программа коррекционной работы по художественной литературе
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Рахматалиева Хамида Айткалеевна

материал для детей подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка» муниципального образования «Город Саратов»

410520 г. Саратов, с. Рыбушка, ул. Парковая, дом 4 А тел.: (845-2) 97-98-65 эл.почта: rubdou@mail.ru   

Программа

коррекционной работы по художественной литературе для детей подготовительной группы

                                                                                                                   Разработчики:

Рахматалиева Х.А.

                                                                                                                         Бессчастнова А.Н.

2023 – 2024г.

СОДЕРЖАНИЕ.

Наименование раздела

Стр

I

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

Актуальность

1.3

Цели программы

2

1.4

Задачи программы

2

1.5

Предполагаемые результаты

4

II

Содержательный раздел

2.1

Календарно - тематическое планирование

5

III

Организационный раздел

3.1

Учебный план

6

3.2

Список литературы

7

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка.

Формирование и развитие речевой культуры — одно из стержневых направлений воспитания и развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Обогащение словарного запаса детей, обучение связной речи и развитие ее выразительности — таковы основные задачи, которые решаются в практической работе воспитателей и теоретических исканиях методистов.

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно читать стихи.

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.

Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В.Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей к себе привлекает мир звуков.

 «Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя».

Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значение слова. Иногда с её помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Выразительность речи зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.

Программа «Радуга слов» в работе с детьми, показывает необходимость опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес — именно поэтому так велика роль стихов, произведений в детских играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата.

Литературные произведения - это всестороннее развитие речи, поэтических задатков, мышления, памяти, ума, также носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, развивают и воспитывают коммуникативные качества личности, делают увлекательными различные игры и задания.

   Старший дошкольный возраст – это период, познавательной и творческой активности, замыслов, полёта воображений и фантазий. Потому, важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие речевые способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

1.2 Актуальность данной темы обусловлена тем, что в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования – речевое развитие по-прежнему остается наиболее важной темой в дошкольном возрасте. По требованиям Стандарта речевое развитие включает в себя помимо основных задач и такие задачи как развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух 6 текстов различных жанров детской литературы. Поэтому необходимо знакомить детей с произведениями, заучивать с ними стихи и учить выразительно читать их.

1.3 Цель программы:

Создание условий для формирования выразительной речи у детей старших дошкольников, посредством выразительного чтения литературных произведений.

1.4 Задачи программы:

Обучающие:

учить детей понимать суть произведений, видеть первоначальный замысел поэта;

обучать речевым умениям: правильно пользоваться темпом, громкостью произношения, отчетливо произносить звуки, слова, фразы в соответствии с текстом;

формировать умение передавать игровые образы в действиях.

Развивающие:

способствовать развитию речевого дыхания и правильной артикуляции, выразительной интонации в речи;

развивать связную речь, обогащать словарь; творческие способности, на основе выразительного чтения стихов;

развивать наблюдательность, воображение, познавательные процессы.

Воспитательные:

воспитывать эстетический, художественный вкус;

воспитывать нравственные, качества личности (доброту, отзывчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, сочувствие), коммуникативные качества;

воспитывать любовь к поэзии и творческой деятельности, желание участвовать в конкурсных выступлениях.

1.5 Предполагаемые результаты:

правильно пользоваться темпом, громкостью произношения; отчетливо произносить звуки, слова, фразы в соответствии с текстом стихотворения;

произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание, выразительность интонации в речи;

 пересказывать простые сказки;

отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, сказки с помощью простых предложений, заучивать выразительно стихотворения.

К концу учебного года дети должны:

понимать значимость и направленность поэтических произведений;

представлять стихотворение с указанием названия и автора произведения;

регулировать темп и силу голоса, выразительную интонацию;

использовать различные средства выразительности: жесты, мимику, движения;

передавать настроение и характер произведения.

