Инновационный подход учителя-логопеда к методам и приемам коррекционной работы на уроках коррекции
консультация по коррекционной педагогике

Маслова Татьяна Константиновна

Для повышения результативности коррекционно-развивающей работы, у педагогов нашего ДОУ возникла потребность в использовании инновационных методик, технологий, обладающих повышенной эффективностью:
•   Сказкотерапия
•   Пескотерапия
•   Игротерапия в логопедической коррекции;
•   арт — терапевтические технологии;
•   мнемотехники;
•   здоровьесберегающие технологии;
•   современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
•   современные технологии сенсорного воспитания;
•   телесноориентированные техники;
•   «Су – Джок» – терапия; 
•   информационные технологии.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_podhod_uchitelya.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный подход  учителя-логопеда к методам и приемам коррекционной работы на уроках коррекции
                                                                Учитель-дефектолог
                                                                МБДОУ «Детский сад комп. вида № 5
                                                                «Аленушка»
                                                                Маслова Т.К.
Несмотря на достаточное освещение вопросов, касающихся развития звукопроизношения, до настоящего времени не сложилось целостной картины, отражающей методику развития этого процесса в условиях трансформации современного образования. В настоящее время важным и необходимым фактором модернизации отечественного современного образования выступают инновации. Инновация (англ. innovation — нововведение) — это изменение внутри системы, создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые прогрессивные изменения в социальной практике. Кроме этого обучение, основанное только лишь на простой передаче  знаний, заведомо обречено на неудачу. Оно не интересно ни детям, ни педагогам, а поэтому малоэффективно. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. В своей профессиональной деятельности я придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Развивать ребенка радостно, без принуждения возможно, если в своей работе использовать инновационные технологии.
Поэтому для повышения результативности коррекционно-развивающей работы, у педагогов нашего ДОУ возникла потребность в   использовании инновационных методик, технологий, приёмов коррекционно-развивающей работы с детьми.
Учитывая образовательные задачи, возрастные, физические и нервно-психические особенности воспитанников, индивидуальность характера каждого ребенка при организации коррекционно-развивающего   процесса   целью развития всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи -диалогической и монологической форм в различных формах и видах детской деятельности, практического овладения воспитанниками нормами речи; развития литературной речи и приобщения к словесному искусству, считаю целесообразным использовать в своей работе следующие образовательные технологии, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы:
•   Сказкотерапия
•   Пескотерапия
•   Игротерапия в логопедической коррекции;
•   арт — терапевтические технологии;
•   мнемотехники;
•   здоровьесберегающие технологии;
•   современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
•   современные технологии сенсорного воспитания;
•   телесноориентированные техники;
•   «Су – Джок» – терапия;  
•   информационные технологии.
К числу широко распространенных новых эффективных средств обучения относятся компьютерные технологии. Для специалиста они представляют дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.  В своей практике использую специализированные компьютерные логопедические программы:
- «Развитие речи. Учимся говорить правильно», предназначенное для речевого развития и обучения чтению (авторы Г.О. Аствацатуров, Л.Е. Шевченко),
- «Учимся говорить правильно», автор М. Мезенцева,
- «Логопедия для малышей. Уроки Феи Правильных Звуков», составитель А.С. Аликсерова,
- «Веселая азбука. Волшебные феи», автор и издатель ООО «Бествей»,
- «Логопедия.Звуки», авторы Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина,
- «Как помочь малышу красиво говорить», автор Н.В. Пятибратова.
-  компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», направленная на преодоление нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также вторичных речевых нарушений (автор Л.Р. Лизунова);
-  развивающая игра «Баба Яга учится читать», представляющая собой методику опережающего чтения «Баба Яга, пойди туда, не знаю куда…», направленная на развитие памяти, наблюдательности, логического мышления, пространственного воображения;
-  для детей школьного возраста «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе».
На занятиях компьютер помогает провести физминутку, зарядку для глаз, провести интерактивные игры для развития фонематических процессов.
В последние годы в логопедии заметно возрос интерес к использованию сказкотерапии на основе готовых народных или авторских сказок со всем заложенным в них богатством языка («Сказка о веселом язычке», «Сказки о буквах»). Сейчас интенсивно развиваются такое явление, как логосказки (логопедические сказки О.И. Ивановской), методы, описанные в книгах Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко.
ЭЛЕМЕНТЫ СКАЗКОТЕРАПИИ
Коррекционные задачи:
создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
совершенствование лексико-грамматических средств языка;
совершенствование звуковой стороны речи;
развитие диалогической и монологической речи;
эффективность игровой мотивации детской речи;
взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;

приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Интересно также использование биоэнергопластики. Сам термин немногим, наверное, знаком, однако большинство логопедов, быть может, чисто интуитивно применяют эту методику в своей работе. Термин имеет два значения: с одной стороны — это уроки пластики тела, с другой — содружественные движения руки и языка (движения кистей рук имитируют при этом движения частей артикуляционного аппарата). В логопедии, естественно, большее распространение при автоматизации звуков получила вторая трактовка.
Мощным ресурсом для коррекционно-развивающей и образовательной работы является использование пескотерапии, с помощью которой решаются самые сложные коррекционно-развивающие задачи. Работая с песком, мы вместе с детьми реально проживаем целые истории, которые способствуют не только развитию мелкой моторики пальцев, тактильных ощущений, но и помогают вовлечь ребёнка в активное речевое общение. Очень нравится детям алфавит телодвижений, разработанный С. И. Веневцевым. Он состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечные движения, изображают эту букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии легко воспроизводятся.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
ПЕСОЧНАЯ  ТЕРАПИЯ  способствует:
совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
обогащению словарного запаса;
развитию связной речи;
побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
развитию фантазии и образного мышления.

