Формирование социальной адаптации особенного ребёнка через развитие практико-ориентированной деятельности с использованием АДК.
статья по коррекционной педагогике

Оксана Анатольевна Першина

В данной статье я представляю свой опыт работы по формированию социальной адаптации особенного ребёнка через развитие практико-ориентированной деятельности с использованием АДК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                «Если человек не может говорить, это не значит, что ему нечего сказать».

                                                                                                                          Розмари Кроссли

        Трудно представить действительность без речи. Она нужна людям для общения друг с другом. Но что делать тогда, когда у детей с ментальными нарушениями в первую очередь значительно  страдает речь, что негативно влияет на возможности самовыражения ребёнка: сообщении своих желаний и потребностей, чувств.  
        В таких случаях общение становится возможным при использовании альтернативной и дополнительной коммуникации. В арсенале АДК целый спектр разнообразных средств, позволяющий людям выражать свои мысли и  общаться. Также альтернативная и дополнительная коммуникация помогает обучению детей и делает коммуникацию  с ними эффективнее.

Я хочу вам рассказать о проекте «Мы вместе! Учимся! Общаемся! Творим!»,  целью которого является развитие коммуникативных навыков у детей с ментальными нарушениями с использованием индивидуально подобранных средств АДК в продуктивных видах деятельности.

Задачи проекта:

- развивать у особого ребёнка  интерес и потребность к общению с помощью средств АДК через деятельность, входящую в зону его интересов;

- расширять круг  общения ребенка с использованием визуальной поддержки;

- постепенное увеличение количества визуальных помощников,  используемых ребенком;

- обучение  воспитанников делать выбор с помощью средств АДК;

- с помощью средств визуальной поддержки учить устанавливать причинно-следственные связи, последовательность действий во времени (Сначала - Потом);

- привлечь родителей к активному участию в         проекте и использованию средств АДК со своими детьми.

Планируемый результат: 

- у ребёнка повысится  интерес и потребность к общению с помощью средств АДК через деятельность, входящую в зону его интересов;

- круг  общения ребенка и количество визуальных помощников, используемых ребенком расширится;

- с помощью средств визуальной поддержки ребенок сможет устанавливать причинно-следственные связи, последовательность действий во времени (Сначала- Потом), а так же делать свой выбор;

- родители, овладев базовыми навыками АДК смогут лучше и многостороннее  общаться с ребенком.

Организационно-подготовительный этап (январь - февраль)

  1. Мониторинг актуального уровня  коммуникативных навыков детей-участников проекта.
  2. Родительский час на тему : «АДК- возможность и применение».
  3. Анкетирование родителей. Сбор данных. Анализ полученной информации.
  4. Встреча с родителями, совместное определение приоритетных средств АДК  и способов поощрения для каждого ребенка.

Основной этап ( февраль-ноябрь).

Работа с детьми:

1. Подгрупповые и групповые занятия по плану проекта по трём направлениям: «Самообслуживание», «Домоводство», «Творчество» с использованием индивидуально подобранных средств АДК.

2. Использование методических пособий (инструкционные карты с перечнем оборудования по различным видам деятельности, бланки для рецептов блюд, списка покупок, тематические альбомы «Хорошо? Плохо?» (профилактика нежелательного и безопасного поведения)  и др.)

3. Выполнение и отбор работ для участия в  различных городских, всероссийских и международных конкурсах с творческими  работами.

Работа с родителями.

  1. Выполнение «домашних заданий».  
  2. Проведение тематических родительских часов и мастер-классов, индивидуальных онлайн встреч по запросу.
  3. Совместная экскурсионная деятельность (ребенок, педагог, родитель).

Заключительный этап (декабрь-январь).

  1. Повторный мониторинг уровня  коммуникативных навыков детей-участников проекта.

2.  Обсуждение повторного мониторинга уровня  коммуникативных навыков детей-участников проекта с родителями и воспитателями групп.

      3. Подведение итогов участия в конкурсах творческих работ.

      4. Трансляция опыта работы над проектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально – эмоциональной сферы ребёнка через театрализованную деятельность

Театрализованная деятельность является одним из важных средств развития социально-эмоциональной сферы ребенка, так как она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ре...

Формирование социальной адаптации детей с нарушением зрения к окружающему миру через знакомство с неречевыми звуками

Для детей с нарушением зрения большое значение имеет развитие и использование слухового анализатора, который при отсутствии зрения является одним из главных в компенсаторной системе.Необходимо целенап...

Статья "Театрализованная деятельность в формировании социально-личностных особенностей детей старшего возраста"

laquo;Театрализованная деятельность в формировании социально-личностных особенностей как один из аспектов готовности к школьному обучению»...

Современные дошкольники: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации» «Игра как средство социальной адаптации дошкольника»

. В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников - игра, которая из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углублённую....

Технологическая карта: совместная практико-ориентированная исследовательская деятельность.

Формирование у старших дошкольников исследовательских навыков и умений: исследование новых объектов, появившихся  в окружающем пространстве;  выдвижение гипотез и предположений; умение сравн...

Формирование социальной адаптации особенного ребёнка, через развитие практико-ориентированной деятельности (на примере ручного труда).

В данной статье я описала конкретный практико-ориентированный проект, реализованный с детьми с тяжёлыми ментальными нарушениями....