Консультация для педагогов по работе с детьми с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Усова Елена Викторовна

Консультация для педагогов по работе с детьми с ОВЗ "Песочная терапия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_peskom.docx969.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Журавлик» города Сафоново Смоленской области

 (МБДОУ д/с № 22)

C:\Users\User\Desktop\2.jpg

                                                 Подготовила: Усова Е.В.

воспитатель высшей квалификационной категории

                                               

РАБОТА С ПЕСКОМ С ДЕТЬМИ  С ОВЗ

Игры в песочнице — одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, педагог передает в органичной для ребенка форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Раньше для обучения детей с ограниченными возможностями развития уникальные возможности песка практически не использовались.

Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Для коррекционных игр в песочнице используется следующее оборудование:

C:\Users\User\Desktop\a0d3e6a09613bddaf2c3cca9cc5688fa.jpeg1 Водонепроницаемый деревянный ящик размером 50x70x8 сантиметров (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.

Внутренняя поверхность ящика окрашивается в синий или голубой цвет. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта — небо. Ящик можно заменить и пластмассовой песочницей.

2 Чистый просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким.

Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Песок задает символическую «линию горизонта».

C:\Users\User\Desktop\sF0nFTlbt9E.jpg3 «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно не более 8 сантиметров высотой. В набор игрушек могут войти: человечки, здания (дома, школы, церкви, замки), животные (домашние, дикие, доисторические, морские и пр.), машины (сухопутные, водные, космические, боевые), растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.), мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота, предметы естественного происхождения (ракушки, веточки, камни, кости и пр.), символические (источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.), злые и добрые сказочные герои, живая зелень, флаконы из-под духов, гаечки, болтики, пластиковые или деревянные сувениры, буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды). Словом, все, что есть в окружающем мире, может быть использовано в песочных играх.

«Особым» детям сложно самостоятельно создавать картины из песка. Они не могут, как обычные дети, начинать спонтанно строить города, использовать в занятиях игрушки.

Всему этому их необходимо научить. Ведь, если ребят предоставить самим себе возле песочницы, то большая часть песка окажется на полу или в их волосах.

Работу с песком следует начинать со знакомства с тактильными ощущениями, появляющимися при взаимодействии с ним.

Педагог погружает руки детей и свои собственные в песок и подробно проговаривает свои ощущения. «Я чувствую прохладу, покалывание, каждую крупинку. А я чувствую тепло и пр.» Поскольку многие дети плохо говорят, они не могут повторять вслед за педагогом. Проговаривая свои ощущения, взрослый закрывает глаза, всем своим видом показывая, что прислушивается к своим чувствам.

C:\Users\User\Desktop\64951e8ae8e68e3363b3b351f78ed207.jpgСледующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить детей ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони).

Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы (квадраты, треугольники, круги). Самостоятельно создавая геометрические формы на песке, дети лучше запоминают понятие формы, сенсорные эталоны формы и величины.

Параллельно с этими упражнениями педагог помогает детям делать самомассаж песком: перетирать его между ладонями и пальцами, глубоко зарывать в него руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, выполняют зигзагообразные движения и пр.

После обучения детей манипуляциям с песком педагог переходит к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, горы, долины, по ходу объясняя детям сущность этих явлений. Так постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Из природных материалов педагог совместно с детьми строит мосты, делает из камешков дорожки. В песочнице появляются деревни. Дети узнают и «проигрывают» сельскую жизнь. Потом в песочнице строятся целые города, и педагог рассказывает о том, как протекает жизнь в городе.

Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами, педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия не только развивают представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.

Параллельно с этими занятиями педагог совместно с детьми «пишет» на песке. Различными трафаретами они оставляют отпечатки, а потом обводят их пальцем. Обводить на песке ребятам проще, чем на бумаге. Но главное, если письмо в тетради не вызывает у детей интереса, то на песке они пишут с удовольствием.

После систематических занятий можно приступить к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Педагог рассказывает сказку и рукой ребенка передвигает фигурки основных персонажей. Постепенно дети учатся соотносить речь с движениями персонажей и самостоятельно играют фигурками сказочных героев, передвигая их в соответствии с сюжетом.

C:\Users\User\Desktop\656093c9d8a09969d9fbb172589f52ed.jpegЗанятия в песочнице являются очень полезными. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание; учат перенесению приобретенных навыков в повседневную жизнь, а также соотнесению речи с предметными действиями. После песочных игр детям легче и естественнее даются театрализованные игры и другие занятия.

Таким образом, коррекционные игры в песочнице позволяют:

— совершенствовать координацию движений, мелкую моторику, ориентацию в пространстве;

— стимулировать интерес к занятиям. Дети, не отвлекаясь, могут выдерживать 15—20 минут занятий;

— развивать речь. Дети начинают спонтанно импровизировать, передавать интонации, темп речи педагогов, имитировать звуки, которые издают их персонажи;

— стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, в особенности тактильно-кинестетической чувствительности;

— совершенствовать навыки позитивной коммуникации;

— формировать представления об окружающем мире, «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, объяснять их смысл и способ поведения в них;

— стабилизировать психоэмоциональное состояние.

Использованные источники:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.- 128 с. ISBN 5-89814-128-6
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия.»
  3. Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Содержание работы с детьми по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в разных возрастных группах"

     Чтобы уберечь детей от трагических последствий транспортных происшествий, необходима серьезная и длительная работа по формированию основ безопасного поведения на дорогах....

Консультация для педагогов "Методика работы с детьми в подготовительной группе по театрализованной деятельности".

Консультация для педагогов "Методика работы с детьми в подготовительной группе по театрализованной деятельности"....

Консультация для педагогов: «Организация работы с детьми в летний период».

Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Оно дает возможность наполнить детей яркими впечатлениями, открытиями, неожиданностями, удовольствием и крас...

Консультация для педагогов «Организация работы с детьми и родителями по профилактике детского травматизма в осенне-зимний период»

В данной консультации рассматриваются вопросы:1) Причины детского травматизма в осенне-зимний период;2) Организация мероприятий с воспитанниками по профилактике детского травматизма в осенне-зтимний п...

Консультация для педагогов «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД».

laquo;ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД»....

Консультация для педагогов Развивающая работа с детьми, создание психолого-педагогических условий для развития логического мышления в ООД по ФЭМП

Развивающая работа с детьми,  создание психолого-педагогических условий для развития логического мышления в ООД по ФЭМП...