Использование интерактивной игры с детьми ОВЗ
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Наталья Александровна Король

Использование интерактивной игры с детьми ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование интерактивной игры «Перелетные птицы» с детьми ОВЗ

Введение

Социализация, обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду изначально заложено в стратегию развития инклюзивного образования. Приобщение «особых» воспитанников к основам культуры и цивилизации, обеспечение и включение их в общество, подготовка их к активному участию в социальной жизни - все это является основной целью работы с детьми в дошкольном учреждении. Для этого необходимо выполнение главного условия – участия детей с ограниченными возможностями здоровья в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности.

Интерактивная игра со старшими дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в детском саду является одной из эффективной форм работы.

В настоящее время подрастающее поколение живет в мире электронной культуры, поэтому применение информационных технологий будет способствовать более продуктивному процессу, повышая, развивая и укрепляя интерес детей к той или иной творческой работе, обсуждаемой теме, а так же развивая познавательную активность.

Информационные технологии в работе с дошкольниками понимается как использование не только компьютера, но и интерактивной доски, мультимедийного проектора, ноутбука, ровно как и телевизора, видеомагнитофона. Но все следует использовать постепенно, от легкого к сложному.

На сегодняшний день в старшем дошкольном возрасте в ходе реализации экологического воспитания и образования использование информационных технологий позволяет повысить интерес к проблемам экологии, к проблемам защиты и заботы о птицах в осенний и зимний периоды.

Экологическое образование - это новое направление дошкольной педагогики. Главная задача - научить детей любить и беречь природу, воспитывать защитников природы.

Экологическое воспитание является частью нравственного воспитания Оно формирует у детей с ограниченными возможностями здоровья правильное отношение к окружающему миру, к людям, природе и самому себе, что становится стержнем нравственного воспитания ребенка.

Для эффективной работы была разработана авторская интерактивная игра «Пернатые друзья» для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, благодаря которой, дети становятся не просто наблюдателями, а активными участниками процесса познания. Весь материал переводится в яркую, увлекательную игровую мультимедийную форму. На слайдах предлагаются познавательные наглядные материалы, помогающие детям в форме игрового путешествия прочно закрепить тему о перелетных птицах. С пособием можно организовать различные виды деятельности воспитанников: рассматривание наглядных материалов, отгадывание загадок, выполнение интерактивных заданий, участие в активных двигательных паузах. Воспитатель сопровождает изучение темы, задает вопросы, комментирует действия дошкольников, хвалит их за правильные ответы, подбадривает за активность, создает условия для познавательного интереса детей. Интерактивная игра позволяет проводить интересную работу по ознакомлению и закреплению материала по окружающему миром; позволяет решать задачи познавательного и речевого развития, а также разнообразить двигательную активность старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Основная цель интерактивной игры: способствовать экологическому воспитанию дошкольников через интерактивные формы работы.

Задачи:

-Закрепление представлений о перелётных птицах, их названий, признаках, питании и жизнедеятельности.

-Развитию наблюдательности, внимания, мышления, запоминания.

-Воспитание заботливого отношения к пернатым друзьям.

Оборудование: ноутбук, мышка, телевизор.

Примечание: руководить мышью может воспитатель или ребенок. В игре по ответам детей картинки (ответы) выплывают, моргают или исчезают.

Данную игру можно проводить как индивидуально, так и в паре или подгруппе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная часть

Введение в тему. Прилетел Воробей с посланием от пернатых друзей, попавшим в беду, сильный ветер мешает птицам улететь в далекие края. Нужно выполнить задания Ветра. Тогда он утихнет.

1 задание. Назови птиц, которых ты видишь. Опиши птиц. Как одним словом назвать этих птиц. Отгадай загадку и к нам прилетит еще одна птица. (Воробей). Правильно ли прилетел воробей к данным птицам? Почему?

2 задание. Какие птицы сидят ветках. Назови их. Найди лишнюю птицу. Почему? А какая птица еще может быть лишней? Отгадай загадку (Голубь).

Активная подвижная пауза.

Раз, два, три, в птиц превратились мы!

Птички, прыгают, летают, птицы зерна собирают.

Крылышки почистили, клювики почистили,

Полетели, полетели, на места свои все сели. (Дети имитируют движения)

3 задание. Покажи и назови перелетных птиц на слайде. А какая птица относится и к перелетным и к зимующим? (Утка).

4 задание. К нам прилетели пернатые друзья. Как же их зовут? Улетают ли они в теплые края? Отгадай загадку и к нам прилетит птица. Кто же она? (Скворец). Улетает ли скворец в теплые края?

5 Задание. Чем питаются птицы в холодное время года? Найди правильные ответы. (Сало, ягоды на деревьях, семечки).

6 Задание. Где обитают птицы осенью? Удали неверные ответы. (В квартире, в муравейнике).

7 Задание. Какую пользу приносят птицы людям? (Уничтожают насекомых-вредителей, являются переносчиками семян и растений, уничтожают погибших животных)

8 Задание. Как люди могут заботиться о птицах? (Мастерить и вывешивать кормушки, подкармливать птиц, мастерить скворечники и закреплять их вместе с родителями на деревьях, балконах, не пугать птиц, соблюдать правила поведения в лесу и парках).

Вывод из темы: Ребята, мы выполнили все задания Ветра. Теперь он стихнет и птицы могут легко отправиться на юг, теперь ими нет никаких преград. Посмотрите, вот они и полетели. (Слайд- птицы улетают в теплые края).

Заключение

Таким образом, интерактивное пособие помогает разнообразить методические приемы подачи материала для детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе образовательной и воспитательной деятельности по экологическому направлению.

Оно не предусматривает полную замену человека на компьютер, а как раз, наоборот, активное общение его с детьми, так как оно выступает вспомогательным средством подачи материала. С помощью интерактивной игры дошкольники погружаются в мир природы, они зрительно воспринимают, запоминают и воспроизводят материал. Использование интерактивных форм работы позволяет повысить познавательный интерес дошкольников к экологии, к окружающему их миру, к изучению и решению экологических проблем. Применение интерактивной игры в образовательной и воспитательной деятельности с дошкольниками является мощным обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды.

Список литературы

1. Гальцева С. Птицы. Энциклопедия для детского сада, 2020 г.

2. Логунова Е. Энциклопедия с развивающими заданиями для дошкольников. Птицы, 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская (с использованием интерактивной доски) с детьми средней группы детского сада «Солнышко» Тема: «Дымковская мастерская»

Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять  геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и ломаные линии, клетка, точки-горошины);- формировать умения работать с интерактивн...

Конспект образовательной деятельности с использованием интерактивной игры обучающей системы «Играй и развивайся» на тему «Поможем Петушку собрать фрукты» (овощи) в младшей группе

Конспект образовательной деятельности с использованием игрового компьютерного комплекса "Играй и развивайся" на тему "Поможем Петушку собрать фрукты" ...

Использование интерактивной игры в индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ

Данная публикация раскрывает опыт использования в работе мультимедийных презентаций в образовательной деятельности с детьми с ЗПР....

Использование интерактивной игры «Робомышь» в работе с детьми с ОВЗ

Для детей с ОВЗ предметно-практическое обучение (системно – деятельностный подход) имеет особое значение. Дети с речевыми нарушениями в большей степени нуждаются в том, чтобы занятия были интере...

Коррекционно - развивающая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи с использованием интерактивной игры

Оказание помощи педагогам ДОУ в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях...