«Психотерапевтические сказки в эмоционально-волевом развитии ребенка»
план-конспект по коррекционной педагогике

МАДОУ Детский сад №4  Золотая рыбка  Пионерского городского округа

Педагог-психолог Соколова Л. В.

В настоящее время большое внимание уделяется развитию эмоционального интеллекта. У родителей возникает много вопросов, касающихся развития воли малыша. Вашему вниманию предлагаются две психотерапевтические сказки: одна в качестве образца знакомства с эмоциями, а вторая – как пример развития воли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalno.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Психотерапевтические сказки в эмоционально-волевом развитии ребенка»

В настоящее время большое внимание уделяется развитию эмоционального интеллекта. У родителей возникает много вопросов, касающихся развития воли малыша. Вашему вниманию предлагаются две психотерапевтические сказки: одна в качестве образца знакомства с эмоциями, а вторая – как пример развития воли.

«Как инопланетянин Кео познакомился со злостью»/«Как инопланетянка Лия познакомилась со злостью»

Проблема.Неспособность контролировать проявления гнева, агрессивность ребенка. (В зависимости от пола малыша, меняется имя в названии сказки и корректируется содержание.)

Однажды, когда ты был совсем маленьким, на нашу Землю с далекой-далекой планеты Локос прилетел инопланетянин Кео. С виду он ничем не отличался от обычного мальчика. Странными могли показаться только его оранжевые глаза и ярко-красные волосы. Но кого этим сейчас удивишь!

Ранним летним утром он приземлился в городском парке. Приятно пахли цветы, порхали бабочки и пели птицы. В парке было пустынно, и только мальчик Мирон катался на любимом скейтборде.(Если сказка предназначена девочке, то инопланетянку зовут Лия, и подружилась она с девочкой Миланьей.) Они познакомились и стали неразлучными друзьями. Кео очень повезло, потому что Мирон подробно рассказывал ему о своей планете. Многому научил Кео и сам немало узнал о Локосе и его жителях. Например, локосянцы были умными, спокойными и вежливыми. А еще очень любили летать на космических кораблях и узнавать что-то новое. Поэтому Кео и отправился на Землю. Ему так хотелось познакомиться с далекой планетой и рассказать о ней родителям.

Для того чтобы обучение Кео проходило быстрее, они с Мироном дни напролет проводили вместе. Особенно нравилось инопланетянину ходить с мальчиком в детский сад, играть с ребятами, слушать рассказы воспитательницы Марии Сергеевны, рисовать и делать поделки. Каждый вечер Кео возвращался на свой корабль, спрятанный в парке, чтобы отдохнуть. А с рассветом он уже был у Мирона.

Наступила зима, и выпал первый снег. Ребята обрадовались – они знали, что скоро можно будет лепить снеговика, играть в снежки, но самое главное – кататься с ледяной горки. Кео очень удивился, ведь снег увидел впервые. Что такое холод, он тоже раньше не знал. На Локосе всегда было тепло. Но в особенный восторг привела его надувная ватрушка. (Можно поменять на то, что больше нравится ребенку, например, санки или ледянку.)

«Похоже на полет на корабле, прямо дух захватывает», – подумал инопланетянин, скатившись с горки в первый раз. И поспешил обратно. Кео не составило труда быстрее всех взобраться на гору. Даже маленькие локосянцы были очень сильными, ловкими и быстрыми.

Не пущу. Мы катаемся по очереди, – преградил ему путь мальчик Стёпа. (Если сказка предназначена девочке, то Света.)

Кео почувствовал, как внутри все колотится, как будто сейчас закипит. Глаза его покраснели, лицо горело, а руки сами собой сжались в кулаки. Он резко оттолкнул Стёпу. Инопланетный гость не рассчитал силы, и мальчик упал на снег. Ребята замерли. Все с осуждением смотрели на Кео. В том числе и его лучший друг Мирон.

В тот день с ним никто не хотел играть и даже разговаривать.

По дороге домой он спросил у Мирона:

Что случилось? Почему ребята не хотят даже говорить со мной?