Результатом работы кружка является участие детей в таких мероприятиях, как конкурс чтецов в возрастных группах, в развлечениях, викторинах, в утренниках, а также в конкурсах чтецов различного уровня.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Календарно – тематическое планирование

Период

Тема

Цель

Октябрь 2023г.

 Игра: «Погружение в сказку»

Учить создавать воображаемую ситуацию.

Проговаривание скороговорок, чистоговорок. цель: развивать артикуляционный аппарат, дикцию и четкость речи

Развивать артикуляционный аппарат, дикцию и четкость речи.

 Игра «Измени предмет» (новые способы его использования)

Развивать творческое воображение.

Ноябрь 2023г.

Беседа: «Твой любимый литературный герой?

Поддерживать устойчивый интерес к художественной литературе; развивать умение характеризовать героя.

Участие в VIII городском открытом литературном конкурсе «Читаем классику»

Развивать творческие способности.

Театрализованная игра «Теремок»

Развивать артистические способности путем использования выразительных средств речи, мимики и жестов.

Декабрь 2023г.

Игра «Дорисуй рисунок»

развитие творческого воображения.

Игра: «Изобрази знакомых героев»

развивать артистические способности.

Рисование сюжета любимой сказки

развивать творческие способности, поддерживать устойчивый интерес к сказкам.

Игра: «Превращения»

: развивать умение ребенка перевоплощаться из одного персонажа в другого, изменяя звуковую окраску голоса и манеру поведения.

Январь 2024г.

Показ сказки (пальчиковый, настольный) по желанию ребенка

поощрять проявление словотворчества, развивать выразительность речи, эмоциональность.

Зимние посиделки: рассказывание наизусть любимых произведений

поддерживать интерес к стихотворным произведениям.

Малоподвижная игра «Что мы делаем не скажем, а что мы Консультация делаем покажем»

развивать воображение, артистические способности

Февраль 2024 г.

Сюжетно – ролевая игра «Театр»

поддерживать интерес к театру; расширять кругозор; развивать коммуникативность.

Разыгрывание этюдов

развивать умение ребенка перевоплощаться из одного персонажа в другого, изменяя звуковую окраску голоса и манеру поведения.

Просмотр отрывков театральных произведение различных жанров (опера, оперетта, балет, драма)

закреплять знание театральных жанров; поддерживать устойчивый интерес к театру.

Участие в конкурсе чтецов, посвященный юбилею А. Барто

Развивать творческие способности.

Март 2024 г.

Театрализованная игра: «Путешествие в мир сказок»

Развивать умение ребенка перевоплощаться из одного персонажа в другого, изменяя звуковую окраску голоса и манеру поведения.

Игра «Салат из сказок»

Поощрять проявление словотворчества; развивать творческое воображение.

Развивающая игра «Картинная галерея»

Развивать творческое воображение, умение использовать предметыз

Рисование «Новый конец сказки «Колобок»

Продолжать развивать творческое воображение.

Апрель 2024 г.

Музыкально – пластическая импровизация «Изобрази музыку»

Продолжать развивать творческое воображение, развивать восприятие музыки.

Игра «Что за чем»

Вспомнить знакомые сказки, закрепить сюжет известных сказок.

Театрализованная игра

Совершенствовать Подготовка костюма к фестивалю. внимание, творческое воображение.

Игра: «Пантомима»

Закрепление умения представления пантомимических этюдов

Май 2024 г.

Игра-драматизация «Колобок»

развивать артистические способности.

Беседа «Театральные профессии»

расширять кругозор, поддерживать устойчивый интерес к театру

Игровая программа: «Сам себе режиссер»

дать возможность самостоятельно сочинить и показать сценку.

III. Организационный раздел

  1. Учебно-тематический план

Вид организованной образовательной деятельности

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество образовательных ситуаций в неделю

Длительность образовательных ситуаций

Форма организации образовательного процесса

Интегрированное:

развитие речи,

развитие мелкой моторики,

познавательное развитие

34

1

20

индивидуальная

подгрупповая

3.2. Список литературы:

1. Алексеева М.М. Методика работы с художественной литературой в детском саду Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] /М.М.Алексеева, В.И.Яшина : Учеб. пособие. – М., 1998. -400с

2. Андросова В. Чтение произведений художественной литературы: Старшая группа [Текст] /В. Андросова // Дошкольное воспитание. – 1991. – №4. -56с

3.Волкова В. Е. Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 18-20. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14285/ (дата обращения: 02.01.2020).

