной, круглой ручкой; корзинка или коробка; яркая косынка.

Ход игры: взрослый кладет погремушки в корзинку и накрывает сверху яркой косынкой или нарядной салфеткой. Обращает внимание малыша на что-то новое, спрятанное под косынкой, предлагает посмотреть. Когда ребенок найдет погремушки, взрослый играет с ним, просит у малыша одну погремушку, напевая песенку, ритмично гремит:

Погремушки, погремушки,

Вот веселые игрушки,

Громко, громко так гремят

И ребяток веселят!

(Русская народная песенка)

Взрослый предлагает ребенку прятать погремушку за спину, когда пение заканчивается, говорит при этом: "Нет музыки! Нет погремушки!"

Игра "Маленькая полечка"

Цель: учить ребенка подражать действиям взрослого, закрепляя положительные эмоции от общения, формировать простейшие представления о связи музыки и движения.

Ход игры: напевая веселую песенку (с музыкальным сопровождением или без него), взрослый выполняет простые плясовые движения, заражает малыша эмоциями и активизирует его подражательные способности.

Взрослый выполняет повороты кистями, слегка вытянутых вперед и поднятых на уровень глаз, рук, поет:

Ручки пляшут: Та-та-та, Та-та-та, Та-та-та! Вот как пляшут: Та-та-та, Та-та-та, Та-та-та!

Ритмично топает одной ногой или двумя поочередно. Ножки пляшут: Та-та-та, Та-та-та, Та-та-та! Дружно пляшут: Та-та-та, Та-та-та, Та-та-та! (Музыка Е.Тиличеевой, слова А. Шибицкой)

Игра "Послушные ручки"

Цель: формировать у ребенка интерес к музыкальным играм, учить подражать действиям взрослого.

Оборудование: коврик или легкое одеяло.

Ход игры: взрослый садится на пол напротив ребенка, напевает песенку, показывает движения, о которых говорится в тексте, побуждает ребенка к подражанию:

Ручками мы хлопнем - да-да-да-да!

Ручками мы хлопнем - да-да-да-да!

Взрослый хлопает в ладоши, протяжно пропевает слоги "да-да-да", стремится, чтобы ребенок наблюдал за его артикуляцией и подпевал.

Далее взрослый машет руками, выразительно пропевает слог "да".

Ручками помашем - да-да-да-да!

Ручками попляшем - да-да-да-да!

(Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Островского)

В конце игры взрослый эмоционально хвалит ребенка: "Молодец, Дима! Ты хорошо хлопал и пел вместе с тетей "да-да-да".

Игра "Машина"

Цель: закреплять положительные эмоции от общения со взрослым, учить звукоподражанию.

Оборудование: коврик или легкое одеяло.

Ход игры: малыш сидит на коврике или легком одеяле. Взрослый играет с ним в машину. Напевая песенку, тянет коврик спереди так, чтобы он скользил по полу (машина едет):

Машина, машина,

Куда ты идешь?

Машина, машина,

Кого ты везешь?

Взрослый останавливается, и выразительно пропевает, наклоняясь к малышу:

Би-би-би, би-би-би!

Продолжает движение, напевая:

Машина, машина,

Ты нас покатай,

Машина, машина,

Быстрей поезжай!

Выразительно пропевает, четко артикулируя:Би-би-би, би-би-би! Продолжает движение, поет:

Машина, машина,

Ты всех обгони,

Машина, машина,

Направо сверни!

Останавливается и выразительно поет, наклоняясь к ребенку:

Би-би-би, би-би-би!

Взрослый поет и "везет" малыша дальше, в конце тормозит, но так, чтобы ребенок не упал:

Машина, машина,

Вези нас домой.

Машина, машина,

Приехали! Стой!

(Музыка К. Волкова, слова Л. Некрасова)

Игру можно разнообразить таким образом: ребенок может посадить в импровизированную машину любимую игрушку и с помощью взрослого и под его пение "возить" ее.

Игра "Кто как кричит"

Цель: формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым, учить ребенка слушать пение взрослого и подражать его звукам

Оборудование: книжка из плотного картона с крупными, цветными рисунками.