Ты обидел Стёпу, – грустно ответил Мирон. – Поэтому никто и не хочет играть с тобой. Не очень приятно играть с тем, кто может толкнуть или ударить. Особенно если он сильнее. Еще у нас принято просить прощения, если ты кого-нибудь обидел.

Сам не пойму, как это получилось… Я почувствовал, как сильно бьется сердце, как сжимаются кулаки. Мне захотелось топать ногами и махать руками!

Это злость, – закивал головой Мирон. – Ты разозлился и начал драться, а значит, разрешил злости победить тебя. Если ты и дальше будешь ей подчиняться, то в конце концов останешься один. Потому что люди станут сторониться тебя. Не захотят разговаривать и играть.

Что же делать? – забеспокоился Кео.

Учиться управлять своими чувствами. Победить злость. Когда-то мама с папой научили меня этому. Могу и тебя научить.

И Мирон рассказал Кео, что когда он злится, ему надо сразу же отойти в сторону от людей и«прогнать» злость. Можно высоко попрыгать, побегать или даже просто погулять одному. Потом вспомнить что-то приятное, например о своей планете или родителях. Если злость сильная, то понадобится еще вспомнить, как ты раньше играл или разговаривал с тем, на кого сейчас злишься. Если злость все равно не сдается, то можно попросить взрослых почитать интересную книгу или посмотреть веселый мультфильм. И секретное оружие, против которого злость точно не устоит: спеть и станцевать «Танец маленьких утят». (Можно поменять на любимую песню или танец малыша. Ребенка старше пяти лет спрашиваем: «Как еще помочь Кео?». Или даже предлагаем придумать ритуал избавления от злости самому.)

Мирон предупредил Кео: чтобы победить злость, придется не раз использовать один или несколько таких приемов. С каждым разом злость будет слабеть и станет приходить все реже. Но даже если заглянет, с ней нетрудно справиться.

Кео было достаточно вспомнить о родителях, как ему стало приятно и хорошо. Он решил, что больше не будет никого толкать и завтра попросит прощения у Стёпы за свое поведение. И обязательно победит злость. От этой мысли ему захотелось петь и лицо расплылось в улыбке.

Он поделился своими чувствами с другом.

А это уже радость, Кео, – ответил Мирон и улыбнулся.

Но это уже совсем другая история. Расскажу тебе ее в другой раз.

Ритуалы.Знакомим ребенка с приемами преодоления гнева и выбираем подходящие именно для него.

  • Переключение внимания и физическая активность (бег, прыжки, прогулка).
  • Прекращение на какое-то время общения с человеком, который вызывает злость.
  • Воспоминание о приятном.
  • Развлечение (книга, мультфильм, новые впечатления).
  • Танец, стихотворение или песня.

Вопросы

  • Кто такой Кео? Расскажи о нем и о его планете.
  • А кто такой Мирон? В сказке про него мало сказано. Как думаешь, какой у него характер? Что он любит делать?
  • Что случилось с Кео на ледяной горке?
  • Как называется чувство, которое он испытывал? Опиши его. А ты испытывал такое чувство?
  • Чему научил Кео Мирон? Что тебе понравилось больше всего?
  • Что бы ты еще предложил Кео?
  • Как ты думаешь, Кео победил злость?

«Приключения Мирона / Миланьи на планете Непослушания»

Проблема.Трудности волевой регуляции поведения, неусидчивость и невнимательность ребенка старше пяти лет. (В зависимости от пола ребенка, меняется имя в названии сказки и корректируется содержание.)

Ранней весной, когда на деревьях едва показались маленькие зеленые листочки, инопланетянин Кео, который прилетел на Землю с далекой планеты Локос и познакомился здесь с мальчиком Мироном, вдруг исчез. (Если сказка предназначена девочке, то главную героиню зовут Миланья, а инопланетянку – Лия.) Мирон проснулся ранним утром от яркого солнца и был удивлен, что Кео нет около его кровати, где он обычно ждал пробуждения мальчика.

