Театр ног в работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Сошникова Альбина Викторовна

Развитие связной речи, лексико – грамматических и синтаксических способностей у дошкольников с ТНР через инновационные технологии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ГИМНАЗИЯ №2 (ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс

на тему: «Театр ног в работе с детьми с ОВЗ»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

воспитатель

Сошникова А.В.

 

 

 

 

Клин, 2024


Театр ног-это театр-движение, театр-динамика.

Роли в нем «исполняют» ноги артистов: малышей или педагогов.

 Быстрые, ритмичные движения, прекрасно подобранная музыка, легкий и в то же время поучительный сценарий миниатюр позволяют актерам работать и ногами, и руками, и голосом, преодолевая страх публичных выступлений. «Театр ног» -это увлекательная игра, которая формирует личность ребенка, развивает его познавательный интерес, творческий потенциал, умение придумывать, создавать новое.

Цель:

  • Развитие связной речи, лексико – грамматических и синтаксических способностей у дошкольников с ТНР через инновационные технологии

Задачи:

  • Совершенствовать умение перевоплощаться, импровизировать, преодолевать страх публичных выступлений;
  • совершенствовать лексикограмматический строй речи
  • развивать связную речь, общие речевые навыки, просодическую сторону речи, речевой слух, творческие способности, внимание, память, артикуляционную, тонкую и общую моторику.

Актуальность:

Дети с нарушениями речи испытывают значительные затруднения в коммуникативной и речемыслительной деятельности.

Одна из преобладающих трудностей в развитии речи у дошкольников -это боязнь публичных высказываний, волнение, стеснение, неумение и нежелание общаться с помощью языковых средств.

Результаты:

  • Речь детей выразительная, плавная, непринужденная, как в процессе увлекательной игры со сверстниками.
  • У детей пропадает стеснение, страх высказываться, развивается координация движений, моторики ребёнка, что влияет на развитие речевых зон мозга.
  • «Развитие речи через театрализованную деятельность»
  • Театрализованная деятельность — это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей. В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности и успешности ребенка. Изучив работы современных педагогов Л. В. Артемовой, Т. Н. Дороновой, Л. В. Венгера. Также я опиралась на новинки методической литературы и журналы «Ребёнок в детском саду»«Дошкольное воспитание». Выделила цель: Создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
  • В ходе организации театрализованной деятельности с дошкольниками можно решить разнообразные задачи развития детей. Хотелось бы выделить, такие как развитие всех компонентов речи, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей. И приобщить детей к театральной культуре, обогатить их опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, профессиях, костюмах, атрибутах и терминологии.

Преимущества:

  • Тесная взаимосвязь всех участников коррекционно-образовательного процесса;
  • Коррекционные занятия проходят в увлекательной интересной форме
  • Дети проявляют инициативу и самостоятельность

Особенно хотелось отметить такие формы работы с детьми как словесные, настольные и подвижные игры с элементами драматизации. На занятиях по обучению грамоте с помощью театрализованных игр, дети могут научиться правильному произношению звуков. Например, при произношении звука «ж» я использовала театрализованную игру «Медведь и пчелы». Они способствуют устранению нарушения звукопроизношения.

В организации театрализованных игр широко использовались практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации. Метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация. Все методы и приемы применялись в комплексе, развивали внимание, память, воображение. При этом процесс воспитания получается естественным.

Интерес ребят усиливается, когда в сценках принимают участие взрослые люди, воспитатели и родители. Большое значение имеет также использование разнообразных технических средств, таких как мультимедийная аппаратура и т.д.

Большое значение в организации и театрализованной деятельности придаю созданию развивающей среды. Для этого в группе создана зона театрализованной деятельности, которая включает в себя различные виды театров (кукольный, пальчиковый, настольный и др.) прислушиваюсь к высказыванию Е. И. Тихеевой «В пустых стенах ребёнок не заговорит» …

Хотелось бы рассказать о нескольких видах театра поподробнее, таких как Пальчиковом театр. Однако многие даже не подозревают о его пользе для развития дошкольника. А ведь это наиболее простой способ развития мелкой моторики, что способствует раннему становлению речи и расширяет словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие.