При играх с песком:
— Снижается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.
— Происходит обогащение игрового опыта и, как следствие, творческой активности и самостоятельности в игре.
— У детей развивается способность к симпатии; формируется умение оказывать поддержку, помощь, проявлять внимание, заботу, участие.
— Развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.
Особое внимание уделяется использованию многообразных форм игротерапии: игры-драматизации, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-имитации, этюды, игры-релаксации. Чаще провожу занятия в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры.                                                                                                                                                        
Для повышения самооценки и уверенности в себе с детьми проводятся игры «Комплименты», «Волшебные очки», «Похвалилки», «Добрые волшебники», «Конкурс хвастунов», цель которых – научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства свои и сверстников. Для снижения психомышечного напряжения рекомендуются упражнения «Штанга», «Сосулька», «Шалтай-Болтай», «Насос и мяч», «Ласковый мелок».
Одно из направлений нашей педагогической деятельности - коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием су-джок терапии в процессе коррекции речи. Су-джок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Су-джок используется при плохой подвижности пальчиков у детей. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.
Педагоги применяют су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. Применение су-джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.
Самомассаж. Су-Джок терапия используется мною с целью стимуляции точек соответствия всем органам и системам. Сочетание таких упражнений как самомассаж, Су-Джок терапия с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно повысить эффективность логопедического воздействия. Помимо самомассажа приборами Су-Джок терапии применяется также:
-массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или пластиковыми разноцветными шариками;
-прищепочный массаж;
-массаж орехами, каштанами;
-массаж шестигранными и трехгранными карандашами.
- массаж чётками;
- массаж зондами, зондозаменителями
Использование кинезиологических упражнений помогают мне, активизируя различные отделы больших полушарий, развивать способности детей. Комплекс упражнений, таких как «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Лягушка», «Ухо-нос» и др. помогают детям в процессе занятия сосредоточиться, стать более, активными, снять напряжение и улучшают достижения.
«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку – я способствую выходу эмоций детей, их переживаний, получению нового речевого опыта. В процессе использования элементов арт-терапии
•        музыкотерапии (вокалотерапии, игры на музыкальных инструментах);
•        изо-терапии (нетрадиционные техники рисования);
•        кинезиотерапии (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
•        сказкотерапии;
•        куклотерапии;
•        мнемотехники;
•        креативной игротерапии (песочной терапии);
•        смехотерапии;
•        ароматерапии;
•        цветотерапии (хромотерапии)  

способствую формированию высокого жизненного тонуса детей, развитию взаимопонимания между ребенком и сверстниками, а также между ребенком и взрослыми. Благодаря использованию данной технологии развиваю у своих воспитанников навык самовыражения, умения управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
Одним из инновационных, достаточно действенных приемов в дошкольной и школьной педагогике можно считать мнемотехнику. Такая техника позволяет работать над развитием всех сторон речи, а также неречевых психических функций. Мнемотехника используется мною для облегчения запоминания и увеличения объёма памяти воспитанников путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает мне в работе по связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно использую в работе.
Таким образом, ежедневная организация жизни и деятельности детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей с использованием перечисленных выше технологий позволяет мне улучшить работу воспитанников, пробудить их интерес к речевой деятельности. В результате использования мною вышеперечисленных технологий на логопедических занятиях дети учатся рассуждать; обогащается их активный словарный запас, формируется словесно-логическое мышление; пространственная ориентация, выравниваются эмоциональные проявления. Я убедилась, что эти технологии дают устойчивый долговременный результат, обусловленный систематичностью их применения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста...

Выступление на Окружном семинаре 2012 г: "Методы и приемы коррекционной работы с детьми с нарушениями познавательной деятельности".

Методы и приемы коррекционной работы с детьми с нарушениями познавательной деятельности ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи. Одним из эффективных педагогических т...

Участие в заочной конференции (г.Барнаул) 2017 г.: "Методы и приемы коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья".

В статье описываются общие рекомендации, комплекс коррекционно-развивающих заданий,  интеллектуальных игр и  упражнений, направленных на развитие мыслительной деятельности и мнемических проц...

Методы и приемы коррекционно-педагогической работы

Решающую роль в предупреждении нарушений в развитии детей играет максимально ранняя коррекционно-развивающая работа...

Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут реализовать свой потенциал развития лишь при вовремя начатом, правильно организованном специальном обучении и воспитании.Это потребности не толь...

семенар 28.03.2022 г. Приемы коррекционной работы по формированию эмоциональной сферы у школьников с ОВЗ на уроках музыки и музыка и движение.

Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры....