Конспект занятия по социально-бытовой ориентировке для воспитанников 4-5 лет «Овощи»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

Рогалева Наталья Михайловна

Представлен конспект занятия по СБО в средней группе по теме "Овощи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_ovoshchi.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 254»

(МК ДОУ «Детский сад № 254»)

654044, г. Новокузнецк, ул. Косыгина, 9А, тел: 8(3843)61-30-59, 61-30-60, e-mail: dc254@mail.ru

Конспект занятия

по социально-бытовой ориентировке

для воспитанников 4-5 лет

«Овощи»

Автор составитель:

Рогалева Наталья Михайловна,

учитель-дефектолог

Година Анастасия Владимировна,

учитель-дефектолог

Новокузнецкий городской округ, 2024

Тема: «Овощи»

Форма проведения: подгрупповая (4-6 человек)

Предварительная работа

  • Беседа об осени.
  • Рассматривание овощей (помидор, огурец, морковь, капуста, лук, морковь).
  • Дидактические игры: «Назови геометрическую фигуру», «Подбери фигуру к контуру».

Задачи

  1. Формировать умение узнавать знакомые овощи на сюжетных, силуэтных и контурных изображениях, внимательно следить за указкой и слушать рассказ учителя-дефектолога (тифлопедагога).
  2. Развивать умение соотносить форму овощей с геометрическими эталонами (круг, треугольник, овал) с помощью зрения и осязания.
  3. Формировать умение описывать овощи и их признаки (помидор, огурец, морковь, капуста, лук, морковь) по алгоритму, например: «Луковица желтого цвета. Она круглая», «Огурец зеленого цвета. У него есть бугорки. Их можно почувствовать, если провести по огурцу пальцами» и т.д.
  4. Упражнять в обследовании предметов и выделении их основных признаков и свойств по алгоритму с использованием зрения и других анализаторов.

Материал: сюжетная картина с изображением уборки урожая овощей; указка с ярким наконечником; корзина с набором натуральных овощей (5 предметов); поднос с кусочками овощей; карточки с изображением контуров круга и овала (по 3 карточки на каждого ребенка).

Ход занятия

Организационный момент

Педагог предлагает сходить в гости к Матрёшке-огороднице.

1. Рассматриваем картину  (дети стоят около картины, учитель-дефектолог показывает детям сюжетную картину.)

Матрёшка здоровается с детьми и обращает внимание детей на сюжетную картину

- Дети, в конце лета и осенью созревают овощи и фрукты. Посмотрите внимательно на эту картину. Это огород, здесь грядки. На них выросли овощи. Назовите их (учитель-дефектолог указкой показывает все, о чем рассказывает и овощи, которые называют дети).

-Ребята, а сейчас мы выполним гимнастику для глаз. Учитель-дефектолог напоминает правила проведения зрительной гимнастики.

Основная часть

2. Зрительная гимнастика «Огород»

«1-2-3-4-5, будем овощи искать         (круговые движения глазами)

Смотрим вправо – огород,

Там морковка растет.                         (движение глазами вправо)

Слева – белая капуста

Вдалеке  – редис, салат                         (взор направлен вдаль – перед собой)

Наша грядка просто клад»                 (моргание, широко открытыми глазами)

Воспитанники проходят на ковер и присаживаются на ориентиры (корзиночки) в полукруг на колени.

3. Игра «Что в корзине?» 

- Дети, я принесла в этой корзине овощи (натуральные овощи и муляжи). Давайте достанем их и внимательно рассмотрим (учитель-дефектолог показывает детям корзину и ставит ее на стол. Дети встают вокруг стола и по очереди достают овощи, называют их. Учитель-дефектолог обращает их внимание на то, что овощи разного цвета и разной формы, что у них разная поверхность и это можно почувствовать на ощупь).

Учитель-дефектолог обсуждает с детьми: «Что это? Назовите овощи? Какой они формы? Какого цвета? Какие на вкус? Где растут овощи? В какое время года их собирают?»

Дети  (в совместных с тифлопедагогом действиях), обследуют овощи. По вопросам учителя-дефектолога (тифлопедагога) называют их, обозначают цвет, называют форму, определяют, какая у них поверхность.

Учитель-дефектолог. - Ребята, молодцы! Вы правильно назвали все овощи и рассказали о них.

-Ребята, после хорошей работы, можно и отдохнуть и выполнить физминутку. Дети выполняют ее на ковре

4. Физкультминутка.

«Мы лопаты взяли, грядки раскопали,

Раз-два, раз-два

(имитация действия лопатой)

Грабли в руки взяли, грядки причесали

Раз-два, раз-два

(имитация действия граблями)

Семена рядами в землю мы бросали

Раз-два, раз-два

(имитация разбрасывание семян)

5. Игра «Найдем домики для овощей»

(Дети садятся за столы. Учитель-дефектолог (тифлопедагог) дает каждому ребенку по три карточки с геометрическими фигурами – кругом, треугольником  и овалом).

-        Рассмотрите внимательно эти карточки. Что на них нарисовано? Правильно, здесь круг, треугольник и овал. Они будут домиками для овощей. Посмотрите внимательно на свои овощи. Положите на каждую карточку овощи похожей формы. Вот так (учитель-дефектолог показывает, как это делать на доске).

6. Отгадываем загадки об овощах

  • Дети, давайте поучимся отгадывать загадки об овощах. Отгадки вы найдете в корзине (учитель-дефектолог предлагает детям подойти к столу).
  • Слушайте внимательно!

(учитель-дефектолог загадывает 2-3 загадки. Дети находят отгадки. При необходимости - в совместных действиях с учителем-дефектологом).

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор).

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

(Капуста).

Он и в дождик, он и в зной,

Клубни прячет под землёй.

Клубни вытащишь на свет —

Вот и завтрак и обед.

(Картофель).

Красна девица сидит в темнице,

А коса — на улице. (Морковь).

Круглый бок, желтый бок

Сидит на грядке колобок,

Врос он в землю крепко,

Что же это? (Репка).

На грядке длинный и зелёный,

А в кадке — он совсем солёный.

(Огурец).

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает —

Тот слезы проливает. (Лук).

Итог занятия. Оценка деятельности воспитанников.

Рекомендации воспитателям:

  • Развивать умение у воспитанников узнавать овощи по вкусу и запаху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-бытовой ориентировки в старшей группе с нарушением зрения

Конспкт занятия по социально-бытовой ориентировки  в старшей группе с нарушением зрения по теме "Воспитание культурно-гигиенических навыков"...

Конспект занятия по социально-бытовой ориентировке в старшей подгруппе Тема: «Собираем урожай. Фрукты»

материал будет полезен педагогам коррекционных групп для детей с нарушением зрения....

Конспект занятия по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста на тему: "Перелётные птицы"

Занятия  по  социально-бытовой ориентировки направлены на оказание коррекционно-развивающей помощи детям с нарушением зрения. Дети данной категории не способны четко видеть и  ра...

Конспекты занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения в младшей группе

Содержание требований программы,примерное тематическое планирование,конспекты занятий для детей первого года обучения...

Конспекты занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения в средней группе

Содержание требований программы,примерное тематическое планирование,конспекты занятий для детей второго года обучения...

Конспекты занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения в старшей группе

Содержание требований программы,примерное тематическое планирование,конспекты занятий для детей третьего года обучения...