4.Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 52-53. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4743/ (дата обращения: 05.01.2020).

5. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» [Текст]/Т.Б. Полянская. - СПб, «Детство-Пресс», 2010г.-64с.

6.Сорокина, Л. В. Учим стихи, рисуя // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. [Текст]/Л.В. Сорокина -2009. –№ 5. - С.57-58.
7. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений[Текст] / О. С. Ушакова, Е. Струнина– М., 2004. -288с.

8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения[Текст] /М.Ф. Фомичева. -М., Просвещение, 1989. -239с.

Данная программа рассчитана на один год и реализуется на базе МАДОУ «Светлячок» с. Рыбушка»



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка» муниципального образования «Город Саратов»

410520 г. Саратов, с. Рыбушка, ул. Парковая, дом 4 А тел.: (845-2) 97-98-65 эл.почта: rubdou@mail.ru   

Программа

коррекционной работы по речевому развитию

 для детей подготовительной группы

                                                                                                                   Разработчики:

Рахматалиева Х.А.

                                                                                                                         Бессчастнова А.Н.

2023 – 2024г.

СОДЕРЖАНИЕ.

Наименование раздела

Стр

I

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

Актуальность

1.3

Цели программы

2

1.4

Задачи программы

2

1.7

Предполагаемые результаты

4

II

Содержательный раздел

2.1

Календарно - тематическое планирование

5

III

Организационный раздел

3.1

Учебный план

6

3.2

Список литературы

7

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка.

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

1.2 Актуальность данной программы состоит в том, что она помогает гармоничному развитию личности ребенка, развитию его мышления и интеллекта; подготавливает ребенка к школьному обучению, решает проблемы коммуникативного характера при общении со сверстниками.

Цель программы:

- построение системы коррекционной и образовательной деятельности для детей с  нарушением речи в возрасте с 6 до 7 лет, повышение уровня развития психических процессов

Задачи программы:

- -овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками;

- развивать внимание, память, мышление, восприятие, воображение;

- формировать навыки самостоятельной работы.

- создание условий для самореализации детей в творческой, учебной деятельности.

  1. Предполагаемые результаты:
  •  повышение уровня познавательной активности, формирование умения самостоятельно планировать практические и мыслительные действия;
  • способен осмысленно работать над собственным звукопроизношением и выразительностью речи;
  • способен устанавливать причинные связи в сюжете, правильно оценивать поступки персонажей;
  • способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

К концу курса занятий дети должны уметь:

- различает понятия: звук, буква, слог, предложение;

- участвует в коллективном разговоре: задавать вопросы и отвечать на них;

- делает логические выводы, правильно формулировать условия поставленных задач;

- выполняет задание до конца, не отвлекаясь;

- запоминает картинку, а затем отвечать на вопросы по ней;

- умеет ориентироваться во времени и в пространстве;

- умеет изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.

-  составляет рассказ по серии картинок.

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Календарно – тематическое планирование

Месяц

Неделя

Содержание игр и упражнений используемых в работе с детьми

Количество занятий

Сентябрь

1

Диагностика. Выявление уровня знаний и умений детей.

1

2

1.Упражнение на развитие слуховой памяти  «10 слов»

Книга, луна, звон, мед, вода, окно, лед, день, гром, брат.

2.Упражнение на развитие внимания, мыслительных операций «Угадай по описанию»
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор)., Перед ним выкладывают картинки и он находит нужный, показывает его. и т. д (фрукты, мебель, одежда, обувь, транспорт)

1

3

1.Упражнение на моторику «Мы писали, мы писали..»

(Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Ручки в стороны убрали.

Два притопа, два прихлопа

Топаем, хлопаем.