Они были лучшими друзьями. Мирон много рассказывал Кео о нашей планете, учил, как и что делают на Земле, немало узнал о Локосе и его жителях. Каждый вечер Кео возвращался на свой корабль, спрятанный в парке. (Если ребенок знаком с предыдущей сказкой, то оставляем только первый абзац.)

На столе Мирон нашел записку от Кео:

«Приходит время, и все маленькие локосянцы попадают на планету Непослушания. На ней их ждут серьезные испытания. Трудности помогают им стать внимательными, трудолюбивыми и усидчивыми, после чего они возвращаются домой. Но если им не удается успешно пройти испытания, то локосянцы навсегда остаются на опасной планете.

Настало время и мне отправиться туда. Скоро меня заберут посланцы с планеты Непослушания.

Если через три дня я не вернусь, значит, испытания я не прошел и должен остаться. Помочь мне покинуть планету сможешь только ты. Мой космический корабль остался в парковой аллее, спрятан под березовыми ветками. Долететь на нем до планеты Непослушания поможет тебе мой робот Волин, который находится на корабле.

Посланцы планеты Непослушания уже идут за мной, я слышу их шаги.

П…».

Мирон понял, что Кео даже не успел дописать «Пока» или «Прощай». И мальчик поспешил в парк.

По пути на планету Непослушания робот Волин рассказал Мирону, что его друг может быть в одной из трех стран этой планеты: в Хотеляндии, Нежелахии или на острове Непоседкино. (Названия стран могут отражать трудности ребенка, например, страна Невнимания или Огрызания.)

Полет прошел незаметно. Космос был очень красивым, сияли бесчисленные звезды.

И вот Мирон прибыл на планету Непослушания. Он приземлился в стране Хотеляндии, жители которой любили есть, пить, играть, гулять, разговаривать, смотреть мультики. И все это хотели делать одновременно.Так не получалось, поэтому жители очень расстраивались. Грустные хотеляндцы хотели одновременно получить новую игрушку и съесть мороженое, играть на барабанах и рассматривать картинки в книгах. И все время повторяли «Хочу, хочу, хочу…».

Мирон почувствовал, что тоже захотел делать все любимые дела сразу: есть пирожные «Картошка» и смотреть «Смешариков», кататься на скейтборде и собирать пазлы. (Можно поменять на любимые дела вашего ребенка. – Авт.) Он совсем забыл про Кео и каждый день пробовал делать все одновременно. Ничего не получалось, и мальчик расстраивался все сильнее.

Однажды, проходя мимо маленького локосянца, он внезапно вспомнил про друга.

«Мне нужно сначала спасти Кео, – подумал Мирон. – Это самое важное дело. Потом вернуться домой – меня наверняка заждались родители. А все остальное не так важно. А значит, это можно делать по очереди. Я больше всего люблю кататься на скейте, поэтому, как вернусь домой, обязательно схожу в парк. Вот чего я действительно хочу».

Только Мирон так подумал, как оказался в стране Нежелахии. Ее народ был очень ленивым. Целыми днями жители ничего не делали и просто лежали где придется: иногда им было лень даже до кровати дойти. Сильное нежелание овладело и мальчиком.

«Зачем вообще что-то делать? Это обязанность взрослых – заботиться обо всем и о детях. Дома обо мне заботились мама с папой. И тут наверняка кто-нибудь сделает все за меня, – размышлял он. – Нет, ни за что ничего не буду делать».

Мирон не хотел даже произносить это вслух: зачем голос напрягать?

Через неделю во сне он увидел Кео, который просил его прекратить лениться, иначе он навсегда останется в Нежелахии.

Мирон вскочил с кровати, схватил веник с совком и начал подметать. Так Кео посоветовал ему преодолевать нежелание и лень. Сначала очень не хотелось этого делать, но скоро Мирону даже понравилось подметать. Вокруг становилось все чище. А когда мальчик взял тряпку, чтобы протереть пыль, то вмиг очутился на острове с высокими деревьями, которые были немного похожи на елки и еще чуть-чуть на пальмы.