Мой опыт показал, что использование фланелеграфа в процессе обучения позволяет: Целенаправленно развивать связанную речь т.к. использование картинок, символов, схем выкладываемых на фланелеграфе в целом развивает речемыслительную деятельность детей.

В настольном театре в отличие от книги персонажи на настольной сцене обретают объем и некоторую «свободу» движений; фигурки передвигаются туда-сюда, «говорят». Показывая с дошкольниками такой спектакль, мы изображаем, как персонажи фыркают, дрожат, падают и т.п. – т.е. «достраиваем» текст за счет дополнительных движений и звуков, наделяем его теми мимическими, невербальными качествами, которые характерны для живого общения, но отсутствуют в книге.

Театр кукол би-ба-бо или театром «Петрушки» Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой. Побуждает к импровизации средствами мимики и интонации.

Ребенок – это сто масок, сто ролей способного актера, и надо дать ему возможность сыграть на прекрасной сцене детства эти сто ролей»

(Януш Корчак).

Практика показала, что теневой театр положительно влияет на процесс обучения, способствует воспитанию и развитию дошкольников. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Режиссёрская игра, в которой ребенок исполняя роль, особенно вступая в диалог с другим ребенком ставит его перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Для работы с детьми я разработала и апробировала инсценировки сказок на новый лад, направленные на развитие умения передавать свои чувства, впечатления словами, на владение своим голосом и телом. Игра драматизация – это импровизация на основе литературного текста с внесенными в него новыми изменениями, в которой ребенок принимает на себя роль персонажа и передает ее через слово и движение.

Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация. Трудности, с которыми я столкнулась при использовании данного опыта. 1.- что делать, если ролей не хватает на всех детей; 2. — кто будет играть отрицательных персонажей? Первая трудность вполне решаема. Я дополняю новыми ролями, чтобы охватить всех детей (сказки на новый лад) Вторая же трудность решается несколько сложнее, поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются и дети, в большинстве случаев не хотят играть злых и жестоких. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все — и дети, и взрослые — артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы прилипает к нему, поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли. Следующим этапом было проверить эффективность моей работы.

Для обследования развития связной речи детей дошкольного возраста использую методику О. С. Ушаковой. Результаты показали, что речевая активность детей возросла в среднем на 33%. При этом улучшение по основным программным направлениям речевого развития составило: формирование словаря – 22%; грамматический строй речи – 35%; связная речь – 43%. За счет освоения в системе театрализованной игры у детей расширился игровой опыт. Также умение договариваться и разрешать конфликтные ситуации самостоятельно.

С участием моих воспитанников прошел праздник осени. После выступления ребята обретали уверенность в себе, речь их становилась отчетливой и яркой.

К постановкам спектаклей, привлекались родители, им давалось домашнее задание: выучить с детьми слова, изготовить декорации для спектаклей и приготовить атрибуты для своего ребенка. Этот творческий процесс доставлял радость всем: и детям, и родителям.

Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то – театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Ведь театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.

Список литературы:

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада — М., КНОРУС", 2003г.
  2. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников. — М., 1972.
  3. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. — М., "КНОРУС", 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыкального театра в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Представлен опыт работы по театрализованной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи....

Кукольный театр помогает в работе с неуверенными в себе детьми.

В статье даны рекомендации родителям в помощь с неуверенными детьми, используя кукольный театр....

Театр: основные направления театральной работы с детьми

В материале рассматриваются такие направления театральной работы, как театральная игра, ритмопластика, техника речи....

Использование различных видов театра в работе с детьми

Использование различных видов театра в работе с детьми...

«Использование видов кукольного театра в работе с детьми в логопедической группе»

«Использование видов кукольного театра в работе с детьми в логопедической группе» Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. В ходе театральной игры формируется личность ребенк...

Опыт работы по использованию пальчикового театра в коррекционной работе с детьми с ОНР

В работе обобщены подходы в развитии мелкой моторики рук и представлен календарный план проведения пальчикового театра...

Конспект во второй младшей группе «Развитие театрализованной игры посредством театра кукол в работе с детьми». Тема: «Еду, еду к бабе, деду»

laquo;Развитие театрализованной игры посредством театра кукол в работе с детьми»Тема: «Еду, еду к бабе, деду»Интеграция образовательных областей:- Познавательное развитие (формирова...