Ход игры: взрослый напевает песенку, рассматривая с малышом книжку с соответствующими картинками. Стимулирует его к звукоподражанию, показывая картинку, спрашивает: "Как гусь кричит?" и т. д.

Гусь с гусятами живет

В доме на лужайке.

Кто там голос подает?

Ну-ка, угадай-ка! (говорком)

Га-га-га-га-га!

Вот коза козлят ведет

Прямо на лужайку.

Кто там голос подает?

Ну-ка, угадай-ка! (говорком)

Ме-ме-ме-ме-ме!

Воронят своих зовет

Ворон на лужайку.

Кто там голос подает?

Ну-ка, угадай-ка! (говорком)

Кар-кар-кар-кар-кар!

(Музыка Е.Тиличеевой, слова Ю. Островского)

Игра "Подружились, покружились, обнялись"

Цель: закрепить чувство взаимного доверия, внести элемент новизны в общение со взрослым, формировать элементарные представления о связи музыки и движения.

Ход игры: взрослый присаживается перед малышом на корточки и, напевая неторопливую песенку в музыкальном сопровождении или без него, ритмично, осторожно гладит малыша по головке, заглядывая ему в глазки:

Купите лук, зеленый лук,

Петрушку и морковку!

Купите нашу девочку,

Шалунью и плутовку!

Берет ребенка на руки и медленно кружит его в ритме вальса:

Не нужен нам зеленый лук,

Петрушка и морковка,

Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка! (Шотландская песенка)

В конце крепко обнимает малыша.

Игра "Качели"

Цель: формировать у ребенка чувство музыкального ритма, темпа, внося в общение ребенка со взрослым момент остроты и неожиданности.

Ход игры: взрослый встает посреди комнаты, широко расставив ноги, берет малыша под мышки, раскачивает его вперед назад между своих ног, напевая песенку: Ой - да, ой - да, На качели сели. Ой - да, ой - да, Песенку запели.

Постепенно увеличивает темп движения:

А потом еще раз

Быстро раскачались.

Все у нас, все у насВесело смеялись.

(Музыка А.Филиппенко, слова Э.Макшанцевой)

В конце приподнимает малыша так, чтобы он мог видеть улыбающееся лицо взрослого.

Игра "Вместе веселее"

Цель: развивать чувствительность к изменению темпа движения, закрепляя положительные эмоции от общения со взрослым.

Ход игры: взрослый берет малыша крепко за кисти рук, кружит его, отрывая от пола, постепенно, ускоряя темп движения, поет: Греет солнышко теплее, Стало в доме веселее. Мы в кружок, мы в кружок Встанем поскорее. Кружит малыша, постепенно замедляя темп движения.

Мы покружимся немножко,

Веселей пляшите, ножки,

И вот так, и вот так.

Попляшите ножки!

(Музыка Т.Вилькорейской, слова О.Высоцкой)

С окончанием пения останавливается, плавно опустив малыша на пол.

Игра "Колечки" (Русская народная мелодия "Как у наших у ворот")

Цель: учить детей собирать и нанизывать колечки на палочку, действуя рядом со сверстниками.

Оборудование: колечки-серсо, пластмассовая или деревянная палочка.

Ход игры: взрослый напевает песню и крутит цветные колечки-серсо, нанизанные на палочку:

Ты, колечко, покружись,

Нашим деткам покажись!

Так, так, и вот так,

Не поймать тебя никак!

С окончанием пения, разбрасывает колечки. Малыши собирают колечки и нанизывают их на палочку. Игра повторяется столько раз, пока у детей сохраняется к ней интерес. Взрослый следит за тем, чтобы малыши не толкались, не отбирали колечки у сверстников, брали по одному колечку, а не все сразу.

Игра "Маленькие ладушки"

Цель: учить детей действовать со сверстниками, развивать чувство музыкального ритма.

Ход игры: дети свободно располагаются на полу. Взрослый поет песню, хлопая в ладоши:

Ладушки, ладушки,

Маленькие ладушки,

Рученьки-крошки

Хлопают в ладошки.

