«Нетрадиционные техники рисования применяемые в детском саду» (из опыта работы). Подготовила: Ахтямова О.А., воспитатель первой квалификационной категории
материал по коррекционной педагогике (средняя группа)

Ахтямова Ольга Анатольевна

«Нетрадиционные техники рисования применяемые в детском саду»

(из опыта работы).

 

 

 

 

Подготовила:

Ахтямова О.А.,

воспитатель первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023г.

 

Цель: ознакомление слушателей с опытом работы воспитателя по использованию нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

 

 «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

... Это правда! ну чего же тут скрывать?

Дети любят рисовать, очень любят рисовать!

на бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне...

Э. Успенский.

Детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. 

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми. Поэтому дети сами выбирают материалы для работы, технику.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Используя нетрадиционные техники рисования можно развить творческое начало ребёнка, его одарённость и креативность. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»

«Нетрадиционные техники рисования применяемые в детском саду»

(из опыта работы).

 

 

 

 

Подготовила:

Ахтямова О.А.,

воспитатель первой квалификационной категории

 

2023г.

 

Цель: ознакомление слушателей с опытом работы воспитателя по использованию нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

 

 «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

... Это правда! ну чего же тут скрывать?

Дети любят рисовать, очень любят рисовать!

на бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне...

Э. Успенский.

Детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста.  

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми. Поэтому дети сами выбирают материалы для работы, технику.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Используя нетрадиционные техники рисования можно развить творческое начало ребёнка, его одарённость и креативность. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества, как«боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Мои занятия импровизация и игра и очень важно, чтобы они стали устойчивым увлечением каждого ребенка. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что образно говоря в группе, разгорается настоящее пламя творчества.

Поэтому тему своего опыта и работы считаю актуальной и перспективной.

Цель работы:

     Целью работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи в работе с детьми:

•                               - Развивать воображение и творческие способности детей.

•                               - Обогащать и расширять художественный опыт детей.

•                               - Побуждать ребенка экспериментировать.

•                               - Поощрять и поддерживать творческие находки.

•                               - Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты мониторинга по изобразительной деятельности, и поняла, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками. Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций

И я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник, как на занятиях по рисованию, так и в самостоятельной художественной деятельности. Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие:

 А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»;

 И. А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»;

 Т. Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» ;

Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду»  я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

• Сформировать у детей технические навыки рисования.

• Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

• Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

Работая над данной темой, я старалась создать четкую систему приобщения детей дошкольного возраста к изобразительной деятельности. Моя задача заключалась в том, чтобы создать условия для развития художественной деятельности, заметить и поддержать к ней интерес ребенка. Приобщая детей к изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, следует поддержать инициативу ребенка, его стремление что-либо изобразить, предоставить право выбора материала, средств. Необходимо привлекать внимание детей и родителей к продуктам детского творчества. Внимательное отношение взрослых к детским работам способствует развитию у ребенка положительного самоощущения, стимулирует творческие проявления, порождает чувство гордости за достижения. Рисование с использованием нетрадиционных техник, пожалуй, самый интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами и с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения.

нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

•         от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

•         от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

•         от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

•         от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

•         от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

•         от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала с рисования ладошкой – это самый простой способ получения изображения. Посредине листа ребенок рисует ребром ладошки, или ладошкой, пальчиками. Макает в краску и отпечатывается на бумаге так, как необходимо для того рисунка, какой он изображает. Потом краска вытирается салфеткой. Детям очень нравится этот способ рисования. Мы рисовали: «Бабочек», «Цветы», «Солнышко», «Гусей- лебедей» и многое другое.

С удовольствием ребята освоили технику рисования пробками. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: «Букет для любимой мамы», «Золотую рыбку», «Виноград».

Учила детей рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Ёжики», «Зимняя природа», «Одуванчик»  

Интересно рисовать отпечатками листьев.  Собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываем краской, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным.

Очень понравилась детям техника – пластилинография. Это новая интересная техника работы с пластилином по созданию объёмных картин. Она доступна даже самым маленьким детям, что делает её всё более популярной. Рисование пластилином — вырабатывает усидчивость, аккуратность, сосредоточенность, развивает мелкую моторику рук. В этой технике нами было выполнено много работ по разным темам: «Фрукты и овощи», «Животные», «Зима».

Не менее интересной показалась нам и техника рисования ватной палочкой – пуантилизм. Ватные палочки, оказывается, можно использовать не только по их прямому назначению. С их помощью можно еще и рисовать, а в процессе творчества развивать детей. Этот метод очень прост. Нужно всего лишь макнуть ватную палочку в гуашь и сделать оттиск на бумаге. Можно придумать любой узор и методом «тычка» создать необычайно красивую картину. Дети очень любят этот метод рисования.