Началась опять работа.

(Потираем ладонью о ладонь.)

В небе птицы пролетали

(Руки чуть подняты над головой)

Птицы крыльями махали.

(и перекрещены, взмахи кистями рук.)

Ветер дул навстречу им.

(Машет  руками на лицо, словно обмахиваясь веером)

2.Упражнение на развитие гибкости ума и словарного запаса.

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1

Октябрь

1

1.Упражнение «Закончи слово». Умение делить слово на слоги

2.Упражнение «Разложи по местам». Перед ребенком лежат карточки с нарисованными предметами: персик, кастрюля, виноград, пиджак, сковорода, шорты, дыня, графин, носки, рубашка, половник, слива. Педагог просит разложить данные карточки в три коробки. В одну сложить карточки с изображением фруктов, в другую сложить карточки с изображением посуды, в третью – карточки с изображением одежды. Через 3-5 минут попросить назвать, какие предметы были нарисованы на карточках. 

1

2

1.Игра на развитие мышления «Нарисуй фигуру по памяти». Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, убирают, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил.(15 сек.)

2.Упражнения "На развитие гибкости ума".
Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:
-  назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина, ...)
-  назови слова, относящиеся к спорту
- назови слова, обозначающие домашних животных.

1

3

1.Пальчиковая гимнастика

Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному.(несколько раз)

3.Графическая работа        

1

4

1.Упражнение «Угадай слово». Умение делить слово на слоги.

2.Упражнение «Кто, что любит?» Соединить линией нужные рисунки (собака- косточка, кошка – рыба, заяц – морковь, медвежонок – мед..)

1

Ноябрь

1

1.Упражнение на мышление: «Назови одним словом»
Вилка, ложка, нож - это ...
Дождь, снег, мороз - это ...
Рука, нога, голова - это ...
2) Конкретизировать обобщающие понятия:
Фрукты - это ...
Транспорт - это ....

1

2

1.Упражнение на мышление «Что где находится?»

 Развить у ребенка умение различать положения верх и низ, внутри и снаружи, справа и слева, посередине.

Оборудование: сюжетные картинки, на которых предметы занимают необходимое для ответа на вопрос положение.

Описание. Взрослый показывает ребенку картинку и задает соответствующий вопрос: «Покажи (назови) сначала того, кто находится внизу, затем того, кто вверху. Назови того, кто находится посередине, что лежит внутри, что снаружи; предмет, находящийся справа - слева». Ребенок должен показать (или назвать) предмет в нужном положении.

  2.Графическая работа.

1

3

1.Упражнение «Назови слово на заданный звук».
Варианты:
1) Назвать слова, начинающиеся на звук «А».
2) Назвать слова, оканчивающиеся на звук «Т».
3) Назвать слова, в которых третья от начала-звук «С».

2.Упражнения на развитие моторики

1.Ребенок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняет движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.

2.Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (2-3 раза)

1

4

1.Упражнение на мышление «Исправь ошибку» Взрослый читает предложения, в которых допущены ошибки. Ребенок должен их заметить и произнести предложение правильно. Например: «Собака кормит девочку»; «Мяч играет с Катей»; «Мама несет в воде ведро»; «Велосипед едет на мальчике»; «Света рисует картинкой карандаш».

2. Упражнение  «Кем (чем) был раньше?» Педагог, обращаясь к ребенку, задает вопрос: кем (чем) был раньше? Варианты слов: цыпленок (яйцом), хлеб (мукой), лошадь (жеребенком), шкаф (доской), корова (теленком), велосипед (железом), дуб (желудем), рубашка (тканью), рыба (икринкой), ботинки (кожей), яблоня (семечком), мама (девочкой), лягушка (головастиком), листок (почкой), бабочка (гусеницей), собака (щенком).

1

Декабрь

1

1.Упражнения на развитие двигательной памяти

- вспомни, как прыгает щенок за косточкой. Покажи!

- покажи машину, которая вынуждена затормозить у светофора.