(Музыка 3. Левиной, слова Т. Мираджи)

Протягивает руки к малышам ладонями вверх:

Вот они ручки!

Обращаясь к детям, взрослый спрашивает: "А где ручки у Саши (Маши)? Саша, покажи ручки! Где ручки? Вот они!"

Взрослый поет песню под музыкальное сопровождение, а малыши выполняют движения по показу или совместно с взрослым. Далее дети хлопают в ладоши, повернувшись друг к другу. На последнюю фразу протягивают ручки к сверстнику, касаясь его пальчиков своими. Взрослый хвалит малышей, предлагает заглянуть в глазки партнера.

Игра "Звонкий бубен" (Русская народная мелодия "Посею лебеду на берегу")

Цель: учить детей совершать ритмичные действия с бубном под музыкальное сопровождение, подражая сверстнику.

Оборудование: бубны средней величины по количеству детей.

Ход игры: взрослый ударяет в бубен, напевая веселую мелодию. Затем предлагает поиграть наиболее активному малышу под музыкальное сопровождение.

Далее взрослый просит одного из малышей раздать бубны всем детям. Взрослый играет на фортепиано, а малыши ударяют ладошкой по бубну, подражая сверстнику, который стоит напротив.

Необходимо следить, чтобы дети хлопали по бубну, когда звучит музыка, и прекращали действие с прекращением музыки.

Игра "Шагаем вместе" (Музыка Р.Шумана "Марш")

Цель: учить детей вместе шагать по комнате соответственно ритму и характеру музыки.

Ход игры: малыши со взрослым шагают по комнате под музыкальное сопровождение. Если есть необходимость, можно шагать, держась за руку взрослого. Взрослый обращает внимание детей на то, что начинать и заканчивать движение можно только с началом и окончанием музыки.

Игра "Гопачек"(Украинская народная мелодия в обр. М. Раухвергера, движения Л.Спарбер)

Цель: учить детей действовать вместе со сверстником, менять движения при смене музыки.

Ход игры: взрослый и малыши держатся за руки, образуя маленький кружок и выполняют движения.

Такты 1-8 - стучат пяткой об пол, подпевая: "Чок, чок, каблучок"

Такты 9-16 - быстро топают ногами, напевая: "Ля, ля, ля. ля, ля, ля!"

Игра "Ладошки" (Русская народная мелодия, слова Н. Блуменфельд)

Цель: учить детей подпевать, выполняя действия соответственно тексту песни, подражая сверстнику.

Ход игры: дети свободно располагаются на полу. Взрослый пост песенку с музыкальным сопровождением, выполняя движения в соответствии с текстом и побуждая детей к активным действиям и подпеванию. Другой взрослый помогает малоактивным детям, используя метод совместного действия.

Ладушки, ладошки, звонкие хлопушки.

Хлопали в ладошки, отдохнем немножко.

Хлопают в ладоши. Да! Да! Да!

Ритмично поглаживают коленки. Кашку варили, ложечкой мешали, Куколку кормили, кошечке давали. Водят пальцем по ладони, как бы помешивая кашу.

Да! Да! Да!

Подпевают, ритмично поглаживая коленки.

Кулачки сложили, кулачками били:

Тук, тук, тука-тук, тук, тук, тука-тук!

Стучат кулачком левой руки по кулачку правой и наоборот.

Да! Да! Да!

Подпевают, ритмично поглаживая коленки.

Ладушки устали, деток забавляли.

Ля, ля, ля, ля, ля, ля! Ля, ля, ля, ля, ля, ля!

Вращают кистями рук, поднятыми над головой.

Да! Да! Да!

Подпевают, ритмично поглаживая коленки.

Ладушки устали, целый день играли.

Баю, баю, баю! Баю, баю, баю!

Складывают ладони и подкладывают под щеку.

Да! Да! Да!

Подпевают, ритмично поглаживая коленки.

Игра "Догони зайку"

Цель: учить детей играть вместе со сверстниками, догонять зайку, не толкаясь, и только, когда закончится песенка, ждать своей очереди.