В младшем возрасте познакомились с техникой обрывной аппликации. Обрывная аппликация один из видов популярного детского творчества, похожий на мозаику. Ведь и там, и здесь картина постепенно складывается, как мозаика из множества маленьких кусочков – сегментов. Контур, нанесённый на картину фон, стараниями умелых пальчиков медленно превращается в яркую сюжетную картину.

Аппликация из комочков салфеток. Очень интересная техника - приклеивание к основе салфеточных комочков, с их помощь можно выложить любую картину. В этой технике нами было выполнено много интересных работ: «Цветы для милых мам», «Фрукты», «Герои сказок».

Пробовали мы и рисование манной крупой и цветной солью. Цветной песок или соль - это удивительный материал для создания картин, приятный на ощупь. Для создания песочных картин можно использовать клей ПВА и любую картинку или раскраску. В данных техниках тоже было выполнено множество работ.

Аппликация из ниток. Аппликации из ниток – еще один вариант детского творчества. Начав увлечение таким творчеством еще в детском саду, усложняя картинки и усовершенствовав технику, этот вид аппликации будет интересен даже в средней школе. Изобразить можно все, чего душа желает: птиц, зверей, насекомых, природу. Благодаря такой оригинальной технике котенок, например, может стать пушистым и мягким. Для работы можно использовать шаблоны или собственные рисунки. 

Аппликация из ладошек из цветной бумаги. Это увлекательное занятие для детей с самого раннего возраста. Поделки из ладошек получаются необычными, причём на разную тематику. А всего то нужно обвести ладошку на бумаге и вырезать её. А что делать дальше вам подскажет ваша фантазия.

Рисование смятой бумагой. Рисование мятой бумагой в детском саду — это новое, интересное, необычное занятие, которое способно максимально раскрыть творческие способности ребенка. Дети очень любят этот метод, поскольку он не требует никаких четких границ, линий, и можно рисовать так, как нравится, и то, что нравится. После ознакомления с таким видом рисования в садике дети с удовольствием продолжают использовать его дома. Такая техника отлично помогает детям развить свои творческие способности, она открывает простор для воображения, подталкивает к новым экспериментам. Все малыши любят пробовать что-то новое, проверить, как будет, если «сделать так», а «если по-другому». Вся их жизнь состоит из экспериментов, и это один из них.

Аппликация из ватных дисков. Ватные диски отличный материал для поделок: их можно использовать целиком или делить на части; из ватных дисков можно вырезать заготовки и делать много ярких интересных поделок. Ватные диски можно покрасить.

Совсем недавно познакомились с новой техникой рисования свечёй. Дети с большим удовольствием работали с необычным материалом. Очень увлеченно и с удивлением наблюдали, как же проявляется необычный «Морозный узор» на листе бумаги. Перед занятием я знакомила детей из какого материала состоит свеча (из водоотталкивающего) и почему при закрашивании краской, смешанной с водой наш узор не закрасился.

А впереди нас ждёт знакомство с новыми техниками рисования и с новыми открытиями!!!

Вывод

      В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром, о чем давно забыло большая часть взрослых.

     Результатом работы можно считать не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

     Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

  Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования, используемые в детском саду

Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее.Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищат...

Мастер-класс для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Тема: «Социализация дошкольников через игру. А что у Вас?» Подготовила :Ботнарчук А.И. воспитатель первой квалификационной категории, ГБДОУ №26

В материале показаны разные варианты педагогического  сопровождения сюжетно-ролевой игрры в зависимости от возраста детей дошкольного возраста в ДОУ.Содержит коммуникативные игры на социализацию....

План-конспект мастер -класса для воспитателей ДОУ по теме : «Нетрадиционные техники рисования пейзажей в детском саду.»

План-конспект мастер -класса для воспитателей ДОУ по теме : «Нетрадиционные техники рисования пейзажей в детском саду.»...

Использование нетрадиционной техники рисования "пуантилизм "в детском саду

Нетрадиционная техника рисования "пуантилизм " - рисование ватными палочками одной или несколькими...

нетрадиционные техники рисования(младшая группа детского сада)

рисование. нетрадиционные техники.младшая группа детского сада.штампы,пластилинография,пальчиковая техника,рисование ладонями,ниткография....

Нетрадиционная техника рисования пеной в детском саду

laquo;Нетрадиционная техника рисования пеной в детском саду» В настоящее время государство выдвигает особые требования к системе дошкольного образования, целью которого является воспитание твор...

«Нетрадиционные техники рисования применяемые в детском саду» (из опыта работы)»

Цель: ознакомление слушателей с опытом работы воспитателя по использованию нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.  «Нетра...