- каким движением полицейский останавливает автомобиль?

- как бабушка поправляет очки.

- как кошка нежится на солнышке? Покажи.

2.Упражнение на словарный запас «Скажи коротко»

- остаться на зиму … (зимовать)

- остаться на ночь … (заночевать)

- мелкий дождь … (дождик)

- капля дождя … (дождинка)

- маленькая лошадка … (пони)

1

2

1.Упражнение на мышление «Назови одним словом»:

- окунь, карась, щука (рыба);

- трава, дерево, цветы (растения);

- волк, медведь, лиса (животные);

- чашка, тарелка (посуда);

- ботинки, туфли, сапоги (обувь);

- шапка, шляпа (головной убор);

- куртка, пальто (одежда);

- кукла, пирамидка (игрушки)

2.Графическая работа

1

3

1.Игра на развитие мышления и восприятия «Скажи наоборот». Игра с мячом. Ребенок должен назвать противоположное по значению слово. Примерные пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, красивый - безобразный, пустой - полный, худой - толстый, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый – мягкий, шершавый - гладкий.

2.Игра на внимание «Самый зоркий». Ребенок рассматривает картинки несколько секунд.  Затем картинки убирают, должен назвать предметы, которые запомнил.

1

4

1.Игра для развития памяти «Повтори и назови» Педагог сообщает, сейчас мы узнаем, кто больше запомнит и повторит названий разных животных. Я начинаю. Называю слово «лиса». Ребенок должен повторить мое слово и назвать свое. И так до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется.

2.«Разрезные картинки» Предлагается из разрезанных кусочков сложить одну картинку.

1

Январь

2

1.Упражнение на развитие мышления: «Закончи слово» Педагог произносит первые слоги, а ребенок заканчивает. Всего предлагается 10 слогов: «по», «ко», «за», «ми», «му», «до», «че», «ма», «ку», «зо».

2.Упражнение «Закончи узор»

1

3

1.Упражнение  на мышление «Придумай рифму».

 Например: часы – весы; шишка – мышка; ракета – планета; кошка – ложка; нога – рога; матрешка – картошка.

2.Упражнение «Разложи картинки». Картинки: природный и рукотворный мир. Предложить ребенку разложить картинки

1

4

1.Упражнение «Назови одним словом»
- чашка, ложка, тарелка, вилка;
- яблоко, груша, лимон, банан;
- голубь, павлин, утка, цапля;
- собака, корова, свинья, баран;
- ромашка, кукуруза, крапива, ландыш;
- зима, весна, лето, осень".

2.Упражнение на графомоторику

1

Февраль

1

1.Упражнениена развитие воображения «На что похожи наши ладошки». Предложить обвести карандашом собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

1

2

1.Упражнение «Найди сходство и отличия». 2 картинки: самолет и птица, предложить ребенку найти сходство и отличия

2. Упражнения на развитие тонкой моторики

- сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.

-руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой

1

3

1.Упражнение «Запомни и назови» Ребенку предлагают посмотреть и запомнить  картинки с изображением , затем убирают и просят назвать что он запомнил.

2.Упражнение «Закончи узор»

1

4

1.Повторение и заучивание пословиц

2.Упражнение «Разрезные каринки»

1

Март

1

1.Лото «Найди лишний предмет»

2.Упражнение на внимание «Назови деревья, растущие на нашем участке»

1

2

1.Дидактическая игра «Угадай профессию». Педагог показывает изображение предмета, ребенок должен назвать профессию человека, в труде которого, этот предмет используется.

2.Графическая работа

1

3

1.Упражнение на внимание. Расстановка предметов:

- на верхнюю полку поставь кубик, под ним - куклу, левее кубика поставь слона, правее - мишку и т. д.

2. 2.Упражнения на развитие моторики

1.Ребенок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняет движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.

2.Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (2-3 раза)

1

4

1.Упражнение «Звук заблудился». Педагог читает стихотворные строки, ребенок называет слово, которое звучит неправильно:

-жучка будку (булку) не доела, неохота, надоело;

-ехал дядя без жилета (билета), заплатил он штраф за это.