Оборудование: плюшевый зайка на резинке.

Ход игры: малыши свободно располагаются на полу. Взрослый держит на резинке плюшевого зайчика и, показывая детям, как он умеет ловко прыгать, поет песню:

Зайка к деткам подбежал,

Возле деток прыгать стал:

Прыг - скок, прыг - скок -

Догони меня, дружок!

(Музыка Е.Тиличеевой, слова Ю.Островского)

Зайчик скачет перед детьми. С окончанием песни взрослый отбрасывает зайку в сторону и восклицает: "Аи, убежал зайка!". Малыши бегут за зайчиком. Взрослый дает детям возможность погладить зайку, подержать его, затем прячет за спину и предлагает детям позвать его. Малыши повторяют за взрослыми: "Зая, зая, зая!" Зайка появляется и снова скачет. Игра повторяется столько раз, сколько у детей сохраняется интерес к ней.

Игра "Веселые ложки" (Русская народная мелодия "Ах, ты, береза")

Цель: учить детей начинать и заканчивать игру всем одновременно и вместе с музыкой, развивать чувство музыкального ритма.

Оборудование: музыкальный центр, две кошечки би-ба-бо, деревянные ложки по количеству малышей, ширма.

Ход игры: на ширме появляются две кошки - би-ба-бо, каждая держит в лапках по деревянной ложке: Мы, серенькие кошки, Сыграем вам на ложках.

Кошки "исполняют" аккомпанемент к русской народной музыке, звучащей в аудиозаписи, дети хлопают в ладоши. Далее кошки раздают детям деревянные ложки (каждый ребенок подходит к ширме и получает ложки). Детям объясняют, как надо ержать ложки и играть. Малыши исполняют ритмический аккомпанемент к музыке, кошки пляшут.

Игра "Подружились" (Русская народная мелодия "На горе мы пиво варили")

Цель: учить детей выполнять движения соответственно частям музыкального произведения, доброжелательно относиться к сверстнику.

Ход игры: взрослый предлагает детям взять партнера за руку, встать на середину комнаты и показать, как они дружат, любят друг друга, жалеют: такты 1 - 8 (дети гладят друг друга по головке); такты 9-17 (берутся за руки и медленно кружатся, по окончании музыки обнимаются).

Необходимо следить за тем, чтобы дети осторожно гладили друг друга, не доставляя неприятных ощущений, не дергали за волосы, не хлопали партнера по голове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность учителя – дефектолога с детьми имеющими интеллектуальные нарушения легкой степени «Число и цифра 1».

Цели изадачи:Коррекционно – образовательные:Познакомить детей с числом и цифрой 1Закрепить знания о таком времени года, как осеньЗакрепить знания о том, чем питаются белка, кабан и полевая мышь; закре...

Критерии эффективности музыкальной деятельности с детьми с нарушением слуха

Данные критерий эффективности помогут вам объективно оценить качество музыкального развития детей с нарушением слуха...

КОМПЕНСАЦИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Рекомендации по компенсации в коррекционной работе с детьми с интеллектуальными нарушениями...

Непосредственно - образовательная деятельность учителя – дефектолога с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения легкой степени «Колобок».

Цели из адачи:Коррекционно – образовательные: Продолжать знакомить детей с русской народной сказкой «Колобок»Продолжать формировать эмоциональное отношение к персонажам и сюжету...

Сказкотерапия в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями

     В статье рассматривается понятие сказкотерапия, раскрыты особенности работы с детьми с интеллектуальными нарушениями. Анализируется современное состояние сказкотерапии и раз...

Консультация для педагогов "Специфика музыкальной деятельности с детьми с тяжёлыми нарушениями речи".

В данной статье рассматриваются особенности работы и специфика музыкальной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Отмечается важность использования на каждом музыкальном занятии элементов...

Статья" Значение сюжетно-ролевой игры в воспитательской работе с детьми с интеллектуальными нарушениями"

Психолого-педагогческие основы развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста. особенности  организации и прохождения игр у детей с интеллектуальными нарушениями....