Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП
Мелкая моторика – это не только умение брать предметы и успешно с ними взаимодействовать. От нее зависит и эмоциональное состояние ребенка, его уровень самооценки, восприятие им окружающего мира. Поэтому ее так важно развивать, если в результате ДЦП она нарушена
В России есть огромное количество различных учреждений для развития и воспитания детей с детским церебральным параличом. В них пациенты получают квалифицированную медицинскую помощь, подразумевающую коррекцию и лечение заболевания. С больными работает команда ортопедов, физиотерапевтов, дефектологов, психологов, массажистов, логопедов.
К сожалению, в основном такие заведения находятся в крупных городах. В небольших проводится амбулаторное наблюдение на базе местной поликлиники. Только в тяжелых случаях ребенка направляют в областную неврологическую больницу либо даже в столичные комплексы, санатории.
Однако в любом городе можно найти специалистов для индивидуальной работы. В первую очередь, помимо основы, они проводят занятия для детей с ДЦП по моторике.
Для чего нужно развивать моторику у детей с ДЦП?
Мелкая моторика — выполнение действий, связанных с нервной, мышечной, зрительной, костной системами, скоординированных с движениями кистей и пальцев (поэтому ее называют иногда пальчиковой).
При ДЦП нарушается работа ЦНС, приводящая к поражению двигательных зон и проводящих путей в головном мозге. Физическая недееспособность или частичные нарушения работы ОПА, как аномалия моторного развития, являются основным симптомами заболевания. При тяжелой степени или отсутствии коррекции наблюдаются выраженные нарушения навыков самообслуживания, недостаточность активного осязания, стереогноза.
Все эти нарушения тяжело сказываются на психическом состоянии ребенка. Помимо распространения патологии при атрофированной мышечной системе, страдают самодостаточность, самовыражение, восприятие действительности.
Поэтому одной из первостепенных целевых задач как раз и является развитие моторики рук при ДЦП, которая включает:
● формированием двигательной активности рук
● постановку правильного положения кисти и пальцев
● развитие хватания
● обучение манипуляциям и дифференцированным движениям
● подготовку и обучение навыкам письма.
Первый этап развития мелкой моторики
Заниматься с ребенком можно и самостоятельно дома. Прежде чем приступать к сложным заданиям, важно приучить детей работать руками и, скорее всего, этот курс будет самым продолжительным. В последующем эти занятия станут «разогревающими» перед каждым новым уроком.
Первый комплекс включает в себя следующие упражнения:
1. поочередно и одновременно поднять руки по команде
2. постучать по столу кистью или кулаком
3. погладить ладонью левой руки правую руку и наоборот
4. поставить руку на стол ребром, потом повернуть на тыльную сторону. Те же манипуляции проделать с другой рукой
5. предыдущее упражнение, только при поворачивании на тыльную сторону, согнуть пальцы в кулак
6. с опорой на локти, встряхивание кистей рук.
Далее упражнения усложняются. Можно, например, попробовать похлопать в ладоши, выполнить поочередные команды на сгиб-разгиб.
Следующий шаг — это формирование целенаправленных движений. Это имитации или жестовые указания: помахать рукой в знак приветствия, сгиб пальцев к ладони («дай»), погрозить пальцем, погладить по голове кого-либо, изобразить молоток (стук по поверхности), изобразить колокольчики (встряхивание), указание направления и так далее.
Далеко не все будет даваться легко. Иногда на освоение базовых навыков уходят даже не месяцы, а годы, но как правило, при не самой тяжелой форме — все возможно.
Второй этап развития мелкой моторики
Это более сложный блок задач. Даже при успешном выполнении первого тяжело он дается многим детям. Здесь, главное проявить терпение, а при необходимости, своими руками выполнять упражнения, сгибая и разгибая руку/пальцы ребенка. Даже если он сам не готов или физически неспособен, принудительное движение также поможет в развитии. Одно условие — все должно проходить с позитивом.
Второй комплекс выглядит так:
1. большим пальцем касаемся («здороваемся») с остальными поочередно
2. потом проделываем то же самое, но только «здороваться» будут пальцы разных рук
3. «бегаем» пальцами по столу, словно стучим по клавиатуре
4. вращаем поочередно кистями и пальцами
5. образуем круг из большого и указательного
6. делаем «козу» при помощи мизинца и большого
7. поочередно сгибаем пальцы из открытой ладони, а потом распрямляем и расставляем их «веером»
8. делаем «нос Буратино».
Третий этап развития мелкой моторики
Включает в себя занятия с предметами. Здесь необязательно использовать какие-то определенные рекомендации, кроме того, что все должно происходить постепенно. Например, не нужно сразу давать ножницы, чтобы ребенок вырезал снежинку. Пусть сперва помнет бумагу в комок, попробует закинуть ее в ведро или порвет на кусочки. Давайте ему ощупывать предметы, знакомиться с ними тактильно.
На этом этапе вы формируете сложную моторику. Сюда подходят наклеивание аппликаций, лепка, театр теней, застегивание пуговиц, письмо, игры с конструктором, бусинками и так далее. Будет тяжело, но, если вы смогли добраться до этого блока, значит, вполне сможете одолеть и его.
Даже при заметном прогрессе развитие моторики у ребенка с ДЦП не должно предполагать отказ от назначений лечащего врача. Не пренебрегайте обследованиями, медикаментами, ЛФК, массажем. Только комплексный подход обеспечивает положительный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...
Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...
Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"
Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...
Опыт работы по развитию мелкой моторики По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»
Публикация на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...