2.Упражнение «Закончи узор»

1

Апрель

1

1.Упражнение на развитие восприятия «Вкус и запах».

Задание 1. Представь лимон.

- какой он на вкус?

- вспомни, как он пахнет. Расскажи об этом.

- представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание 2. Нарисуй лимон.

Задание 3. Представь апельсин.

- какой он на вкус?

- вспомни, как пахнет апельсин. Расскажи об этом.

- какого цвета апельсин?

- представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?

Задание 4. Нарисуй апельсин.

Задание 5. Расскажи, чем отличается апельсин от лимона. Чем они похожи?

1

2

1.Упражнение на внимание «Бывает не бывает». Педагог характеризует материалы, если он называет свойства и качества материалов правильно, ребенок хлопает в ладоши, если неправильно – топает ногами.

2.Лото «Найди лишний предмет»

1

3

1.Упражнение на развитие памяти «Как это можно использовать?»  Найти наиболее большее число вариантов использования какого предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет. Ребенок называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указка, градусник для куклы и т.д.

2.Упражнение «Продолжи узор»

1

4

1.Упражнение на развитие мышления, моторики, воображения и словарного запаса «Разговор с руками».

 Обвести на листе силуэт ладоней. Затем предложить ребенку «оживить» ладошки – нарисовать им глазки, ротик, шляпы, причёски. Можно раскрасить определенным цветом каждый пальчик. После выполнения этой работы можно начать беседу с пальчиками, спросить: «Как вас зовут?» (может ребёнок придумает свои имена пальчикам), «Что вы любите делать?», «Чего вы не любите?», «Какие вы?». При этом необходимо подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислить что), но иногда не слушаются своего хозяина.

1

Май

1

1.Упражнение на развитие восприятия и воображения  «Дорисуй фигуры»

Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их. После этого пусть ребенок назовет фигуры.

2

1.Упражнение на развитие мышления «Подбери слово»

К указанному слову, предложить подобрать слово, которое будет логически с ним связано, и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка – часы, колесо - ? Стрелка – это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо – часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слова: велосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо.

2.Графическая работа

11

3

1.Упражнение на развитие моторики: выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы, медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному.

2.Словесная игра «Назови месяцы, времена года»

1

4

Диагностика

1

III. Организационный раздел

  1. Учебно-тематический план

Вид организованной образовательной деятельности

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество образовательных ситуаций в неделю

Длительность образовательных ситуаций

Форма организации образовательного процесса

Интегрированное:

развитие речи,

развитие мелкой моторики,

познавательное развитие

34

1

20

индивидуальная

подгрупповая

3.2. Список литературы:

1. Кузнецова, Е. В., Тихонова, И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий. / Е. В. Кузнецова [и др. ] – М.:ТЦ СФЕРА, 2004.

2. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. / Л. Н. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3 Теремкова, Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет. Ч 1. / Н. Э. Теремкова. – М.: «Гном и Д», 2006.

4. Яцель, О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. / О. С. Яцель. – М.: Гном и Д, 2005.

5.Столярова, А. А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.

6. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5 - 7 лет. Программа. Конспекты занятий: методические рекомендации;

7. Колесникова Е.В. От звука к букве.

Данная программа рассчитана на один год и реализуется на базе МАДОУ «Светлячок» с. Рыбушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие для детей средней группы по разделу программы "Развитие" "Ознакомление с художественой литературой и развитие речи"

Освоение действия замещения: выбор заместителей по заданному признаку (размер). Развитие умения пересказывать сказку, опираясь на заместителей....

Рабочая программа образовательной области «Чтение художественной литературы» в группе кратковременного пребывания

Программа образовательной области «Чтение художественной литературы» разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. ...

Контрольная работа по ТиМРР у детей Методика работы с художественной литературой в детском саду

Воспитательная функция литературы осуществляется  особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Произведения литературы способствуют развит...