«Это остров Непоседкино!» – догадался Мирон.

Жители острова и минуты не могли усидеть на месте. Брались за одно дело, не доводили его до конца и тут же принимались за другое. В результате они ничего не знали и не умели.

Среди них Мирон увидел Кео. Он садился читать, но быстро бросал это дело и шел кататься на велосипеде, а через пять минут уже играл с другими детьми на улице. Но и это ему быстро надоедало.

Мирон знал, как помочь другу. Он предложил Кео потанцевать под его любимую быструю мелодию. Потом следовало глубоко вдохнуть, выдохнуть и сесть разгадывать головоломку. Мирон знал, что для решения такой сложной задачи требуется много времени, терпение и усидчивость. (Ребенка можно спросить: «Как еще помочь Кео?» или предложить придумать способ преодоления неусидчивости самому.) Он был уверен, что у друга это получится, и оказался прав. Кео удалось преодолеть свою неусидчивость.

Мальчики вернулись на Землю и часто напоминали друг другу о своих приключениях.

Хочешь обратно в Нежелахию?– подмигивал Кео, когда Мирон ленился чистить зубы. И мальчик тут же шел в ванную.

Может, тебе слетать в Непоседкино?– посмеивался Мирон, когда инопланетянин хотел бросить начатое дело и пойти играть. И Кео доводил начатое до конца.

Друзей ожидало еще много интересных приключений, прежде чем Кео вернулся обратно на планету Локос.

Ритуалы.Следует познакомить ребенка с приемами развития воли и вместе выбрать подходящие именно ему:

  • Каждый день выбирать одно главное дело и откладывать на время все остальные.
  • Ежедневно делать одно доброе дело и помогать родителям.
  • Заниматься по 20–30 минут в день занятиями, которые требуют усидчивости (настольные игры, головоломки, задания на развитие внимания и памяти).
  • Придумать ритуал выплескивания энергии и подготовки к неприятным или нелюбимым занятиям. Например, потанцевать под энергичную музыку, после чего медленно подышать и приступить к работе.
  • Напоминать ребенку про опасные страны, когда он ведет себя соответствующе. Например: «Ты хочешь попасть в страну Хотеляндию и остаться там навсегда?».

Вопросы

  • Кто такие Мирон и Кео? Расскажи о них подробнее.
  • Почему Кео исчез?
  • Какие испытания преодолевал Мирон?
  • Как ты думаешь, путешествие в какую страну было для него самым трудным?А для Кео?Почему?
  • Что помогло им преодолевать испытания в Хотеляндии, Нежелахии и на острове Непоседкино?
  • Какими еще способами они могли успешно пройти эти трудности?
  • Испытания в какой стране трудно бы дались тебе? Что тебе нужно, чтобы справиться с ними?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Сказка, ее роль в развитии ребенка"

Консультация для родителей. Краткий обзор взглядов на сказку. Читать сказки или отказаться от них, учить и воспитывать ребенка лишь на основе реальных событий и фактов?Ответ на вопрос, чему же учит ск...

Проект «Роль сказки в воспитании и развитии ребенка»

МБДОУ "Детский сад №1" пос. Палатка        «Роль сказки в воспитании иразвитии ребенка»      Разработчик проекта: Бырса Тать...

Самообразование воспитателя на тему: «Сказка – источник творчества в развитии ребенка».

Цель:Воспитание и развитие детей через сказки с использованием музыкального, театрального и изобразительного искусства.Задачи:o Подбор литературы по данной теме;o Определить уровень знаний у...

консультация для родителей "Роль сказки в воспитании и развитии ребенка"

Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании ребенка. дать рекомендации, создать атмосферу эмоционального комфорта. взаимопонимания...

Развитие эмоционально-волевой сферы у ребенка с интеллектуальными нарушениями в процессе продуктивной деятельности

Развитие эмоционально-волевой сферы у ребенка с интеллектуальными нарушениями в процессе продуктивной деятельности...